Программа детско-родительского клуба "От движения - к достижениям !"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлено планирование клубной деятельности  с детьми и родителями в начальной школе. В основу  деятельности клуба легли разработки П.Деннисона "Гимнастика мозга". На занятиях клуба дети совместно с родителями осваивают кинезиологические приемы, которые способствуют гармоничному развитию эмоционально-волевой сферы, снятию психо-эмоционального напряжения и развитию интеллектуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_ot_dvizheniya_k_dostizheniyam.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ НШ-ДС №76 г.Тюмень

Программа детско-родительского клуба

«От движения – к достижениям!»

Автор: Учитель-логопед   Ойцева Л.Г.

Пояснительная записка

       Задача здоровьесбережения очень актуальна для детей с ОВЗ в условиях  образовательного учреждения. Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило,  отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких школьников отмечаются существенные отклонения в развитии  моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая организация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении двигательных заданий. Помимо отставания в развитии моторной, эмоционально-волевой сфер у детей может наблюдаться недостаточное развитие познавательной сферы, на фоне хронических заболеваний нервной, дыхательной, вегетососудистой и костно-мышечной систем организма.

       Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных направлений речевого развития (фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи) и обеспечивать интегрированное взаимодействие речевого, интеллектуального, соматического и физического  статуса детей. При этом возможно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

       Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе (Берштейн Н.А.- отечественный психофизиолог). Речедвигательная сфера формируется в направлениях:

- от движений общей моторики к мелкой, позднее к артикуляционной;

- от общих движений тела, через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

- от диффузных(общих) движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким и целенаправленным движениям);

- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся их дифференциации.

        В основу деятельности  нашего клуба мы положили использование  образовательной кинезиологической программы П.Дениссона «Гимнастика мозга» и систему нетрадиционных артикуляционных упражнений Коноваленко С.В.Кременецкой М.И. «Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии».

 

Цель: Объединение  усилий   образовательного учреждения и семьи в вопросах физического воспитания и интеллектуального развития детей, обучающихся  по программе 5.2.

Задачи:

1.Организовать просветительскую работу среди родителей по вопросам  интеллектуального и физического развития детей.

2.Способствовать усвоению учащимися  и родителями принципов и  упражнений кинезиологической программы «Гимнастика мозга», системы нетрадиционных артикуляционных упражнений.

3.Содействовать интегрированным связям между специалистами ДОУ, через организацию совместных спортивно-оздоровительных и интеллектуально-познавательных мероприятий для детей и родителей.

Направления работы:

1.Просветительское – предоставление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей или их законных представителей.

2.Практико-ориентированное – повышение заинтересованности родителей и детей в улучшении интеллектуально-физических возможностей своего организма.

3.Психологическое – улучшение психо - эмоционального состояния участников клуба.

Принципы работы:

  1. Добровольность участия.
  2. Сохранение конфиденциальности.
  3. Безоценочное принятие.
  4. Открытость группы.
  5. Компетентность ведущего.

Место проведения: помещение образовательного учреждения (музыкальный или физкультурный зал).

Организаторы и участники клуба: учитель-логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра.

Члены клуба: семьи школьников  1 класса  ОУ.

Периодичность:

На начальном этапе: 3 раза в неделю, на протяжении  1 месяца по 35-40 минут.

Основной этап: 1 раз в месяц в течение учебного года.

Занятия проходят в активных формах с использованием бесед, дискуссий, проблемных ситуаций, игр и упражнений, а также мини-лекций и консультаций по теме встречи. Темы  и содержание некоторых занятий клуба может быть неопределенно, так как готовится в соответствии с запросом участников.

По окончании встречи родителям предлагаются памятки по основным темам встреч. Эффективность определяется в ходе опроса мнений родителей в конце занятий и по итогам программы.

Родители заранее информируются педагогами о проведении встречи клуба в устной форме, а также с помощью объявления с указанием темы  занятия.

Структура занятия.

