обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников через валеологическое воспитание
статья (старшая группа) на тему

Лебедева Елена Борисовна

В данной статье отражены основные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников через валеологическое воспитатние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_obzh.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников через валеологическое воспитание.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Опасность - понятие безопасности жизнедеятельности, она носит

скрытый характер.  Признаками, определяющими опасность, являются:

     - угроза жизни;

- возможность нанесения ущерба здоровью;

- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Формирование культуры здоровья является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития в ДОУ, которое направлено на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья и благополучия. Задачи образовательного процесса, как указывает И. Л. Саво, состоят в следующем:

1) формирование элементарных знаний о человеческом организме;

2) овладение основами гигиенической и двигательной культуры;

3) профилактика заболеваний и травматизма;

4) изучение причин возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

В формирование здорового образа жизни в нашем ДОУ, мы опираемся на выше сказанные составляющие и реализуем с помощью валеологических мероприятий.

Для реализации образовательного процесса была разработана программа валеологического кружка физкультурно - спортивной направленности «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» (автор Е.Б. Лебедева). Данная программа направлена на усвоение знаний и навыков в области укрепления здоровья, развития социально-адаптированной личности. В связи с этим ребёнок учиться думать о своем здоровье, усваивает знания о своём теле, заботиться о нем, а также не вредить своему организму.

Для осуществления программы, были определены цель и задачи, перспективное планирование, разработаны критерии для диагностики.

Цель кружка: формирование здорового образа жизни и валеологически грамотного человека.

Выделены ряд основных задач:

  1. Формировать устойчивый интерес к приобретению элементарных знаний о человеке.
  2. Дать первичные представления о некоторых органах и их основной функции.
  3. Учить понимать, что свое здоровье надо беречь самому, соблюдая правила поведения и меры безопасности в повседневной жизни.
  4. Развивать умение использовать исследовательские навыки и

наблюдения для изучения строения человека, уметь решать       экспериментальные задачи и делать выводы из полученных данных.

  1. Формировать гигиенические навыки у детей.
  2. Развивать продуктивную сферу у детей, направленную на профилактику заболеваний и травматизма.
  3. Воспитывать сознательное, бережное отношение к своему здоровью.

В перспективное планирование включены: планирование по формированию валеологических знаний детей дошкольного возраста. Планы мероприятий на учебный год:

- по формированию у детей навыков безопасного поведения;

- по профилактике травматизма;

- по противопожарной безопасности;

- по безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации;

- по обеспечению безопасного пребывания детей на льду, у водоёмов;

- по действиям, заблудившихся в лесу.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основными являются: работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

В работе активно используются адаптивные здоровьесберегающие методики и технологии, которые реализуются с помощью различных мероприятий:

- валеологические занятия (с использованием ИКТ, наглядного материала, различных экспериментов);

- различного рода развлечения, досуги (с привлечением к совместному участию родителей, узких специалистов и других служб ДОУ и города);

- походы за пределы детского сада в различные организации и службы (МЧС, скорая помощь, библиотека);

- тематические прогулки на свежем воздухе;

- проведение мини-спектаклей по данному направлению.

Систематическая работа по программе способствует получению следующих результатов у дошкольников:

- расширение кругозора детей о человеке;

- формируется устойчивое, сознательное отношение к своему здоровью;

- приобретаются необходимые умения и навыки в области опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни;

-  ребёнок учиться адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Таким образом, проводя работу в детском саду по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников через валеологическое воспитание, и организуя с детьми различные виды деятельности, мы сможем помочь ребёнку адаптироваться в социуме, а также использовать приобретённые в раннем возрасте определённые умения и навыки в дальнейшей жизни.

Список литературы:

  1. Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва, 2010
  2. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2010
  3. Саво И.Л. Один дома или Дом, безопасный для дошкольника. Детство – Пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

статья посвящена работе по ОБЖ и привитию детям ценностей ЗОЖ через дидактическую игру...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеят...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

План  самообразования по теме:  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной...