«Методические подходы к организации подготовки к прогулке в младшем дошкольном возрасте»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Назырова Гулия Раисовна

Подготовка к прогулке в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_progulke_.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические подходы к организации подготовки к прогулке

 в младшем дошкольном возрасте»

Назырова Г.Р.

(воспитатель детского сада № 175 «Полянка»

АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти, Самарской области)

Введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольных учреждений организовывать, а значит по новому осмыслить, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе в режимных моментов. Обратимся к такому повседневному режимному  моменту как подготовка детей к прогулке  в младшем дошкольном возрасте.

Рациональная организация данного режимного момента очень важна для сохранения здоровья детей. Выход на прогулку должен быть организован таким образом, чтобы дети не перегрелись, были в уравновешенном настроении при выходе на улицу, тогда спускаясь по ступеням,  дети могут четко регулировать свои движения.

Образовательную деятельность в режимном моменте можно рассматривать, как с содержательной, так и организационной стороны процесса. Эффективная с точки зрения здоровьесбережения подготовка к прогулке строится на учете этих двух компонентов.

Подготовка к прогулке – многоэтапный процесс. Как  организация любой детской деятельности организация одевания требует подготовительного этапа – мотивационного. Цель данного этапа снять излишнее психо- эмоциональное напряжение, обеспечить   благоприятный эмоциональный настрой детей в группе, настроить на одевание.

Мотивация на предстоящую деятельность у детей чаще всего высокая, желание выйти погулять для младших дошкольников достаточно сильный мотив, чтобы начать одеваться. И все же иногда возникает необходимость в дополнительной мотивации, гармонизации эмоционального состояния детей перед выходом в раздевальную комнату. Воспитатель, чтобы создать эмоциональный настрой и снять излишнюю расторможенность, может поиграть с детьми в игры малой подвижности, пальчиковые и  релаксационные игры. Подбор игр по сезонной тематике создает дополнительную мотивацию и подготавливает детей к прогулке. Например, летом можно предложить детям сыграть в русскую народную игру «Ходит Ваня посреди кружочка»; перед осенней прогулкой в релаксационную игру «Дождик», в этой игре дети- «капельки» сначала быстро капают – бегают, или топают ножками, потом все тише и тише, в конце  игры появляется «лужица» – дети ложатся на ковер; зимой  будет актуальна  релаксационная игра «Лед - вода»; весной – пальчиковая игра «Ручеек». После таких игр у детей возникает интерес посмотреть, что их ждет на улице. В качестве дополнительной мотивации можно использовать привлечение внимания детей к природным событиям (выпал снег, появились лужи, прилетели птицы),  игровые приемы, в том числе и традиционные с использованием игрушек.

Второй этап - организация непосредственного одевания.  Возрастные особенности детей второй младшей группы позволяют почти самостоятельно одеваться, дети этого возраста нуждаются в частичной  помощи взрослого. При этом  низкий уровень развития произвольности не позволяет малышам целенаправленно осуществлять процесс одевания самостоятельно.  Деятельность по одеванию разбита на отдельные действия.  Поэтому важно на основе изучения индивидуальных возможностей детей оптимально простроить как предметную среду, так и планомерно осуществлять образовательную деятельность по сопровождению детей в освоении трудовой деятельностью по самообслуживанию.  

Организация  рабочей, деловой атмосферы при одевании во многом зависит от того, насколько воспитатель при распределении  шкафчиков   для раздевания между детьми  учитывал степень активности детей, их симпатий, степень освоения трудовых операций одевания.

Основой образовательной деятельности в данном режимном процессе должна стать индивидуализация педагогических воздействий, основанных на данных наблюдений педагога за осуществлением трудовой деятельности детей. Через наблюдение педагог может отследить  развитие всех структурных компонентов трудовой деятельности по самообслуживанию. А именно, особенности ориентировочной части действия - интерес к процессу, наличие мотивации на достижение, умение ставить микроцель, объем планируемой деятельности;

 оценка протекания исполнительской части действия – знание последовательности одевания, качество выполнения отдельных операций (застегивание пуговиц, надевание колготок  и др.), уровень развития волевых процессов – умение осуществлять деятельность,  не отвлекаясь;

качество осуществления  контрольной части действия – объективная оценка  качества детского результата, субъективная оценка результата ребенком - обращает ли он внимание на полученный результат, испытывает ли удовольствие от полученного результата.

 Систематичность наблюдений и педагогический анализ расширяют возможности индивидуальной поддержки детей, воспитатель решает вопрос о целесообразности ведения образовательной деятельности непосредственно в процессе одевания. Оправданным может быть вынесение решения части образовательных задач в другой временной промежуток. Так развивающая работа  детьми  с низким уровнем развития моторной координации возможна утром  через массаж и самомассаж  кистей рук, а так же использование игр на развитие мелкой моторики по методике М. Монтессори.  Обучение последовательности одевания эффективнее решать через сюжетно- ролевую игру «Сборы на прогулку». Развитие мотивационного компонента возможно через чтение художественной литературы, и т.д. Рассмотрение режимного процесса «Подготовка к прогулке» – как части образовательной деятельности в течении дня позволяет более качественно решать задачи здоровьесбережения в младшем дошкольном возрасте, сократить время одевания на прогулку.

Большая часть образовательных задач по развитию у детей умения одеваться решается непосредственно в самом режимном моменте, позволяет педагогу решать ряд важных возрастных задач:

Образовательная область «Физическая культура»:

  • развитие основных физических качеств (ловкость, гибкость, сила, быстрота и др.) через повседневную деятельность по самообслуживанию через ежедневные упражнения в одевании;  
  • развитие крупных и мелких мышц (мышц сгибателей и разгибателей, пресса, мелкую моторику)

Образовательная область «Здоровье»:

  • формирование начальных представлений о здоровье и правилах здоровьесберегающего поведения

Образовательная область «Безопасность»:

  • формирование представлений об опасных ситуациях для человека: не одел летом головной убор; вышел зимой на улицу в легкой одежде и т.п.

Образовательная область «Социализация»:

  • приобщение к нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: обращаться с просьбой или предложением о помощи, делиться с другими представлениями о порядке их выполнения одевания.

Образовательная область «Труд»:

  • воспитание ценностного отношения к труду других людей: бережно отношусь к кофточке, связанной мамой и т. д.
  • создавать условия для возникновения желания самостоятельно одеваться и помогать другим.

Образовательная область «Познание»

  • передача детям знаний об одежде и обуви (назначение, последовательность одевания)

Образовательная область «Коммуникация»:

  • развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками
  • развитие всех компонентов устной речи через образцы построения предложений с просьбами, называние вещей  и последовательности одевания

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

  • приобщение к словесному искусству (произведения устного народного творчества и авторские произведения о процессе одевания, об одежде и обуви)

Образовательная область «Художественное творчество»

  • вызывать у детей понимание прекрасного, учить видеть красоту

Образовательная область «Музыка»

  • в пении побуждать к совместному творчеству со взрослым: сочинять «музыкальные ответы» на «музыкальные вопросы» педагога

 Воспитатель на протяжении всего процесса помогает детям поддерживать рабочую атмосферу. Расширить диапазон методов и приемов поддержания интереса к процессу одевания как детей всей группы, так и  отдельных детей можно через использование таких игровых методов как «Сказки про тебя», «Путешествие по стране «Одежда»,   «Покажи» - показ взрослому (или друг другу) одежды, действий, и т.д.

Линией повышения качества организации данного режимного момента может стать использование новых развивающих технологий, в частности работа в парах, и тройках и т.д. Мы можем значительно сократить время, затрачивающееся на одевание и раздевание, если поможем детям овладеть навыками взаимного сотрудничества. В 3-4 года некоторые дети осваивают отдельные операции настолько, что могут оказывать помощь другим детям, когда появляется необходимость во  взаимопомощи. К концу второй младшей группы дети могут завязывать и развязывать друг другу шарфик, становясь в «паровозик» - друг за другом, помогать друг другу в парах застегивать и расстегивать некоторые трудные застежки, находящиеся вне зоны видимости детей.  

Завершающий этап – выход на прогулку. Оптимизация данного процесса связана с разделением детей на подгруппы, когда воспитатель с первой подгруппой выходит раньше и дожидается вторую меньшую по численности подгруппу, сопровождаемую помощником воспитателя.

Подводя итоги, следует отметить, что  привлечение внимания педагогов к проблеме организации образовательной деятельности, осуществляемой в ходе ежедневных  режимных процессов, раскрывает дополнительные возможности реализации содержания образовательной программы дошкольного образования без нанесения вреда здоровью детей. Данное направление требует дальнейшей разработки как содержательной  так и организационной стороны осуществления образовательной деятельности в ходе режимных  моментов.

Литература:

1. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей: Игровой комплект / http://www.lychik.ru статья  Иванова Е. (по материалам книги В.Куксы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация прогулки детей младшего дошкольного возраста в летний период.

Презентация  с описанием структуры прогулки и пречнем выносного материала....

Организация работы по повышению двигательной активности на прогулке детей младшего дошкольного возраста

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться...

Мастер – класс «Организация прогулки в младшем дошкольном возрасте»

возрасте»Пояснительная запискаПрогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей ДОУ.Цель прогулки – укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственн...

Статья Особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте

В статье раскрываются особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте...