Единство ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей
консультация по теме

ЦЫПОВСКАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou_detskiy_sad.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад № 69

Единство ДОУ и семьи в вопросах

 здоровья детей

(консультация для воспитателей)

                                                                              Подготовила и провела

                                                                               воспитатела  Цыповская С. А.

Г.о. Саранск 2012г

          Единство детского дошкольного учреждения и семьи должно быть во всех вопросах, касающихся воспитания и развития ребенка. Однако, наиболее обсуждаем и значим вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей.

          По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушения осанки, зрения, дефекты речи. При анализе состояния здоровья дошкольников, проведенного в рамках научных исследований, установлено, что  здоровыми можно считать только 5% детей в возрасте 5—6 лет (1-я группа здоровья), имеют те или иные нарушения (2-я группа) — 42, страдают хроническими болезнями (3-я и 4-я группы) 53%.

            ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

              Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать».

          Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.

          Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги). Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:

-систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей;

 -взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

          В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:

— ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

—  содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка, обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);

— лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фито-, ароматерапии и т.д.);

— участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;

—целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.

       Комплексная работа с семьями воспитанников может проводиться с  привлечением  специалистов и использованием различных методов:

— воспитателей с родителями (индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т.д.);

—педагогов-психологов (информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.);

—учителя-логопеда (формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика);

—медперсонала: врача, старшей медсестры, инструктора ЛФК (семинары-практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа).

             Вся работа должна  планироваться на учебный год с конкретизацией на каждый месяц.

            Наиболее эффективная форма работы с родителями в ДОУ — занятия в семейных клубах, тематика которых определяется по итогам анкетирования и опросов родителей.

        По итогам проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляются самоанализ и повторное тестирование воспитателей с целью сравнения результатов с начальными,  анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности работой ДОУ. Также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей для анализа эффективности проведенных мероприятий. Такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.

          Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

        Литература

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
  2. Глебова С.В. Детский сад — семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007.
  3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005.
  4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. № 4.
  5. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 2006.
  6. Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1.