"Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ"
статья на тему

Тимофеева Наталья Михайловна

В статье описана практическая работа по использованию современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ»

Одним из основных направлений моей педагогической деятельности является организация воспитательно-оздоровительной работы с дошкольниками.  Работая над данной проблемой на протяжении пятнадцати лет, я и сегодня продолжаю совершенствовать свой профессиональный уровень в работе не только с педагогами и родителями воспитанников, но и с детьми, изучаю, внедряю в воспитательный процесс современные здоровьесберегающие технологии, позволяющие сохранять и укреплять здоровье дошкольников, приобщать их к здоровому образу жизни, воспитывать у них ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

В своей деятельности я использую передовой опыт ведущих детских садов г. Москвы, г. Рыбинска, г. Новокуйбышевска, г.Мытищи, а также научно-практические рекомендации Ю.Ф. Змановского, М.Ю. Лазарева, В.Г. Алямовской, Н.А. Картушиной и др., которые позволяют организовать целенаправленную, систематическую оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, активно внедрять современные здоровье сберегающие технологии и добиваться соответственно положительных результатов.

Особое место в системе оздоровительных мероприятий занимают такие нетрадиционные формы работы, как музыкотерапия, динамические паузы, упражнения на расслабление, детский игровой массаж, дыхательная гимнастика, а также оздоровительные игры и упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Следует отметить, что данные технологии я применяю с учетом возрастных особенностей, начиная с младшего возраста при проведении оздоровительных занятий и досугов, при этом особую роль я отвожу музыкотерапии, которая является фактором для поднятия эмоционального фона детей.

С помощью музыкальных фрагментов (звуков леса, моря, голосов птиц, специально аранжированных для детского восприятия классических произведений Моцарта, Бетховена, Грига) я провожу развивающий, дозированный, эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Общеразвивающие и двигательные упражнения сопровождаю звучанием четкой равномернозвучащей музыки, способствующей развитию чувства ритма детей. Динамические паузы или, другими словами, физкультурные разминки являются своего рода минизарядкой для организма ребенка, поэтому я рекомендую воспитателям проводить их, сопровождая художественным словом и ритмической музыкой, в течении дня для поддержания уровня двигательной активности.

Динамические паузы создают бодрый эмоциональный фон, позволяют организовать детский коллектив. Я заканчиваю динамическую паузу упражнениями на дыхание, которые способствуют восстановлению правильного дыхания, снятию мышечного напряжения. В тоже время дыхательные упражнения являются эффективным закаливающим средством, поэтому пристальное внимание я уделяю дыхательной гимнастике по методике Б.С. Толкачева для часто болеющих детей. Такие упражнения отличаются от традиционных тем, что используется озвученный выдох – «р-р- р»,  «п-ф-ф».

Организуя оздоровительные досуги, я провожу различные виды массажа, которые повторяю на нескольких занятиях, в чередовании или подряд, при этом учитываю возрастные особенности и тему (сюжет) развлечения. Хочу отметить, что методика проведения данных  видов массажа соответствует существующим научно-обоснованным оздоровительным системам. При проведении массажа я учу детей массировать свое тело мягкими движениями пальцев, слегка надавливая и легко поглаживая, при этом массирующие движения выполняются в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу). При массаже пальцев рук я применяю такие приемы, как вытягивание каждого пальца, надавливание, растирание. Например, игра-массаж «Грибок» для детей младшей группы:

Я с корзинкой в лес пойду, там, в траве грибок найду!

Гриб-грибок! Гриб-грибок! Полезай-ка в кузовок!

В соответствии с текстом дети сжимают пальчики в кулак и поочередно выставляют, сгибая и разгибая. В старших и подготовительных группах я провожу игровой массаж «Мое тело».  Дети называют части тела, при этом выполняют мягкие поглаживающие движения кончиками пальцев:

Головушка-соловушка, глазки-краски,

Ушки-послушки, носик-абрикосик,

Плечики-кузнечики, ручки-хватучки.

Наряду с игровым массажем вместе с детьми старших и подготовительных групп я разучиваю массаж биологически активных точек по методике А.Уманской для профилактики ОРВИ и простудных заболеваний. Во время массажа слежу, чтобы дети массировали активные точки несильно, а лишь легкими надавливаниями, поглаживаниями, при этом я использую художественное слово, как один из приемов работы с детьми, например, «Улитки»:

От крылечка до калитки два часа ползли улитки,

Два часа ползли подружки, на себе таща избушки.

Дети приставляют указательные пальчики к точкам, находящимся у крыльев носа, выполняют легкие круговые движения подушечкой пальца.

Для профилактики нарушения осанки  и плоскостопия у детей я использую специальные упражнения, разработанные Н.А. Картушиной, которые позволяют сохранить мышечный тонус, развивают гибкость позвоночника. Такие игры и упражнения носят сюжетно-игровой характер, проводятся по показу в сочетании со стихотворным текстом.

Важным элементом оздоровительных досугов является релаксация – упражнения на расслабление. Данная методика в сочетании с музыкотерапией – эффективное средство снятия мышечной усталости и эмоционального напряжения. Для каждого упражнения я подбираю определенный текст и фонограмму в проветренном помещении предлагаю детям удобно сесть на стульчики или лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться, представить картины природы или «заснуть волшебным сном»:

Мы на солнышке лежим, но на солнце не глядим,

Ресницы опускаем, глазки закрываем,

Солнце гладит наши лица, пусть нам сон волшебный снится.

В течении 4 – 5 минут дети расслабляются, отдыхают. По данным мониторинга применения релаксации в начале года 50% детей группы имеют высокий уровень расслабления, к концу года – 85 – 90%. Это является хорошим показателем эффективности использования данной технологии для дошкольников.

Все перечисленные здоровьесберегающие технологии имеют, несомненно, большое значение для воспитания здоровых детей, по этому я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю с интересом изучать новые методики оздоровления, опыт педагогов, стараюсь совершенствовать свой профессиональный уровень по данной проблеме. В настоящее время я разрабатываю сценарии оздоровительных досугов, чтобы в дальнейшем разместить их на сайте для распространения среди российских коллег.

Наталья Михайловна Тимофеева

Старший воспитатель МДОУ

 « Детский сад № 1 комбинированного

 вида ЗАТО Шиханы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО сташих воспитателей, зам.заведующих:"Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ФГТ"

Использование здоровьесберегающих технологий , направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, на повышение результативности воспитательно-образовательного процесса....

«Использование здоровьесберегающих технологий в условиях введения ФГОС в дошкольные организации» презентация

Виды здоровьесберегающих технологий, актуальность здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении и др....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ

В нашем ДОУ большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.  В связи с этим определили цель: развитие социальных умений и  коммуникатив...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ и семьи.

Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок, зависит от воспитания. Поэтом...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «...

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС.

Доклад выступления на методическом объединении воспитателей....