«Использование здоровьеформирующих и здровьесберегающих технологий в ДОУ»
консультация по теме

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклады,  педсоветы, методические объединения в ДОУ

«Использование здоровьеформирующих и

здровьесберегающих технологий в ДОУ»

Тема: «Использование здоровьеформирующих
и здровьесберегающих технологий в ДОУ
»    СЛАЙД 1

СЛАЙД 2:

Формирование  жизнеспособного, здорового подрастающего поколения есть одна из главных стратегических задач развития страны, она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

СЛАЙД 3:

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии  направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолога-педагогические приемы, методы, технологии которые  направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

СЛАЙД 4:

Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ и валеологическому просвещению родителей

СЛАЙД 5:

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

 Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: в образовательной деятельности и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. (Двигательный режим, динамические паузы, закаливание, гимнастика, подвижные и спортивные игры, «Дни здоровья», спортивные развлечения, праздники)

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. (Релаксация, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, рисорография)

  Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

  Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. (Образовательная деятельность по областям: «Физическое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие» и личностно ориентированная модель обучения)

Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. («Дни открытых дверей», выступления на родительских собраниях, консультации, информация для стендов, ширмы, памятки, буклеты и т. д.)

              СЛАЙД 6:

Этапы  внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

  • анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды ДОУ;
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ;
  • освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровье сбережения детей и взрослых;
  • внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых;
  • работа валеологической направленности с родителями.

СЛАЙД 7:

Система здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий
в ДОУ

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровье», хождение босиком, обтирание после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • НОД по физическому развитию всех типов;
  • традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, НОД по физическому развитию, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

СЛАЙД 8:

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы,  по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ,  профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости   детей.

СЛАЙД 9: Возможности использования здорвьесберегающих технологий в ДОУ

Выделяют три группы технологий
    1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Формы организации здоровьесберегающей работы: Динамические   паузы (физминутки), подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика.
2.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Формы организации здоровьесберегающей работы: НОД по физическому развитию, коммуникативные игры, беседы из серии «Уроки здоровья», самомассаж, точечный самомассаж..
3.
Коррекционные технологии:
Формы организации здоровьесберегающей работы: арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
      
СЛАЙД 10: Наглядный материал  для внедрения здоровьеформирующих образовательных технологий

  • модели точного выполнения основных движений;
  • модели общеразвивающих упражнений;
  • алгоритмы подвижных игр;
  • схемы видов построения;
  • картотека индивидуальных  заданий для закрепления основных движений;
  • пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи;
  • атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность;
  • фильмы и презентации о спорте, активном отдыхе;
  • литература валеологического содержания;
  • наглядный материал в «Уголках здоровья» в группах.

СЛАЙД 11: Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами ДОУ:

  • активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях  для детей  и взрослых;
  • семинары-тренинги;
  • консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка»;
  • практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

СЛАЙД 12: Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

  • информационные стенды для родителей посвящённые вопросам оздоровления;
  • Интернет информирование;
  • памятки медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в МБДОУ;
  • приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, и др.).
  • консультации, беседы с родителями по вопросам

здоровьесбережения.

СЛАЙД 13: Результаты внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в МБДОУ

  • сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ;
  • взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками ;
  • проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс;
  • формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
  • внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ;
  • улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

СЛАЙД 14: Литература

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ. Особенностью организации воспитательно- образовательной работы должен стать интегрированный...

Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом  в работе с детьми со зрительной патологией....

КОНСПЕКТЫ СЮЖЕТНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укре...

Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием игровых, информационно-коммуникационных и здровьесберегающих технологий "В гости к бабушке Даше"

Формирование понятия о семье, через уважительное отношение к старшему поколению. Вспитание интереса к игре-инсценировке, через  наглядную, словесную, дидактическую игру....

Отчёт. Использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с детьми в старшей группе.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В словаре русского языка С. И. Ожегова записано: «Здоровье – это правильная, нор...

Конспект НОД в средней группе с использованием здровьесберегающих технологий «Кто такие микробы».

Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов....