НОД по формированию ЗОЖ "Сердце-самый важный орган" с элементами экспериментирования.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Элементарное знакомство детей с общей схемой кровообращения и работой сердца. Закрепить знания детей о витаминах, о полезных и вредных действиях для организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Тема: «Сердце самый важный орган»

         Цель: формирование основ здорового образа жизни через организацию активной познавательно-игровой деятельности.

         Задачи:

         Образовательные: элементарное знакомство детей с общей схемой кровообращения, движения по артериям, венам, капиллярам;  закрепить знания детей о витаминах, о полезных и вредных действиях для здоровья.

         Развивающие: развитие произвольного  внимания, памяти, мышления, мелкой моторики; активизация речи и обогащение словаря детей; стимулировать познавательно – творческую активность ребенка.

         Воспитательные: поддерживать устойчивый познавательный интерес к изучению своего организма и умение заботиться о нем; развивать навыки самостоятельной и коллективной работы.

         Активизация словаря: неутомимый, кровообращение, кровеносные сосуды, вена, артерии;

         Методы и приемы: словесные (рассказ воспитателя, беседа, вопросы, указания, объяснения):

Наглядные  (рассматривание схемы с изображением кровеносной системы, картинки с изображением полезных (вредных) действий для здоровья);

Практические (имитация работы сердца с грушей и водой, работа с карточками-моделями, индивидуальная работа детей с плоскостными моделями человека).

         Оборудование: мольберт, магниты, груша резиновая с трубочкой (на каждого ребенка), стаканы с подкрашенной водой, фломастеры,  бумажные  модели человека, разноцветные  бумажные кораблики, дидактические игры «Что полезно, что вредно»,  «Витаминки»,  таблица с изображением кровеносной системы, карточки – модели, картинки с изображением полезных (вредных)  действий для здоровья.

                                Проведение НОД:

Приветствие гостей.

- Здравствуйте, мы очень рады вас видеть,  и желаем всем здоровья. А теперь, мои друзья, всё внимание на меня…

                     Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе»

      -В природе есть солнце. Оно всем светит, всех греет и любит. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своей груди маленькую звездочку. Направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Я направляю к вашим звездочкам лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой как солнце. Оно несет тепло всем-всем. Откройте глаза.

      - Всем хочется тепла, любви, чем мы излучаем любовь? (Сердцем). Хотите узнать, как оно работает?

     - Предлагаю отправиться в путешествие по организму человека, в котором есть свои города-органы. Какие?  (Дети перечисляют их). И где текут две «волшебные реки»: Артерия и Вена и маленькими речками - капилярами – не с простой водой, а с  красной, горячей и живой. Нам не обойтись без наших «думательных  шапочек», надели их. (самомассаж головы для развития умственных способностей)

Знакомство с понятием «Сердце»

 

Загадка: 1.«Оно много меньше нас, а работает всяк час».

               2. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

                   Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.    Что это такое?

Звучит аудиозапись биения сердца.

 -Как вы думаете, что это такое?  (Ответы детей).

       -Положите правую ладонь на левую половину грудной клетки и прислушаться и постарайтесь почувствовать, что происходит у вас под ладонью. Что вы почувствовали?    (Ответы детей).

     -Хотите услышать, как стучит ваше сердце? (Дети слушают биение сердца друг у друга через стетоскоп).

  – С левой стороны у человека находится сердце. Собрав рисунок из частей, мы узнаем, как оно выглядит. У кого есть сердце? Кому оно необходимо?  (человеку, животному и даже пресмыкающим, рыбам и насекомым- всем живым существам, кроме бактерий и микробов.). 

           -А теперь сожмите свой кулачок и внимательно на него посмотрите. У каждого человека сердце размером с кулак.

Сердце работает, стучит. С чем можно сравнить работу сердца? Какой предмет стучит так же? (Часы). А еще с чем можно сравнить? С насосом. Почему? Движет кровь .

      Вывод: Где находится сердце? (Слева). Какого размера сердце? (С кулак). Как работает?  (Как часы). Работает без остановки.

                                         Практическая работа

      -А сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию и посмотреть,  как работает сердце?  (на столе груши-спринцовки, стаканы  с подкрашенной в красный цвет  водой).

    Груша – это сердце, вода в стакане – это кровь, трубочки-сосуды. Сжали грушу и опустили трубочку в жидкость. Разжали кулачок. Кровь наполняет сердце, а затем оно сжимается, выталкивает кровь и движет кровь по нашему организму. Повторили еще раз. Такое движение никогда не останавливается, сердце работает без устали, неутомимо.                

   Вывод: наше сердце сжимается, разжимается и движет кровь по нашему организму, кровь красного цвета, жидкая.

 Работа с моделями.  Ребята, скажите, какого цвета кровь? В каком состоянии кровь: твердая? Жидкая? Газообразная? Имеет ли кровь запах?

             (дети отбирают нужные карточки)

 Вывод: кровь красного цвета, жидкая, имеет запах.

 Давайте представим себя добрыми докторами и будем лечить себя  поглаживанием, сочувствием.  Говорим: сердечко, милое , работай хорошо, ритмично, будь добрым.

                                           Динамическая пауза

Целый день тук да тук,   раздается сердца стук.     (руки сжаты в кулачки, разводят в

Важный орган в груди  постоянно стучит.              сторону и постукивают)

Влево шаг – вправо шаг, шаг в перед- шаг назад     (по тексту)

Шаг немножко замедлить  постепенно ускорять.

Тук-тук наше сердце стучит  наше сердце стучит как часы

Тук –тук, бегай прыгай скачи  не нужны будут врачи.

А теперь проверили сердцебиение, как стучит сердце? Сильно. Как можно успокоить сердце? Дыханием. Положите руку на живот.

               Воздух через нос легко вдыхается

               И животик, словно шарик надувается.

 А теперь выдох.

             Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот,

             И сдувается, как шарик, наш живот.

Повторили. Запомните золотое правило дыхания. На вдохе животик округляется, а на выдохе- делается плоским и даже втягивается в себя.

            Так вот шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох).

            Шарик лопнул- выдыхаем, наши мышцы расслабляем!

            Дышится легко... ровно... глубоко...

               

  Работа с таблицей «Кровеносная система человека»

   (рассматривание таблицы с изображением общей схемы кровообращения)

   Пройдемте к столу и узнаем, для чего нужна кровь в организме?

   -Кто догадался, почему кровь красная? (много кровяных клеток красного цвета). Наша кровь состоит из белых и красных клеток.

   -Река «Артерия» течет вниз от порта «Сердце» до пристани «Мизинчик», ярко-алого цвета, разносит по всему телу кислород и питательные вещества.

    Река «Вена» течет вверх от «Мизинчика» до порта «Сердце», уже отдала всем клеткам нашего организма кислород и питательные вещества, а взамен собрала вредный газ, отходы, которые скопились в организме. Вот почему кровь в «реке Вена» не алая, а темно-красная, синеватая и спешит она в легкие, чтобы очиститься от вредного газа и запастись снова чистым воздухом. Красный кораблик превращается в синий. Белые клетки (кораблики) защищают нас от болезней. Движение крови через сердце по артериям, венам, капилярам никогда не останавливается и это движение называется кровообращение.         

   

                                   Индивидуальная работа детей

      -Давайте мы попутешествуем по «волшебным рекам», покажем, как кровь движется по нашему организму.

        Но перед началом игры разомнем наши пальчики.

                   «Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу….».

                 

               Дети рисуют ярко-красными, синими карандашами на бумажных плоскостных моделях мальчика общую схему кровообращения (легкие, сердце предварительно изображены педагогом). В процессе работы детей ненавязчиво закреплять новый материал.

   -Что ты обводишь красным цветом, что синим? Вот видите, дети, какие чудеса есть в природе! Оказывается,  есть все-таки реки, несущие «красную живую воду».                                                                                                              

                                              Игра «Витамины»

      -Вы знаете, что учеными найдены полезные вещества, которые содержаться в продуктах питания. Как они называются? (витамины). Витамины это такие вещества, которые помогают детям, расти крепкими и здоровыми. И растения и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек делать этого не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей. И если ребенок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растет.

      -Вспомним, какие витамины, для чего они нужны и подарим нашему организму витамины.

-Витамин А (Для хорошего зрения и роста). В каких продуктах он есть? (Морковь, рыба, перец).

-Витамин В? (Чтобы сердце было крепким и сильным). В каких продуктах он есть? (Сыр, горох, петрушка, гранат, кукуруза).

-Витамин С? (Чтобы сердце и организм весь был здоровым). В каких продуктах он есть? (Яблоки, смородина, малина, шиповник, лук, редис).

-Витамин Д? (Чтобы кости были крепкими). Где мы его найдем? (Солнце, рыбий жир).

-Витамин Е?  (Для красивой и здоровой кожи). В каких продуктах есть витамин Е? (Орехи, кукуруза, злаки).

Фосфор, железо-для дыхания клеток организма.

Калий-уменьшает отеки, выводит ненужные вещества из организма.

Кальций-укрепляет кости, зубы.

Магний- успакаивает человека, повышает иммунитет, препятствует стрессам, заболеваниям.

- И еще один витамин - витамин К. Он очень важен и нужен для нашего сердца, для свертываемости крови. В каких продуктах он есть? (Яйцо, помидор, подсолнечное масло).  А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему? (Потому что летом и осенью растут ягоды, фрукты, овощи).  А в другое время года, чтобы люди не испытывали недостатка в витаминах, витамины – таблетки продаются в аптеках. (Показать).

- Для крепкого, здорового сердца мало витаминов. Что еще необходимо мы узнаем  поиграв в игру «Что полезно, что вредно»

                                      Игра  «Что полезно, что вредно»

  (На  мольберте изображения   веселого и грустного сердца)

    - Сейчас, ребята, делимся на две группы. Первая выбирает картинки, которые                                                                                                                              расскажут и покажут, что полезно для нашего сердца и что нужно делать для хорошего настроения. Вторая группа выбирает те картинки, которые покажут, что влияет плохо на сердце и от чего сердце плачет.

  По мере выполнения дети меняются группами и проверяют выполнение задания.

- Наше путешествие по организму подошло к концу.          

Понравилось ли вам наше путешествие? Какие затруднения  вы испытывали? Что было интересным?

     - Ребята, когда люди болеют к кому они обращаются? Но если бы люди помнили о докторах природы –им бы не приходилось  пользоваться услугами врачей. Давайте вспомним  докторов природы.  (дети рассказывают по карточкам, использование мнемотехники).

    -  Давайте подарим нашим гостям цветик - семицветик с пожеланиями  (составление цветка на фланелеграфе с пословицами о здоровье).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования «Осень на опушке краски разводила,»

Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования с красками ; подвести к пониманию того, что краски можно смешивать. Закрепить знания детей о осенних признаках....

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования....

Развитие речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе комбинированной направленности на тему "Люди разные нужны, люди разные важны»

Тема. Люди разные нужны, люди разные важны.Образовательные задачи:1.    Расширять представление о профессиях: вулканолог, орнитолог, метеоролог.2.    Продолжать учить дет...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни с использованием элементов экспериментирования во второй младшей группе

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни с использованием элементов экспериментирования во II младшей группе: " Полезный лимонад"...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни с использованием элементов экспериментирования в старшей группе

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни с использованием элементов экспериментирования в старшей группе: "Чистая вода"....

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ по художественному творчеству и формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования с детьми старшей группы «Снежинки»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ  по художественному творчеству и формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования с детьми ст...

Конспект НОД по формированию целостности картины окружающего мира с элементами экспериментирования «Какая бывает одежда и ткань» в старшей группе 2017-18

Закреплять знания детей об обобщающем понятии "одежда" и уточнять представления о свойствах различных тканей....