«Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников»
консультация на тему
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа №21 города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение«Детский сад «Гвоздичка»
Выступление на педсовете
«Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
Оксана Владимировна Рузанова
2013
Формирование здорового образа жизни дошкольников
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой,
- прогулки.
- Рациональное питание,
- соблюдение правил личной гигиены:
- создание условий для полноценного сна
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем:
- его здоровье
- дружелюбное отношение друг к другу,
- развитие умения слушать и говорить,
- умения отличать ложь от правды
- бережное отношение к окружающей среде, к природ
- формирование понятия "не вреди себе сам"
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия
- музыкально - ритмические занятия
- прогулки с включением подвижных игр;
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
- элементы (зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
- оздоровительная гимнастика после дневного сна ;
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- спортивные досуги, развлечения, праздники
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в детском саду.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
- формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
Работа с родителями:
- Разъяснять родителям (через оформление «уголка для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития.
- Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду.
- Ориентировать родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к физкультуре и спорту. Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат
- Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395357-1391270018.jpg)
Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/14/picture-404924-1392391834.jpg)
Консультация для педагогов "Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников"
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/04/picture-533358-1585981576.jpg)
Консультация для педагогов "Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников".
Консультация предназначена для педагогов ДОУ и рассказывает об основных компонентах здорового образа жизни дошкольников, о методах повышения здорового образа жизни дошкольников в режимных моментах, о ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/04/picture-210063-1636058006.jpg)
ДОКЛАД (из опыта работы) на тему: «Здоровый образ жизни дошкольника в детском саду и дома»
Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более в раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективн...
Нетрадиционные приемы логопедической работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
Обзор нетрадиционных приемов работы по формированию ЗОЖ дошщкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-932484-1643087223.jpg)
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
Комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-966800-1509464801.jpg)
Опыт работы «Приобщение к здоровому образу жизни дошкольников, через организацию совместных праздников и досугов ДОУ и семьи».
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровен...
Комментарии
Спасибо за замечательную
Спасибо за замечательную консультацию!