  1. Вступительная беседа ведущего по теме занятия.
  2. Основная часть
  • Практическая часть (игры, упражнения, разыгрывание проблемных ситуаций, дискуссии и т.д.)
  • Теоретическая часть (консультации учителя-логопеда, психолога или приглашенного специалиста)
  1. Рефлексия

Тематическое планирование заседаний клуба

 2020-2021   учебный год

Время проведения

Тема

Формы работы

Ответственный

Январь

1.«Образовательная и кинезиология для детей и родителей»

2. «Возможности нашего мозга»

3. «Треугольник здоровья»

Презентация, Практикум (энергетические упражнения)

Видеофильм, практикум (координационные серединные упражнения, углубление положения-организующие упражнения)

Мини-лекция, практикум (дыхательные, растягивающие упражнения)

Учитель-логопед, педагог-психолог

Инструктор по физической культуре

Февраль

Открытие клуба

«Вместе весело шагать»

Празднично-игровая программа

Учитель-логопед, инструктор по физической культуре

Март

«Все люди, как люди – а я королева!» О роли положительных эмоций в жизни

Практикум

Педагог-психолог

Апрель

«В здоровом теле –здоровый дух. Закаливание: вред или польза?»

Мозговой штурм, Игра «Аукцион идей», презентации работы ДОУ в области закаливания

Педагог-психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, медицинская сестра

Май

Конкурсно-развлекательная программа «Наша Семья-спортивная родня»

Конкурсы для родителей, концертные номера детей, театрализованное представление

 Музыкальный-руководитель, учитель-логопед.,  педагог-психолог, инструктор по физической культуре.

Сентябрь

Практикум «В школу с радостью!»

Мини-лекция, практикум, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

Учитель-логопед, воспитатели

Октябрь

«Гимнастика мозга, или образовательный штурм»

Мини-лекция, практикум

Учитель-логопед, педагог-психолог

Ноябрь

«Буквы разные писать …» о развитии зрительно-моторной координации

Мини-лекция, практикум (базовые упражнения ГМ для письма. Практикум «Чуткие руки».

Учитель-логопед, психолог

Декабрь

«Штурм Снежного городка»

Зимние игры- забавы на свежем воздухе.

Инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог

Январь

«Как хорошо уметь читать…» о профилактике дислексии и дисграфии

Мини-лекция, практикум (базовые упражнения ГМ для чтения).

Учитель-логопед, психолог

Февраль

«Научите меня говорить правильно» 1 ступень

Практикум ораторского мастерства (дыхание, голос, дикция)

Учитель-логопед,

Март

«Научите меня говорить правильно» 2 ступень

Практикум ораторского мастерства (цель и задачи)

Учитель-логопед,

Апрель

«Научите меня говорить правильно» 3 ступень

Практикум ораторского мастерства (содержание высказывания, построение рассказа)

Учитель-логопед,

Май

«Страна Умляндия -Спортландия»

Игровая программа

Подведение итогов работы клуба

Инструктор по физической культуре, учитель-логопед.

Литературные источники

1.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.,2003.

2.Коноваленко С.В.Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. М.,2013.

3.П.И Деннисон.,Г.Деннисон. Гимнастика мозга.2010.

4.Седых Н.А.Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия. М.:АСТ;Донецк.,2005.

5.Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова .Системный метод устранения нарушений.М.,2013.

6.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Метод.пособие./Сост.Кондратенко И.Ю.-М.,2005.

7.Ткаченко Т.А.Речь и моторика. М.,2007.

8.Ходоров Джоан. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение. М.,2009.

9.Мендиус Р. Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии. М.,2011.

10.Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М.,2003.

11.Гуськова А.А. Развитие речедвигательной  координации детей. М.,2014.

                                                                                                                                                           

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом  с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логопедических  занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логокоррекционной  работы.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:        - - .. -

2-й элемент:        - .. - -

3-й элемент:        - - …

4-й элемент:        … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим», «Пальцы –дружная семья» Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу:

Результаты диагностики неречевых психических функций на логопедических занятиях (в баллах)

Возраст детей:  7-7,5 лет

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентирова-ние в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Сентяб

2019г.

Март

 2020г.

Сентябрь

2019г.

Март

 2020г

Сентябрь

2019г.

Март

 2020 г

Сентябр

2019 г.

