Здоровячок
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Программа для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одна из самых актуальных проблем современности – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Однако здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей практически нет. Конечно, причин тому множество: экологические, социальные, генетические, медицинские. Одна из таких причин: невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим своё дитя, усердно лечим, когда оно болеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования основ здорового образа жизни, т.е. выработке правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Цель программы – 1.Научно-методическая.

                                      Внедрение комплексной системы оздоровления                    

                                      детей через нетрадиционные методики с учётом    

                                      регламентации воспитательно-образовательной и        

                                      лечебно-оздоровительной работы

                                   2.Практическая.

                                      Повышение функциональных возможностей детей ,      

                                      социальной адаптации и улучшение состояния их      

                                      здоровья

Задачи программы -Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие            

                                     моторных и сенсорных функций.

                                  - Формирование двигательной активности, профилактика                                

                                     нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения,              

                                     простудных заболеваний.

                                   - Развитие эмоционально-волевой сферы,              

                                     интеллектуальных функций.

                                   - Воспитание гармонично-развитой личности.

Ожидаемый результат- 1.Снижение количества наиболее часто    

                                               встречающихся в дошкольном детстве      

                                               заболеваний.

                                            2.Снижение поведенческих рисков,            

                                               представляющих опасность для здоровья.

                                            3.Обеспечение статистического учёта, контроля и              

                                            анализа на всех уровнях.

                                         4.Коренное совершенствование системы                  

                                            оздоровления на основе реализации                  

                                            индивидуального подхода.

                                         5.Обеспечение условий для практической реализации        

                                            индивидуального подхода к обучению и        

                                            воспитанию.

                                        6.Повышение заинтересованности работников    

                                           детского сада и родителей в укреплении здоровья        

                                           дошкольников.

                                        7.Создание системы комплексного мониторинга

                                           состояния здоровья детей

                                        8.Повышение квалификации работников дошкольных  

                                           учреждений.

                                        9.Стимулирование повышения внимания

                                           дошкольников и их родителей к вопросам здоровья,        

                                           питания, здорового образа жизни, рациональной    

                                           двигательной активности.

          Структура внедрения здоровьесберегающих

 методик, технологий в воспитательный процесс ДОУ

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

1

Обеспечение здорового ритма жизни

-щадящий режим (адаптационный период)

-гибкий режим

-сетка занятий в соответствии с СаНПинами

-организация микроклимата и стиля жизни группы

2

Физические упражнения

- утренняя гигиеническая гимнастика;

- проведение физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики в комплексе с дыхательными и релаксационными упражнениями;

- оздоровительно - развивающие физкультурные занятия на свежем воздухе

-подвижные, элементы спортивных игр

-профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)

-терренкур (дозированная ходьба)

-пешие прогулки (турпоходы)

3

Гигиенические и водные процедуры

-умывание с использованием художественного слова

-мытье рук

-игры с водой и песком

-обеспечение чистоты среды

4

Свето-воздушные ванны

- сон в проветренном помещении,

- соблюдение температурного режима

-прогулки на свежем воздухе

-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха (соблюдение графиков проветривания)

5

Активный отдых

-развлечения, праздники

-игры-забавы

-дни здоровья

-малые туристические походы

-тематические недели и дни ("Неделя спорта" - август, "День здоровья" - 7 апреля,)

6

Диетотерапия

-рациональное питание

-введение йодированной соли в пищу

-фрукты, овощи, соки

-витаминизация 3го блюда

-введение в пищу фитонцидов

7

Свето- и цветотерапия

-обеспечение светового режима

-цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

8

Музтерапия

- музыкотерапия (утренний прием, пробуждение)

- минуты тишины

-музыкальное сопровождение режимных моментов

-музоформление фона занятий

-музтеатральная деятельность

-хоровое пение (в том числе звуковое)

9

Аутотренинг и психогимнастика

- элементы психогимнастики по М. И. Чистяковой

-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

10

Спецзакаливание

- гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»

- воздушное контрастное закаливание

- игровой самомассаж лица, БАТ, ушных раковин, пальцев рук;

-босоножье

-дыхательная гимнастика

11

Пропаганда здорового образа жизни

-цикл бесед о здоровье и здоровом питании

-специальные занятие по ОБЖ

-занятия по "валеологии"

Программа реализует следующие направления 

  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами.
  • Работа с родителями.
  • Укрепление материально-технической базы учреждения.

Для реализации задач, намеченных программой «Здоровячок», в ДОУ созданы следующие условия:

  • имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», оборудование для вестибулярного аппарата («диски здоровья»), мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
  • спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном;
  • имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;
  • имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
  • в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
  • кабинет логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;
  • закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
  • закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
  • постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

В перспективе предлагается продолжать лечебно-оздоровительную работу, деля её на этапы:

I  э т а п – интенсивная профилактика – подготовка ребёнка к самому неблагоприятному в сезоне времени. Проводится по методике В. Т. Алямовской.

II  э т а п – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждению ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными настоями.

III  э т а п – реабилитационный. Детям предлагаются травяные чаи, оздоровительные напитки, витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

А также:

  • использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;
  • рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;
  • использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.

Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия:

  • Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.
  • Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.
  • Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.
  • В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.

Оздоровительная  и  воспитательная направленность образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении включает такие мероприятия, как лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, ароматерапия  и фитотерапия, работа с природным материалом (глиной, песком, красками), музыкальная терапия (регулярно проводим музыкальные паузы,  игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в  момент прихода малышей в детский сад, для пробуждения во время сна).

Физическое развитие и оздоровление детей:

  • закаливание;
  • точечный массаж;
  • игры, которые лечат;
  • дыхательная гимнастика;
  • организация дыхательного режима.

Лечебно – профилактическая работа:

  • лечебная физкультура;
  • лечебный массаж;
  • физиотерапия;
  • витаминотерапия.

Работа с родителями

Обеспечение психологического благополучия:

  • занятия «Здравствуйте, дети»;
  • музыкотерапия;
  • коррекционно – развивающая работа.

При разработке здоровьесберегающих технологий мы  ориентировались на концепцию «валеологически обоснованного образования», согласно которой следует проводить воспитательную и оздоровительную работу в детском саду, а также комплексную программу «Здоровячок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во II младшей группе Развивающая ситуация Тема: «Путешествие в страну Здоровячков»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во IIмладшей группе Развивающая ситуацияТема: «Путешествие в страну Здоровячков»Интеграция: здоровье, физкультура, чтение художественной лит...

Проект Здоровячок

Физкультурно-оздоровительная работа...

Мастер класс "Здоровячок"( с использованием нестандартного оборудования)

Вашему вниманию представлена авторская разработка "Здоровячок"(с использованием нестандартного оборудования и нетрадиционных средств оздоровления детей)...

Оздоровительная программа "Здоровячок"

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа “Здоровячок ” имеет физкультурно-танцевальную ...

Путешествие в страну Здоровячков

Декада: " Путешествие в страну Здоровячков" способствует формированию у детей представлений о здоровье человека, составляющих здоровья. Материал представлен в виде таблицы, которая включает совместную...

Презентация проекта тематической площадки "Здоровячок". Оздоровительная работа в летний период.

Данная презентация знакомит с летней оздоровительной работой в  дошкольном детском доме...

Летнее спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительной групп "Страна Здоровячков"

Сценарий разработан с использованием материала из книг оздоровительно-развивающей программы "Здравствуй!"М.Л.Лазарева. (Сценарий был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя ДОУ" - на ры...