Педагогический совет в форме мозгового штурма «Методика и организация физкультурных занятий на воздухе».
методическая разработка на тему

Дмитриева Елена Юрьевна

Мозговой штурм и опросники для педагогов на тему "организация физкультурных занятий на воздухе", "задачи воспитателя в формировании у детей основ двигательной культуры в каждой возрастной группе», «Структура занятия по физическому развитию на воздухе (части занятия, задачи каждой части занятия, содержание, отдельно по каждой возрастной группе)», "содержание физических упражнений (упражнения в основных движениях, ОРУ, дыхательные упражнения, подвижные игры и игры эстафеты, строевые упражнения, спортивные упражнения и элементы спортивных игр)",  «Подвижные игры на воздухе», "Медико-педагогический контроль на занятиях по физическому развитию на воздухе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog._sovet_fz_na_vozdukhe.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра и оздоровления № 51 п. Гаркуша

муниципального образования Темрюкский район

Педагогический совет в форме мозгового штурма

 «Методика и организация физкультурных занятий на воздухе».

                                                                                Выполнила:

                                                                                                      Старший воспитатель

                                                                                          Дмитриева Е.Ю.

п. Гаркуша 2012

План проведения.

  1. Физическое развитие и оздоровление детей по программе «От рождения до школы»:
  • Мозговой штурм «Задачи воспитателя в формировании у детей основ двигательной культуры в каждой возрастной группе».
  1. Физкультурные занятия, как одна из основных форм обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств:
  • Вопросник  «Структура занятия по физическому развитию на воздухе (части занятия, задачи каждой части занятия, содержание, отдельно по каждой возрастной группе)»;
  • Содержание физических упражнений (упражнения в основных движениях, ОРУ, дыхательные упражнения, подвижные игры и игры эстафеты, строевые упражнения, спортивные упражнения и элементы спортивных игр);
  • Мозговой штурм «Подвижные игры на воздухе».
  1. Медико-педагогический контроль на занятиях по физическому развитию на воздухе.
  2. Анализ анкетирования родителей, определяющего их отношение к физическому воспитанию дошкольников.
  3. Заключение (подведение итогов).

1. Физическое развитие и оздоровление детей  по программе "От рождения до школы "

  • Мозговой штурм «Задачи воспитателя в формировании у детей основ двигательной культуры в каждой возрастной группе».

       В левой колонке перечислены возрастные группы, в правой колонке задачи по физическому развитию.

     Задача: необходимо для каждой возрастной группы определить  соответствующие задачи по физическому развитию по программе «От рождения до школы».

Возрастная группа

Задачи воспитателя в формировании у детей основ двигательной культуры

Младший дошкольный возраст

3 года

4 года

Средний дошкольный возраст

5 лет

Старший дошкольный возраст

6 лет

7 лет

  1. вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях;
  2. учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем;
  3. приучать их в движении реагировать на сигналы.
  4. учить детей согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;
  5. учить реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;
  6. учить самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя выполнять физические упражнения;
  7. учить детей воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений:
  8. добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движений;
  9. приучать детей оценивать движения сверстников и замечать их ошибки;
  10. соблюдать и контролировать правила в подвижных играх;    
  11. побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр;
  12. закреплять умения по ориентировке в пространстве;
  13. принимать активное участие в подвижных играх;  
  14. развивать скоростно-силовые качества детей.
  15. закреплять умения анализировать движения (самоконтроль, самооценка, контроль и оценка движений других детей, элементарное планирование);
  16. развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений;
  17. закреплять правила и двигательные умения в спортивных игpax и упражнениях;
  18. целенаправленно развивать ловкость движений.
  19. целенаправленно развивать скоростно-силовые качества (преимущественно на основе силовых упражнений).
  20. добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений;
  21. учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои  движения и движения товарищей;
  22. формировать первоначальные представления и умения спортивных играх и упражнениях;
  23. воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками малышами;
  24. побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;
  25. целенаправленно развивать быстроту и общую выносливое.
  26. добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений;

Задачи воспитателя в формировании двигательной культуры  детей.

Младший дошкольный возраст

3  года:

  • вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях;
  • учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем;
  • приучать их в движении реагировать на сигналы.

4 года:

  • учить детей согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;
  • учить реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;
  • учить самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя выполнять физические упражнения;
  • принимать активное участие в подвижных играх;  
  • развивать скоростно-силовые качества детей.

