Опыт работы "Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ"
материал по теме

Эльмира Наилевна Кинзябаева

На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые ЗУН не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kinzyabaeva_e.n.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на проблемной секции

«Реализация ФГТ и подготовка к введению ФГОС

дошкольного образования»

Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ

Выполнил: старший воспитатель

первой  категории

Кинзябаева Эльмира Наилевна

Салават 2013 г.


Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей.

В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка  к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по Федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном учреждении ставит совершенно другие целевые ориентиры: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, у ребенка  развита крупная и мелкая моторика, воображение, творческие способности, доводит до конца начатое дело, подчиняется разным правилам и социальным нормам – это портрет современного выпускника ДОУ.

Одна из ключевых проблем современного общества – обеспечение качественного дошкольного образования.

Почему возникает проблема качества?

Потому что дети стали другими. Мы должны учитывать, что малыши приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Известно, насколько притягательны для детей занятия с компьютером, который с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности людей, становится обязательным атрибутом современной жизни, заменяя тем самым книжную литературу. Однако длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.

Дети, которые идут в наши детские сады, по-другому все воспринимают, умеют пользоваться сотовыми телефонами  и компьютерами еще до того, как начинают говорить. Конечно, для таких современных детей дошкольное образование должно быть здоровьесберегающим и здоровьеобогащающим.

Всех нас тревожит здоровье современного поколения. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье.

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность. Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса тоже значительно ухудшилось.

В связи с этим в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья самих педагогов ДОУ и родителей.

В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия, которые осуществляюся в соответствии с СанПиН с учетом здоровья, возраста детей и времени года: ежедневно во всех возрастных группах проводится  утренняя гимнастика в спортивном зале, а в летний период года на открытом воздухе. Разнообразные подвижные и малоподвижные игры в течение всего дня, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в зале и на воздухе, развлечения, соревнования, закаливание и бодрящая гимнастика после сна. Все эти формы деятельности позволяют сохранить здоровье детей, обеспечить оптимальную двигательную активность на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку дошкольников.

В целях развития двигательной активности, повышения эмоционального тонуса, сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) нами был разработан План оздоровительно-игровой работы на год  «Минутки здоровья. В план включены различные виды ходьбы, игровые упражнения и подвижные игры, каждый комплекс рассчитан на 8 минут.

А также в своей работе мы используем следующие современные здоровьесберегающие технологий, которые интегрируются в различных видах детской  деятельности:

- ритмопластика (кружок хореографии);

- стретчинг;

- йога,

- Су-Джок  терапия;

- релаксация;

- различные формы гимнастик;

- психотренинги, психогимнастика;

- пейп-арт, арт-терапия;

- сказкотерапия;

- музыкотерапия;

- цветотерапия;

- ароматерапия;

- массаж, самомассаж;

- логоритмика.

В нашем детском саду реализуются в кружковой деятельности дополнительные образовательные программы «Атлетик» по ФК, «ЛФК для дошкольников», «Умелые ручки» по арт-терапии, «Зеленая школа» по экологическому воспитанию дошкольников, «Путь к совершенству» по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, «Я и мои эмоции».

С целью повышения  качества оздоровительной работы в детском саду особое внимание уделяется  развитию культуры здоровья самих сотрудников детского сада.

Для оптимизации психофизического здоровья младших воспитателей и педагогов мы провели семинар-тренинг «Хорошее настроение – залог здоровья», практикум «Приемы релаксации и снятия напряжения в течение рабочего дня», мастер-класс «Су-Джок терапия, йога, стрейчинг», «Круглый стол» по теме «Пути реализации здоровьесберегающего подхода». Обсуждаем вопросы здоровьесбережения на педсоветах и медико-педагогических совещаниях.

Данные мероприятия не только помогают избавиться от тревог, усталости, напряжения, но особенно важно, каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит и использовать его в повседневной жизни. Это позволит повысить  качество выполняемой работы в ДОУ, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.

В апреле 2013 года в рамках празднования 65-летия г. Салавата и всероссийской акции в ДОУ прошла неделя здоровья под девизом «Башкортостан – территория здоровья!». С целью повышения эффективности работы по здоровьесбережению мы провели городской методический семинар-практикум «За здоровьем в детский сад!» для старших воспитателей и педагогов детских садов.  

Для сохранения социального и психического здоровья дошкольников в нашем саду с 2012 года функционирует Совет профилактики. Обратите внимание на слайд, здесь отражены направления деятельности Совета (на данный момент у нас 1 неблагополучная семья), в состав которого входят заведующий, ст. воспитатель, мед.сестра, педагог-психолог, воспитатель.

Хотелось бы отметить результаты нашей работы: на сегодняшний день 82% родителей вовлечены в образовательный процесс по вопросам сохранения здоровья детей, заболеваемость дошкольников заметно снизилась при значительном повышении посещаемости ДОУ; деятельность по здоровьесбережению приведена в определенную систему: накоплен передовой педагогический опыт, позволяющий делиться и с другими дошкольными учреждениями, педагоги грамотно владеют здоровьесберегающими технологиями, которые постоянно совершенствуются, разработаны дополнительные образовательные программы по оздоровлению дошкольников.

Таким образом, исходя из выявленных проблем, для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья наших детей мы планируем:

  1. Повышать квалификацию педагогов по вопросам внедрения в практику детского сада современных здоровьесберегающих технологий.
  2. Создать условия для сохранения здоровья сотрудников ДОУ.
  3.  Обеспечить условия, предотвращающие появление у детей переутомления, гиподинамии, стрессов.
  4. Создать родительский клуб «Здоровая семья» с целью формирования здорового образа жизни в семье, профилактики семейного неблагополучия.

Итак, современное дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые ЗУН не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию оздоровительных процедур»

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих отклонения в здоровье, ухудшается картина здоровья сре...

Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.

laquo;Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»СократЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней...

Консультация для воспитателей «Закаливание – как эффективная форма работа по сохранению здоровья дошкольников».

Вырастить здорового ребёнка крепким, сильным, здоровым — это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими путями и средствами многие не знают.Мы никогда не найдем путь в страну здоровья,...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

   Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле саамы ценным является здоровь...

Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС

Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС...


 

Комментарии