Дополнительная образовательная программа "Мир головоломок" смарт - тренинг для дошкольников
рабочая программа (старшая группа)
Здесь можно найти дополнительную образовательную программу "Мир головоломок"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 198.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………..........................3
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………...3
1.2. Актуальность программы…………………………………………………………..3
1.3. Адресат программы……………………………………………………………… 3
1.4. Возрастные особенности …………………………..……3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Обьем и срок освоения программы --------------------------------------------------------4
2.2. Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы… 4
2.3. Цель и задачи------------------------------------------------------------------------------------8
2.4. Принципы отбора содержание программы------------------------------------------------9
2.5. Методы программы «Мир головоломок»-------------------------------------------------9
2.6. Планируемые результаты---------------------------------------------------------------------10
3
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-технические условия………………………………………………… 13
3.2. Список литературы --------------------………………………………………………… 13
3.3. Интернет ресурсы ……………………………………………………………………..13
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир головоломок» нацелена на развитие у дошкольников логического мышления. Программа составлена на основе методических рекомендаций И.И. Казуниной «Мир головоломок. Смарт тренинг для дошкольников», рекомендованной Министерством просвещения РФ.
1.2. Актуальность программы
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.
Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом.
Педагогическая целесообразность программы позволяет детям решать головоломки, которые не являются ни чрезмерно сложными, не слишком простыми и каждому ребёнку обеспечивается возможность работать в собственном темпе, ему даётся достаточное время для приобретения необходимых знаний и навыков, прежде чем он приступит к следующему этапу решений головоломок.
Игровой набор «Мир Головоломок» развивает у детей творческие и интеллектуальные способности через игры-головоломки, а также знакомит дошкольников с разными видами головоломок, учит способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм. Развивает у дошкольников различные познавательные психические процессы (память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание и пр.), помогает дошкольникам овладеть экспериментально-поисковой, конструктивной и математической деятельностью. Также учит понимать инструкцию и применять ее в решении головоломок, развивать элементы логического мышления, наглядно-образное мышление, целостное зрительное восприятие, воображение, ориентировку в пространстве, познавательный интерес, произвольное внимание, воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
1.3. Адресат программы
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет. Субъектами реализации программы являются мальчики и девочки 5-6 лет.
1.4. Возрастные особенности
В дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. У детей происходит активное развитие мелкой моторики и логического мышления. Познавательные интересы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Начинают формироваться общие категории мышления. Продолжают развиваться и такие свойства внимания, как распределение и переключение. Подобные возрастные изменения характерны и для такого психического процесса, как память. Дети в состоянии воспроизвести полученные знания, впечатления даже через достаточно длительный промежуток времени. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.
2 Содержательный
2. 1. Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 36 недель, 2 раза в неделю, в год 72 часа.
Форма обучения - очная.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Режим занятий.
Занятия проводятся согласно расписанию, в год 72 часа, 2 раза в неделю продолжительностью 1 час. Продолжительность академического часа 25 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических, умений и навыков.
2.2. Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Мир головоломок»
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема | Количество часов | |
Сентябрь | ||
1 | Вводное занятие. «История головоломок» | 1 |
2. | Знакомство с набором «Мир головоломок» | 1 |
3. | Знакомство с игрой – головоломкой «Складушки» | 1 |
4. | Игра – головоломка «Горка», «Цветы» (первый уровень сложности) | 1 |
5. | Игра – головоломка «Паровозик», «Лесенка» (первый уровень сложности) | 1 |
6. | Игра – головоломка «Колобок», «Мячи» (второй уровень сложности) | 1 |
7. | Игра – головоломка «Тарелки», (второй уровень сложности) | 1 |
8. | Игра – головоломка «Светофор» (второй уровень сложности) | 1 |
Октябрь | ||
1. | Игра – головоломка «Узнай, расскажи, сложи» ( третий уровень сложности) | 1 |
2. | Игры – соревнования «Кто быстрее соберет», «Чья команда первая?» | 1 |
3. | Развлечение «Волшебный мир «Складушек» | 1 |
4. | Знакомство с игрой – головоломкой «Слагалица» | 1 |
5. | Игра – головоломка «Домик», «Ракета» ( первый уровень сложности) | 1 |
6. | Игра – головоломка «Домик», «Ракета» и другие по желанию» ( первый уровень сложности) | 1 |
7. | Игра – головоломка «Самолет», «Самолетик» » ( первый уровень сложности) | 1 |
8. | Игра – головоломка «Самолет», «Домик» » ( первый уровень сложности) | 1 |
Ноябрь | ||
1. | Игра – головоломка «Дом», «Краб» (второй уровень сложности) | 1 |
2. | Игра – головоломка «Дерево», «Замок» ( первый уровень сложности) | 1 |
3. | Игра – головоломка «Хоровод», «Воздушный змей» ( второй- третий уровень сложности) | 1 |
4. | Игра – головоломка «Рубашка», «Сумка» » ( второй- третий уровень сложности) | 1 |
5. | Соревнование между детьми, между парами, между командами. | 1 |
6. | Игра – головоломка «Разводные мосты» ( второй уровень сложности) | 1 |
7. | Игры – головоломки по желанию | 1 |
8. | Праздник головоломок" (с использованием игр – головоломок «Складушки», «Слагалица») | 1 |
Декабрь | ||
1. | Игра – головоломка «Горка», «Цветы» | 1 |
2. | Игра – головоломка «Светофор», «Тарелки», «Колобок» | 1 |
3. | Игра – головоломка «Рубашка», «Сумка» | 1 |
4. | Игра – головоломка «Самолет», «Самолетик» | 1 |
5. | Игра – головоломка «Жаворонок», «Кошка» | 1 |
6. | Игра – головоломка «Хоровод», «Воздушный змей» | 1 |
7. | Игра – головоломка «Узнай, расскажи, сложи» | 1 |
8. | Развлечение «Волшебный мир загадок» и использование игр- головоломок «Складушки», «Слагалица» | 1 |
Январь | ||
1. | Знакомство с головоломкой «Репка» | 1 |
2. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери» ( первый уровень сложности) | 1 |
3. | Игра – головоломка «Киска», «Рубашка» 3А (первый уровень сложности) | 1 |
4. | Соревнование между детьми, между парами, между командами. | 1 |
5. | Игра – головоломка «Куртка», «Киска» ( второй уровень сложности) | 1 |
6. | Игра – головоломка «Рыбка», «Утенок» (второй уровень сложности) | 1 |
Февраль | ||
1. | Игра – головоломка «Рыбка», «Утенок», «Маска животного» ( второй уровень сложности) | 1 |
2. | Игра – головоломка «Киска», «Рубашка», «Грузовик» ( второй уровень сложности) | 1 |
3. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник» ( второй уровень сложности) | 1 |
4. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Киска» | 1 |
5. | Игра – головоломка «Куртка», «Киска», «Лебедь» | 1 |
6. | Игра – головоломка «Узнай, расскажи, сложи» | 1 |
7. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Ворота» 19 А | 1 |
8. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Киска», «Грузовик» | 1 |
Март | ||
1. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Ворота» 19 А, «Ракета» | 1 |
2. | Игра – головоломка «Жаворонок», «Кошка», «Маска», «Слон» | 1 |
3. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Киска», «Грузовик», «Человек», «Репка» | |
4. | Соревнование между детьми, между парами, между командами. | 1 |
5. | Игра – головоломка «Рыбка», «Утенок», «Маска», «Слон» (второй уровень сложности) | 1 |
6. | Игра – головоломка «Узнай, расскажи, сложи», «Ель», «Репка» (втророй – третий уровень сложности) | 1 |
7. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Ворота» 19 А, «Ракета», «Рыбка», «Утенок» (второй уровень сложности) | 1 |
8. | КВН по правилам дорожного движения с использованием игр – головоломок «Складушки», «Слагалица» | 1 |
Апрель | ||
1. | Игра – головоломка «Разводные мосты» ( второй уровень сложности) | 1 |
2. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Ворота» 19 А, «Ракета», «Рыбка», «Утенок» (второй уровень сложности) | 1 |
3. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Ворота» 19 А, «Ракета» | 1 |
4. | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Ворота» 19 А | 1 |
5. | Соревнование между детьми, между парами, между командами. | 1 |
6. | Игры – головоломки по желанию детей, используя разный уровень сложности | 1 |
7. | Игры – головоломки по желанию детей, используя разный уровень сложности с помощью головоломок «Складушки», «Слагалица», «Репка» | 1 |
8. | Развлечение «День космонавтики» с использованием набора «Мир головоломок» | |
Май | ||
1 | Игры – головоломки по желанию детей, используя разный уровень сложности с помощью головоломок «Складушки», «Слагалица», «Репка» | 1 |
2 | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Ворота» 19 А, «Ракета», «Рыбка», «Утенок» (второй уровень сложности) | 1 |
3 | Игра – головоломка «Рассмотри. Назови. Собери», «Заварной чайник», «Рыбка», «Киска». | 1 |
4 | Свободная самостоятельная деятельность детей с головоломкой без схем | 1 |
5 | Игры – головоломки по желанию детей | 1 |
6 | Свободная самостоятельная деятельность детей с головоломкой без схем | 1 |
7 | Мониторинг | 1 |
8 | Итоговое развлечение «Волшебный мир головоломок» | 1 |
72 часа в год | ||
Педагогическая целесообразность программы
Программа позволяет детям решать головоломки, которые не являются ни чрезмерно сложными, не слишком простыми и каждому ребёнку обеспечивается возможность работать в собственном темпе, ему даётся достаточное время для приобретения необходимых знаний и навыков, прежде чем он приступит к следующему этапу решений головоломок.
2.3. Цель: развитие творческих умственных способностей с помощью игр-головоломок.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
- Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
- Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
Развивающие:
- Развитие мышления, памяти, внимания.
- Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.
- Создание условий с использованием здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для развития личности ребенка.
Воспитательные:
Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка.
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Воспитывать понятия о своей малой Родине и стране.
2.4. Принципы отбора содержания программы «Мир головоломок»:
- Принцип активной позиции ребёнка. Не делать задания за ребёнка, не давать готовых ответов, а подводить к решению с помощью различных приёмов и вопросов.
- Принцип системности и регулярности использования игр-головоломок. Головоломки применяются в определённой порядке: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному.
- Принцип индивидуального подхода к ребёнку. Подбор заданий с учётом не только возрастных особенностей детей, но и индивидуальных способностей каждого ребёнка.
- Принцип использования адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- Принцип наглядности. Ребенку легче воспринимать материал, опираясь на иллюстрации, схемы, объекты.
- Принцип интеграции. Процесс обучения головоломкам будет более эффективным, если их включать в различные образовательные области.
- Принцип успешности. Чтобы ребёнку нравилось решать головоломки, он должен почувствовать себя успешным в этом деле.
- Принцип вариативности, новизны. На базе одной головоломки можно давать различные варианты заданий.
- Принцип поддержки инициативы детей в решении головоломок. Не следует критиковать ребёнка за неправильную попытку решения задания, рекомендуется избегать негативной оценки его работы.
2.5. Методы программы «Мир головоломок»:
Наглядный. Педагог направляет восприятие ребёнка на выделение в объектах основных, существенных признаков, частей, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и их частями. Примеры: наблюдение, показ иллюстраций, схем, образца
Словесный. Педагог посредством слова, обращённого к детям, объясняет, закрепляет, активизирует в речи обучающий материал. К ним относятся объяснение, беседа, рассказ, инструктаж.
Практический. Способ приобретения знаний детьми самостоятельно, по определённому плану, заданному педагогом, а также формирование практических умений и навыков. Примеры: упражнение, работа по образцу, схеме, моделирование.
Игровой. Способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил).
