Проект Экологическая тропа
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад №5» г. Юрги.
ПРОЕКТ
«Экологическая тропа»
Составитель:
Левицкая Елена Анатольевна,
Шмелева Олеся Анатольевна
Воспитательницы МБОУ «НШ-ДС№5»
Юрга 2013
Введение
Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 5» г. Юрги по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходило знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними.
Экологическая тропа сыграла важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания состояло в том, что сам процесс строился на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигалось это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Организация тропы силами дошкольников дала воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требовало от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побудили детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепила взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге родилось важнейшее качество личности – убежденность, которая опиралась не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. Воспитанники освоили навыки экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе.
Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.
Актуальность проекта.
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
Цель: формирование знаний у детей о живой природе и определить наиболее эффективные условия для получения этих знаний.
Задачи:
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- развить познавательный интерес детей к растительному и животному миру;
- воспитать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.
Сроки реализации : 6.05.2013-30.09.2013гг.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Предварительная работа:- изучить методическую, научно- популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
- подобрать наглядные дидактические материалы;
- проведение экскурсий и мероприятий экспериментально- познавательного , трудового характера.
Ожидаемые результаты:
-расширение знаний и представлений детей о живой природе;
– формирование чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
Этапы создания и оформления тропы:
- детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов;
- составление паспорта всех точек тропинки;
-изготовление выносных знаков, обозначающих каждый объект;
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;
–проводить наблюдения за живой природой, для развития сенсорных качеств каждого ребенка;
– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- сделать общение ребенка с природой, безопасным для ребенка и самой природы;
– формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
– проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Заключение:
Воспитатели оформили паспорта всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собрали загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.
В результате реализации проекта:
-повысился уровень экологических знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
-родители активно «включились» в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Паспорт экологической тропы:
Природные объекты:
- «Огород».
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)
Участок наш маленький и воспитатели выделили участок для грядок, на которых посадили различные овощи (свеклу, горох, кабачки, морковь). Воспитанники ухаживали в течение всего лета за грядками, поливали, пропалывали их. Полученный урожай был использован для питания в столовой учреждения.
В конце осени совместно с родителями была проведена ярмарка овощей и фруктов, на которой были подведены итоги своей работы на этих природных объектах и демонстрация выращенного урожая. Ребята вместе с воспитателями и родителями изготовили из овощей сказочных персонажей; были выбраны победители среди овощей и фруктов в различных номинациях – «Богатырь» (самый большой), «Диво дивное» (самая интересная и причудливая форма) и другие работы.
2. «Альпийская горка»
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство.
3. «Муравейник».
Цель: формировать знания воспитанников о муравьях, воспитывать бережное отношение к насекомым.
В экологическую тропу включен муравейник. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.
4. «Цветочная клумба»
Цель: развивать интерес к родной природе, к различным цветам, способность любоваться ею, и бережно относиться к растениям.
5. «Летняя лаборатория». (Песочница)
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.
6. «Березка»
Цель: формировать знание о дереве - Березе, воспитывать любовь к растениям.
Воспитанники обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».
7. «Рябина».
Цель: развивать интерес к Рябине, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.
Рябина красная - гордость нашего детского сада!
Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает. Воспитанники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Дошкольники сравнивают живые и опавшие листы.
Рябина воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.
8. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР». (Луг)
Цель: формировать знания о разнообразных насекомых воспитывать бережное отношение к ним.
На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.
В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.
Литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008г.
2. Грехова Л. И. В союзе с природой. «ЦГЛ».«Сервис школа» Москва, 2002г.
3. Елкина Н. В., Мариничева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
4. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981г.
5. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой? М. Просвещение, 1983г.
Этапы проекта:
Содержание деятельности | Сроки выполнения | Цель |
1-й этап – накопление знаний
Беседы с детьми: « Для чего нужны растения?» , «Насекомые и их мир» | В течение всего периода реализации проекта | Систематизация знаний о растительном и животном мире |
Рассматривание иллюстраций по теме «Растительный и животный мир» | В течение всего периода реализации проекта | Формирование знаний детей о растительном и животном мире |
Дидактическая игра «Угадай какое дерево?» | 14.05.13. | Закрепление знаний о деревьях |
Дидактическая игра «Любимые овощи» | 17.05.13. | Закрепление знаний об овощах |
Дидактическая игра «Полезные растения» | 19.06.13. | Закрепление знаний о растениях |
Дидактическая игра «От какого дерева лист?» | 20.06.13. | Активизировать знания об особенностях формы листьев деревьев |
Дидактическая игра «Насекомое - птица» | 21.06.13. | Закрепление знаний о насекомых и птицах |
Дидактическая игра «Угадай цветок» | 26.06.13 | Продолжать формировать знания о цветах |
Настольная игра - лото «Растения» | В течение всего проекта | Активизировать знания о растениях |
Дидактическая игра «Что, где растет?» | В течение всего проекта | Классификация растений по месту их произрастания |
Загадки об овощах, цветах, насекомых | В течение всего проекта | Закрепление знаний детей об овощах, цветах, насекомых |
Подвижные игры: «Божья коровка», «Барсук и дети», «Кто быстрее соберет урожай?» | В течение всего проекта | Формирование умения действовать в соответствии с текстом, развитие внимания |
Чтение художественной литературы М. М. Пришвина «Золотой луг» | 24.05.13. | Формировать знания о растениях |
Чтение художественной литературы «Крылатый, мохнатый, да масляный» | 27.05.13 | Прививать любовь к художественной литературе |
Сюжетно- ролевые игры «Семья» , «Овощной магазин» | В течение всего периода | Закрепление знаний об овощах |
2- й этап – практический
Практическая работа «Семена» - проращивание семян овощей | 17.05.13. | Формирование у детей представлений о происхождении растений, их строении, способах питания и размножения |
Практическая работа «Мини-огород» -вскопка земли - ограждение огорода | 21.05.13. | Помощь родителей в ограждении огорода штакетником, вскопка земли |
Практическая работка «Посадка овощей» | 22.05.13. | Формирование у детей представлений о том, что овощи выращивают из семян, совершенствование умений и навыков поисково - исследовательской деятельности |
Практическая работа «высадка рассады цветов в клумбы, Альпийскую горку» | 3.06.13. | Формирование у воспитанников представление , что из рассады вырастают красивые цветы |
Познавательная беседа «Комнатные растения» | 22.05.13. | Формировать знания о комнатных растениях |
Наблюдение за черемухой | 07.06.13. | Формировать представление об изменении черемухи поздней весной- начале лета |
Наблюдение за мини-огородом (поливка, прополка грядок) | 10.06.13. | Развития трудолюбия и уважения к труду людей |
Исследовательская работа «Полезные растения» | 14.06.13. | Формировать интерес к родной природе |
Наблюдение за черемухой | 17.06.13. | Закреплять знания о черемухе, ее видоизменениях |
Трудовая деятельность: полив овощей, цветов | В течение всего проекта | Развития трудолюбия |
Познавательная беседа «Правила безопасности летом в лесу» | 17.06.13. | Формировать знания о правилах безопасности в летнее время в лесу |
Исследовательская деятельность «Наблюдение за цветником» | В течение всего проекта | Воспитывать желание ухаживать за клумбой с цветами |
Познавательная беседа «Ядовитые растения» | 19.06.13. | Формировать знания о ядовитых растениях |
Развлечение «Фрутто-няня» | 19.06.13. | Развивать образное мышление |
Познавательная беседа «Гуляй, да присматривай» | 20.06.13 | Учить фиксировать наблюдения природных явлений в календаре с помощью условных обозначений |
Лепка «Кисть рябины» | 20.09.13. | Развивать образное мышление |
Окружающий мир «Дары осени» | 18.09.13 | Формировать знания о дарах осени |
Рисование «Овощи» | 18.09.13. | Развивать образное мышление |
Круг общения «Что нам осень подарила?» | 16.09.13 | Формировать знания о дарах осени |
Круг общения «Грибы в лесу» | 13.09.13. | Формировать знания о грибах |
Наблюдение за растениями на огороде | 12.09.13 | Продолжать наблюдение за растениями |
Аппликация «Ваза с осенним букетом» | 13.09.13 | Развивать творческие фантазии |
Беседа «Прогулка в осеннем лесу» | 09.09.13 | Продолжать наблюдать за изменениями, происходящими с растениями и насекомыми осенью |
Лепка «Овощи- фрукты» | 06.09.13 | Развивать у детей творческую фантазию |
Наблюдение за муравейником | 06.09.13 | Продолжать наблюдение за муравейником |
Наблюдение за рябиной | 02.09.13. | Продолжать наблюдать за рябиной осенью |
3-й этап проекта
Сбор урожая | Сентябрь 2013 | Развития трудолюбия, развивать исследовательскую деятельность |
Передача собранных воспитанниками овощей в столовую учреждения «НЧ.-Д.С.-№5» | Сентябрь 2013 | |
Выставка поделок из овощей | Сентябрь2013 | Закрепление полученных в процессе реализации проекта знаний детей об овощах, развитие творческого воображения, композиционныхумений |
Основные расходы
№ | Статья расходов | Сумма | Источник |
1. | Приобретение семян | 100 р. | Благотворительные средства |
2. | Краска | 290 р. | Благотворительные помощь |
3. | Приобретение штакетника | 80 р. | Благотворительные средства |
4. | Садовый инвентарь | 210р. | Внебюджетные средства |
5. | Земля под огород | Выделило учреждение | |
6. | Бензин на доставку камней для «Альпийской горки» | 130 р. | Благотворительные средства |
7. | Приобретение грамот | 100 р. | Благотворительные средства |
8. | Приобретение сладких призов за участие в выставке | 280 р. | Благотворительные средства |
Комментарии к бюджету данного проекта:
В результате реализация проекта «Экологическая тропа» предусматривает совершенствовать умение и навыки поисково – исследовательской деятельности. Заработная плата педагогов не предусматривается. Статья «Основные расходы» предусматривает финансовые вложения в сумме 1190 рублей. Эти расходы более половины финансировали родители, а остальное – учреждение в виде инвентаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...
Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...
Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).
Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....
Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"
Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...