Экология здоровья в ДОУ
учебно-методический материал по теме

Кропивницкая Юлия Петровна

Рекомендации для создания здоровьесберегающей среды в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ekologiya_zdorovya_v_dou_kropivnitskaya_yu.p.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Опорное  ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников

ЗАТО г. Североморск

Семинар для заместителей заведующих детским садом

 «Использование здоровьесберегающих технологий

в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

при реализации образовательной области «Здоровье»

в соответствии с ФГТ»

Доклад

Технология создания

внешнего и внутреннего эколандшафта в ДОУ

Заместитель заведующего детским садом    Кропивницкая Ю.П.

Октябрь 2013г.

Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.1

Содержание образовательной области "Здоровье" в соответствии с  ФГТ «…направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»2.

Экологическое образование дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.3

Как пишет Рыжова в программе «Наш дом – природа», человек – это часть природы. Быть здоровым в отрыве от среды, в которой находишься – нельзя.  Природа, окружающая нас среда формирует наше здоровье, в свою очередь мы влияем на неё, к сожалению не всегда гуманно и целесообразно. Поэтому эти два направления образовательной работы - экология и здоровье  сегодня находятся в центре нашего внимания и рассматриваются на нашем мероприятии.

Основная цель, которую мы преследовали при организации работы по использованию здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании – сохранение и укрепление здоровья детей, а экологическая составляющая – средства для достижения основной цели.

Педагогическая технология   – это система условий, форм, методов, средств и критериев  решения поставленной педагогической задачи.5

Педагогическая технология – компонент педагогической системы, способ конструирования педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого условиях  детского сада в целях решения задач дошкольного образования.6

Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Какие же оздоровительные технологии можно использовать в работе с дошкольниками.  Проанализировав множество авторов, мы пришли  выводу, что в данном направлении можно выделить два основных направления:

  1. Создание экологической, здоровьесберегающей среды;
  2. Формирование здорового образа жизни.

Экологическая здоровьесберегающая среда в методической литературе некоторыми авторами называется «Экологический ландшафт» (Т.А. Серебрякова, Н.А. Рыжова)

Экологическая здоровьесберегающая среда («Экологический ландшафт»),  подразделяется на внешнюю и внутреннюю.4 

К внутреннему эколандшафту относятся:

  • группа,
  • уголок природы группы,
  • экологическая комната,
  • коридоры и рекреации ДОУ и т.д.

К внешнему эколандшафту относят естественную и искусственно-созданную экологическую среду:

  • территория ДОУ (прогулочные участки, уголки нетронутой природы, зелёные зоны отдыха, цветники, учебно-опытный участок с его разнообразными отделами, экологическая тропа. и т.д.)
  • прилегающая к территории ДОУ зелёная зона, на которой осуществляются туристические маршруты.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭКОЛАНШАФТА ГРУППЫ

Эколандшафт группы должен нести здоровьесберегающую и здоровьеформирующую функцию, он создаётся таким образом, чтобы не только не навредить здоровью ребёнка, но и укрепить его. Эколаншафт группы складывается из нескольких составляющих.

Внесение в группу элементов естественной природной среды: растений, минералов, природных коллекций и т.д. Взаимодействие детей с естественными природными материалами помогает уравновесить психическое состояние, повысить эмоциональный фон детей. Помимо программных требовании к растениям уголка природы, необходимо учитывать и то влияние, которое эти растения оказывают на организм ребёнка. Не многие знают, что комнатные растения не только украшают группу, но и освежают воздух,  благотворно влияют на нашу психику, улучшают настроение и повышают работоспособность. Благотворно и влияние зеленого цвета на нервную систему. А главное, почти все комнатные растения выделяют летучие вещества, которые убивают микробы, находящиеся в воздухе, или задерживают их рост. Таким образом, растения оздоравливают воздух. Растения как бы символизируют неотрывную и повседневную связь человека с природой. Например, от летучих фитонцидов мирта, амариллиса, лимонника, лавра, розмарина, вредные для здоровья человека бактерии погибают. Аспарагусы поглощают частицы тяжелых металлов.  Влажность воздуха в квартирах с центральным отоплением ниже нормы и восстановить её помогают антуриум, филодендроны, традесканция, различные виды бегоний.

Наряду с растениями, летучие выделения которых обладают выраженными фитонцидными свойствами, имеются растения, летучие выделения которых оказывают лечебный эффект на организм человека. К ним относятся: монстера, лимон, жасмин и другие. Есть и растения-фильтры, поглощающие вредные газы из воздуха, например: хлорофитум, фикус Бенджамина.

Так, сансевьеру можно назвать настоящей кислородной установкой, которая продуктивно работает в дневное время.

Кофейное дерево прекрасно озонирует воздух. С токсинами неплохо справляются плющ, различные виды фикусов и обычный алое.

Однако необходимо помнить о том, что среди фитонцидных растений есть и растения ядовитые, например: олеандр, молочай блестящий, Диффенбахия, инжир, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей.

Цветотерапия - «видеоэкология». Эта область знаний выясняет взаимоотношения людей с тем, что находится перед их глазами. Так вот, ученые утверждают, что глаз человека, двигаясь периодически ищет, за что бы ему «зацепиться», чтобы отдохнуть. Доказано также, что цвет, как и музыка, может влиять на настроение. Воздействие цвета можно условно считать физиологическим и психологическим. У разных народов независимо друг от друга возникло лечение цветом органических и психических заболеваний. Целебные свойства цвета и его эмоциональное воздействие на человека применялись при лечении различных заболеваний. В противоположность возбуждающему красному цвету зелёный цвет, цвет растительности, успокаивает человека и снижает давление. С древних времен на Востоке считается, что продолжительный взгляд на зелень листвы или на крупную бирюзу, изумруд (как нефрит, малахит) способствует отдыху уставшим глазам, снижает их напряжение. Считается что:

-фиолетовый цвет благотворно действует на лёгкие и сердце, увеличивая их выносливость;

-жёлтый (золотистый, оранжевый)  взбадривает и вызывает чувство тепла, веселое настроение, способствует умственным занятиям и  пищеварению;

-голубой (синий), подобно фиолетовому, выравнивает дыхание, поэтому используется для лечения людей, страдающих заболеваниями нервной системы и органов дыхания. Кроме того, этот цвет замедляет пульс и снижает давление, поэтому он полезен гипертоникам.

  Влияние звуков на человека

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовой загрязнение. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

 Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Поэтому важно в группах иметь фонотеки естественного звучания голосов Природы. Они могут использоваться в различных режимных моментах, на занятиях, во время игр детей.

ВНЕШНЯЯ ЭКОСРЕДА. ЛАНДШАФТ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ

Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера.

Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект.

Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды. Они не только создают благоприятные микроклиматические и санирно - гигенические условия, но и повышают художественную выразительность ландшафта, влияют на психоэмоциональное здоровье.

Окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект.

К внешнему эколандшафту относятся:

  1. Территория ДОУ:
  • прогулочные участки,
  •  уголки нетронутой природы,
  •  зелёные зоны отдыха,
  • цветники,
  • учебно-опытный участок и его отделы,
  • экологическая тропа. и т.д.
  1. Прилегающая к территории ДОУ зелёная зона, на которой осуществляются туристические маршруты.

Литература:

  1. Устав Всемирной организации здоровья
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и

введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

  1. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа». – М.: Карапуз-дидактика, 2005г.
  2. Т.А. Серебрякова Экологическое образование в дошкольном возрасте – М.: Издательский центр Академия, 2006г.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998
  4. М.В. Крулехт Дошкольник и рукотворный мир.-СПб.: «Детство-пресс», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по анатомии, экологии. «Дорога к доброму здоровью»

Познакомить детей с оказанием первой помощи при ушибах и переломах. Познакомить детей с пользой витаминов. Дать представление о строение человека....

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...

Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста «Экология здоровья»

Лэпбук предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проблема сохранения и укрепления здоровья является актуальной в наши дни....

Статья "Экология здоровья. Возможности природы в укреплении здоровья детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются возможности использования природы в работе по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Специалисты ДОУ в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников. Оздоровление ...