«Использование современных методик в оздоровлении детей дошкольного возраста»
статья по теме

Левицкая Оксана Сергеевна

     Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, я внедряю в  практику несколько современных методик  в оздоровлении. Одной из методик  является сказкотерапия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №2 «Искорка»

 города Протвино Московской области

Статья на тему:

«Использование современных методик в оздоровлении детей дошкольного возраста»

подготовила

воспитатель     первой категории

Левицкая Оксана Сергеевна.

г. Протвино

2013

     Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, я внедряю в  практику несколько современных методик  в оздоровлении. Одной из методик  является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Я в своей работе с детьми по оздоровлению использую сказкотерапию. Занятия сказкотерапией проходят в сенсорной комнате.

При работе со сказкой я использую следующие приемы:

1. Анализ сказок – данную форму работы применяю для детей в возрасте от 5 лет. Анализ сказок и сказочных ситуаций строю в форме, как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что “зашифровано” в той или иной сказочной ситуации.

2. Прием-рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагаю рассказать сказку от первого или от третьего лица, от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. “Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок”.

3. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок - имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе.

В группе ставим сказки с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Сочинение сказок. Ребенок сочиняет сказку, самостоятельно выбирает тему или по заданной первой фразе. В первой фразе я иногда указываю главных героев и место действия. В своей собственной сказке дети отражают свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

В нашем детском саду взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно. Такое занятие строится, как сказочный спектакль, где артисты - дети, воспитатель, ведущий сказочного действия, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашающий участников выполнить определенные действия. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Очень нравится детям то, что любое сказкотерапевтическое  занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Они с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнения на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг к другу. Дети знают, что войти в сказку можно лишь человеку с открытым сердцем и добрыми намерениями, и только тогда он познает все мудрые уроки сказки. Занятие заканчивается обязательным построением башенки из кулачков и произнесением слов: “Всем-всем - до свидания и спасибо за внимание!”

Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что дети вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая воспитателю, какое действие перенесет их в сказку на этот раз.

Следующая  методика, которою я использую при работе с детьми это игротерапия.

Игратерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, “отыгрываемых” или моделируемых в игровом процессе. Очень хорошие результаты дает групповая игротерапия для детей замкнутых, стеснительных, некоммуникативных.

Наибольшей эффективности можно достичь при следующих условиях:

  • численность группы 6-8 детей;
  • девочек и мальчиков должно быть примерно поровну;
  • агрессивных детей в группе не более одного.

Я в работе с детьми по игротерапии использую вещи, с которыми они любят играть, так называемые“взрослые вещи”: телефоны, плеер с наушниками, фотоаппарат, украшения. Детям важно пользоваться ими понарошку, так как именно с этими предметами связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение. Сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, поможет детям осознать причины своего поведения и понять свои слабые и сильные стороны.

В этом году я в свою работу включила песочную терапию.

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочную терапию я применяю в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия. Для песочной терапии использую прямоугольный ящик с чистым речным песком. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляю множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Таким образом “творец” имеет возможность создать в песочнице все, что задумал. Этот метод я использую для тревожных и мнительных,  испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации. Во время занятий я занимаю позицию как бы в тени, т.е. нахожусь в не поле зрения ребенка, во время работы с песком и только в том случае, если ребенок все время комментирует свои действия –нахожусь рядом и веду с ним диалог. После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем.

Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.

Все современные направления оздоровления детей используемые мною принесли ощутимый результат, в оздоровлении детей. Снизилась простудная заболеваемость в группе, повысилась посещаемость детей, заметен переход детей из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих.

Список используемой литературы

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. –СПб. Речь. –2008 г.
  2. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.Изд. АРКТИ. –2008 г
  3. Кузнецова М.Н. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний у детей.- М.: Аркти, 2003.-86с
  4. Маханева М.Д Воспитание здорового ребенка.-М.: Аркти, 1999.-87с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возрастав средней группе МДОУ – детский сад «Радуга»Воспитатели:  Рыбина Н.А., Сорочкина Е.В.,     Проблема сохр...

Сообщение на тему: « Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» ...

Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста.

Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста в средней группе.     Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетн...

Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста

Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста         Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является прио...

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....

консультация для воспитателей "Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста "

   Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проб...

«Использование в работе современных технологий по оздоровлению детей дошкольного возраста».

консультация дл родителей и педагогов по психологическому оздоровлению детей...