Птицы наши друзья
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Кокорина Татьяна Александровна

Прогулка в лес

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_progulki_v_les_ptitsy_nashi_druzya_2.docx620.39 КБ

Предварительный просмотр:

                Пешая прогулка в лес «Птицы наши друзья!»

Старшая - подготовительная к школе группа.

Воспитатель Кокорина Т.А.

Цель: развивать двигательную активность, воспитывать эмоционально-чувственное восприятие к нашим друзьям – птицам.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о жизни птиц зимой.

2. Развивать наблюдательность, связную речь детей, умение сравнивать и анализировать.

3. Продолжать учить детей правилам безопасного поведения на природе.

4. Развивать ориентировку в пространстве; выносливость при ходьбе на дальнее расстояние.

5. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Поддерживать бодрое, жизнерадостное настроение, интерес к пешим прогулкам.

6. Воспитывать организованность, инициативность; любовь и бережное отношение к природе родного края.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Птицы», чтение художественной литературы, заучивание стихов, изготовление кормушек. Беседа о пользе прогулок на свежем воздухе, о правилах безопасности на прогулке.

 

Атрибуты: нагрудные картинки с изображением птиц: дятла, снегиря, синицы. Загадки о птицах на листочках. Шапка и борода Лешего. Конверт с письмом. Карта маршрута. Кормушки, корм.

                                                      Ход:

Воспитатель: ребята, в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого? (открывает конверт). 

Здесь телеграмма и карта какая-то, давайте посмотрим! (дети рассматривают карту).                  

Воспитатель читает телеграмму:

   « Срочно помогите! Птичкам в лесу не хватает пропитания! Они замерзают и могут погибнуть.  Посылаю карту маршрута! Дятел».  Ребята, нужно помочь птичкам. Мы с вами сделали кормушки, давайте  отнесём их в лес и насыплем в них корм? Вы хотите отправиться в путешествие в зимний лес? Но как же добраться до леса? Да ведь Дятел прислал нам карту!

(Рассматривают карту)

Воспитатель: нам предстоит длинное путешествие. А кто из вас помнит правила поведения на улице, в лесу?  (Ответы детей)

Дети одеваются, берут кормушки, корм для птиц, выходят на улицу и строятся

Парами

Во время движения уточняем маршрут по карте.

Воспитатель: ну вот, похоже, что мы добрались до места. Посмотрите, везде лежит снег, деревья нарядились в пышные белые наряды, а берёзки, набросив хрупкие жемчужные одежды, стоят, словно невесты. Кругом тишина и безмолвие. Только и слышно редкое щебетание птиц, да сухой хруст веток. Давайте, ребята, поздороваемся с лесом.  

1 ребёнок: Здравствуй, лес, дремучий лес,

                   Полный сказок и чудес!

2 ребёнок: Что нам шепчешь на заре

                   Весь в снегу, как в серебре!

3 ребёнок: Кто в глуши твоей таится?

                   Что за зверь? Какая птица?

4 ребёнок: Всё открой, не утаи:

                   Ты же видишь,

Все:            Мы свои!

Воспитатель: (беседа)

Пришла зима. Хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

Краснеют свиристели

На веточках берез,

Они не улетели.

А выдержат мороз?

                    (О. Высотская. «Мастерица-зима».)

- А что такое природа? Какая она бывает? (живая, неживая)

- Ребята, а как природа приготовилась к зиме?

(реки покрылись льдом, деревья сбросили листву, дни короткие, холодно, птицы улетели, звери залегли в спячку, сменили шубу, запаслись на зиму запасами...)

- Ребята, каких вы знаете смелых птиц, которые зимы студеной не боятся и остаются зимовать? Назовите их.

(воробьи, сороки, вороны, синицы, снегири, дятлы, голуби,  галки...)

Подходят к ёлочке, на которой висят загадки о птицах.

Воспитатель читает загадки, дети рассказывают о птицах.

1. В серой шубке перовой
   И в морозы он герой,
   Скачет, на лету резвится,
   Не орёл, а всё же птица. (воробей)

Ребёнок: воробей - маленькая, очень подвижная птичка с круглой головкой и корочкой шеей, толстым, яйцевидным туловищем, короткими округлыми крыльями, клюв тонкий. Заостренный на конце. У воробья короткие, но сильные ноги, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят нахохлившись, прижавшись друг к другу. Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож заметит в небе хищника, то издаст звук, похожий на «чур», и вся стая улетает.

Воспитатель: где же они зимуют? Где находят пищу?                                                                            

Дети: в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах. Питаются во дворах, на свалках, в кормушках.

2. Все стрекочет и вертится,
   Ей на месте не сидится,

    Длиннохвоста, белобока

    Вороватая ...(сорока)
                          (П. Смолин)   

Ребёнок: сорока крупная птица с красивым, черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте черная с зеленоватым отливом, а на боках белая. Отсюда и ее название «сорока - белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные, клюв - изогнутый к низу. Сороки летают не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Ходит сорока небольшими шажками, с приподнятым хвостом, хвост держит веером. Сорока любит блестящие вещи, уносит их и прячет.