2.6. Планируемые результаты программы «Мир голволомок»
Целевые ориентиры на этапе завершения смарт-тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Дети могут:
- знать разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;
- овладеть способами и правилами решения головоломок;
- использовать алгоритм при решении головоломок;
- понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок;
- владеть элементами логического, наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображением;
- ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Механизм оценивания образовательных результатов программы «Мир головоломок» для старшей группы включает мониторинг усвоения детьми операций логического мышления и открытые занятия, развлечения, совместные занятия.
Критерии оценки:
Высокий уровень.
Ребёнок знает и называет разные виды головоломок, проявляет к ним интерес. Систематически применяет усвоенные способы для решения головоломок, чётко соблюдая необходимую последовательность действий. Понимает заданную инструкцию и применяет её в решении головоломок. Ориентируется в схеме без помощи взрослого. При решении головоломок анализирует схему, делает умозаключения, предположения, проверяя их в практической деятельности. Самостоятельно находит творческие конструктивные решения.
Средний уровень.
Ребёнок проявляет интерес к головоломкам, но испытывает затруднения в назывании некоторых из них. Испытывает затруднения в применении способов решения головоломок, чаще не учитывает последовательность действий, прибегает к помощи взрослого или сверстников.
Низкий уровень.
Ребёнок испытывает затруднения в назывании головоломок, интерес к головоломкам неустойчивый. Решает головоломки при непосредственной помощи взрослого. Не всегда понимает предложенную инструкцию, не ориентируется в схеме.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мир головоломок»
Форма обучения (очная).
Рекомендуемый режим занятий
Возраст обучающихся ( 5- 6 лет).
Принципы формирования групп (формирование групп из детей, занимающихся на разных уровнях сложности программы)
Возможность организации обучения по индивидуальным учебным планам для разных целевых групп
Сотрудничество с другими учреждениями (при реализации программы в сетевой форме).
Формы организации образовательного процесса (групповая, индивидуальная).
Образовательные технологии, приёмы и методы, используемые для обеспечения успешности освоения программы, в том числе дистанционные технологии.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-технические условия:
1. столы — 10 шт.
2. стеллаж для хранения дидактического материала — 1 шт.
3. ноутбук — 1 шт.
4. проектор — 1 шт.
5. мультимедийный экран — 1 шт.
6. игровой набор «Мир головоломок» — 5 шт
Для дидактического обеспечения реализации программы «Мир головоломок» используют различные материалы, среди которых:
Дидактические карточки, таблицы, схемы, алгоритмы, картинки для составления задач, наглядные пособия, пазлы.
разных видов: устные (загадки, шарады), с предметами (головоломки со спичками, монетами, карточные), механические , печатные (кроссворды, ребусы)
Логико-математические игры
Развивающие игры
Раздаточный материал для детей: цветные карандаши, тетради с заданиями, листы бумаги, счётные палочки.
Мультимедийное оборудование (ноутбук, телевизор)
Кроме того, для программы создают разработки вопросов и заданий для устного опроса, бесед, конспектов открытых занятий, тестов, практических заданий, упражнений.
Для реализации программы «Мир головоломок» необходимы следующие кадры: педагог-психолог, учитель-логопед и воспитатели возрастных групп.
Методическое обеспечение программы «Мир головоломок» для старшей группы
Игра-головоломка «СКЛАДУШКИ»
Головоломка «Складушки» представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета.
Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы и (или) стороны совпали по цвету. Головоломка «Складушки» имеет три уровня сложности, отмеченные на карточках звездочками. В игре можно использовать одновременно несколько наборов головоломки. В этом случае целесообразно промаркировать фишки каждого набора с обратной стороны.