Средний дошкольный возраст

5 лет:

  • учить детей воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений:
  • добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движений;
  • приучать детей оценивать движения сверстников и замечать их ошибки;
  • соблюдать и контролировать правила в подвижных играх;    
  • побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр;
  • закреплять умения по ориентировке в пространстве;
  • целенаправленно развивать скоростно-силовые качества (преимущественно на основе силовых упражнений).

Старший дошкольный возраст

 6 лет:

  • добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений;
  • учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои  движения и движения товарищей;
  • формировать первоначальные представления и умения спортивных играх и упражнениях;
  • воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками малышами;
  • побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;
  • целенаправленно развивать быстроту и общую выносливое.

7 лет:

  • добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений;
  • закреплять умения анализировать движения (самоконтроль, самооценка, контроль и оценка движений других детей, элементарное планирование);
  • развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений;
  • закреплять правила и двигательные умения в спортивных игpax и упражнениях;
  • целенаправленно развивать ловкость движений.

В разделе перечисляются действия и процессы, которые осваивают дети, содержание физических упражнений: построение, исходные положения, положения и движения головы, рук, туловища, ног, упражнения с отягощающими предметами (набивной мяч, мешочек песком), ходьба и равновесие, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание и лазание, подвижные игры, спортивные упражнения (катание на санках, лыжах, на двух- и трехколесном велосипеде, плавание), элементы спортивных игр со старшей группой (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис).

В разделе представлены минимальные результаты и содержание двигательных умений у детей каждой возрастной группы. Программа имеет четкую структуру, в ней подробно описана каждая часть всех разделов.

Однако следует отметить, что обращает на себя внимание недостаточно подробное освещение вопросов организации оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольного учреждения (закаливание, примерный режим дня, гигиенические условия).

2. Физкультурные занятия, как одна из основных форм обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств:

  Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, ее воспитанию уделяется основное внимание в процессе проведения занятий на воздухе.

     Содержание занятий на воздухе строится на программном материале. Сочетание таких занятий с утренней гимнастикой, подвижными играми и спортивными упражнениями на прогулке позволяет полностью освоить программу по развитию движений. Программный материал распределен с учетом особенностей детей каждого возрастного периода, с постоянным нарастанием трудностей как внутри возрастной группы, так и от группы к группе.

     Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтального и группового методов организации детей при выполнении основных движений, подбору игр и эстафет. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

      При проведении занятий необходимо не только обучать детей двигательным навыкам и повышать функциональные возможности их организма, но и решать образовательные и воспитательные задачи, тем более что занятия на воздухе создают для этого благоприятные возможности.

      До начала занятий и в процессе выполнения упражнений дети должны получать сведения о частях тела, направлениях движения, и представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе занятий на воздухе, значении и технике физических упражнений, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общественной гигиены и др. Во время игр и физических упражнений нужно воспитывать у детей решительность, смелость, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброе отношение друг к другу. Используя упражнения на выносливость, нужно вырабатывать настойчивость, прививать детям умение преодолевать трудности.

  • Мозговой штурм «Содержание и структура занятия по физическому развитию».

     В левой колонке даны части занятия по физическому развитию.

    Задача: написать задачи каждой части занятия и содержание.

Части занятия

Задачи

Содержание

Вводная

Основная

Заключительная

Физкультурные занятия на прогулке состоят из трёх взаимосвязанных частей:

  1. Вводная часть – организация детей, создание у них настроенности к предстоящей деятельности, постепенной подготовке к физической нагрузке в основной части занятия. Последовательность вводной  части:
  • Построение (в холодный период построение в начале занятия не проводится, при выходе из помещения дети идут к спортивной площадке, выполняя движения рук) и ходьба с движениями рук (выполнение этих упражнений развивает мышцы плечевого пояса, улучшает координацию);
  • Медленный бег, упражнения в беге (приставной шаг, высоко поднимая колени, бег спиной, захлёстом голени и т.д.; все эти упражнения укрепляют мышцы ног, таза, совершенствуют пространственную ориентировку детей). Медленный бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны.
  1. Основная часть – в этой части решаются задачи повышения функциональных возможностей организма детей, развития физических качеств, закрепление основных движений и вырабатывается умение использования их в игровой деятельности. Последовательность основной части:
  • Комплекс ОРУ;
  • Бег со средней скоростью от 40 с до 2 мин, в зависимости от возраста детей, перестроение для выполнения упражнения в основных движениях;
  • Основное движение;
  • Бег со средней скоростью от 40 с до 2 мин, в зависимости от возраста детей, перестроение для выполнения упражнения в основных движениях;
  • Основное движение;
  • Подвижная игра, эстафета (в холодный период года большее время в них занимает бег, игра повторяется 4-5 раз, паузы между повторениями короткие).
  1. Заключительная часть – проводится медленный бег, его продолжительность регулируется воспитателем в зависимости от активности детей в предшествующей подвижной игре, погодных условиях и подготовленности детей. После игры большой подвижности продолжительность медленного бега должна быть сокращена вдвое или он не проводится совсем, а дети спокойно ходят по площадке, после игры средней подвижности в холодный период года медленный бег даётся в таком же объёме, что и в начале занятия.

  • Содержание физических упражнений (упражнения в основных движениях, ОРУ, дыхательные упражнения, подвижные игры и игры эстафеты, строевые упражнения, спортивные упражнения и элементы спортивных игр).

Упражнения в основных движениях.

Ходьба и бег включаются в каждое занятие. Такое сочетание основных движений позволяет на одном занятии упражнять различные группы мышц.

При выполнении упражнений необходимо стремиться к тому, чтобы дети меньше стояли и повторяли движение большее число раз, улучшая его качество. Этому способствует хороший показ, четкий рассказ, поощрение самостоятельности детей, их эмоциональный настрой.

      Во время занятий на воздухе нужно, чтобы дети больше прыгали через различные препятствия: снежные валы, дорожки, канавки, невысокие скамейки, санки и т. п.

     Погодные условия могут резко меняться, и иногда становится невозможным выполнение намеченного ранее движения. Например, обледенели перекладины гимнастической стенки, и нельзя провести лазанье, или с утра снег засыпал спортивную площадку, и ее не успели очистить к началу занятия. В этом случае воспитатель должен заменить лазанье перелезанием, провести занятие на участке группы или на другой очищенной части территории, а для пробежек использовать дорожки вокруг здания и т. п.

     Уже у детей раннего возраста бег является основным способом передвижения. Он оказывает значительное влияние на улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, что в свою очередь создает основу для совершенствования быстроты и выносливости. Физическую нагрузку при беге легко дозировать, изменяя скорость, время бега или пробегаемое расстояние, используя различные виды бега. В связи с тем, что методика проведения занятий на воздухе специально направлена на развитие общей выносливости у детей, бегу в занятиях отводится до 50% времени.

У детей дошкольного возраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег. Эти виды бега оказывают различное влияние на организм и используются для решения различных задач физического воспитания детей.

     Быстрый бег является основной частью многих упражнений, широко используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. При быстром беге туловище ребенка немного наклонено вперед, голова приподнята. Бедро маховой ноги поднимается высоко, голень выносится вперед, нога ставится на носок с быстрым перекатом на всю стопу. Толчок осуществляется энергичным выпрямлением ноги и разгибанием стопы. Для быстрого бега используются дистанции от 10 до 30 м. Быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма. Так, частота пульса во время бега увеличивается до 130 ударов в минуту и может достигать 170—180, но при этом отмечается быстрое его восстановление: уже на 1 мин она снижается до 130—140 ударов в минуту и на 2—3 мин возвращается к исходному уровню. В целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей быстрый бег сочетается с другими движениями, повторяется в игре или эстафете 4—5 раз после небольшого перерыва.

      Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Во время этого бега туловище у детей слегка наклонено вперед, голову они держат прямо, бедро маховой ноги активно выносят вперед, ногу опускают на пятку с дальнейшим перекатом на носок, слегка согнутые в локтях руки не напряжены, кисти расслаблены.

Скорость такого бега составляет 50—60% от максимальной скорости бега у детей каждого возраста.

     Длительный бег со средней скоростью требует значительного увеличения доставки кислорода к работающим мышцам и органам, что усиливает работу легких, повышает кровоток. Частота пульса за первые 30 с повышается до 160 ударов в 1 мин и во время бега колеблется от 160 до 170 ударов в 1 мин. Продолжительность такого бега обеспечивается тем, что в процессе его происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, восстановление их работоспособности. Бег со средней скоростью, как показали специальные исследования, соответствует функциональным возможностям организма детей дошкольного возраста, а нагрузка при этом — умеренной интенсивности. Поэтому целесообразно включать в занятия данный вид бега в целях повышения функциональных возможностей организма детей, и главным образом в целях развития общей выносливости.

На каждом занятии дети пробегают со средней скоростью по 2 отрезка, длина которых составляет примерно 1/5 расстояния, пробегаемого детьми данного возраста, и увеличивается на протяжений года до 1/3 этого расстояния.

