Методическая разработка « Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитание ценностного отношения к себе и другим через проектную деятельность».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Паутова Наталия Владимировна

Основной целью работы является: разработка содержания и системы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к себе и другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ НОШ - детский сад №9

Тема методической разработки:

  «  Формирование у старших дошкольников  элементарных представлений о человеческом организме и воспитание ценностного отношения к себе и другим через проектную деятельность».        

                                                                       Воспитатель:

                                                                        Паутова Н.В.

   

г. Данилов, 2014 г.

Содержание

Введение                                                                               стр.3-4

Глава 1. Теоретический аспект здоровьесберегающих технологий

   1.1. Понятие здоровьесберегающих технологий в ДОУ         стр.5-9

   1.2.Формирование возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста                                                                                          стр.10-12

   1.3. Понятие проектной деятельности                                    стр.13-16

   1.4. Анализ рабочей программы по образовательной области «Здоровье».     Старший дошкольный возраст                                                    стр.17-20

Глава 2. Описание педагогического опыта                                стр.21-29

Выводы                                                                                           стр.30-31

Библиографический список                                                          стр.32

Приложение                                                                                    стр.33

Введение

Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья.

Таким образом, можно заключить, что в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество несёт наибольшие потери. И хотя во многих нормативных документах законодательно закреплено, что физическое психическое здоровье человека - непреходящая ценность. Но в настоящий момент, когда, резко ухудшаются здоровье населения, среда обитания, когда процессы депопуляции и вырождения выходят из - под контроля, все декларированные права и свободы сводятся к праву большинства населения.

Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь. С введением в действие  федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает внесение корректив в планирование воспитательно-образовательной работы с детьми. Отдельной образовательной областью выделена область "Здоровье", содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Исходя из актуальности обозначенной нами проблемы, с учётом современных требований, предъявляемых государством к развитию ребёнка дошкольника, была обозначена тема методической разработки:

          «  Формирование у старших дошкольников  элементарных представлений о человеческом организме и воспитание ценностного отношения к себе и другим через проектную деятельность».        

Основной целью всей моей работы является: разработка содержания и системы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к себе и другим.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
  2. Сформировать у детей 5-6 лет элементарные представления о человеческом организме.
  3. Обучить уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
  4. Сформировать представление о том, что полезно и что вредно для организма.
  5. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
  6. Воспитать любовь к себе,  своему телу.
  7. Развивать представление о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

   Предмет методической разработки - обогащение знаний о здоровом образе жизни через проектную деятельность.

  Субъект – дети старшего дошкольного возраста: фактически: старшая группа.

Глава 1.  Теоретический аспект здоровьесберегающих технологий

 

  1. Понятие здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

 Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, здоровье - это предмет здоровьесберегающих технологий: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье социальное, здоровье нравственное. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но главной задачей педагога является научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. И тогда будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

 Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

 Критерии оценки здоровья: уровень работоспособности, оценка наличия вредных привычек, выявление физических дефектов, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции, социальное благополучие. 

Принципы здоровьесберегающих технологий: принцип «Не навреди!», принцип сознательности и активности, непрерывности здоровьесберегающего процесса, систематичности и последовательности, принцип доступности и индивидуальности, всестороннего и гармонического развития личности, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания оздоровительных воздействий, возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Принцип сознательности и активности – это целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение. Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания.

Принцип посильности и доступности означает, что изучаемый материал по уровню трудности должен быть доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей во многом обусловливает действенность и результативность всех остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого.

Принцип систематичности и последовательности предполагает, что необходимо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от общего к частному. Материал считается усвоенным, если у ребёнка образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективнее, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, ординарный (полный) отдых обеспечивает восстановление работоспособности детей к началу следующего занятия.

Принцип постепенного наращивания  оздоровительных воздействий

обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у детей двигательных и связанных с ними психических функций за счёт повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

 Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего  процесса предполагает учет  возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип "Не навреди!» заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Само слово принцип означает руководство к действию, поэтому в работе воспитателя должны сочетаться все принципы здоровьесберегающих технологий.

М.Степанова, доктор медицинских наук, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН считает, что здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая  гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Однако здоровье- это явление самостоятельное и многоаспектовое. Каждый человек здоров условно, и каждый может быть здоровым в определенных условиях.