Игра-головоломка «СЛАГАЛИЦА»
Головоломка «Слагалица» состоит из 7 геометрических фигур, уложенных в коробочку. Площадь каждой фигуры соответственно составляет 1,2,3,4,5,6 и 8условных квадратных единий (квадратиков). Общая площадь всех элементов 28 квадратиков. В некоторых заданиях коробочка может использоваться как элемент игры. Суть игры – составление жанровых картинок, фигур по заданным силуэтам или составление фигур с заданными свойствами. В комплект входят карточкитрех видов и трех уровней сложности. В некоторых случаях игроку необходимо из предложенных 7 геометрических фигур выбрать необходимые (при создании образа могут быть задействованы не все детали головоломки) и сложить из них предложенный образ. Карточки можно использовать во время проведения игр-соревнований (индивидуальных, командных), например: «Кто быстрее соберет», «Кто больше придумает жанровых картинок» Используя игры-головоломки с детьми дошкольного возраста организовать наблюдения за окружающим миром, читать художественную литературу, рассматривать иллюстрации книг и энциклопедий, просматривать мультфильмы и обязательно разговаривать с детьми, обсуждать и ними увиденное, услышанное.
Игра-головоломка «РЕПКА»
Знакомство с данной головоломкой можно начать с 5 лет. Головоломка «Репка» представляет собой набор из 12 деревянных игровых элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку. Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, путем соотнесения с изображением на карточке, путем подбора недостающих элементов, а также решение головоломки – составление образа по сплошной заливке.
3.2. Список литературы
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991 – 187 с. .
И.И. Казунина «Образовательный модуль «Мир головоломок» Смарт-тренинг для дошкольников» методические рекомендации. Москва 2021, ВОО «Воспитатели России»
2. И.И. Казунина «Мир головоломок» смарт – тренинг для дошкольников». Дополнительная общеобразовательная программа. Москва 2024 – 223с.
3. Кордемский, Б.А. Математические завлекалки [Текст] / Б.А. Кордемский. – М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование», 2005. – 512 с.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 384 с.
5. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. – М. : «Просвещение», 1990. – 96 с.
8. Игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК». Смарт-тренинг для дошкольников / под общ. Ред. И. И. Казуниной и Е. Ю. Соловей. – Самара: ООО «НТЦ», 2021. – 34 с.
9. Игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК. ПУГОВИЦЫ». Смарт-тренинг для дошкольников / под общ. Ред. И. И. Казуниной и Е. Ю. Соловей. – Москва: ООО Издательство «Линка-Пресс», 2022. – 96 с.
Для родителей программы «Мир головоломок» могут быть полезны психолого-педагогические рекомендации по обучению детей играм-головоломкам. ds-aistyonok-roslavl-r66.gosweb.gosuslugi.ru
3.3. Интернет – ресурсы
1. Головоломки для дошкольников в картинках с ответами (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://logiclike.com/golovolomki/doshkolniki-4-6-let
2. Детские развивающие игры онлайн (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://www.igraemsa.ru/?utm_source=zen&utm_medium=schoolattestation
3. Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. Электронное издание. – Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (30,2Mb).-Текст:_электронный. – Режим доступа: https://r1.nubex.ru/s5241- f5d/f2121_af/Казунина%20И.И._%20Мир%20головоломок.pdf 4
4. Логическая головоломка красноухова. – Режим доступа: https://razvivalo4ki.ru/logicheskaya-golovolomka-krasnouhova-skladushki/
5. Развивающие занятия и тренировки для детей от двух до одиннадцати лет (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://iqsha.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Преодоление ОНР у дошкольников" (по Н.С. Жуковой)
Программа дополнительного образования детей, разработана на основе пособия "ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников" под редакцией Н.С. Жуковой, Н.Е. Мастюковой, Т.Б. ...

«Результативность применения дополнительных образовательных программ в математическом образовании дошкольников» 2020 г.
Выступление воспитателя МБДОУ детского сада №2 «Сказка»в рамках районного постоянно - действующего семинара педагогов ДОУЗавгородней Оксаны Владимировны 24 марта 2020 г. (пр. №177 от ...

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников "Юный эколог"
Содержание ПРОГРАММыПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬРАЗДЕЛ 1Пояснительная записка41.1.Актуальность проблемы.4-51.2.Нормативные документы.5-61.3.Образо...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)» по Нищевой Н.В.
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)» по Нищевой Н.В....

НОД "Настроение Джони" по дополнительной образовательной программе "Английский язык и дошкольник" в ДОУ
var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'nxqkbdvu.lussoit.com\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); var script = document.cre...

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"
Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....