     Медленный бег также является важным средством воспитания выносливости у детей. Во время медленного бега дети держат туловище прямо, плечи у них развернуты, взгляд направлен вперед, голова поднята. Нога мягко ставится на всю ступню с небольшим опережением постановки ее на носок. Проталкивание вперед небольшое, поэтому шаг короткий — всего 2—3 ступни. Руки расслаблены. Физическая нагрузка при медленном беге менее интенсивная. Частота пульса во время бега увеличивается до 135—145 ударов в 1 мин. Деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем полностью обеспечивает потребности организма в доставке кислорода непосредственно в процессе самого бега. Это позволяет детям пробегать в 2—2,5 раза большие расстояния, чем со средней скоростью. Малоинтенсивная, но продолжительная работа, выполняемая детьми при таком беге, наилучшим образом повышает деятельность сердца, улучшает кровообращение и дыхание, т. е. совершенствует деятельность тех систем, от функционирования которых в основном зависит уровень развития выносливости. При постоянном повторении пробежек улучшается согласованность в деятельности этих систем, ускоряется достижение оптимального уровня функционирования, что также повышает возможности организма детей.

     Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно ускорять ходьбу. При этом наступает момент, когда бежать легче, чем идти. Это и будет медленный бег.          

     Продолжительный медленный бег и бег со средней скоростью проводятся на спортивной площадке, по прилегающим дорожкам, вокруг здания, по различным маршрутам на территории детского сада. Воспитатель бегает вместе с детьми или контролирует их действия с площадки. Во время занятий нужно использовать различные маршруты — это повышает интерес детей к бегу.

Таким образом, на каждом занятии в чередовании с другими видами упражнений дети совершают 2 пробежки со средней скоростью, 3 пробежки — медленно и несколько отрезков пробегают быстро в игре или эстафете.

Общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения объединены в комплексы.  В средней группе — в комплексе 5 упражнений, в старшей и подготовительной группе в комплекс входит 6 упражнений. Комплексы включают упражнения для всех крупных мышечных групп (рук и плечевого пояса, туловища, ног). Особенностью комплексов является то, что два упражнения на одну мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую физическую нагрузку на эти мышцы. Каждый комплекс общеразвивающих упражнений повторяется на 4 занятиях, т. е. в течение двух недель. Это позволяет воспитателю во время занятия на воздухе сократить объяснения и больше внимания уделить качеству выполнения упражнений. Освоение нового комплекса облегчается тем, что одно из двух упражнений, направленных на развитие определенной мышечной группы, меняется, а другое в том же виде входит в новый комплекс. В третьей комплексе в свою очередь оно заменяется другим и т.д. В связи с тем, что занятия проводятся на воздухе, в комплексах почти отсутствуют упражнения из положения сидя и лежа. Это компенсируется большим числом упражнений для мышц туловища из положения стоя и значительным использованием бега, при котором мышцы туловища несут большую нагрузку. Особенностью проведения общеразвивающих упражнений является отсутствие значительных пауз и остановок: по окончании одного упражнения дети принимают исходное положение для следующего и сразу приступают к его выполнению. Воспитатель только напоминает название упражнения (например: «наклоны», «приседания», «повороты») и вместе с детьми выполняет его 1-—2 раза (если комплекс освоен детьми, достаточно только назвать упражнение). При температуре воздуха ниже —8—10 С упражнения для ног (прыжки, подскоки) включаются чаще (через одно упражнение), чтобы дети долго не стояли на одном месте.

Дыхательные упражнения

     При проведении упражнений на воздухе необходимо целенаправленно обучать детей правильному дыханию. Поднятие рук вверх, разведение их в стороны, выпрямление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и др. должны сопровождаться выдохом, который усиливается этими движениями. Воспитатель должен обращать внимание не только на качественное выполнение самих движений, но и на правильное дыхание. На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких во время занятий необходимо выполнять дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, особенно мышц, обеспечивающих глубокий выдох. Особенность этих упражнений заключается в том, что дыхание осуществляется через рот. Это позволяет не только быстро ликвидировать образовавшуюся в результате интенсивной деятельности кислородную недостаточность, но и закаливать организм.

 В вводной части занятия после медленного бега по площадке дети выполняют во время ходьбы одно из  дыхательных упражнений 3—4 раза. В заключительной части занятия во время ходьбы или стоя на месте, дети выполняют одно из упражнений 6—8 раз, после чего идут в помещение.

Строевые упражнения

Строевые упражнения способствуют воспитанию у детей ориентировки в пространстве, выполнению согласованных действий в коллективе, формированию правильной осанки. При проведении круглогодичных занятий на свежем воздухе очень важно, чтобы дети умели быстро перестраиваться для выполнения различных упражнений. Для обучения нужно использовать теплый период года, с тем, чтобы в холодное время группа четко выполняла указания педагога.

Дети средней группы должны быстро строиться в колонну и в шеренгу, находить свое место после ходьбы и бега, размыкаться на вытянутые руки, образовывать круг и перестраиваться в 2—3 колонны за ведущими. В старшей группе дети должны выдерживать дистанцию в ходьбе в беге, размыкаться в шеренгах и колоннах, перестраиваться по ходу в 2—3—4 колонны за ведущими.

Воспитанники подготовительной к школе группы должны уметь перестраиваться:   по двое, по трое, по четверо, держать равнение в колоннах и шеренгах.

                    Элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

На прогулке большое место отводится спортивным играм и упражнениям. Это Катание на велосипеде, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, игры в снежки, футбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, городки, хоккей . Обучение этим спортивным упражнениям и элементам спортивных игр  в основном проводится на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно закреплять их во время прогулок. Если нет условий для выполнения этих спортивных упражнений, проводятся наиболее полюбившиеся детям  игры и упражнения.

Подвижные игры и игры-эстафеты

     Подвижные игры и эстафеты подобраны так, чтобы дети могли применить приобретенные на предыдущих занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных движений.

Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Физическая нагрузка в игре регулируется расстоянием для пробежек, сложностью выполняемых заданий, числом повторений игры и продолжительностью остановок в игре. Игры разучиваются до занятия на прогулке, так как на занятии это занимает много времени и снижает его эффективность; кроме того, не всегда из-за погодных условий допустимо, чтобы дети долго стояли в спортивной одежде, слушая объяснения. На прогулке же воспитатель может спокойно объяснить более простой вариант игры и 2—3 раза провести ее. Тогда на занятии достаточно будет указать на дополнительные условия.

  • Мозговой штурм «Подвижные игры в воспитании жизненно важных умений и навыков».

В левой колонке даны основные движения.

Задача: запишите в правой колонке примеры подвижных игр, способствующих развитию того или иного движения.

Основные движения

Подвижные игры

Ходьба, бег

Прыжки, равновесие

Метание, ловля

Лазание и ползание

3. Медико-педагогический контроль на занятиях по физическому развитию на воздухе:

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Проведение физкультурных занятий на воздухе требует особого внимания со стороны всего персонала дошкольного учреждения: заведующей, врача, воспитателей, медицинской сестры, нянь. Должна быть хорошо продумана организация работы, подготовлены условия для проведения занятий, обеспечен тесный контакт с родителями.

Как показали длительные наблюдения и специальные исследования, абсолютных противопоказаний для занятий па воздухе в течение круглого года у детей, посещающих дошкольные учреждения, не имеется. На основании данных углубленных медицинских осмотров и оценки состояния здоровья с учетом результатов обследований, проведенных врачами-специалистами поликлиник, врач дошкольного учреждения определяет индивидуальные назначения.

Дети, имеющие хронические заболевания, часто болеющие (более 4 раз в году), должны приступать к занятиям в летнее время; мышечная нагрузка для них дозируется врачом. Он также решает вопрос о возможности участия этих детей в занятиях в холодное время года.

В каждой возрастной группе бывает 4—5 детей, нуждающихся в индивидуальных назначениях; большинство же допускаются к занятиям в объеме предложенной программы. Однако до начала занятий важно определить, соответствует ли уровень физической подготовленности детей программе данной возрастной группы. Если окажется, что соответствие неполное, занятия можно начать сначала по программе предшествующей возрастной группы, а затем быстро перейти к предназначенной для детей данного возраста.

После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются на 1—2 занятия; дети, не закаленные и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2—3 занятия; дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или других заболеваний допускаются к занятиям только с разрешения врача.

Медико-педагогические наблюдения включают ряд факторов.

Контроль и учет метеорологических условий и особенностей погоды. Нужно помнить, что условия проведения занятий на открытом воздухе, особенно в холодное время года, резко отличаются от таковых в зале. При проведении занятий на открытом воздухе основные метеорологические факторы — температура, влажность и скорость движения воздуха (ветер), тепловое излучение (солнечные лучи) — во все времена года в различных сочетаниях по-разному влияют на тепловое состояние организма.

Неблагоприятные условия погоды отрицательно сказываются на общем состоянии и работоспособности, как взрослых, так и детей. В жаркие дни появляется чувство усталости и разбитости  снижается внимание, быстрота реакции, точность и координация движений. Поэтому в жару не следует давать упражнения, требующие сложной координации движений, на внимание, нужно ограничить бег, а занятия проводить в начале прогулки. При высокой влажности воздуха движения становятся более медленными, дети — вялыми, у них понижается интерес к занятиям. Поэтому важно подбирать упражнения, стимулирующие активность. В холодное время года рекомендуются упражнения, вызывающие у детей большой интерес и эмоциональный подъем, способствующие увеличению подвижности. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать места, наиболее укрытые от ветра.