Воспитатель:  почему ее называют «сорокой - воровкой»? Где же она устраивает свое гнездо?

Дети: в густых ветвях деревьев или кустарников. Гнездо имеет шарообразную форму, а вход располагается сбоку. Сорока издает звуки, похожие на стрекот, треск

3. Синяя косынка, темненькая спинка.
   Маленькая птичка. Звать ее ...(синичка)

 Воспитатель:  Кто хочет рассказать о синице?

Ребёнок: на голове у синички черная шапочка, щеки белые, на горлышке и брюшке черная полоска - галстучек. Спина желто-зеленная, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Свои гнезда синицы устраивают в дуплах, углублениях и щелях гнилых пней и стволов ( синичниках). Синички уничтожают насекомых.

4.Алый низ и черный хвост,
  Воробья побольше рост,
  Толстый клюв раздался вширь –
  До чего красив ...(снегирь)
                                   (П. Смолин)

Воспитатель:   Кто знает о снегире, и расскажет нам?

Ребёнок: у снегиря верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные, спина голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи - серое. Клюв короткий, толстый, черный.

 Воспитатель:   Зачем снегирю короткий, толстый клюв?

Дети: чтобы расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, а так же, чтобы справиться с семенами других деревьев.

5. Кто в беретке ярко-красной,
   в черной курточке атласной?

    На меня он не глядит,
   все стучит, стучит, стучит. (дятел)

Ребёнок: голова, шея, спина и крылья у дятла черные, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса , на голове у него красная шапочка. Летает дятел плохо, поэтому большую часть жизни проводит на дереве. У дятла крепкий клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под неё своим длинным,  липким клювом насекомых и личинок. Кроме него нет птиц, которые могли бы уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.      

 6. Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
   Ну и ловкая воровка!
   Все блестящие вещицы
   Очень любит эта птица!
   И она вам всем знакома,
   Как зовут ее? ... (ворона)
                          (Н. Майданик)

Ребёнок: у вороны черная голова, горло, шея и хвост, остальная часть туловища серая., Днем вороны промышляют в городе, поселке, а на ночь они улетают в парк, лес и ночуют на деревьях.

Воспитатель обращает внимание детей на следы на снегу: Посмотрите, сколько следов! Интересно, кто здесь пробегал? Как вы думаете? Чем отличаются следы птиц от следов зверей? Давайте нарисуем веточкой следы птиц и животных.

 (Появляется Леший)

Леший: вы зачем в мой лес пожаловали? Опять будете деревья ломать, да птиц пугать?

Воспитатель: что ты, Леший! Наши дети знают, что безобразничать в лесу нельзя, а в лес нас позвал Дятел. Он нам написал, что птицы без еды могут погибнуть, вот мы хотим повесить кормушки и накормить птиц.

Леший: это дело хорошее! Да и мне веселее будет, а то я всё один, да один! Может поиграем?

Подвижная игра «Леший, догони!» 

Дети: Сидит Леший под кустом, сторожит родной свой дом.

           Мы тихонько подойдём и в плечо его толкнём.

           Скажем дружно: раз, два, три –

           Ну-ка, Леший, догони!

Игра поводится 3-4 раза.

Леший: Ох и загоняли, уж очень вы быстрые, да ловкие! Ну, бегаете - то вы хорошо, а по следам ходить умеете? Нужно высоко поднимать ноги и идти след в след.

Дети: умеем, умеем!

Леший проводит игру «След в след».

Ребята, мы с вами рассказали о птицах, поиграли, а теперь давайте покормим  птичек.

(Развешиваем кормушки для птиц, насыпаем в них крупу, семечки. Для синичек развешиваем кусочки сала.

Дети рассказывают Лешему стихи).

Воробей
 Прыг, да скок, ну, что за птица,
 Все на месте не сидится,
 С виду нет его храбрей,
 Шустро скачет воробей.

Ворона
 Высоко на кроне клена
 Спеть готовилась ворона,
 Показала певчий дар,
 Прокричала громко: Кар-р-р-р…

Дятел
 Слышен стук в лесу недаром,
 Это голос санитара.
 Ствол проверил, все уладил,
 Помогает лесу дятел.

Сороки

Возле дома на дороге,
Спор затеяли сороки.
Не могли решить подруги,

Кто болтливее в округе.

Воспитатель:

    Покормите птиц!

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть! Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми

Приучите птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

                                                                              А. Яшин

Леший – Спасибо вам за вашу доброту , за то что вы откликнулись на письмо дятла и помогли птицам.

Воспитатель - Ребята, наше путешествие в зимний лес закончилось. Я за вас очень рада, что  вы много знаете о птицах, и что вы не бросите их, сумеете им помочь. Молодцы!      

(Дети прощаются с Лешим и идут в детский сад).

Подведение итогов на участке детского сада: ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Что бы вы ещё хотели увидеть в лесу? Мы с вами ещё обязательно сходим в лес, а сегодня вечером предлагаю нарисовать наше путешествие и птиц, о которых мы говорили.                        

                        Вечером дети нарисовали зимующих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...