«Экологическое воспитание детей в ДОУ»
статья (старшая группа) на тему

Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Экологическое воспитание детей в ДОУ» Сохранить окружающую среду и постоянно заботиться о ней - одна из важнейших глобальных проблем современности и завтрашнего дня. Поэтому гражданская зрелость подрастающего поколения включает в себя бережное отношение к природе, ответственность за жизнь всего живого на земле. Одним из актуальных вопросов, стоящих сегодня перед педагогами всех рангов является поиск новых подходов и оптимальных путей возрождения связей человека с природой. Нет сомнения в том, что воспитание детей надо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте от ласковых маминых рук, бабушкиной сказки, интересной прогулки под руководством хорошего знатока природы, дети могут усвоить уроки Доброты. Еще на руках у матери малыш тянется к яркому цветку, к кошке, птичке. Он с удивлением смотрит на взрослого, ожидая объяснений этим чудесам природы. Нельзя просто запретить малышам рвать цветы, ходить по газонам. Они не осознают своих поступков. Именно сознательное отношение к сохранению природы зависит от понимания связей в природе, ее законов. Итак, цель экологического дошкольного образования и воспитания - это формирование системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного и действенного отношения к окружающей природной среде. Важно, чтобы актуальность задач природоохранного воспитания была осознана воспитателями. Чтобы дети полюбили и поняли природу, выросли добрыми и отзывчивыми, надо оживить для них весь мир, заставить заговорить и немой камень, и соломинку, и журчащий ручеек, и бабочку ... Именно они должны познакомить детей с миром природных ценностей, показать значение природы в жизни человека, выработать новые нормы поведения по отношению к природе. Педагог должен стать для ребенка не только носителем знаний, но и образцом для подражания. Важно так организовать деятельность детей, чтобы через самостоятельные открытия, решение проблемных задач, разнообразные действия с природными объектами они одновременно овладевали новым знаниями, умениями и навыками их самостоятельного приобретения. Ознакомление детей с природой в детском саду необходимо осуществлять в естественном окружении - в парке, в саду, на цветниках во время работы, во время наблюдений, экскурсий. Природа прекрасна в любое время года. На конкретных примерах воспитатели показывают детям, что каждое время года по-своему интересно, и свой интерес передают детям, делятся с ними своими знаниями, чувствами. Например, в весенний день, выйдя в парк, предложите детям тихо постоять и послушать природу, оглянуться вокруг. Дети на минуту замирают, а потом наперебой рассказывают кто, что услышал и увидел: как журчит ручеек, поет птичка, пробивается травка, распускаются веточки. Зимой, когда появляется иней, природа превращается в сказочный дворец Снежной Королевы. Дети смотрят на красоту родной природы. Затем воспитатели отвечают на множество детских «почему?» и «как?». Осенью все деревья одеваются в разноцветные платья. Ее недаром называют золотой. Никакая другая пора не имеет такого богатства, такого высокого голубого неба, по которому проплывают белые облака. Наблюдения можно проводить по несколько раз за одним и тем же объектом, постепенно пополняя знания и представления детей. Во время наблюдения даем возможность самому ребенку сделать маленькое открытие. Ведь сделанное самостоятельно открытие вызывает желание вновь почувствовать радость познания. Работая с детьми на цветнике, в саду, знакомим детей с цветами, с растениями, с условиями, которые нужны им для жизни. Уже 5-летние дети знают, что на твердой, сухой, не вскопанной земле ничего не вырастет. А если уничтожить, вырубить деревья, негде будет жить птицам, а тогда никто не защитит наши сады от гусениц, а значит, не будет и яблок, а если перед зимними холодами не перенести в помещение цветы, то они погибнут от холода. У наших маленьких «почемучек» каждое сообщение вызывает действительно цепную реакцию любознательности, а потому воспитатели должны очень хорошо знать родную природу, историю своего края, народные приметы и обычаи, которые всегда тесно связаны с жизнью природы, чтобы точно и доходчиво рассказывать об этом детям, отвечать на их вопросы. Убирая в парке, воспитатели объясняют детям для чего это нужно, показывают что под мусором, камнями травка бледная, потому что она не может свободно дышать, не видит солнышка. Знакомя детей с животным миром, рассказываем об их жизни и повадках животных. Животные тоже следят за чистотой своего тела и жилья. Такие знания помогают нашим малышам осознавать необходимость сохранения чистоты среды для живых существ и воспитать бережное отношение к ним. Содержание учебно-воспитательной работы детского сада в этом направлении заключается в раскрытии перед детьми многогранной ценности природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_18.12.14.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста

МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова

Короленко Любовь Валерьевна

«Экологическое воспитание детей в ДОУ»

Сохранить окружающую среду и постоянно заботиться о ней - одна из важнейших глобальных проблем современности и завтрашнего дня. Поэтому гражданская зрелость подрастающего поколения включает в себя бережное отношение к природе, ответственность за жизнь всего живого на земле.

Одним из актуальных вопросов, стоящих сегодня перед педагогами всех рангов является поиск новых подходов и оптимальных путей возрождения связей человека с природой.

Нет сомнения в том, что воспитание детей надо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте от ласковых маминых рук, бабушкиной сказки, интересной прогулки под руководством хорошего знатока природы, дети могут усвоить уроки Доброты. Еще на руках у матери малыш тянется к яркому цветку, к кошке, птичке. Он с удивлением смотрит на взрослого, ожидая объяснений этим чудесам природы. Нельзя просто запретить малышам рвать цветы, ходить по газонам. Они не осознают своих поступков. Именно сознательное отношение к сохранению природы зависит от понимания связей в природе, ее законов.

Итак, цель экологического дошкольного образования и воспитания  - это формирование системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного и действенного отношения к окружающей природной среде. Важно, чтобы актуальность задач природоохранного воспитания была осознана воспитателями. Чтобы дети полюбили и поняли природу, выросли добрыми и отзывчивыми, надо оживить для них весь мир, заставить заговорить и немой камень, и соломинку, и журчащий ручеек, и бабочку ...

Именно они должны познакомить детей с миром природных ценностей, показать значение природы в жизни человека, выработать новые нормы поведения по отношению к природе. Педагог должен стать для ребенка не только носителем знаний, но и образцом для подражания. Важно так организовать деятельность детей, чтобы через самостоятельные открытия, решение проблемных задач, разнообразные действия с природными объектами они одновременно овладевали новым знаниями, умениями и навыками их самостоятельного приобретения.

Ознакомление детей с природой в детском саду необходимо осуществлять в естественном окружении - в парке, в саду, на цветниках во время работы, во время наблюдений, экскурсий.

Природа прекрасна в любое время года. На конкретных примерах воспитатели показывают детям, что каждое время года по-своему интересно, и свой интерес передают детям, делятся с ними своими знаниями, чувствами. Например, в весенний день, выйдя в парк, предложите детям тихо постоять и послушать природу, оглянуться вокруг. Дети на минуту замирают, а потом наперебой рассказывают кто, что услышал и увидел: как журчит ручеек, поет птичка, пробивается травка, распускаются веточки.

Зимой, когда появляется иней, природа превращается в сказочный дворец Снежной Королевы. Дети смотрят на красоту родной природы. Затем воспитатели отвечают на множество детских «почему?» и «как?». Осенью все деревья одеваются в разноцветные платья. Ее недаром называют золотой. Никакая другая пора не имеет такого богатства, такого высокого голубого неба, по которому проплывают белые облака. Наблюдения можно проводить по несколько раз за одним и тем же объектом, постепенно пополняя знания и представления детей. Во время наблюдения даем возможность самому ребенку сделать маленькое открытие. Ведь сделанное самостоятельно открытие вызывает желание вновь почувствовать радость познания.

Работая с детьми на цветнике, в саду, знакомим детей с цветами, с растениями, с условиями, которые нужны им для жизни. Уже 5-летние дети знают, что на твердой, сухой, не вскопанной земле ничего не вырастет. А если уничтожить, вырубить деревья, негде будет жить птицам, а тогда никто не защитит наши сады от гусениц, а значит, не будет и яблок, а если перед зимними холодами не перенести в помещение цветы, то они погибнут от холода.

У наших маленьких «почемучек» каждое сообщение вызывает действительно цепную реакцию любознательности, а потому воспитатели должны очень хорошо знать родную природу, историю своего края, народные приметы и обычаи, которые всегда тесно связаны с жизнью природы, чтобы точно и доходчиво рассказывать об этом детям, отвечать на их вопросы.

Убирая в парке, воспитатели объясняют детям для чего это нужно, показывают что под мусором, камнями травка бледная, потому что она не может свободно дышать, не видит солнышка.

Знакомя детей с животным миром, рассказываем об их жизни и повадках животных. Животные тоже следят за чистотой своего тела и жилья. Такие  знания помогают нашим малышам осознавать необходимость сохранения чистоты среды для живых существ и воспитать бережное отношение к ним.  Содержание учебно-воспитательной работы детского сада в этом направлении заключается в раскрытии перед детьми многогранной ценности природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...