Образовательный проект "От движения - к достижениям!"
проект на тему

Ойцева Лариса Геннадьевна

Проект расчитан на специалистов и педагогов ДОУ. В основу его была положена система упражнений образовательной кинезиологии ("Гимнастика мозга" П.Деннисона). К проекту прилагаются практические материалы, использованные в ходе его реализации (программа клуба, система упражнений и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ot_dvizheniya_-k_dostizheniyam.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект "От движения – к достижениям!"

Автор: Ойцева Лариса Геннадьевна, учитель-логопед НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Тип проекта:

– По доминирующей деятельности - информационно-практико-ориентированный
– По числу участников  -
групповой (дети трех возрастных групп, родителей, педагогов;
– По времени проведения  -
долгосрочный
– По характеру контактов –
внутренний ( дошкольное учреждения в контакте с семьей).

Актуальность темы.

      Многие уверены, что  мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчётливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности. Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу работе головного мозга и нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге.

      Так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему "интеллект-тело" и приводят её в готовность к обучению. Гимнастика мозга была разработана более сорока лет назад,  американским психологом П.Деннисоном. В начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Г.Деннисоном  была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела.

       Пол и Гейл Деннисоны увидели огромный потенциал, заложенный в физические движения и который можно использовать для развития человека. Ими были выявлены два типа движений:

  • первый тип – это движение, пересекающее среднюю линию тела. Эти движения наиболее полно объединяют мысль и движение, активизируют естественные механизмы нашего тела, и в десятки раз ускоряют передачу информации, способствуя оптимизации работы нервной системы, открывая возможность непроизвольности, непосредственности психофизических функций и обеспечивая легкость обучения.
  • второй тип – это одностороннее движение тела. Эти движения наоборот способствуют разъединению мысли и движения. Они требуют напряженной работы ума, приложение значительных усилий и затрат энергии тела и мозга. Этот тип движения приводит к статическому поведению, требующему сосредоточения и концентрации сознания, а также к стрессу.

        Исследования, проведенные авторами, позволили им создать программу «Гимнастика Мозга», в которой они представили ряд упражнений, направленных на активацию механизма объединения движения и мысли.

Каждое из упражнений для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате этого, новое учение становится более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

        Особенно эффективными оказались упражнения  в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

       На протяжении нескольких лет мы отмечали в нашем образовательном учреждении  достаточное количество детей с системными речевыми нарушениями (до 35%  детей среди средней, старшей и подготовительной групп).У детей с нарушениями речи (особенно с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, на фоне дислалии или дизартрии) в  физическом статусе отмечались: отставание в физическом развитии (как правило,  это общая физическая слабость, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушении равновесия и координации движений).

        В неврологическом статусе могли наблюдаться: микросимптомы  с  неярко выраженными парезами, гиперкинезами, синкинезиями в мимической и речевой мускулатуре, изменения мышечного тонуса, ассиметрия лица, рта и т.п.

        В психологическом статусе иногда выявлялись нарушения эмоционально-волевой сферы, что проявляется в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. У одних детей могут отмечаться беспокойство, расторможенность, суетливость; у других, напротив, будет проявляться вялость пассивность, двигательная заторможенность. Для них характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень. Комплексная медико-педагогическая характеристика детей наглядно показывает симптомы как интеллектуальных, так и физических (телесных) трудностей, которые с течением времени сами по себе не проходят. Учитывая то, что в старшем дошкольном возрасте дети находятся на пороге школьного обучения, где им предстоят еще более усиленные нагрузки, говорить о полноценном психо-физическом  состоянии детей не приходится.

        В настоящем проекте мы предположили, что использование упражнений специальной «образовательной кинезиологии» (Гимнастики мозга) в системе коррекционно-развивающего  процесса в ДОУ,  на протяжении одного учебного года будет способствовать нивелированию указанных выше трудностей у дошкольников, что будет являться  для них  профилактикой нарушений чтения и письма в школе.

       Проект разработан на основе научно-теоретических положений (А.Р.Лурия, А.Н.Берштейна, П.Деннисона) и практических направлений ряда разработок и программ (С.В.Коноваленко, А.Л.Сиротюк). В основе проекта лежит также опыт работы логопедического пункта ДОУ и практические исследования в области нейропсихологии, кинезиологии (Цветкова,Семенович). Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.

