Основные формы оздоровления детей с использованием кинезиологической коррекции.
статья (младшая группа) на тему

Основные оздоровительные и воспитательные цели и задачи проводимой работы:

·      Общее укрепление ослабленных и часто болеющих детей

·      Их опорно двигательного аппарата

·      Усиление мышечного корсета позвоночника

·      Формирование правильной осанки

·      Улучшение функции дыхания

·      Сердечно-сосудистой системы

·      Расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями

·      Совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях

·      Развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости

·      Воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

В воспитании детей дошкольного возраста приоритетной задачей является формирование здорового организма. «Храни здоровье смолоду» - эта истина уже давно не нуждается в доказательствах. К сожалению, мы начинаем прислушиваться к состоянию своего организма, когда хранить остается уже так много. Нам казалось, что хорошее самочувствие дается каждому от рождения и навсегда, как полис, а от нас при этом ничего не потребуется. На самом же деле уже с первых лет жизни ребенка необходимо не просто беречь здоровье, но активно формировать организм, в котором все его органы работают «как часы».

Специфика состояния здоровья детей, направляемых в наше ДОУ, с самого начала требует исправлять, корректировать отклонения ОПД детей, страдающих сколиозом, плоскостопием, нарушениями осанки и другими аралогичными заболеваниями. Некоторые дети отстают в физическом развитии, у многих снижена сопротивляемость организма вредным факторам среды, в т.ч. вирусным инфекциям. В постоянной непрерывной борьбе за прочное здоровье каждого ребенка необходимы: индивидуальный подход, тесный контакт и взаимодействие воспитателей и специалистов ДОУ, родителей и самих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные формы оздоровления детей с использованием кинезиологической коррекции.

Воспитатель высшей категории

Вечерковская И.М.

     В воспитании детей дошкольного возраста приоритетной задачей ФГОС является формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. «Храни здоровье смолоду» - эта истина уже давно не нуждается в доказательствах. К сожалению, мы начинаем прислушиваться к состоянию своего организма, когда хранить остается уже не так много. Нам казалось, что хорошее самочувствие дается каждому от рождения и навсегда, как полис, а от нас при этом ничего не потребуется. На самом же деле уже с первых лет жизни ребенка необходимо не просто беречь здоровье, но активно формировать организм, в котором все его органы работают «как часы».

Основные оздоровительные и воспитательные цели и задачи проводимой работы:

  • Создание условий для общего укрепления ослабленных и часто болеющих детей
  • Усиление мышечного корсета позвоночника и укрепление  опорно-двигательного аппарата
  • Обеспечение гармонического физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, выразительности движений, формирование правильной осанки
  • Способствовать улучшению функции дыхания и сердечно - сосудистой системы
  • Воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

     Специфика состояния здоровья детей, посещающих наше ОУ, с самого начала ставит условие коррекции отклонения нарушений двигательного характера детей, страдающих сколиозом, плоскостопием, нарушениями осанки и другими аналогичными заболеваниями. Некоторые дети отстают в физическом развитии, у многих снижена сопротивляемость организма вредным факторам среды, в т.ч. вирусным инфекциям. В постоянной непрерывной борьбе за прочное здоровье каждого ребенка необходимы: индивидуальный подход, тесный контакт и взаимодействие воспитателей и специалистов ДОУ, родителей и самих детей.

     Системная работа по физическому воспитанию в нашем ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, ЛФК с включением компонента корректирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, досуги. Большое внимание уделяется закаливающим процедурам, т.к. закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

     Отличительной особенностью оздоровительной работы с детьми нашей группы я выбрала использование кинезиологической гимнастики. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Ученые АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации.

        Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья было необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

На основе специально подобранных упражнений мною составлены комплексы кинезиологической гимнастики. Упражнения в комплексах можно менять, используя те, которые удобнее педагогу в данный момент и которые больше нравятся детям. При этом необходимо сохранять последовательность действия упражнений на полушария мозга. Полностью комплексы, как обычно рекомендуется, выполнялись с группой часто болеющих детей под специально подобранное музыкальное сопровождение.

Мною применялись следующие формы оздоровления детей:

Физические упражнения

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурно-оздоровительные занятия
  • Подвижные и динамичные игры
  • Профилактическая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Улучшение осанки
  • Устранение плоскостопия
  • Улучшение зрения

Гигиенические и водные процедуры

  • Умывание
  • Мытье рук
  • Игры с водой

Свето-воздушные ванны

  • Проветривание помещений (в том числе сквозное)
  • Сон при открытых фрамугах
  • Прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»)
  • Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Контрастное воздушное закаливание

  • Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону
  • Гимнастика после сна с использованием «дорожек здоровья» (сухая и мокрая дорожки, массажные коврики)
  • Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица.

Ежедневно с детьми проводятся утренняя, бодрящая (гимнастика после сна), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Утренняя гимнастика способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводилась традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных упражнений и коррекционная гимнастика (включает 3-4 специальных упражнения в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей).

Реализуя кинезиологические компоненты в утренней гимнастике мною были созданы такие комплексы как

«Гуси летят»

Цель: Создание условий для формирования продолжительного выдоха, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы

Содержание: Ходьба по кругу друг за другом, ходьба на носках (руки в стороны), на пятках (руки за головой), с высоким подниманием колена (руки на поясе) в игровых упражнениях «Ежик», «Регулировщик», «Маятник», «Радуга, обними меня», «Вырасти большой»

«Петушок»

Цель: Укрепление мышц верхних и нижних конечностей, повышение общего жизненного тонуса и сопротивляемости организма к заболеваниям дыхательной системы.

Содержание: Ходьба по кругу, ходьба на носках (руки в стороны), ходьба на пятках (руки за головой), построение в звенья в игровых упражнениях «Часики», Петушок», «Насос», «Семафор», «Дыхание».

Бодрящая гимнастика – это разминка после сна с использованием различных упражнений, куда включались упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики.

Реализуя кинезиологические компоненты в бодрящей гимнастике мною были созданы такие  упражнения как

«Солнышко встает»

Цель: Развитие мышц верхних конечностей, плавности движений рук, правильного речевого дыхания по фразам.

Содержание: Дети, лежа в кроватках, совершают плавные движения рук вверх и вниз соответственно фразам стихотворения. Стихотворение можно использовать совместно с музыкальным сопровождением, тем самым решая еще и музыкальные задачи в выполнении данного упражнения.

 

  Рано солнышко встает

  Распускается цветок

  Светит солнце с высоты

   Распускаются цветы

Гимнастика для глаз – офтальмотренаж – использовалась для профилактики близорукости.

Реализуя кинезиологические компоненты мною были использованы такие упражнения как

«Котик»

Цель: Создание условий для развития глазных мышц, зрительной ориентации, координации зрения с движением руки и произношением текста.

Содержание: Взрослый произносит текст, дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Мы гимнастику для глаз

Проведем с котом сейчас.         На палец надевается вязаный «Котик»                                                            

Часто-часто поморгай,                 Моргают                                                  

Потом глазки закрывай.              Закрывают глаза   и т.д.                                                

Дыхательная гимнастика – эффективно укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, повышает выносливость при физических нагрузках на занятиях ФК.

Реализуя кинезиологические компоненты в утренней гимнастике мною были созданы такие упражнения на дыхание как

«Посмеемся над бедой»

Цель: Создание условий для развития дыхательной мускулатуры, повышение жизненного тонуса.

Содержание: Дети делают глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой, задерживают дыхание, открывают рот и делают энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед (ха), медленно выпрямляются.

                Друг за друга мы – горой,

                Посмеемся над бедой

Закаливание.

Закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывает благоприятное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка.

Для выполнения оздоровительных и коррекционных задач в занятия включались:

  • Игры общефизиологического воздействия

Выбор игр производился воспитателем совместно с инструктором ЛФК с учетом физической подготовленности ребенка.

  • Корригирующие упражнения

Принималось во внимание основное заболевание ребенка.

  • Игры, укрепляющие мышцы спины, пояса, живота

На формирование осанки, укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

        

Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в нашей группе, направленных на укрепление организма и развития движений детей, благодаря использованию кинезиологических средств коррекции, помимо совершенствования опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение кровообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма, что подтверждают результаты проводимой диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: "Использование традиционных и нетрадиционных форм оздоровления детей"

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вр...

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».

Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...

Проект Дыхательная гимнастика как основной вид оздоровления детей дошкольного возраста

Повышение компетенции педагогов и родителей о пользе  дыхательной гимнастике в развитии речи детей...

Основной фактор оздоровления детей в ДОУ - двигательная активность.

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только ...