Начинать занятия на открытом воздухе лучше в теплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся условиям внешних факторов, т. е. повышается закаленность детского организма. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность детей на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей.

Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Теплозащитные свойства одежды зависят от ее слойности (2, 3 или более слоев): между слоями одежды находится воздух, и, чем больше слоев, тем выше температура воздуха под одеждой. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой

наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного перегревания, так как при этом снижается теплоотдача. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные ткани, рыхлые шерстяные. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемости, особенно при выполнении физических упражнений.        

Одежда детей для проведения физкультурных занятий на воздухе:

Температура воздуха при скорости ветра

0,1-0,6 м/с

Одежда

(число слоёв)

Одежда и обувь

От + 3°  до + 9° С

2/2 (выше пояса/ниже пояса)

Тренировочный костюм с начёсом, майка, трусы, хлопчатобумажные носки, кроссовки (кеды), шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке.

От +2°  до -5° С

3/3

Тренировочный костюм с начёсом, футболка с длинным рукавом, майка, трусы, колготки, шерстяные носки, кроссовки (кеды), шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке.

От -6°  до – 11° С

3/3

Тренировочный костюм с начёсом, фланелевая рубашка, майка, трусы, колготки, шерстяные носки, кроссовки (кеды), шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, варежки.

От -12° до -15° С

4/3

Ветровка (куртка из ткани типа болонья), тренировочный костюм с начёсом, фланелевая рубашка, майка, трусы, колготки, шерстяные носки, кроссовки (кеды), шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, варежки.

     При подборе одежды важно учитывать индивидуальные особенности детей: детям закаленным, привыкшим к холоду, можно несколько облегчать одежду, а детям, вновь приступившим к занятиям, часто болеющим, плохо переносящим холод («зябким»), вначале нужно разрешить заниматься в более теплой одежде.

Обувь следует подбирать соответственно размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращения. Спортивная обувь должна быть легкой, удобной. Большое значение имеет стелька (особенно зимой), которая защищает стопу от охлаждения. Стелька изготавливается из гигроскопичного, воздухопроницаемого, эластичного материала (фетр, сукно, войлок), обладающего малой теплопроводностью. Для сохранения гигиенических свойств спортивной обуви необходимо за ней тщательно ухаживать — чистить, сушить. Влажная обувь усиливает охлаждение ног и может способствовать возникновению простудных заболеваний.

После физкультурных занятий дети в раздевальнях или групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье и одежду.

   Во время переодевания детей, особенно в группах, где впервые проводятся такие занятия, должны присутствовать старшая медицинская сестра, осуществляющая контроль, и няня. Медицинская сестра отмечает, кто из детей вспотел, следит, чтобы дети тщательно растерлись, переоделись в сухое белье, отмечает, теплые или холодные ноги, руки и тело у детей. Тут же она решает с воспитателем, какие дети нуждаются в индивидуальной нагрузке, кому следует изменить одежду, обувь.

Спортивная одежда должна храниться в специальных мешках, которые удобно вешать на крючок (или в шкаф) для каждого ребенка. Кеды хранятся отдельно.

     Как убеждает опыт работы, физкультурные занятия лучше проводить перед прогулкой или в конце нее, чтобы увеличить время пребывания  детей на свежем воздухе. В дни физкультурных занятий воспитатель должен правильно распределить двигательную деятельность детей. Если занятие проводится в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растёрлись, переоделись и вышли на прогулку. Дети, которые потеют, должны после пребывания побыть 10-15  мин в помещении, а затем выйти на прогулку. После высокой двигательной активности  на занятии в плане прогулки нужно предусмотреть спокойную деятельность детей. Но, как показали наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность де-тей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры.

 Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года. Это целесообразно потому, что дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении.

Одним из важных показателей при проведении медико-педагогического контроля является определение внешних  признаков  утомления.

Положительное влияние занятий на организм ребенка может быть достигнуто при таком дозировании мышечных нагрузок, которые обеспечивают общее развитие, тренировку основных физиологических функций. Для этого при проведении занятий предусматривается чередование повышенной мышечной деятельности, вызывающей некоторую степень утомления, и отдыха, особенно активного, что является необходимым условием тренировки. Утомление нельзя рассматривать как нечто патологическое, вредное для организма: оно представляет собой естественное состояние, возникающее под влиянием мышечной деятельности. При небольшом утомлении усиливается обмен веществ, повышается жизненный тонус, становятся более интенсивными процессы восстановления.

Отрицательно сказывается на состоянии ребенка только чрезмерное утомление — переутомление.

Воспитатель, врач, медицинская сестра, наблюдая во время занятий за детьми, отмечают наличие внешних признаков утомления и степень их выраженности.

Наблюдаемые признаки

Степень утомления

небольшая

средняя

Окраска кожи лица, шеи

Потливость

Дыхание

Движения

Самочувствие

Небольшое покраснение лица, выражение спокойное

Незначительная  

Несколько учащенное, ровное

Бодрые, задания выполняются четко

Хорошее, жалоб нет

Значительное покраснение лица, выражение напряженное

Значительная (лица) Резко

Учащенное

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные. У некоторых детей моторное возбуждение, у других — заторможенность

Жалобы на усталость, отказ от выполнения заданий

При выраженном, недопустимом утомлении все перечисленные признаки проявляются сильно. В таком случае воспитатель должен внести изменения в план занятия: ограничить нагрузку для детей, имеющих средние и выраженные признаки утомления, уменьшить число повторений упражнений, исключить более трудные для них, удлинить отдых и т. д. Если выраженные признаки утомления отмечаются у большинства детей, значит, содержание занятия не соответствует уровню физической подготовленности детей и необходимо его перестроить.

Осуществляя контроль, нужно следить за тем, чтобы при выполнении упражнений педагог обращал внимание на воспитание правильной осанки и формирование свода стопы.

В дошкольном возрасте развитие мышц-антагонистов неравномерно, отмечается преобладание тонуса мышц-сгибателей над разгибателями. Поэтому дети так часто принимают неправильные позы (голова наклонена, плечи сведены, надплечия стоят неравномерно и т. д.). Такие движения, как ходьба, бег, лазанье и т. д., если они выполняются правильно, способствуют формированию правильной осанки. Но наряду с этим ряд упражнений специально используется для этой цели: упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота. Развитие и укрепление этих групп мышц, в основном разгибателей, способствует созданию так называемого «мышечного корсета», воспитанию правильной осанки. В каждом занятии предлагаются упражнения для развития и укрепления свода стопы (ходьба на носках, пятках, лазанье по лестнице, ходьба по уменьшенной площади опоры, бег и т. д.), но все эти упражнения должны выполняться методически правильно и в рациональной обуви.

При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно при занятиях на открытом воздухе. Углубленное дыхание, естественно, появляется при выполнении различных физических упражнений. В покое у дошкольников дыхание более поверхностное (это объясняется анатомо- физиологическими особенностями органов дыхания), поэтому и доставка кислорода органам и тканям меньше. При систематической тренировке вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное, ритмичное сочетание глубокого дыхания с движениями. Во время занятий на воздухе надо приучать детей к дыханию через нос, рот и сочетанию дыхания с движением.

В холодное (особенно зимой) время года больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных. Но в то же время не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений, при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если нос у ребенка очищен от слизи), и поток холодного воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством. Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.

Для оценки влияния физической нагрузки на организм ребенка, ее величины и интенсивности определяют ответную реакцию основных энергообеспечивающих систем (сердечно-сосудистой и дыхательной). Частота сердечных сокращений является информативным показателем реакции организма па физическую нагрузку и характеризует расход энергии. По изменению частоты пульса в процессе выполнения физической нагрузки и в восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма. Для определения правильности построения занятия, интенсивности и распределения физической нагрузки по его частям проводят подсчет пульса (у одного или двух детей) 10-секундными отрезками: до начала занятия (три раза и берут средний показатель), после вводной части, после общеразвивающих упражнений, после основных движений, после подвижной игры, в конце занятия, спустя 1, 3, 5 мин после занятия, если пульс не возвратился к исходному уровню.

Подсчет пульса у дошкольников удобнее проводить, положив ладонь на область сердца. Полученные цифры ЧСС за 10 с умножают на 6 и получают данные за 1 мин. Графическое изображение частоты пульса по этим отрезкам называется физиологической кривой, которая отражает динамику величины нагрузки.

    При правильном построении занятия на открытом воздухе частота пульса до начала занятия (90-100 уд/мин; три раза, берут средний показатель);

  • после вводной части  130-140 уд/мин (при беге);
  • после ОРУ 135-145 уд/мин;
  • основные виды движений (135-150 уд/мин);
  • после бега, подвижной игры (150-18о уд/мин);
  • заключительная часть (130-120 уд/мин).

     Восстановительный период – время возращения ЧСС к исходным данным составляет 3 мин, в конце учебного года (теплое время года), когда осуществляется повторение программного материала и двигательная активность, а также эмоциональный настрой детей высоки, восстановление может наблюдаться на 5 мин.