Цель:

Укрепление и сохранение психофизического здоровья  ребенка с нарушением  речи,   через внедрение  в практику работы ДОУ системы упражнений образовательной кинезиологии («Гимнастика мозга»).

Задачи:

  • Апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы с включением комплекса двигательных мероприятий по психофизическому оздоровлению детей;
  • Способствовать развитию у детей активной речевой деятельности, интеллектуальных умений, саморегуляции  и элементарного самоконтроля своих действий;
  • Содействовать взаимному сотрудничеству с педагогами и семьями воспитанников, через организацию детско-родительского клуба «От движения – к достижениям!»
  • Создать необходимые  условий для свободной адаптации детей к школе (профилактика нарушений чтения и письма, бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми).

Адресная направленность.

Данный проект рассчитан на воспитанников  трех возрастных групп детского сада ( от средней до подготовительной), родителей, педагогов образовательного учреждения, учителей – логопедов, практических психологов, инструкторов по физической культуре, педагогов дополнительного образования.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлена забота о психофизическом здоровье и безопасности ребенка.
  • Принцип позитивной направленности действий;.
  • Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, учет его индивидуальных личностных и психологических особенностей;
  • Принцип от частного к целому;
  • Принцип учета «зоны ближайшего развития» детей;
  • Принцип развивающего  характера обучения, основанного на детской активности и инициативности;
  • Принцип  научности, доступности  и комплексности материала;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип  баланса интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок, соразмерных возрасту;
  • Принцип профессиональной  компетентности  педагогов;
  • Принцип системности, предполагающий координированную деятельность  всех специалистов ДОУ;

Принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

  • Стабилизация и улучшение  эмоционального состояния детей, их психофизическое оздоровление;
  • Развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воображения);
  • Улучшение состояния двигательной активности, общей, мелкой и артикуляционной  моторики дошкольников;
  • Формирование у детей продуктивных  коммуникативных навыков сотрудничества, необходимых для успешного протекания процесса обучения в общении со сверстниками, педагогами и родителями;
  • Формирование у детей самосознания и адекватной самооценки;
  • Адаптация  детей подготовительной группы к школе;
  • Приобретение педагогами и родителями опыта взаимного сотрудничества,  самостоятельного выбора творческо-исследовательской  деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
  • Создание комплекса мероприятий воспитательно-образовательного процесса ДОУ, направленного на укрепление и сохранение психофизического здоровья  ребенка с нарушением  речи.  

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования  являются  их следующие аспекты:

  • организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли  движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника с системным нарушением речи, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
  • Осуществление коммуникативной основы взаимоотношений дошкольников со  взрослыми и сверстниками как аспект творческого и личностного развития ребенка при регулярной включенности «гимнастики мозга» в образовательный процесс ДОУ и семьи;
  • создание единого пространства для ценностного сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы системного нарушения речи, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление психо-физического здоровья детей;
  • включение в педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

Основные средства:

  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Информирование педагогов и родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение  педагогов, родителей и детей  в совместную работу над проектом;
  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

Вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта:

Первый этап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (поисково-теоретический) – посвящен изучению и анализу научной, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методики исследования, понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический  и практический инструментарий.

Второй этап – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ (методико-аналитический)

  • Диагностическое обследование дошкольников с системным нарушением речи; анализ полученных диагностических данных, анкетирование родителей;
  • Составление, обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
  • Создание банка идей для мероприятий с педагогами и родителями;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
  • Определение задач воспитательно-образовательного процесса;
  • Планирование деятельности педагогов и специалистов (учителя-логопеда,  психолога, инструктора ФИЗО, педагога дополнительного образования по ИЗО).

Третий этап –  ПРАКТИЧЕСКИЙ (реализация системы мероприятий)

Процесс реализации проекта занимает около 9 месяцев. В течение  этого времени, при ежедневном использовании комплекса и отдельных упражнений «гимнастики мозга», системы мероприятий клуба «От движения – к достижениям!» участники проекта систематически отмечают промежуточные изменения в собственном психофизическом состоянии.  

Четвертый этап – АНАЛИТИЧЕСКИЙ

На данном этапе происходит подведение итогов и анализ результатов проекта. Осуществляется обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, обобщение и  систематизация данных опытно-экспериментальной  работы, анализ результатов исследования, уточнение выводов, оформление материалов). В конце этого этапа происходит распространение опыта реализуемого проекта (презентация проекта).

Презентация проекта происходит:

  • на уровне образовательного учреждения с результатами реализации (педагогический совет и родительские собрания);
  • на муниципальном уровне (методическое объединение учителей-логопедов и психологов);
  • на региональном  уровне;
  • на  всероссийском уровне (образовательные порталы интернет-сообществ).

Формы работы с детьми:

  • Индивидуальная диагностика (Результаты диагностики используются  в индивидуальном подходе к ребенку с нарушением речи, в консультировании родителей и педагогов).
  • Организованная образовательная деятельность с детьми в группах;
  • Индивидуально-подгрупповая деятельность  совместно с детьми, родителями и педагогами (в клубе «От движения – к достижениям!»).
  • Система коррекционно-развивающих занятий с детьми;

Условия работы с детьми:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка педагога, его научно-творческий подход к проведению занятий.

Принципы работы с детьми:

  • системность подачи материала,
  • наглядность обучения,
  • цикличность построения работы,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

С детьми мы использовали  следующие виды работы:

  • ежедневная групповая зарядка комплекса «Гимнастика мозга» в течение 15-20 мин.;
  • включение отдельных упражнений на занятиях, в зависимости от  их целей  и задач (табл.1-приложение 1);
  • зарядки-пятиминутки на снятие стресса и установления баланса  перед  занятиями специалистов (учитель-логопед, психолог, инструктор ФИЗО) (табл.2-приложение1)
  • звуковая гимнастика и дыхательные упражнения (коррекционные занятия логопеда и психолога); (приложение2)
  • диагностика (приложение 3)
  • рисование двойных рисунков на бумаге (на песке - в летнее время) - педагог дополнительного образования по ИЗО, воспитатели.
  • игры на адаптацию и установление коммуникативных контактов (педагог-психолог);

Работа с родителями воспитанников

Формы взаимодействия:

  • Анкетирование, тестирование родителей;
  • Семинары-практикумы, круглые столы, лекции, беседы, спортивные праздники, творческие конкурсы.
  • Групповые занятия с использованием комплекса упражнений «Гимнастика мозга» совместно с детьми (клуб «От движения  - к достижениям!»)
  • Клубная деятельность;
  • Индивидуальная консультативная работа;
  • Родительские собрания с использованием результатов практических занятий с детьми.

Основные средства:

  1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  4. Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Работа с педагогами:

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности в применении образовательной кинезиологии.

Задачи:
– повысить  уровень профессиональных знаний и навыков, создать условия для  их переноса в практическую деятельность;
– способствовать развитию информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений;
– способствовать развитию творческого потенциала педагогов;
– содействовать в формировании  у педагогов потребности в профессиональном и личностном  росте.

Психолого-педагогическое сопровождение представлено:

  • Серией комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной, познавательной  и речевой (лого-коррекционной работы) сферы детей;
  • Системой мониторинга для отслеживания результатов работы;
  • Созданием системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;
  • Комплексами психо-физических упражнений для развития артикуляционной, пальчиковой, общей моторики, дыхания и координации движений.

Список литературы:

  1. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
  4. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.
  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать правила движения - большое достижение! (сценарий развлечения по правилам дорожного движения)

Данное спортивное развлечение поможет дошкольникам закрепить знания по правилам дорожного движения....

"Знать правила движения - большое достижение!"

С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам, где совсем недавно его катали спящего в кол...

Программа детско-родительского клуба "От движения - к достижениям !"

В материале представлено планирование клубной деятельности  с детьми и родителями в начальной школе. В основу  деятельности клуба легли разработки П.Деннисона "Гимнастика мозга". Н...

Программа дополнительного образования дошкольников "Знать правила движения - большое достижение".

Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения....

Викторина по ПДД «Знать правила движения – большое достижение» для старших и подготовительных групп

Методическое пособие «Викторина по правилам дорожного движения «Знать правила движения – большое достижение» предназначено для воспитателей старших и подготовительных групп, Мо...