Проект Дыхательная гимнастика как основной вид оздоровления детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Денисова Эльвира Марсовна

Повышение компетенции педагогов и родителей о пользе  дыхательной гимнастике в развитии речи детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_dyhatelnoy_gimnastike.docx496.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Дыхательная гимнастика как основной вид оздоровления детей дошкольного возраста»

             Подготовила: учитель-логопед МБДОУ №126

                             Денисова Эльвира Марсовна

Цель проекта: воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни»

К числу основных задач, которые решались в ходе реализации проекта относятся: Развитие осознанного интереса у детей к оздоровительным технологиям, стремление научится ими пользоваться в дальнейшей жизни;  овладение детьми основам «правильного» дыхания; Овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активируя иммунные силы организма;  Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.

 Продолжительность проекта: 1 неделя.

Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.

Направленность проекта: познавательно-оздоровительная. Принципы проекта: Принцип социальной безопасности развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости); Принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которой ученик сам ищет рациональный способ решения); Принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей). Принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей. Образовательная область: «физическая культура».

Участники проекта: дети МБДОУ №126, педагоги.

 Формы работы: Объяснение Показ Опыты Образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Совместная со взрослым деятельность Дидактические игры Дыхательные упражнения Выставка фотографий

Этапы осуществления проекта: Рассуждение с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать чтобы быть здоровым?». Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики. Включение дыхательной гимнастики в образовательный процесс. Выставка пособий.. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей «Дышим правильно, красиво»

Ожидаемые результаты: Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми; Положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта; Снижение простудных заболеваний у воспитанников; Формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек; Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья; Использование здоровьесберегающих технологий в семье;

Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей «Дышим правильно, красиво». 1.Педагоги и родители предварительно должны сами освоить дыхательные упражнения. 2.Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды. 3.Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать надо с упрощенной формой выполнения с постепенным усложнением. 4.Комплексы необходимо чередовать в течении двух недель, можно варьировать. Закаливающую носовую гимнастику можно делать сидя, стоя, лежа. Если сначала дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом. Следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты. Во время болезни, высокой температуры упражнения не выполняются. Вдыхать и выдыхать воздух через нос.

Упражнения по дыханию рекомендуется проводить во время физкультурных пауз на занятиях педагогами, после физической нагрузки, как можно чаще для снятия напряжения, усталости. Делать глубокий вдох носом и полный удлиненный выдох через рот. Чтобы ребенок дышал правильно, научить его выполнять упражнения в виде разных игровых образов. Звуковые дыхательные упражнения могут выполняться ежедневно во время утренней гимнастики, в течение дня, гимнастике пробуждения, на занятиях, как способ коррекции психического состояния детей. В летнее время лучше проводить на свежем воздухе во время прогулки. Наиболее интенсивно проводить в осенне-весенний период, когда идет подъем заболеваний верхних дыхательных путей. Выполняется как в покое, так и ходьбе. Для эффективности дыхание должно выполняться не менее 3 минут.

Комплексы можно выполнять на утренней гимнастике, физкультурном занятии, физкультминутках, на прогулках при температуре 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Освоение комплекса необходимо начинать с трех первых упражнений: “Ладошки”, “Погончики, “Насос”. Уделять внимание активному вдоху носом и пассивному выдоху ртом. Каждую последующую неделю можно осваивать по одному новому упражнению.

При занятиях необходимо соблюдать следующие правила: 1.Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6. 2.Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать). 3.Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. 4.Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. 5.Заниматься до еды. 6.Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде. 7.Дозировать количество и темп проведения упражнений. 8.Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно. 9.В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе. 10.После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.

Комплекс упражнений

 1.«ЧАСИКИ»  Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.

   2. «ТРУБАЧ»  Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.  

3. «ПЕТУХ»  Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.

  4. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.   5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд.

  6. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

7. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.  

8. «НАСОС»  Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

 9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.

10. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз.

  11. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ» Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки-вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—5 раз.  

 12. «ЛЫЖНИК» Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м»

.13. «МАЯТНИК»  Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х».  Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.

14. «ГУСИ ЛЕТЯТ» Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить «г-у-у у-у».

15. «СЕМАФОР»  Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза. Эти упражнения ребенок должен выполнять утром и среди дня. В летнее время второе занятие лучше проводить на воздухе во время прогулки

.16.»КАЧЕЛИ» Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос

17 «ДЕРЕВО НА ВЕТРУ»ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево

18 «СЕРДИТЫЙ ЕЖИК» Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз

 19 «Дровосек»Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

 20. «НАДУЙ  ШАРИК»ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

 21. «ЛИСТОПАД»Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

22. «Ныряльщики за жемчугом» Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

23 « Боевой клич индейцев» Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче»

.24 «Лягушонок» Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза

.25. «Хомячок» Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпус ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется. воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом

.26.»Волна» ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется

 27 «В лесу» Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

28 «Аист» Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз

29»Парящие бабочки» Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох)

30          «Курочка» ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

31 «Бегемотик» ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики. То животик подн ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух .имается (вдох),То животик опускается (выдох)

32 «Подуй на одуванчик» ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух

33 «Кто дальше загонит шарик» Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола

34 «Пружинка» ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз

.35 «Поединок» Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

36 «Трубач» ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

37 «Снегопад» Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони

.38 «Ножницы» И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

39. «Часики» ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз

.40 «Ворона» ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

F:\фото дыхат гимнастика\CAM06161.jpg

F:\фото дыхат гимнастика\IMG_2862.JPG

F:\фото дыхат гимнастика\IMG_2883.JPG

F:\фото дыхат гимнастика\IMG_2907.JPG

F:\фото дыхат гимнастика\CAM06169.jpg

F:\фото дыхат гимнастика\IMG_2895.JPGF:\фото дыхат гимнастика\IMG_2879.JPG

F:\фото дыхат гимнастика\IMG_2878.JPGF:\фото дыхат гимнастика\IMG_2873.JPGF:\фото дыхат гимнастика\IMG_2883.JPGF:\фото дыхат гимнастика\IMG_2871.JPG

F:\фото дыхат гимнастика\IMG_2847.JPGF:\фото дыхат гимнастика\IMG_2839.JPG

F:\фото дыхат гимнастика\IMG_2835.JPGF:\фото дыхат гимнастика\IMG_2825.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей дошкольного возраста

  Регулярные  занятия  дыхательной  гимнастикой  способствуют  воспитанию  правильного  речевого  дыхания  с  удлиненным  постепенным...

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей дошкольного возраста

  Регулярные  занятия  дыхательной  гимнастикой  способствуют  воспитанию  правильного  речевого  дыхания  с  удлиненным  постепенным...

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста

Дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой я использую с детьми старшей, подготовительной группы.   Результатом этого стало:*повысилась мотивация к занятиям;*снизился уровень общей заболевае...

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста

Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, ко...

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста. Использование нетрадиционного оборудования»

Цель: Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.Задачи:·    Познакомить слушателей мастер-класса с приемами ...

"Дыхательная гимнастика - основа правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

Дыхательная гимнастика, дидактические игры и тренажёры для развития речи....

Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей дошкольного возраста"

Презентация к мастер-классу для педагогов "Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей дошкольного возраста"...