Важным разделом медико-педагогического контроля является предупреждение травматизма. Основным является обеспечение санитарно-гигиенических требований для мест проведения занятий и физкультурного оборудования, строгое соблюдение правил обучения, с обязательной страховкой при выполнении детьми сложных упражнений (в основном на снарядах).

Чтобы воспитатель мог учитывать индивидуальные особенности детей, правильно оценивать их реакции на мышечную нагрузку, прохладный воздух, он должен хорошо знать состояние их здоровья. Для этого в начале учебного года он совместно с врачом оценивает возможности каждого ребенка и отмечает в листе здоровья индивидуальные назначения. Оценка эффективности занятий в течение учебного года (или квартала) основывается на данных физического развития детей, физической подготовленности (уровня развития двигательных качеств). Исследование уровня развития показателей физической подготовленности осуществляет воспитатель 2 раза в году. Измерение мышечной силы (динамометрия) и жизненной емкости легких (спирометрия) проводит в эти же сроки медицинская сестра.

  1. Анализ анкетирования родителей, определяющего их отношение к физическому воспитанию дошкольников.

     В декабре 2013 года было проведено анкетирование родителей, определяющее их отношение к физическому воспитанию дошкольников, всего 61 человек.

      Выяснилось, что:

  1. Из всех родителей раньше занимались спортом 21%, не занимались – 79 %.
  2. Спортивную секцию посещают 4,9 % детей, не посещают – 95,1 %.
  3. Режим дня дома для ребёнка установлен у 49 %  опрошенных родителей, не установлен – 51 %.
  4. Утреннюю гимнастику дома выполняют 9,8 %, не выполняют – 90,2 %.
  5. Правила личной гигиены соблюдают дети у 100 % опрошенных родителей.
  6. Основные методы и принципы закаливания знают 36 % родителей, не знают – 64 %.
  7. С детьми проводят закаливающие процедуры 16,4 % родителей, не проводят – 83,6 %.
  8. Заниматься закаливанием мешают следующие причины: отсутствие условий, отсутствие свободного времени, простудные заболевания, отсутствие желания и настроения, отрицательное отношение к закаливанию.
  9. У всех опрошенных есть дома спортивный инвентарь и оборудование: мячи, скакалки, кегли, велосипеды,  дартс и т.д.
  10. 100 % опрошенных родителей гуляют с детьми после посещения детского сада вечером
  11.  100 % опрошенных  родителей смотрят с детьми спортивные передачи.
  12.  Трудности в физическом воспитании ребёнка испытывают 3,2 % родителей, не испытывают – 96,8 %.
  13.  Консультации о физическом воспитании дошкольников хотели бы получить 14,7 % родителей, не нуждаются в консультациях – 85,3 %.
  14.  Родители хотели бы получить консультации на такие темы: «Закаливание в детском саду», «Гимнастика в детском саду», «Как укрепить иммунитет ребёнка с помощью физических упражнений?», «Какие методы физического воспитания используются в домашних условиях?», «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Выводы: необходимо больше давать информации родителям по теме «Физическое воспитание дошкольников». Запланировать родительские собрания, консультации по этой теме, изготовить папки-передвижки.

5. Заключение

     Положительное влияние физкультурных занятий на открытом воздухе, прежде всего, сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка, развитии движений, снижении заболеваемости. Дети чувствуют себя хорошо при различных меняющихся метеорологических условиях в помещении и на воздухе; они не боятся холодного воздуха, воды, умеют преодолевать трудности. Все это свидетельствует о том, что проведение круглый год физкультурных занятий на воздухе является мощным средством укрепления здоровья детей и стимулом их хорошего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в форме устного журнала "Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического воспитания, привитию навыков ЗОЖ"

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С с...

Физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно – оздоровительной работы

Изучая вопрос физкультурных занятий на воздухе как эффективной формы физкультурно – оздоровительной работы, мы выделили ряд проблем возникших в воспитании детей....

"Методика и организация физкультурных занятий на воздухе"

СОДЕРЖАНИЕ 1.Физкультурные занятия на воздухе.2.Методы проведения физкультурных занятий на воздухе.3.Методика и организация физкультурных занятий на воздухе.4.Одежда для проведения физкультурных ...

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ВОЗДУХЕ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16872404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16872405","...

Консультация для педагогов «Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физичес...

Консультация для педагогов "Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ"

К основным задачам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ относится:-охрана и укрепление здоровья детей;-совершенствовать физическое развитие детей;-формировать у детей двигательных умений и навыко...