Март

 2020 г

Сентябр

2019 г.

Март

 2020 г

1

К.Л.

4

7

1

3

4

7

3

4

13

15

2

К. Т.

4

6

1

3

4

6

3

4

13

16

3

Ж.М.

3

5

2

4

4

6

2

4

12

15

4

В. Л.

5

7

1

3

4

7

3

4

14

17

5

К.М.

2

6

1

3

2

5

2

4

14

18

6

П.С.

2

5

1

2

3

6

1

3

10

13

7

Б. К.

6

7

2

3

6

7

4

5

14

17

8

Н.Д.

1

3

1

2

2

3

1

3

9

11

9

С. Д.

6

8

3

3

5

7

3

5

14

17

10

Л.А.

4

7

2

3

4

7

4

5

15

19

11

Б. Н.

7

8

4

4

6

8

4

5

18

20

12

Д. С.

6

8

3

4

5

8

3

5

15

18

13

Д.К.

3

5

2

4

4

6

2

4

12

15

14

С.П.

2

5

1

2

3

6

1

3

10

13

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Мини-лекция

Тема: «Возможности нашего мозга»

Цель:

  • Познакомить родителей с влиянием мозговой организации на формирование речи

Подготовка к проведению:

  1. Подготовить анкеты для родителей для сбора анамнестических данных в раннем возрасте
  2. Оформить схему- рисунок  коры головного мозга, плакат с изречениями известных философов и педагогов
  3. Подготовить словарь терминов

Примерный ход:

В начале выступления рекомендуется рассмотреть некоторые анатомические факты, касающиеся развития мозга.

Только человек оказался способен к развитию членораздельной речи. Зависит это от особенностей строения мозга. И.П. Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде, т.к. он обеспечивает связь организма с  окружающим миром. Чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будет механизм его приспособления.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, вес которого составляет 350-400грамм, к году он утраивает свой вес, а к шестилетнему возрасту вес его близок к весу взрослого человека. К тому времени, когда ребенку исполняется 3 года, в его мозгу сформировано 100 триллионов связей. Они контролируют сердцебиение малыша, рефлексы дыхание и регулируют множество других функций, необходимых для нормальной  жизнедеятельности. Остальные связи ждут своего  «подключения». Период самого активного образования связей (синапсов) – от рождения и примерно до 10 лет. По показаниям ученых, левое полушарие мозга отвечает за язык и речь. Способствует пониманию обращенной речи, как устной, так и письменной. Помогает давать грамматически правильные ответы, оперируя цифрами и математическими формулами. Но в отличии от правого оно не способно различать интонацию, модуляцию голоса, оно не чувствительно к музыке. Правое  полушарие отвечает за зрительное и пространственное восприятие, т.е. оно отвечает за ориентацию в пространстве. Полагают, что левое полушарие перерабатывает информацию  аналитически и последовательно, а правое – одновременно и целостно.

        Помимо полушарий наш мозг разделен на доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Лобная доля отвечает за двигательные акты нашего тела и психические процессы – создание программы действий и контроля за ней. Поражение лобной доли ведет к расстройствам движения, утрате двигательной формы речи и психическим изменениям (тугоподвижность мышления, апатия, общая вялость).

Теменная доля характеризуется богатством нервный путей, связывающих ее с другими областями. При ее поражении характерны расстройства чувствительности, нарушения актов письма и чтения.

Височная доля – отвечает за слух физический и фонематический, а также за понимание обращенной речи.

Затылочная доля  - отвечает за зрение. При ее поражении могут наблюдаться расстройства зрения, нарушения цветоощущения.

В основной части выступления  следует рассказать о пластичности нервной системы, о том, что она не беспредельна у ребенка. И с возрастом значительно снижается.  Поэтому профилактическая работа по развитию речи  должна начинаться  как можно раньше.

Факторы риска:

  1. Первый крик – должен быть громким и модулированным.
  2. Отказ от грудного вскармливания предполагает паретичность мышц артикуляционного аппарата или укороченную подъязычную уздечку.
  3. Сглаженность носогубных складок.
  4. Насильственные движения
  5. Отсутствие или слабость безусловных рефлексов (сосательного, хватательного, поискового)
  6. Вялый, распластанный язык.

