«Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников»
консультация на тему

Рузанова Оксана Владимировна

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_2013g.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа №21 города Новокуйбышевска

городского округа Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение«Детский сад «Гвоздичка»

Выступление на педсовете

«Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель

Оксана Владимировна Рузанова

2013


            Формирование здорового образа жизни дошкольников

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.  Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
        Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.


Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  1. Занятия физкультурой,
  2. прогулки.
  3. Рациональное питание,
  4. соблюдение правил личной гигиены:
  5. создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. 

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем:

  1. его здоровье
  2. дружелюбное отношение друг к другу,
  3. развитие умения слушать и говорить,
  4. умения отличать ложь от правды
  5. бережное отношение к окружающей среде, к природ
  6. формирование понятия "не вреди себе сам"

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  1. утренняя гимнастика (ежедневно);
  2. физкультурные занятия
  3. музыкально - ритмические занятия
  4. прогулки с включением подвижных игр;
  5. пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  6. элементы (зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  7. оздоровительная гимнастика после дневного сна ;
  8. физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  9. эмоциональные разрядки, релаксация;
  10. спортивные досуги, развлечения, праздники

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в  детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  1. формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  2. воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  3. помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  4. вырабатывать навыки правильной осанки;
  5. обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

Работа с родителями: 

  • Разъяснять родителям (через оформление «уголка для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития.
  • Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду.
  • Ориентировать родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к физкультуре и спорту.                                                                                                               Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат  
  •   Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника...

Консультация для педагогов "Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности....

Консультация для педагогов "Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников".

Консультация предназначена для педагогов ДОУ и рассказывает об основных компонентах здорового образа жизни дошкольников, о методах повышения здорового образа жизни дошкольников в режимных моментах, о ...

ДОКЛАД (из опыта работы) на тему: «Здоровый образ жизни дошкольника в детском саду и дома»

Здоровый  образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более в раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективн...

Нетрадиционные приемы логопедической работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

Обзор нетрадиционных приемов работы по формированию ЗОЖ дошщкольников....

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

Комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни  у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни....

Опыт работы «Приобщение к здоровому образу жизни дошкольников, через организацию совместных праздников и досугов ДОУ и семьи».

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровен...


 

Комментарии

Дятлова Н.И.

Спасибо за замечательную консультацию!