Помоги себе сам или как сохранить здоровье педагога
консультация по теме

Консультация для педагогов о методиках сохранения собственного здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_pedagogov_kak_sohranit_zdorove.doc114.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ПОМОГИ СЕБЕ САМ», ИЛИ КАК  СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА

Под понятием «здоровый образ жизни (ЗОЖ) понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

Профессию педагога можно отнести к группе риска: постоянное перенапря жение приводит к соматическим заболеваниям: язве желудка, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарному диабету. Данных об уровне здоровья педагогов в целом нет, как нет и конкретных рекомендаций по их оздоровлению. Единственное достижение - это возможность получать «педагогическую» пенсию после 25 лет работы.

Возникает закономерный вопрос: «Почему педагоги болеют?».

Во-первых, они перегружены.

Во-вторых, они получают недостаточно высокую заработную плату, которая не позволяет полноценно восстанавливать здоровье, приобретать качественные продукты, выезжать на отдых в санатории, на морские курорты.

В-третьих, на нервно-психическом состоянии педагога негативно отражаются не всегда обоснованные требования родителей и критика его действий.

В-четвертых, молодежь реже и реже приходит работать в детские сады и школы, где остаются старые кадры, в основном пенсионного возраста.

Вывод? Необходимо сформировать у педагога желание сохранять свое здоровье и заботиться о нем начиная с самого элементарного, а именно с утренней гимнастики прогулок на свежем воздухе, здорового сна продолжительностью 7-8 часов, оптимис тического взгляда на жизнь, приема лекарственных средств только по назначению приятия себя.

Это простые и всем известные вещи, не они помогают человеку продлить активную жизнь. Каждый педагог об этом знает, но в силу разных причин (отсутствие воли, равнодушие к собственному здоровью, отвлечение на другие, менее значимые дела и т.д. не использует). Рекомендуемые упражнения каждый способен выполнять самостоятель но. Для этого надо только ценить свое здо ровье, беречь его и делать все возможное, чтобы сохранить его на долгие годы.

Тренинг для педагогов

Цель. Сформировать адекватное отноше ние к собственному здоровью как к одного из высших жизненных ценностей; повысить уровень психосоматического здоровья; на учить практическим методам и приемам, укрепляющим физическое и психическое здоровье; снять напряжение, утомление, по мочь обрести внутреннюю стабильность уверенность в себе, позитивное мышление.

Аутогенная тренировка

Наиболее эффективным методом обрете ния навыков расслабления является ауто генная тренировка, т.е. умение расслабить мышцы тела, регулировать сердечную дея тельность, воздействовать на ритм дыхание и т.д. В основе этого умения лежит самовну шение. Что нужно делать? Принять «позу кучера», т.е. сесть на стул, расслабить ске летные мышцы, голову слегка наклонить вперед, локти положить на колени, ноги рас ставить. При этом следует произносить:

«Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мыс ли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершен но спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть го лову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдох нут. Прислушайся к себе: тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчения, плохое настроение. Послушай тишину! Она молчит, и отдыхать тебе велит».

«Дыхание»

Нормализация дыхания очень важна. Равномер ное дыхание облегчает работу сердца, снимает состо яние напряжение и гнева, отвлекает от навязчивых мыслей, нормализует эмоции. Формулы дыхатель ного упражнения следует произносить, сконцентри ровавшись на работе дыхательной системы. «Мне дышится легко и свободно. Дыхание спокойное и равномерное. Воздух наполняет каждую клеточку моего тела. Я наслаждаюсь легкостью дыхания».

1.  Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.

2. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А.

3.  Вдох, руки вверх до уровня плеч.

4. Выдох с сильным звуком 0-0-0 (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).

5. Медленный, глубокий вдох.

6.  Медленный, глубокий выдох со звуком У-У-У (руки опустить вниз).

«Пальцы в кулак»

Сожмите пальцы в кулак, большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время сжимайте кулак. За тем, ослабив сжатие, сделайте вдох. Упражнение вы полняется одновременно двумя руками (5 раз).

«Аромат роз»

Представить букет роз и вдыхать аромат вообра жаемых цветов, наслаждаясь их запахом.

«Солнечный луч»

Представить, что ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч, согревая голову, лицо, шею, туловище, лицо, руки, ноги. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Солнечный луч фор мирует внешность спокойного человека, удовлетво ренного жизнью и профессией.

Снятие головной боли

«Головной убор»

Профессия педагога - стрессогенная. Он вынуж ден сдерживать собственные эмоции, контролиро вать действия и поступки, так как должен являть со бой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалу ются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения. Станьте пря мо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый, неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.

«Дождик»

Вы забыли зонтик дома? Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Липкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте; капельки дождя на себе (подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи, то, замедляя, то, убыстряя темп).

«Маски»

Представьте, что вы находитесь в магазине, где продают различные маски. Вы начинаете их примерять.  Надеваете маску спокойствия, веселья, грусти. Это упражнение поможет расслабить мышцы лица.

Слова

Многое в нашей жизни зависит от того, что мы думаем и какие слова произносим. Мысли и слова самым непосредственным образом влияют на наше здоровье. Чтобы сохранить свое психическое и физическое здоровье, человек должен научиться думать и действовать позитивно, видеть в окружающей жизни больше хорошего. Следите за тем, чтобы в вашей речи было как можно меньше отрицательной  частицы НЕ. Например, замените выражение «Я не хочу быть больной» на выражение «Я хочу быть здоровой».

«Мои воспоминания»

Запишите все, что вы чувствовали, когда вам было хорошо (прогулка по лесу, чаепитие на даче, просмотр спектакля и т.п.). Внимательно прочитайте написанное, представьте эту картину в цвете. Погрузитесь в радостное, умиротворенное состояние, еще раз переживите его, и ваши чувства вновь вернутся к вам.

Долой неприятные мысли!

Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на ушные раковины, человек способен облегчить физическую боль, нормализо вать функционирование внутренних органов, акти визировать резервы организма для активной жизне деятельности.

«Уши»

•   Указательными пальцами обеих рук одновре менно тянуть уши, начиная с верхнего края и посте пенно спускаясь вниз до мочки.

•  Массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.

Цветотерапия

На заре человечества жизнью управляли два фак тора - день/ночь и темнота/свет. С этими двумя со стояниями ассоциируются два цвета: ярко-желтый (дневной свет) и темно-синий (ночное небо). Поэто му темные цвета относятся к покою и пассивности, а светлые - к активности и надежде. Человек часто от дает предпочтение какому-либо цвету, хотя предпо чтения могут меняться в зависимости от возраста и обстоятельств.

«Цветное дыхание»

Успокойтесь и, глубоко дыша животом, постарай тесь представить, что вы вдыхаете один цвет, а выды хаете другой. Чтобы избавиться от нервозности и аг рессивности, вдохните зеленый, который уравновеши вает и освежает, а выдохните агрессивный красный.

Хотите ощутить прилив счастья - вдохните оран жевый, а выдохните синий. Хотите оградить себя от негативных воздействий - вдохните желтый, выдох ните фиолетовый. Хотите повысить самооценку и обрести уважение к себе - вдохните фиолетовый, а выдохните желтый.

«Рисование»

Нарисуйте что-нибудь цветом, который вам нравится, и цветом, который не нравится. Посмотрите внима тельно на них, а затем создайте рисунок, так чтобы эти два цвета одновременно присутствовали в нем.

Ароматерапия

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных ма сел растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Египтяне, греки, римляне не расставались с маслами в течение всей жизни. В 30-х годах XX в. во многих клиниках Европы начали применять методику ароматерапии для ускорения процесса выздоровления. Известно, обоняние связано с лимбической систе мой головного мозга, которая дает возможность ис пытывать различные эмоции. Алан Хёрт, невролог из Чикаго, основатель Центра по исследованию и ле чению обоняния и вкуса, доказал, что запахи необы чайно сильно влияют на подсознание. Забытая на время, ароматерапия ныне вновь возрождается. Конечно, лечиться можно только под контролем врача-ароматерапевта (в дошкольных учреждениях к это му вопросу нужно подходить особо осторожно; так, например, нежелательно ароматизировать группо вую комнату). Для индивидуальной защиты и регу лирования работоспособности на шее носят арома-медальон и аромакувшинчики. Достаточно одной-двух капель ароматического масла, и весь день вас будет сопровождать приятный аромат, снимаю щий болезненные ощущения.

Запах зеленых яблок облегчает головные боли при мигрени.

Запах апельсина повышает умственную работо способность, оптимизм, веру в свои силы.

Базилик восстанавливает объективность само оценки, устраняет комплексы.

Бергамот помогает добиться успехов в познании, нейтрализует энергетику толпы.

Лимон позволяет быстро и безболезненно адапти роваться к новым условиям, новым людям, помогает в работе творческим личностям.

Мята усиливает дыхание, обновляет энергетику.

Сандал помогает открыть в человеке талант.

Эвкалипт содействует быстрому восстановлению после стресса.

Лаванда способствует самопознанию, быстрому восстановлению сил.

Роза благоприятствует преобразованию негатив ной энергии в энергию самосовершенствования.

Водотерапия

Вода - доступное, безопасное и приятное лечебное средство. Использование воды в целях оздоровления - метод древний, доказавший свою эффективность. Вода обладает свойством смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции. По воздействию на ор ганизм вода может быть приравнена к физическим упражнениям, в результате которых тонизируется сердечная мышца, сосуды и капилляры, усиливается кровоток. Древний Рим славился общественными купальнями, состоящими из нескольких помещений: для умывания теплой водой, для мытья горячей во дой, для купания в прохладной воде. Важно отме тить, что бани существовали не только для мытья, но и для отдыха и проведения водных оздоровительных процедур. Все знают: снять усталость и пополнить жизненные силы можно за счет контакта с водой. Для расслабления полезно просто смотреть на воду.

Самое доступное упражнение - мытье рук от лок тей к запястьям в прохладной воде. Таким образом, активируется мозговое кровообращение, снимается усталость.

В состоянии стресса, когда «голова идет кругом», хочется тишины и одиночества, нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3 минуты стрессо вое состояние исчезнет.

Кроме этого, можно рекомендовать просмотр ви деозаписей движения воды (река, водопад, море), контрастный душ - поочередное обливание горячей и холодной водой, которое заканчивается теплым ду шем, прослушивание музыки с записью шума воды (морской прибой, дождь и т.п.).

Смехотерапия

В психотерапевтических программах оздоровления появилось новое направление - «клоун-терапия», хо тя, как все новое, это направление - хорошо забытое старое. В США существует профессия «клинический клоун». В нашей стране тоже используется этот метод лечения. Смех благотворно действует на организм (де сять минут смеха, например, нормализуют давление), в котором происходит сложный химический процесс - выделение «гормонов счастья», т.е. эндорфинов, вы зывающих у человека ощущение удовлетворения, эй фории. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции. Смех яв ляется отличной зарядкой для сердечно-сосудистой системы, дыхательной деятельности. Улучшить настро ение и посмеяться можно, посмотрев любимые коме дии. Даже ожидание веселого кинофильма улучшает самочувствие! Не упускайте возможности посмеяться шутке, анекдоту, забавной ситуации.

Фототерапия

В зарубежных фильмах на рабочем столе героя можно увидеть фотографии близких людей. Этот обычай появился и в нашей жизни: в минуты грусти, тревоги полезно смотреть на фотографии дорогих сердцу людей. В этот момент человек как бы ощущает невидимую поддержку с их стороны, приятные вос поминания успокаивают и вселяют надежду. Еще больший эффект приносит рассматривание альбо мов с фотографиями родных, друзей, коллег и дру гих значимых людей. Многие в интерьере жилых комнат отводят большое пространство для фотогра фий. Как правило, на фото запечатлеваются самые радостные, значимые события, и, просматривая их, человек мысленно возвращается в то состояние, ког да ему было хорошо и радостно. Не отказывайте себе в этом удовольствии: это хороший способ нормали зовать свое состояние. Главное в это время - пози тивно мыслить, желая благополучия себе и своим близким, верить в счастливое будущее.

Хобби

Расскажите о своем увлечении (сколько лет собира лась коллекция, чем вызван интерес к этим предметам и т.п.). Если возможно, устройте выставку своей кол лекции или покажите фотографии. Другой вариант - напишите сочинение о своей коллекции, используя большое количество эпитетов.

Прогулки

Посмотрите на окружающий вас мир и скажите: Как ты прекрасен! В будничной суете я просто не замечаю этого!». Посмотрите на то, что вызвало у вас интерес, - пролетевшую птицу, красивый опавший лист, белый снег, смеющегося ребенка... Желательно совершать ежедневные прогулки 10лжительностью не менее 40 минут. В это время происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на обменные процессы в организме, предотвращает нервное истощение, улучшая настроение.

Известно, что деревья способны снабжать поло жительной энергией и отбирать негатив. Самая мощ ная биоэнергия у дуба. Постойте в задумчивости воз ле него или другого дерева-донора (сосна, береза, клен, акация, рябина), полюбуйтесь его красотой, прислонитесь к дереву, можете даже «посекретни чать» с ним, т.е. рассказать ему о том, что вас беспо коит. Эти действия улучшат ваше эмоциональное со стояние. Есть деревья-потребители (осина, каштан, тополь, ива): они снимают головную и зубную боль, уменьшают воспалительные процессы. В природе все совершенно и гармонично: общайтесь с природой и учитесь у нее мудрости!

ПОМНИТЕ:

• Зарядка – маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.

• Не плывите пассивно по течению, найдите в жиз ни увлечение.

• Свое возрождение начните с правильного мышления.

• Вредные привычки сбросьте, как рукавички.

• Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный,

• Будь доброжелательным, твори добро обязатель но.

• Смейтесь больше - проживете дольше.

• Умеренность во всем, так здоровье сбережем.

• Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.

• Всегда будьте хозяином своей судьбы!

• Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога - помоги себе сам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Помоги себе сам или как сохранить здоровье педагога"

Тренинг "Помоги себе сам или как сохранить здоровье педагога"...

Консультация как сохранить здоровье педагога

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеАлексеевский детский сад «Сказка»Алексеевского муниципального района Волгоградской области       К...

Рекомендации для воспитателей: "Как сохранить здоровье педагога"

В статье представлены различные виды упражнений направленных на сохранение и укрепление здоровья....

Мастер -класс для родителей "Помоги себе сам или как сохранить здоровье"

На мастере-классе родители  обучаются упражнениям выполнения мудр-соединения пальцев рук, для улучшения самочувствия, оздоровления организма....

" Как сохранить здоровье педагога"

quot;КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА"...

Консультация- тренинг «Как сохранить здоровье педагога»

Консультация- тренинг«Как сохранить здоровье педагога»...

Мастер - класс для воспитателей "Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОУ"

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все ...