Строго объективных критериев здоровья нет - существует более 300 определений здоровья. Наиболее распространённым является определение  Всемирной организации здравоохранения:  

« Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». На современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. По определению, Ю. А. Кирилловой  здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Кроме того, серьёзной задачей государства является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни – как собственных, так и других людей. Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области "Здоровье", но и интегрировано, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальной становится тема "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ", применение которых возможно, если будет осуществляться корректировка технологий. В зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ в нём будет создано здоровьесберегающее пространство - такое, при котором педагог будет чувствовать свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным весь процесс работы по освоению новых подходов в дошкольной педагогике. Активизировать творческую деятельность педагогов возможно через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы. Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, большинство из которых позволяют находиться всем участникам образовательного процесса в режиме беседы и диалога. И если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

По-мнению, Ю.А. Кирилловой, выделяют три группы технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, соляная комната, ароматерапия, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурная деятельность, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж и точечный массаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная терапия, технология музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

  1. Формирование возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст-важный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма; по мнению психологов и педагогов, он играет решающую роль в становлении личности, определяя ход её развития на последующих этапах онтогенеза. В исследованиях А. Адлера, В.П. Зинченко, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман описаны основы развития ребёнка дошкольного возраста, как внешнего, социального, так и внутреннего, личностного. По их мнению, период дошкольного детства характеризуется интенсивным развитием трёх китов: психофизиологического, адаптационного и социального.

Психофизиологический характеризуется интенсивным развитием отдельных органов и систем, в том числе нервной; увеличивается рост ребёнка и масса мозга, нарастает мышечная масса, изменяются пропорции тела, формируются формы взрослого человека и миелиновые волокна, начинают образовываться и закрепляться условные связи. Старший дошкольный возраст характеризуется огромными возможностями для развития восприятия, мышления, воображения, поэтому многие знания, которые дети получают в старшем возрасте, остаются на всю жизнь. Но следует знать, что в этом возрасте мышление специфично, дети знакомятся с миром, подражая взрослым и друг другу, эмоциональны и впечатлительны. Нервная система обладает высокой пластичностью, что создаёт отличные условия для воспитания и обучения и формирования различных наклонностей. Затем на смену впечатлительности приходит повышенная познавательная мотивация, и ребёнок становится  более активным в поиске новой информации. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают чувство уверенности в своих силах. И именно в этот период начинают проявляться природные задатки, личностные особенности, обусловленные наследственными факторами.

Адаптационный - зависит от того, насколько быстро и максимально эффективно для своего здоровья ребёнок сможет приспособиться к новым условиям, насколько гибко будут реагировать его психофизиологические системы на изменение в окружающей среде и внутренней среде организма, зависит его биологическая и социальная жизнь в будущем.

Социализация – формируется и развивается в игровой деятельности. Преодоление тех затруднений, которые возникают у ребёнка при общении, позволяют ему раскрыть свои потенциальные способности и таким образом стимулируют его личностный рост, повышая уверенность в собственных силах, вырабатывая положительное отношение к окружающему миру в целом.

Таким образом, применяя здоровьесберегающие технологии в ДОУ, нужно всегда помнить о трёх китах и ориентироваться на них. Психофизиологические и возрастные особенности, потенциал адаптационных процессов и окружающее комфортное пространство определяют нормальное и адекватное развитие дошкольника. Все киты формируются одновременно, и ни об одном из них нельзя забывать.

Старший дошкольный возраст - это период активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.   В этом возрасте дети:

•продолжают активно познавать окружающий мир. Они не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы или создают версии. Их воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает им не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для них пока сложен и малообъясним.

•желают показать себя миру. Они часто привлекают к себе внимание, поскольку им нужен свидетель его самовыражения. Иногда для них негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

•с трудом могут соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяют прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хотят.

•готовы общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходят от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

•стремятся к большей самостоятельности. Они хотят и могут многое делать сами, но им еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

•очень хотят походить на значимых для него взрослых, поэтому любят играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

•могут начать осознавать половые различия. По этому поводу могут задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Таким образом, нахождение ребёнком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, а также преодоление тех затруднений, которые возникают у него при соблюдении правил поведения, общения, позволяют ему раскрыть свои потенциальные способности и таким образом стимулируют его личностный рост, повышая уверенность в собственных силах, вырабатывая положительное отношение к окружающему миру в целом. Но самым лучшим стимулом для раскрытия своих потенциальных способностей, является проектная деятельность. В ней сочетаются все интегративные качества, проявление любознательности, интереса к исследовательской деятельности, так нужные для успешного обучения умению заботиться о своём здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

         

1.3. Понятие проектной деятельности.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами, а именно любознательностью, активностью, трудолюбием, он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

 В этимологическом словаре М. Фасмера слово “проект” заимствовано    из       латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

 В основу метода проектов заложена идея о   направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

 Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов, по-мнению В.Н. Журавлёвой в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Ключевые мероприятия по реализации проекта, осуществляемых в совместной деятельности детей, педагогов и родителей – это особая система их взаимоотношений и взаимодействий. Наличие равноправной позиции взрослого и ребёнка и партнёрских форм при организации проектной деятельности, предусматривающих возможность свободного размещения, перемещения и общения детей - отмечаются в работах современных исследователей Н.А.Коротковой, И.А Модиной, Е.Г. Юдиной. В проектной деятельности реализуется принцип интеграции образовательных областей, а также реализуются современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми, а  это полностью соответствует федеральным государственным требованиям и общеобразовательной программе дошкольного образования.

1.4. Анализ рабочей программы по образовательной области  «Здоровье». Старший дошкольный  возраст.

 Примерная основная общеобразовательная   программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Образовательная область  « Здоровье».

Ведущими целями Примерной основной общеобразовательной программы являются «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника».

Рассмотрим образовательную область « Здоровье».

Содержание образовательной области « Здоровье» направлено на достижение целей   охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья детей через решение следующих задач:

. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

. воспитание культурно- гигиенических навыков;

. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Приведены следующие пожелания авторов Примерной основной общеобразовательной программы в адрес родителей и педагогов по укреплению здоровья детей:

. создать условия эмоционального благополучного климата в группе;

. обеспечить проведение закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями;

. проводить ежедневные утренние гимнастики продолжительностью 8-10 минут;

. обеспечить в процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки и в середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, физкультминуток длительностью 1-3 минуты;

. поощрять самостоятельную организацию дошкольниками подвижных спортивных игр, выполнения спортивных упражнений на прогулке, использования имеющегося физкультурного оборудования (зимой катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, в тёплый период катание на двухколёсном велосипеде, самокате).

А также по воспитанию культурно-гигиенических навыков:

. формировать у детей привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком;

. закреплять умения быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу;

. совершенствовать культуру еды.

И по формированию представлений о здоровом образе жизни:

. расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма;

. расширять представления о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье;

. формирование представлений о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;

.расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;

. формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нём, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим людям;

.   знакомство детей с возможностями здорового человека;

. формирование потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом;

. знакомство с доступными сведениями из истории олимпийского движения;

. знакомство с основами техники безопасности и правилам поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Авторы Примерной основной общеобразовательной программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. Воспитание и психологическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом « воспитание служит необходимой и высшей формой развития ребёнка» (В.В.Давыдов).  В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования. А для достижения целей программы первостепенное значение имеет забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.  Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.

Примерная основная общеобразовательная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

При разработке программы авторы « От рождения до школы» опирались  на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Примерная основная общеобразовательная программа является переработанным в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ.

Для чёткости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из Федеральных государственных требований, обозначающая цели и задачи данной образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривает не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Построение образовательного процесса на комплексно – тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей даёт возможность для достижения  целей и задач программы.

  Таким образом, построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы, а именно через проектную деятельность, даёт большие возможности для развития детей. Проекты  помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Глава 2

Описание педагогического опыта

В современных условиях нужно помочь подрастающему ребенку научиться заботиться о своём здоровье, способствовать формированию основ культуры здоровья, а также формированию представлений о здоровом образе жизни.

Одним из путей решения этих задач является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.

По данной проблеме мы педагоги ставим два взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречия, решение которых очень важно для нравственного становления (развития) личности ребенка-дошкольника:

1. Отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности и понимание такой же ценности у других людей.

2. Соотношение потребности беречь себя, любви и уважения к самому себе с высшими нравственными качествами личности.

      Если мы будем воспитывать только ценностное отношение к своей жизни, своему здоровью, своему организму (отношение к себе как ценности), то может произойти так, что эта доминанта станет такой сильной и привлекательной для ребёнка, что в дальнейшем уже будет трудно его переориентировать. Это может привести к развитию эгоистической направленности и негативным образом повлиять на жизненную активность личности.

Отмечаем важность сознательной деятельности детей по приобретению физических умений и навыков. В старшей группе важной задачей является воспитание у детей ответственного отношения к физическим упражнениям.  Воспитатель должен пояснять назначение физических упражнений, раскрывать их роль в физическом развитии, приобретении силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки, то есть развивать осознанное желание заниматься физической культурой.

К актуальным задачам физической культуры мы педагоги относим привитие детям стойкого интереса  к физкультурным занятиям, что предполагает понимание их важности для сохранения и укрепления здоровья, для полноценной счастливой жизни.

Считаем необходимым сразу (параллельно) давать детям доступную их возрасту информацию и добиваться понимания важности занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья, для полноценной счастливой жизни.

Выделяют основные принципы, на которых строится система «обучения здоровью»: научность, реалистичность и доступность, ценностное отношение к жизни и здоровью, деловитость и занимательность, личностно ориентированная направленность, развивающее обучение, исследовательское познание.

научность - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;

реалистичность и доступность - предлагаемый объём представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не должно быть излишней упрощённости или усложнённости;

ценностное отношение к жизни и здоровью - весь материал должен доводить до сознания детей, что жизнь и здоровье- это огромные ценности и относиться к ним надо с умом, уважением и трепетом, что от состояния здоровья зависит вся жизнь человека, что здоровый образ жизни - необходимое условие человеческого существования;

деловитость и занимательность - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза; нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности;

личностно ориентированная направленность - основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, воспитанию направленности на сохранение долгой, здоровой, полноценной жизни, а не на болезнь и пессимизм;

развивающее обучение - развивать личность творца собственной жизни;

исследовательское познание - постановка ребёнка в активную позицию исследователя.

У большинства детей представления о роли организма в общем плане соответствует действительности. Рассуждения старших дошкольников основаны на практическом опыте и физиологических ощущениях. Значение и роль организма в жизни человека дети понимают очень односторонне. Они недооценивают всей важности внутренних органов и не представляют себе всего многообразия их функций.

Сейчас очень актуальны принципы лечебной педагогики, главные из которых - индивидуально-личностный подход к ребёнку, учёт особенностей состояния здоровья и использование возможностей образовательной среды для коррекции отклонений в состоянии здоровья и развитии ребёнка. Создание психологически комфортной атмосферы, поощрение успехов во всех видах деятельности ребёнка, обучение детей доступными для них средствам снятия утомления и напряжения.

Таким образом,  разработанный мною проект «Познай себя» сочетает все выше перечисленные принципы, на которых строится система « обучения здоровью».

Основной целью проекта является: разработка содержания и системы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к себе и другим.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
  2. Сформировать у детей 5-6 лет элементарные представления о человеческом организме.
  3. Обучить уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
  4. Сформировать представление о том, что полезно и что вредно для организма.
  5. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
  6. Воспитать любовь к себе, своему телу.
  7. Развить представление о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Для решения данных задач мною был разработан детско - родительский образовательный  проект « Познай себя».

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Образовательная область: здоровье

Перед собой ставлю следующие цели:

  • определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своём организме у детей старшего дошкольного возраста;
  • выяснить влияние знаний о человеческом организме на  становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у дошкольников;
  • разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения поставленных целей первостепенное значение имеют следующие задачи:

  • формирование у детей 5-6 лет элементарных представлений о человеческом организме.
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
  • воспитание любви к себе, своему телу.
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Свою работу начала с отбора содержания знаний из области анатомии и физиологии человека, доступных детям старшего дошкольного возраста, планирую работу по изучению учебного материала от более общего к более частному, от более лёгкого к более трудному, от близкого к далёкому. Не обременяю дошкольников чрезмерным количеством изучаемого материала, следить, чтобы содержание обучения отвечало детским возможностям, их любознательности.  

Исходя из психологических особенностей детей, больше внимания уделяю наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. Обязательные составляющие, по усвоению данного материала: беседы (познавательные, эвристические, этические), дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, элементарные опыты, самонаблюдения, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, а также организация развлечений и досугов. Всё это помогает детям усвоить предусмотренное содержание на уровне осознания его личностной значимости.

Работа реализовалась по этапам.

1 этап был подготовительный  и включал в себя подбор и изучение методической литературы, а именно В. Н. Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников», научно- практический журнал «Здоровье дошкольника», журнал «Дошкольная педагогика», М.А. Фисенко «Основы безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста». Для детей были прочитаны следующие художественные  произведения: А.Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары», С.Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп», отрывки из произведений про дядю Стёпу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей, К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», русская народная сказка «Гуси-лебеди», сказка-повесть Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино», а также стихи, пословицы и поговорки, считалки, загадки о человеке на тему «Здоровье». Была создана картотека с физкультминутками, пальчиковыми играми, обучение элементам самомассажа. Работа реализовалась посредством вовлечения родителей, были проведены консультации для семей по темам: «Копилка радостей», «Профилактика ОРВИ», «Повышенная потливость», «Сколько кальция нужно в день для детских косточек», «Закаливание стоп», «Целебная сила лука», «Закалка и труд болезнь перетрут», «Инфекционные болезни», «Игры на свежем воздухе». Проведено родительское собрание на тему «Здоровый ребёнок». Оформлялась наглядная информация «Народная аптечка», «Борьба с простудой народными средствами», «Молочные реки», « Весёлые витамины». Проводилась выставка детского творчества « Мы на зарядке».  Участвовали в спортивно- развлекательной игре для молодых семей « Зимние забавы» в 2010, 2011, 2012 годах. К работе также привлекались другие специалисты детского сада. С музыкальным руководителем дети разучивали песни и танцы. От медсестры узнали много нового и полезного для здоровья, например о пользе прививок от страшных инфекционных болезней. В работе успешно реализовывался принцип интеграции непосредственно образовательной деятельности.

2 этап был, основной он предполагал работу с детьми и родителями.

Для реализации проекта мною был разработан план непосредственно образовательной деятельности с детьми по основным направлениям развития дошкольника: физическое, познавательно-речевое, социально- личностное, художественно- эстетическое.

Затрагивались все образовательные области в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

По образовательной области «Физическая культура» проведены спортивные развлечения: «День здоровья», «Мой весёлый звонкий мяч», «Поможем нашему сердцу», «Что нас делает здоровым», участие в спортивно развлекательной игре для молодых семей «Зимние забавы» в 2010, 2011, 2012 годах, разные подвижные игры в помещении и на свежем воздухе,      пальчиковые гимнастики и физкультминутки. Целью, которых было: воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни; развивать в игровой форме ловкость, быстроту, силу; формировать навыки сотрудничества детей друг с другом.

По образовательным областям «Познание» и «Здоровье»: «Да здравствует мыло душистое», «Царство моего здоровья», « Я и моё тело», «Сердце и его работа», «Сохраним и укрепим зрение». Целью, которых было: заложить основы знаний о назначении и работе сердца; закреплять эти знания в движении; познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; закрепить и уточнить для чего люди используют мыло в повседневной жизни; подвести к понятию, что «Чистота -  залог здоровья»; воспитывать культурно-гигиенические навыки, продолжать развивать представление о значении зрения и понимание того, что важно заботиться о глазах, чтобы сохранить здоровье, выработать осознанное отношение к своему телу и правила поведения, полезные для здоровья.

По образовательной области «Коммуникация» много говорили о   «Предметах личной гигиены», «Я расту», «Здоровью цены нет», инсценировали  стихотворение «Цветное молоко». Цели: дать первоначальное представление о предметах личной гигиены; формировать культурно - гигиенические навыки; учить детей давать развёрнутые высказывания; учить составлять предложение по демонстрируемому действию, объединять предложения в короткий рассказ; подбирать синонимы.

По образовательной области «Чтение художественной литературы» читались произведения следующих авторов: А.Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары», С.Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп». Отрывки из произведений про дядю Стёпу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей. К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», а также стихи, пословицы, загадки о человеке. Цель: формировать у детей элементарные представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, посредством художественной литературы.

По образовательной  области «Художественное творчество» дети лепили и рисовали себя: «Дети делают зарядку», «Дети гуляют зимой на участке», даже попробовали слепить из снега огромное сердце. Цели: развивать творческое воображение, учить передавать в рисунке несложный сюжет, закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей тела при движении, закрепить знания о пользе зарядки и прогулках на свежем воздухе для укрепления здоровья.

По образовательной области «Музыка»: заучивали песенки «Пейте, дети, молоко», «Уж, как я свою коровушку люблю». Частушки на тему «Молочные продукты», разучили задорный танец «33 коровы» под песню Павла Смеяна «33 коровы».

Проведено культурно - досуговое развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества, с участием семей. Целью проведённых мероприятий по данной теме было расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Расширять знания о самих себе.

3 этап был заключительный и проходил защитой проекта «Познай себя». Мною было проведено итоговое мероприятие под названием « Пейте, дети, молоко, будете здоровы». На нём присутствовали все руководители детских садов города, начальник управления образования города Данилова, а также участники районного методического объединения. Все были очень довольны праздником. Целью мероприятия было закрепить и уточнить знания о полезных продуктах питания (молочных продуктах), вырабатывать осознанное отношение к правильному питанию, всестороннее развитие личности, формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, подвести детей к понятию, что молоко даёт силу, красоту и здоровье.

При проведении праздника ставились следующие цели:

. заложить основы знаний о здоровом питании: рассказать о витаминной ценности молока, влиянии его на состояние здоровья.

.  пополнить знания детей о разнообразии молочных продуктов.

. воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своём здоровье.

. развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческий подход к своему питанию.

Таким образом, проведение перечисленных мероприятий для реализации проекта «Познай себя» позволило мне разработать тактику совместного с детьми определения проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта. Выявить мотивирующее начало проекта, определить ход поиска форм реализации проекта и последующее осмысление работы. Следование единой системе способствовало обеспечить грамотную организацию педагогического процесса в целом и каждой из его сторон: физического, нравственного, умственного, трудового воспитания, а также способствовало реализации принципа интеграции образовательных областей, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, решению программных задач в совместной деятельности.

Выводы

Приоритетной и наиглавнейшей задачей дошкольной педагогики в современных условиях является воспитание здорового ребёнка. Так как за последние годы состояние здоровья наших детей сильно ухудшилось, поэтому перед государством ставится задача, как помочь подрастающему поколению реализовать своё право на здоровье. С введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  авторами были внесены коррективы в планирование воспитательно-образовательной работы с детьми. Была выделена отдельной образовательной областью область «Здоровье». Содержание, которой направлено на достижение целей охраны здоровья и формирования основы культуры здоровья. Поэтому не случайно была взята тема методической разработки « Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитание ценностного отношения к себе и другим через проектную деятельность». Исходя из актуальности проблемы, с учётом современных требований, предъявляемых государством к развитию ребёнка дошкольника укрепление здоровья детей, является одним из важнейших направлений в деятельности воспитателя. Ведь хорошее здоровье это фундамент для всестороннего и гармонического общего развития, а мы воспитатели должны содействовать сохранению и укреплению здоровья детей. Проект « Познай себя» помог воспитанникам освоить гигиеническую культуру, сформировать привычку к закаливанию, стремление заниматься физкультурой и спортом, воспитывать бережное отношение к себе и своему телу. А самое главное работа строилась с учётом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с возрастными  возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста. Было обеспечено единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста. А также предусматривалось решение программных образовательных задач в совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

                              

Библиографический список

  1. В.Н. Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников». Издательство «Учитель». Волгоград. 2011
  2. Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду». Издательство Мозайка-синтез. Москва. 2010
  3. Т.С.Комарова « Занятия по изобразительной деятельности». Издательство Мозайка-синтез. Москва. 2009
  4. Л.Е.Кыласова «Развитие речи». Издательство «Учитель» Волгоград.2011
  5. М.А.Фисенко «ОБЖ». Издательско-торговый дом «Корифей». Волгоград. 2008
  6. Научно-практический журнал «Здоровье дошкольника» №3,№5,№6, 2011; №3- 2012
  7.  М.Степанова «Проблемы современного дошкольного образования: взгляд гигиениста».
  8. М.Золотавина «Три кита адекватного развития дошкольника - основа здоровьесберегающих образовательных технологий»

Журнал «Дошкольная педагогика» №3, №4, №5-2011

А.А.Майер, С.Ф.Багаутдинова «Проблемы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Ю.А.Кириллова «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

  1. В.Г.Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке». Москва «Просвещение» 1986
  2. А.И.Фомина « Физкультурные занятия и спортивные игры в дет. саду» Москва. Просвещение.  1984
  3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез, 2012
  4. Петербургский научно- практический журнал «Дошкольная педагогика» №5,№9,2011; №3 2012

 

Приложение

Детско-родительский                                                                    образовательный

Проект

«Познай себя»

            Разновозрастная старшая группа.

                                                                                                                   

                                                                                                             Воспитатель:

                                                       Паутова Н.В.                                                              

                                                                 г. Данилов

 2012 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Что такое удивление?» с детьми подготовительной группы с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Социализация». (в рамках проектной деятельности)

Цель:  Знакомство с чувством и  эмоцией удивление. Задачи.1.Образовательная:- познакомить с чувством и эмоцией удивления;- научить распознавать эмоцию «удивление»- учить детей считывать...

Воспитание толерантного отношения к себе и другим

Непосредственная образовательная деятельность...

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Инновационный педагогический опыт: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, на...

Проект по теме "Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе родного края, через проектную деятельность"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образовательное учрежд...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста совместно с родителями через проектную деятельность»

laquo;Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста совместно с родителями через проектную деятельность» Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одн...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста совместно с родителями через проектную деятельность»

laquo;Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста совместно с родителями через проектную деятельность» Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одн...