         В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми патологиями. Самый значимый период   развития речи порой бывает упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и в дальнейшем с письменной речью. А ведь внимательно отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, своевременно выявить предрасполагающие факторы и принять меры по их устранению.

В заключении можно порекомендовать родителям упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.

                                                                                                           

Литература

1.Крупенчук О.И. Тренируем пальчики- развиваем речь. Литера.,2009г.

2.Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов –на - Дону.,2002г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Консультация -практикум

Тема: «Чуткие руки»

Цель: Практическое ознакомление с упражнениями на развитие  осязания, координации движений  мелкой моторики.

1.Значение упражнений на развитие навыков осязания и координации пальцев рук для детей  с нарушением зрения.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно  для ребенка с нарушением речи как можно раньше создавать условия для накопления им  двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. А высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

2.Игры на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.

Учитель-логопед предлагает родителям    апробировать следующие упражнения:

1 «Бассейн»

Цель: развитие мелкой моторики, осязательных ощущений.

Материал: Роль бассейна может играть любая коробочка, банка, заполненная какой-либо крупой (манка, гречка, рис, пшено.) или песком. Также понадобятся мелкие игрушки, которые не будет видно, если их погрузить в массу бассейна.

Описание: Перед игрой важно познакомиться с теми предметами, которые вы можете туда погружать, дать каждому название. Затем, когда ребёнок закрывает глаза, ведущий погружает игрушки в разных уголках бассейна.

Задача ребёнка - нащупав предмет угадать его название. Также можно поменяться с ребёнком местами.

2 «Перекаты»

Цель: развитие движений пальцев рук, координации движений.

Описание: ребенок перекатывает карандаш между пальцами (от большого к мизинцу и обратно) поочередно каждой рукой.

3 «Обведи по трафарету»

Цель: развитие  силы мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого,

указательного и среднего.

Описание: взрослый предлагает ребенку наперегонки обводить по трафаретам разные фигуры.

4 «Рисунок на крупе»

Цель: развитие мелкой моторики, осязательных ощущений.

Описание: взрослый берет яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает ему самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы.)

5. «Иголки»

Цель: развитие осязательных ощущений. 

Описание: ребенок берет круглую щетку для волос и катает ее между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

6. «Котенок кусается»

Цель: развитие чувствительности, восприятия.

Описание: бельевой прищепкой ребенок «кусает» ногтевые фаланги поочередно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!» (Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой.)

7. «Прикрепи прищепки»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Описание: на уровне плеч ребенка натянута веревка, у него в руках бельевые прищепки. На каждый ударный слог школьник цепляет прищепку на веревку:

Прикреплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

8. «Спрячь платочек»

Цель:  Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Описание: Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок или полиэтиленовый мешочек так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

9. «Волшебный мешочек»

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание, память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Описание: Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

10. «Пальчиковые рисунки»

Цель: Игра развивает мелкую моторику, творческое воображение и целостное восприятие.

Описание: Дети рисуют разные предметы пальцами, опуская их в гуашь.

11. «Рваные рисунки»

Цель: Игра развивает мелкую моторику, творческое воображение и целостное восприятие.

Описание: Предложите ребенку порвать бумагу на мелкие части, а затем наклеить кусочки внутри контура предмета. Например, это будет волшебный цветок или сказочное дерево. Клеить можно несколько дней, ведь это занятие кропотливое. Наклеивать кусочки можно произвольно друг на друга. Используйте клеящий карандаш. Творение ребенка повесьте на стену — будет очень красиво.

12. Пластилинография.

Цель:Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура..

Описание: Ребенок отщипывая кусочки пластилина, наносит их  на контур заданного рисунка.

       Литература:

1.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: «Литера»., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""

Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы р...

авторская программа детско-родительских отношений ( из опыта работы)

программа рассматривает наиболее часто встречаемые проблемы и пути их разрешения в детско-родительских отношениях...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников

Проект программы детско-родительского клубапо взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников...

Программа детско-родительского клуба выходного дня "Все вместе за здоровье".

Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правил...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы:     Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельн...