Статья "Ознакомление дошкольников с человеческим организмом".
статья по теме

Дюкалова Алла Павловна

Усвоение ребенком - дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию. Эти знания помогут ребенку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать свою неповторимость и сходство со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с человеческим организмом.

Сегодня одной из приоритетных задач в процессе воспитания и обучения, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей. В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности. Мой опыт педагогической работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников элементарные представления о своем организме.
Если ребенок знает особенности своего организма, ему легче будет предотвратить ситуацию, наносящую вред своему здоровью.

В дошкольном возрасте закладываются основы самопознания. Усвоение ребенком-дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, от умения ориентироваться в ней. Эти знания помогут ребенку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками.

Важно заинтересовать ребенка этой темой, сформировать знания о том, что от состояния организма зависит успешная деятельность человека, показать красоту человеческого тела.

Цель нашей работы – способствовать формированию у детей представлений об организме человека и сознательному отношению  к своему здоровью.

Основные задачи:

  • Формировать представление о своем организме (о строении собственного тела).
  • Помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.
  • Научить «слушать» и «слышать» свой организм.
  • Развивать представление о полезности соблюдения детьми гигиенических процедур и режима.
  • Воспитывать осознанное отношение к своему организму.

Необходимым условием работы является предметно-развивающая среда.    В группе подобран материал по теме: демонстрационный материал, плакаты, дидактические и настольные игры, книги. Предметно-развивающая среда становится основой для формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.

Работу по формированию у детей представлений об организме человека и осознанному отношению к своему здоровью мы разделили на три этапа.

1-й этап – подготовительный.

  • Анкетирование родителей.
  • Подбор материала (методическая литература, плакаты, худ. литература, иллюстрации, раскраски, игры, подобран материал для экспериментирования и др.)
  • Создание развивающей среды в группе (создан уголок «Познай себя»)
  • Разработано тематическое планирование занятий, перспективный план работы с детьми, с родителями.
  • Для родителей оборудован уголок «Будь здоров», где висит сменная информация, проводятся беседы, консультации.

На данном этапе происходило ознакомление детей с организмом человека с помощью разнообразных методов и приемов.

Основная (информативная) часть включена в игры-занятия, проводится раз в месяц во второй половине дня, а в течение месяца идет закрепление материала (д/и игры, чтение худ.литературы, поисково-экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность). Содержание занятий и игр направлено на привлечение внимания к своему телу, пробуждение интереса к дальнейшему самопознанию.

2-й этап – исследовательско-практический.

Происходили уточнение, закрепление и обогащение знаний детей об организме человека. Мы использовали игры и упражнения с наглядным материалом.

Во время проведения режимных моментов мы еще раз уточняем необходимость их соблюдения для собственного здоровья (мытье рук после посещения туалета, правильно сидеть за столом, важность дневного сна и ежедневных прогулок). При выполнении утренней гимнастики и гимнастики после сна используем дыхательные упражнения. В двигательном режиме применяем физминутки.

Совместно с детьми изготавливали модели и схемы по ознакомлению с организмом человека, проводили опыты.

Полученные знания были закреплены на занятии по изодеятельности. Работа проводится в тесном сотрудничестве с родителями: осенью была организованна выставка поделок из овощей родителей с детьми «Витаминная фантазия».

3-й этап –заключительный этап работы

  • Это оформление альбома детских работ «Вот мы какие»
  • В родительском уголке повесили стенгазету «Цветок здоровья»,
  • Презентации занятий.

Большое значение в формировании элементарных представлений об организме человека имеет организация  интересной, содержательной деятельности, в которой дети закрепляют привычку сознательного отношения к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на конкурс "Я исследователь", тема: "Топливо для человеческого организма. Что это такое?"

Данная презентация была представлена на всероссийский конкурс "Я - исследователь". Тема раскрывает значение питания для человека. В ходе исследовательской деятельности дети выясняют, какие продукты по...

Воздействие музыки на человеческий организм.

Консультация для родителей и воспитателей...

Формирование у дошкольников элементарных знаний о строении и функционировании человеческого организма, как одной из составляющих культуры здоровья.

Статья знакомит с методами формирования у дошкольников элементарных знаний о строении и функционировании человеческого организма, как одной из составляющих культуры здоровья....

Информационно-консультативный стенд родительского уголка в подготовительной группе по теме «Внутреннее строение человеческого организма».

Информация для родителей на год по теме "Внутреннее строение человеческого организма".(подготовительная группа)....

Методическая разработка « Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитание ценностного отношения к себе и другим через проектную деятельность».

Основной целью работы является: разработка содержания и системы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к с...

Какой срок жизни имеет человеческий организм?

Проблемы активного долголетия. Сохранение здоровья и работоспособности....