Здоровьесберегающий подход к организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
статья по теме

Шарнина Надежда Владимировна

В программе представлен  опыт работы по сохранению и укреплению здоровья  дошкольников посредством формирования у  всех участников воспитательно-образовательного процесса  ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий подход к организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ

На      базе МБДОУ детский сад №33 «Колосок»  в рамках программы «Здоровье» реализуется программа «Сохрани своё здоровье сам».

Срок реализации программы    сентябрь  2012- январь 2014 года. 

В настоящее время проблемы оздоровления и подготовки детей к

школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Дети отличаются слабым здоровьем несмотря на то, что в ДОУ проводится комплекс мер для охраны и укрепления организма воспитанников. Около 70% воспитанников приходят из детских садов в школу с ослабленным здоровьем. В результате проведённых исследований было установлено, что из множества факторов влияющих на здоровье 50% отводится индивидуальному образу жизни, который зависит от уровня культуры личности, стиля, качества, уклада жизни. Немаловажную роль в развитии ответственности за своё здоровье играет образ жизни принятый в семье.  В связи с этим возникла необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ и поиск новых подходов к оздоровлению. Реально оказать влияние на здоровье дошкольников возможно  при условии создания такой здоровьесберегающей среды, которая бы обеспечила   формирование у  детей и взрослых мировоззрения, в основе которого лежит понимание здоровья как главной жизненной ценности, развитие потребности у дошкольников в здоровом образе жизни, разумное отношение к своему здоровью. 

Сохранение и укрепление здоровья детей провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образовании. Особого внимания требуют дети дошкольных учреждений.  Это регламентируется и обеспечивается в настоящее время рядом нормативно-правовых документов :

- «Конвенцией о правах ребенка»

 -  «Законом об образовании РФ» (документ принят 10 июля 1992 года

 N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

  - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных  образовательных  учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10" (документ утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22 июля 2010г. №91);

 -   «Типовым положением о дошкольном  образовательном  учреждении» (документ утвержден  Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

 -   «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от  

8 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ, вступившими в силу 16 марта 2010 г.)

 - «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003 г.);

- «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва).

      -   «Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от  09.12.2010 №  1639.г. Москва.)  

 Цель программы: Формирование у детей устойчивой мотивации и потребности в сохранение своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

- выявление основных показателей состояния здоровья и развития детей;

- выявление уровня сформированности элементов ЗОЖ;

- планирование процесса формирования ЗОЖ в соответствии с состоянием здоровья, уровнем сформированности компонентов ЗОЖ у детей;

- повысить интерес родителей к участию в физических и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми;

- сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье;

- оказать адресную квалифицированную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;  

- воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровье и  здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.  

 

Основные направления программы:  

  1. создание условий  способствующих формированию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни
  2. повышение квалификации педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса, использованию здоровьесберегающих технологий в учреждении.
  3. комплексное решение  физкультурно-оздоровительных задач  в тесном контакте с медицинскими работниками.
  4. использование возможностей семьи и социума по организации  здоровьесберегающих технологий и пропаганды здорового образа жизни; формирование положительного имиджа дошкольного учреждения в социуме.
  5. мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников на основе   социально-педагогических и медицинских обследований детей.

Этапы реализации программы. 

I  этап.

Сроки:  Сентябрь - октябрь 2012 года

  • Диагностика состояния здоровья дошкольников.
  • Диагностика достижений детей по образовательным областям «Здоровье», «Безопасность» « Физическая культура».
  • Подбор здоровьесберегающих  методик, технологий программ.
  • Выявление знаний родителей в вопросах культуры здоровья.
  • Определение степени осведомлённости воспитателей в проблеме формирования ЗОЖ.
  • Разработка механизмов реализации программы.

II этап

Сроки:  ноябрь 2012 - октябрь 2013г.

  • Проведение педагогического совета и мастер-класса для педагогов ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ.
  • Создание условий  для проведения оздоровительных мероприятий  и мероприятий по формированию ЗОЖ (оформление уголков здоровья  физкультурных уголков в групповых помещениях, оснащение физкультурного зала новым спортивным оборудованием и т.д.)
  • Проведение  занятий с детьми валеологической  направленности по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, спортивных мероприятий, Дней здоровья.
  • Формирование у родителей системы знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей.  

( выпуск листовок, памяток рекомендаций по пропаганде здорового образа жизни, проведение родительского собрания).

  • Привлечение родителей  к активному участию в процессе физического и психического развития детей (участие в совместных спортивных мероприятиях, изготовление атрибутов в физкультурный уголок, в уголок здоровья и т. д.)

III этап

Срок:  ноябрь- декабрь 2013 года

  • Анализ проведённой работы.
  • Совместная конференция с участием педагогов и родителей по итогам проведённой оздоровительной работы
  • Распространение опыта здоровьесберегающей  деятельности.

  На первом этапе реализации программы нами была проведена   диагностика состояния здоровья воспитанников, которая демонстрирует не утешительные результаты. Анализ показывает, что наблюдается рост числа детей, поступающих в ДОУ с различными отклонениями в здоровье. Количество детей нуждающихся в лечение выросло с 29 до 44. Становится меньше   детей имеющих 1 гр. здоровья, увеличивается  процент детей имеющих 2 и 3 гр. здоровья. Наблюдается рост числа детей имеющие различные дефекты в речи. В 2011 году таких детей было 6 , в 2012 году таких детей стало 13.  Инфекционная заболеваемость также имеет тенденцию роста. Если в 2011 года 11 человек переболели инфекционными заболеваниями, то в 2012 году  их количество составило 34 ребёнка.  

В октябре 2012 года мы провели диагностику детей по образовательным областям «Физическая культура», «Безопасность»,    «Здоровье».

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» направлено на решение следующих задач:

- формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие,  развитие  физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

         Анализ физического развития детей в ДОУ показывает, что за последние два года увеличилось количество детей с высоким уровнем физического развития с 27%  в октябре 2011 года,  до 32% в  октябре 2012 года. Детей, имеющих средний уровень физического развития,  не изменилось и составило 67%. Детей с низким уровнем   физического развития  в 2011 году  было  6%  , а в 2012 их число  уменьшилось и составило 1%.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области     «Безопасность» направлено на решение следующих задач:

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

  Анализ результатов  диагностики   детей  по образовательной области «Безопасность» в октябре 2011 года и в октябре  2012  года,   показывает, что наблюдается  рост числа детей имеющих низкий уровень развития: 6%  в  2011 и  14% в 2012 г. Наблюдается также снижение процента детей, имеющих средний уровень развития по данной образовательной области.  Если в октябре 2011 года средний уровень составил 78%,  то в октябре 2012 года средний уровень составил 68%. Детей с высоким уровнем развития   увеличилось с16% до 18%.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области   «Здоровье» направлено на решение следующих задач:

-охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья;

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-воспитание культурно-гигиенических навыков;

-формирование начальных представлений о здоровье и  здоровом образе жизни.

Анализ результатов мониторинга детей по образовательной области «Здоровье»   показывает, что в 2012 г. наблюдается   снижение   количества детей    имеющих  высокий уровень  развития  в данной области. Если в октябре 2011 года высокий уровень имели 32% детей, то в ноябре 2012 года таких детей стало 21%. Увеличилось число детей имеющих низкий уровень развития с 10% в 2011 г. до 21% в 2012 г.  Количество детей со среднем уровнем развития не изменилось и составило 58%.  

Концепция программы «Сохрани своё здоровье сам»

  От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей в дошкольном возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

 На формирование  у детей культуры здорового образа жизни  влияет  ряд факторов,  которые оказывают неблагоприятное  влияние на отношение ребёнка к собственному здоровью:

- отсутствие положительного примера  здорового образа жизни в семье

(не соблюдение режима дня, отсутствие двигательной активности, неправильное питание);

- чрезмерная опека взрослого по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

- занятость родителей и перенесение ответственности за здоровье, воспитание и развитие ребёнка на ДОУ;

-уплотнение списочного состава детей в связи с нехваткой мест, что приводит к сложности в осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом проблем и возможностей здоровья.

-ориентированность родителей на умственное развитие ребёнка, отсутствие понимание значимости формирования у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, приобщению к спорту, соблюдению режима дня и т.д.;

-   недостаточные знания родителей о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр.

Перечисленные выше факторы приводят к обоснованию концептуальной основы построения программы «Сохрани своё здоровье сам»:

- повышение педагогического мастерства и квалификации воспитателей и специалистов ДОУ. Осмысление необходимости использования новых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

- тесное взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей,  и формирования привычки здорового образа жизни;

-организация в ДОУ   здоровьесберегающей среды,  способствующей

 приобщению всех участников образовательного процесса к   здоровому образу жизни.

Мы пришли к выводу о необходимости использования в работе новых здоровьесберегающих технологий, инновационных программ способствующих формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников.

 Реализация программы

- По вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формированию у них культуры здорового образа жизни наше дошкольное учреждение взаимодействует с различными социальными институтами:

1) Горком профсоюзов. Участие педагогов ДОУ  в «Лыжне здоровья». 2) Медицинским  колледжем. Наши педагоги прошли обучение на курсах,  приняли участие в VII и VIII  Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни - веление времени», приняли участие в конкурсе оздоровительных программ среди ДОУ республики.

- В  дошкольном учреждении проводится работа по формированию  культуры здоровья педагогических  работников,  с этой целью проводятся педагогические советы, мастер-классы, семинары- практикумы и т.д.  

-В ДОУ создана предметно-развивающая среда способствующая формированию ценностей ЗОЖ у дошкольников. В каждой возрастной группе оформлены   физкультурные уголки, уголки «Здоровья», «Безопасности».  

-Проводится кружок «Весёлые лучики». Направление работы кружка - физическое развитие детей.  

-В воспитательно-образовательном процессе широко используются здоровьесберегающие    технологии:  все виды гимнастик,  спортивные и  подвижные игры, закаливающие процедуры. Дети старшего дошкольного возраста посещают бассейн.

- Внедряются технологии обучения здоровому образу жизни  в процессе НОД по образовательной области «Физическая культура»,  «Познание», «Коммуникация», Чтение художественной литературы»

- Создан  информационно -  библиотечный центр по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников профилактики у них вредных привычек.

-Организуются физкультурные и спортивные мероприятия с участием родителей воспитанников:  «Мама, папа, я - спортивная семья», «Спорт- здоровье, сила, красота», Дни здоровья.

-  Постоянно информируем родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников: выпуск листовок, памяток, рекомендаций для родителей. Информация для родителей постоянно обновляется на центральном   стенде ДОУ «Здоровейка».

Предполагаемые результаты работы по программе

Для детей:

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей

физической подготовленности.

4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.

2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий

физического воспитания и оздоровления детей.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми

дошкольного возраста.

4)Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

         Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Презентация "Личностно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми"

Для удобства обобщила материал и оформила презентацию по теме "Личностно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми"....

Современные подходы при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации

Основная  цель при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации - создание благоприятных условий для наиболее безболезненного привыкания ребенк...

Индивидуально-дифференцированный подход при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Презентация к семинару-практикуму для педагогов ДОУ компенсирующего вида "Реализация индивидуально-дифференцированного подхода при организации коррекционно-педагогической работы с детьми с наруше...

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование определённых форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитани...