Обучение детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах
календарно-тематическое планирование по теме
Календарно-тематический план реализации обучения детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd_perspektivnyy_plan.doc | 271.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 48.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1. Детские стишки про машины
Эту книжку открываем
И картинки называем,
А картинок ровно пять,
Будем книжку мы читать.
Вот первая картинка,
А на ней машинка:
Вот кабина, руль и кузов
Кузов нужен ей для грузов.
Зайка в кузове сидит,
На колеса он глядит.
У машинки крутятся
Все четыре колеса.
Вот еще картинка
И на ней машинка,
Но не грузовая-
Машинка легковая
Вот багажник, вот салон-
Это маленький вагон.
Вот капот, а там мотор,
Заведет его шофер.
Вот третья картинка,
И опять машинка!
Это джип-вездеход,
Без дороги он пройдет.
А колеса то большие,
А колеса заводные,
Быстро-быстро он бежит,
Громко-громко он гудит.
Четвертая картинка-
Еще одна машинка!
Это смелый вездеход,
Он везде, везде пройдет:
По болотам, по горам,
По оврагам, по лесам.
Это сильная машина,
И большая в ней кабина,
Он на гусеницах ходит,
Громко он мотор заводит,
Ходит-ходит он везде,
По земле и по воде!
Вот пятая картинка-
И пятая машинка!
Трактор называется,
Крутится, катается:
Вперед-назад, вперед-назад,
Вот так, вот так, вот так, вот так.
Развернулся трактор вдруг
И объехал целый круг.
Сзади он прицеп везет,
С ним на горку заползет!
Трактор громко тарахтит,
Тррак-та-таррр! - он кричит.
Стихи вместе мы читали
И машинки мы считали:
Одна-две-три-четыре-пять,
Здесь всего машинок пять!
2. Л.Лущенко
У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри!
Если в окошке красный горит,
"Стой на панели" - он говорит.
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Должен еще подождать ты немножко.
Если в окошке зеленый горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
Все светофор понимает без слов:
Он говорит языком огоньков.
3. О.Коба Зебра
Зебра в Африке живет,
Полосата очень.
Воду пьет, траву жует,
Порезвиться хочет.
А на улице у нас,
Здесь у перекрестка,
Точно зебра в самый раз -
Переход в полоску.
Свет зеленый лучик шлет,
Он тебе как мама.
Взяв за ручку, проведет
По полоскам прямо.
4. О. Шалимова
Я как будто толстый жук,
Ножки кОротки - колеса!
Каждый день везу, везу
Пассажиров ну и что-то...
Кладь ручную, чемоданы,
Или целый детский сад,
Или просто папы, мамы
Просто так везут ребят!
К бабе с дедом или в школу,
Или всех домой везу
Я по городу родному,
Я стараюсь - не ползу!
Но кончается работа -
Я спешу к себе в гараж!
Утром ожидает кто-то,
Что я буду точно в час,
Расписанием назначен -
Мне опаздывать нельзя!
Я автобус! Это значит,
Что нам в путь пора, друзья!
5. Саша Мецгер Я - шофёр
На машине грузовой
Я везу дрова домой.
Через гору и поляну,
Объезжая камни, яму,
Через кочки и кусты,
Через речки и мосты.
Вдруг на кочке небольшой
Грузовик груженный мой
Наклонился, развернулся,
А потом перевернулся.
Грузовик ты мой хороший,
Никогда тебя не брошу.
Загружу тебя опять,
Чтоб пустым не приезжать.
Папа глянет острым взором,
Скажет: «Будет сын шофером,
Взрослый парень, третий год.
Сын помощником растет».
6. Р.Фархади СВЕТОФОР
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
«Свет зеленый — проходи.
Желтый — лучше подожди.
Если свет зажегся красный
Значит, двигаться опасно!
Стой!
7. ЕДЕТ К НАМ МАШИНА
Едет-едет к нам машина:
Видишь-бак для бензина!
Вот кабина для шофера,
Вот и место для мотора.
Вот какой огромный кузов!
Кузов нужен ей для грузов.
Ходит-ходит по дороге,
Разве у машины -ноги?
У нее колеса есть!
8. Н. Сорокин
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!
9. Велосипед
Мне смеются вслед машины:
Где же дым и где же бак?
Я катаюсь без бензина,
Я катаюсь просто так.
Руль, педали есть, и шины –
Я ведь тоже легковой,
Но сказать, что я машина,
Может только постовой!
10. СВЕТОФОР
Папа Свету в детский сад
Провожать всегда был рад.
Вдруг увидели они
Разноцветные огни:
Словно праздничный убор,
Показался светофор.
И спросила папу Света:
«Для чего ему три цвета?
Почему они горят
Друг за другом, не подряд?»
Папа ей сказал в ответ:
«Коль горит ЗЕЛЁНЫЙ свет,
Можешь ты вперед идти
И дорогу перейти».
«Стоп, дороги больше нет!» —
Говорит нам ЖЁЛТЫЙ свет.
Если не остановились ноги,
Посреди постой дороги.
Жди, когда пошлёт привет
Тебе вновь зелёный свет.
И совсем идти опасно,
Если загорелся КРАСНЫЙ.
Принесёт он много бед
Не послушавшим совет».
И опять спросила Света:
«Ну, а если нету света?
Вовремя не починил монтёр
Неисправный светофор?
Мы ж не можем долго ждать —
Можно в садик опоздать!»
Отвечая на вопрос,
Папа громко произнёс:
«Что ж, идти, конечно, надо,
Светофор ведь не преграда.
Только, дочка, умной будь —
Посмотреть не позабудь
Прежде, чем идти, — НАЛЕВО,
А потом шагай ты смело,
Если близко нет машин
И не слышно шума шин.
Правила для всех едины,
И дойдя до середины,
Выполняй ты их исправно —
Сразу посмотри НАПРАВО.
Ты про это не забудь
Прежде, чем продолжишь путь».
Так они за разговором
Поравнялись с светофором.
Он, как будто бы для Светы,
Заиграл зелёным светом.
11. «МЕСТО ОСТАНОВКИ АВТОБУСА ИЛИ
ТРОЛЛЕЙБУСА»
Остановка, толпится народ.
Скоро автобус подойдёт.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.
Едут в школу, детский сад,
В праздник едут на парад.
В уличном круговороте
Транспорт городской в почете!
12. СВЕТОФОР
Есть помощник у машин.
Он трехглазый господин.
На дороге он стоит,
Всем вокруг руководит.
Если свет горит зеленый,
Значит, будет путь свободный.
Желтым глазом замигал —
Знать, машин предупреждал,
Чтоб они затормозили,
Пешеходов пропустили.
Загорелся красный свет —
Тут машинам ходу нет.
Вот стоят они и ждут:
Пешеходы пусть пройдут.
И тогда помчится транспорт
По дороге там и тут.
13. Ирина Гурина «Тротуар и проезжая часть»
На проезжей части
Кипят такие страсти:
Трамваю самосвал гудит,
С сиреной скорая летит,
Мопед торопится, рычит,
Автобус злится и фырчит.
А мы идём не торопясь,
Машин ни капли не боясь!
Здесь зона пешеходная,
От транспорта свободная.
За воспитателем встаём,
Болтаем, шепчемся, поём.
А нас, за парой пару,
Ведут по тротуару!
Всем ребятам умным ясно:
Где дорога – там опасно!
Отыщи-ка, пешеход
Чёрно-белый переход!
Не горит зелёный свет?
Светофора вовсе нет?
Что такое? Как же так?
Посмотри на синий знак.
Человечек в нём идёт?
Значит – это переход.
У дороги смирно встань,
Не беги, не хулигань,
Маму за руку бери,
Вправо-влево посмотри!
Приглашает переход:
- Проходи по мне вперёд
14. Ирина Гурина «Зебра»
У асфальтовой дороги
Возмущались носороги:
- Пешеходам нет пути!
Как дорогу перейти?
Мимо едут, вжик да вжик,
То такси, то грузовик,
То автобус, то маршрутка –
На дорогу выйти жутко!
Подошёл художник крот:
- Нарисуем переход!
Чёрно-белая дорожка
От порожка до порожка.
Зебра ахнула: - Друзья!
Полосатый он, как я!
С той поры зовёт народ
«Зеброй» этот переход.
15. И. Серяков Улица, где все спешат
Кто такие пожарные, знают все. По первому зову, по сигналу тревоги они мчаться на помощь, едут на красных автомобилях пожар тушить. На пожарных автомобилях и сигнал ставят особый – он сиреной называется. Как загудит, так все услышат! Это для того, чтобы знали, что машина едет пожар тушить, все бы ей дорогу уступали.
А если кто-нибудь станет дорогу перебегать, шофер сразу же на тормоза нажимает, машину остановит, время потеряет, когда приедет на пожар, то от дома лишь угольки останутся. Ни на минуту нельзя задерживать пожарную машину.
Спешит к больному «скорая помощь», на ней доктор едет, лекарства везет. На «скорой» красный крест нарисован, ей тоже сирену поставили. Нельзя ей ни на секундочку в пути задерживаться, надо доктору поскорее к больному приехать.
Шоферы грузовиков тоже спешат по своим делам. Быстро-быстро едет машина, на ее кузове написано: «Молоко». Она свежее молоко везет в магазин, ее там очень ждут.
А вот мчится еще один грузовик, на кузове его написано: «Хлеб». Он булки свежие везет. Каждому хочется побыстрее купить свежего хлеба.
Едет большой грузовик, тащит за собою прицеп, на нем гора кирпича. Шофера ждут строители – они дом строят, стены кладут, им очень нужен кирпич, чтобы работа не остановилась. И уголь тоже очень нужно привезти, чтобы отопление действовало, в домах тепло было. Мчатся автобусы, трамваи, троллейбусы такси, в них люди едут: одни - на работу, другие – домой, а третьи – в гости или в театр. На улице много людей, они тоже идут по своим делам. Бегут машины, одни по мостовой, другие несутся над головами людей по мостам и эстакадам, а третьи мчатся по туннелям под землей. На улице все спешат. И не только на той, где ты живешь, а на всех. На всех улицах, на всех дорогах. И никто не должен мешать шоферам, пешеходам. Там должен быть порядок. Все ему должны подчиняться жать с машинами в мире, знать, какой порядок должен быть на улице.
16. С. Михалков Велосипедист
На двух колесах
Я качу.
Двумя педалями
Верчу.
За руль держусь,
Гляжу вперед —
Я знаю:
Скоро поворот.
Мне предсказал
Дорожный знак:
Шоссе
Спускается в овраг.
Качусь
На холостом ходу,
У пешеходов
На виду.
Лечу я
На своем коне.
Насос и клей
Всегда при мне.
Случится
С камерой беда —
Я починю ее
Всегда!
Сверну с дороги,
Посижу,
Где надо —
Латки положу,
Чтоб даже крепче,
Чем была,
Под шину
Камера легла.
И я опять
Вперед качу,
Опять
Педалями верчу.
И снова
Уменьшаю ход —
Опять
Налево поворот!
Предварительный просмотр:
1. «Угадай транспорт»
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию ( загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.
Воспитатель. Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.
2. Угадай, какой знак
Цель игры:
• Учить детей различать дорожные знаки.
• Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
• Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.
Ход игры
Первый вариант
Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак этой группы.
Второй вариант
Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.
Третий вариант
Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.
3. Поставь дорожный знак
Цель игры:
• Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса).
• Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.
Ход игры
Детям предлагается:
1.Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.
2.Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход».
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.
4. « ДА» ИЛИ «НЕТ»?
«ЦЕЛЬ: Закреплять знание правил дорожного движения, развивать быстроту реакции – правильно и быстро отвечать на вопросы.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель достает карточки и зачитывает вопрос. Отвечать нужно быстро и только «да» или «нет». Думать можно не более 5 сек.
Усложненный вариант: Игру можно проводить в виде соревнования на время.
5. «ЛАБИРИНТ»
ЦЕЛЬ: Закрепление знаний сигналов светофора. Развитие логического мышления, внимания, памяти.
ХОД ИГРЫ: Помогите мышонку найти дорогу домой, не нарушая правил дорожного движения. Идти можно только на зеленый сигнал светофора.
6. «ПОСТАВЬ МАШИНУ НА СТОЯНКУ»
ЦЕЛЬ: Закрепить знание дорожных знаков. Развивать логическое мышление.
Ход игры: Надо поставить автомобиль на место стоянки, обозначенное соответствующим знаком. Перед вами 8 дорог. На каждой из них имеется дорожный знак, каким-либо образом запрещающий или исключающий движение на легковом автомобиле. Только одна дорога ведет к месту стоянки. Найди ее.
7. «В ЗНАКЕ ОШИБКА»
ЦЕЛЬ: Закрепление знаний дорожных знаков. Развитие внимания и умения правильно использовать объяснительную и доказательную речь.
ХОД ИГРЫ: Ребенку предлагается рассмотреть картинку и угадать, какой дорожный знак хотел нарисовать художник и объяснить в чем он ошибся.
8. Подумай — отгадай
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Дети сидят полукругом.
В о с п и т а т е л ь: Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего.
Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один)
Кто ходит по тротуару? (Пешеход)
Кто управляет автомобилем? (Водитель)
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14-ти лет)
Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три)
На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз)
Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)
Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)
Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)
9. Мы — водители
Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и ее специфику (на примере дорожных знаков), видеть ее основные качества — образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку — зеленый кружок. Выигрывает тот, кто наберет большее количество кружков.
Материалы:
1) карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идет в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. — 6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта — 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);
2) кусок мела, если разветвленная дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги;
3) маленькая машина или автобус;
4) зеленые кружки — 30 шт.
Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвленная дорога из бумаги.
Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.
Затем начинает описывать ситуацию: Машина быстро мчится по дороге и вдруг... срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладет его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зеленым кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.
А сейчас мы должны подвести итоги нашей игры и узнать победителя.
Дети считают свои зеленые кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых.
10. Законы улиц и дорог
Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.
Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.
Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.
1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т.д.
2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т.д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т.д. Человеку — до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т.д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк...
3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.
4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.
Где можно в городе кататься на роликах?
Покажите самые опасные места в городе
Что изменится на дороге с приходом зимы?
Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?
При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и дает задание ее исправить.
11. Собери дорожные ситуации
Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.
Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.
Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рассматривали.
Воспитатель. Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части и наклеили на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней — что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему?
Дети поочередно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дороге
Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дорогеЛегко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? Кажется, что просто. На самом деле о...
Советы родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дороге.
Главное правило – до шести-семи лет ребенку на дороге одному делать нечего. Проезжая часть – запретная зона....
Консультация - практикум для педагогов «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах».
Консультация - практикум для педагогов «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах». КАТЕГОРИИ ДЕ...
Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и на дороге.
Рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и на дороге....
Консультация для воспитателей «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»
По городу, по улице,Не ходят просто так:Когда не знаешь, правила,Легко попасть впросак.Всё время будь внимательным, помни наперёд:Свои имеют правила шофёр и пешеход. Дорожно - тр...
«Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»
Дети дошкольного возраста особая категория пешеходов и пассажиров. Формирование у них сознательного, безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте - это процесс длительный, поэтому учить собл...
Консультация для родителей «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»
По городу, по улице,Не ходят просто так:Когда не знаешь, правила,Легко попасть впросак.Всё время будь внимательным, помни наперёд:Свои имеют правила шофёр и пешеход....