Главные вкладки

    Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ
    статья по теме

    Сорокина Татьяна Сергеевна

    Каждый человек талантлив по-своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой — физиком, третий — геологом, четвертый — хирургом.

    О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач все времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивость и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muzika.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья по теме «Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ»

    Сорокина Татьяна Сергеевна

    Музыкальный руководитель

    МБДОУ ЦРР детский сад № 15 «Золотая рыбка», г.Озёры, Моск. область

    Когда машут рукой на кого-то:

    «Да медведь отдавил ему уши!»

    Возразить оппоненту охота -

    Пострадали скорее здесь души!

    Неспособных детей не бывает,

    Музыкальность – нам дар всем от Бога,

    Но не всем благодать выпадает

    Встретить с буквы большой Педагога.

                                                                  А. Толоконникова

     

            Каждый человек талантлив по-своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой — физиком, третий — геологом, четвертый — хирургом.

            О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач все времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивость и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

             Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Этот вывод послужил стимулом для создании целой системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, которая является новым направлением, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников, и цель этой системы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

    Новизна данной системы состоит в том, что на музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно использовать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, даже с участием родителей, медицинского работника позволит воспитателям как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.

    Методическое обеспечение по этой системе:

    - «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина.

    - программа «Ладушки» И. Каплунова

    - «Театр физического развития и оздоровления» Н.Ефименко.

    - программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровью» М. Картушина.

    - Дыхательная гимнастика. А. Стрельниковой.

    - Психогимнастика. А. Аляблева.

    Организация в детском саду музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному  здоровью дошкольников.

    Валеологические знания будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

    На каждом музыкальном занятии используются следующие здоровосберегающии технологии:

    - Валеологические песенки-распевки;

    - Дыхательная гимнастика;

    - Артикуляционная гимнастика;

    - Оздоровительные и фонопедические упражнения;

    - Игровой массаж;

    - Пальчиковые игры;

    - Речевые игры;

     

    Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

    Дыхательная гимнастика. Она позволяет через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра  усвоить ребенку управление всеми фазами акта дыхания. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.

    Артикуляционная гимнастика. Основная ее цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

    Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

    Игровой массаж. Тысяча лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.

    Пальчиковые игры. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или  произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

    Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо , так как  музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

    Современные методы здоровье сбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром

    Литература.

    1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.
    2. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, ТЦ "Сфера", 2208.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ

    Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных  з...

    Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - новое направление в воспитании дошкольников.

    Музыка – это одно из средств физического развития детей. Этот вывод послужил стимулом для создании целой системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, которая является новым направлением как в музы...

    Музыкально - оздоровительная работа в ДОУ

    Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в ...

    Практический материал из опыта работы по музыкально-оздоровительной работе в ДОУ

    Предлагаю практический материал по музыкально-оздоровительной работе: игроритмические упражнения, с элементами массажа, пальчиковые игры, комплекс упражнений для пробуждения....

    Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ.

    Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях....