Проект
проект (старшая группа) на тему

Капитанова Татьяна Евгеньевна

«Русские народные игры»cheekycheekycheeky

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_podvizhnye_igry.docx105.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Русские народные  

                  подвижные игры»

                                               

                                                   Содержание:

1.Описание проекта……………………………………………………………3                    2.Краткое содержание проекта………………………………………………..6                3.Организация и проведение русских народных игр……………………….11                          

  • Приложение 1…………………………………………………………..11
  • Приложение 2…………………………………………………………..12                          
  • Приложение 3…………………………………………………………..15                          
  • Приложение 4…………………………………………………………..18                              
  • Приложение 5…………………………………………………………..19                          

4.Спортивное развлечение «Русские игрища»……………………………...23            5.Список методической литературы………………………………………...29

.

Описание проекта.

Название проекта:  «Русские народные игры»

Цель проекта: Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию народных  подвижных игр. Вызвать у детей интерес к народным играм. Научить самостоятельно их организовывать.                            Задачи: 

  • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
  • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
  • Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
  • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
  • Использовать фольклор  ( песенки, заклички, считалки,  загадки, хороводы) как  богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.                                                                              

Руководитель проекта: Капитанова Т.Е                                             Участники проекта: дети, педагоги, родители,  инструктор по физической культуре.                                                                                                                 Возраст детей: 5-7 лет                                                                                                  Срок реализации проекта : с 21 мая по 28 мая                                                                  Тип проекта: информационно - игровой.                                                                         По количеству участников:  коллективный                                                                      По продолжительности: краткосрочный                                        Актуальность. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.                                 Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.            Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника (Запорожец А.В.).               На наш взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают подвижные игры. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В настоящее время в детских учреждениях уделяется недостаточное внимание русским народным подвижным играм. Они незаслуженно забыты.    

 Знакомясь с играми разных времен, в основе которых лежат активные двигательные действия, дошкольник включается в осознанный процесс совершенствования своих двигательных навыков, различных физических качеств, необходимых в дальнейшей жизни, вырабатывает волевое поведение. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры-аттракционы, игры с речитативом и счетом, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, улучшают качество звукопроговаривания, помогают усвоению математических представлений, т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Стратегия реализации проекта:

1 этап: « Подготовительный»

                   1.Осознание проблемы. Формулировка цели и задач.

                   2. Изучение методической литературы. Подбор материала.

2 этап: « Основной. Организационно- практический».

3 этап: « Заключительный»

                1.Развлечение « Русские игрища»

                2 консультация для родителей. «Детские народные подвижные игры»

                3. презентация « Игры наших бабушек и дедушек»

                           Ожидаемые результаты.

Воспитанники:

  • развитие диалогической и монологической речи детей.
  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  • Формирование умения  играть в русские народные подвижные игры.

Краткое содержание проекта

                                               1 день                        

Тема: «Как играли в старину»

Цель: Познакомить детей с разнообразием русских народных игр.

1.Беседа: « Забытое старое»

Во все времена дети любят играть. С каждым десятилетием игры меняются. Сегодня компьютерные игры вытесняют подвижные и интеллектуальные игры. Но никакая компьютерная игра не заменит живого общения с друзьями, задорности и активности коллективных подвижных игр. Играя в наши любимые игры, мы задумались, а во что играли наши предки? Ведь у них не было спортивного  инвентаря, настольных игр, мозаик, конструкторов. Веками уклад народной жизни обогащали самобытные игры и забавы. Они помогали коротать ненастные дни и длинные осенние и зимние вечера, украшали отдых, помогали развиваться детворе, делая её бойкой, задорной, выносливой, закаленной, приучали не бояться трудов и забот в  хозяйстве. Раньше играли все: и дети, и молодежь.

В суете обычных дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

И хоть более привычны нам полеты на луну

Вспомним старые забавы,

Вспомним русскую игру.

Играли в такие игры ,как « Горелки» , «Двенадцать палочек», «Бабки», «Ручеек», « Тише едешь – дальше будешь» «Золотые ворота» « Фанты» и другие.

Многим играм предшествовали считалки.

2. Презентация « Русские народные игры».

3.Игры: «Фанты» , « Клубок»(см приложение №1)

                                           

2 день

Тема: «Считалочки»

Цель: Познакомить детей с видами русских народных считалок. Настроить на деловой лад. Создать игровую атмосферу.

Беседа: Этот способ и деления на команды, и установления очерёдности, и выбора ведущего до сих пор является самым популярным среди детей даже дошкольного возраста. Раньше дети знали  большое количество всяких считалок, поэтому даже за целую неделю считалки не повторялись. Во время считалок все дети становятся в кружок. Кто-то один неторопливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и далее « по солнцу». Те, на кого приходится последнее ударение в считалке, считаются выбывшим или зачисленным в ту или иную команду. Они покидают круг и ждут в сторонке. Оставшийся последним обычно водит (другой вариант: водит тот, кто первым вышел из круга). В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая ведущего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется, губа задерется.                                                                                             Раз, два, три, четыре, пять, С этих пор: молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей и становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики, летели голубенчики                                                                              По свежей росе, по чужой полосе.                                                                                                 Там чашки, орешки, медок, сахарок, молчок!

Существует несколько видов считалок: « На кулачках», «С выбором», эстафета считалочек и другие.( см приложение №2)

                                                     

3 день

Тема: «Командные подвижные игры»

Цель: Способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью русских народных  игр

Беседа: Из командных подвижных игр были широко распространены «Горелки» и « Жмурки».

Например у игры « Горелки» много других русских названий: «Гори ясно»,   «Огарыши», «Разбегиши».Веками горелки были одной из самых распространённых и любимых игр русского народа. Эта игра совсем простая и не очень утомительная. Поэтому в горелки можно играть после других, сложных и напряжённых игр. Существуют разные виды игры «Горелки с платочком», « Двойные горелки» и другие. Горелки очень весёлая игра, играют в неё в тёплое время года. Играющих может быть много, чем больше, тем веселее.

Игра « Жмурки»

В народе известны варианты жмурок. Все они способствуют сближению участвующих друг с другом. Веселее всего проходят жмурки с элементами комической инсценировки. Эта игра бывает разных видов: « Обыкновенные жмурки», « Жмурки на местах», «Круговые жмурки»,   « Слепой козёл».(см. приложение №3)

                                                   

 

                                                           4 день

Тема: « Игры с ряженьем»

Цель: Заинтересовать детей. Развивать фантазию, юмор.

Беседа: В этих играх предлагалось «нарядиться». Нарядившись, дети начинают двигаться, говорить, одним словом – вести себя своеобразно костюму. Все остальные угадывают, что за костюм на них, где живёт. Костюм – одна из знакомых детям деталей игры, и даже частенько её основа. Обыграть костюм можно по - разному. Мини сценки с движениями. ( см. приложение №4)

                                                 

 

                                                       5 день

Тема: «Хороводные игры»

Цель: Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к хороводным играм и народным играм с пением.

Беседа: Изначально хоровод был обрядом, совмещавшем в себе пение, танец               и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Раньше в старину хороводы не «водили», а «играли». Правда сейчас уже в наше время хороводные игры стали не так популярны как раньше. Основная фигура хоровода – круг, движение по кругу. «Золотые ворота»,  «Бояре», « Заря-заряница» (см.приложение № 5)

                                           

                                               

                                                                                                      Приложение №1

Игра « Фанты» Разыгрывание фантов или залогов – старинная забава. Фанты складывают в  шляпу, сумку, коробку и назначают выдумщика, которому поручено назначать задания владельцам фантов.

 Назначающийся отворачивается. Один из играющих, не глядя, достаёт первый попавшийся фант. Назначающий придумывает задание, которое выполняет тот, кто является хозяином фанта. Пропеть петухом, проквакать и другие разные задания. На занятиях по физическому воспитанию можно использовать спортивные задания, так например:

  1. Пробежать 1 круг
  2. Попрыгать на одной ноге
  3. Пробежать от одного ориентира, до другого.
  4. Сделать несколько приседаний и много других заданий.                  

Игра «Клубок» Старинная подвижная игра с пением. Все, взявшись за руки, стоят цепочкой, один конец которой неподвижен. Вокруг него клубком плотно закручивается нить цепочки под непрерывное пение участников.

Я по улку шла,

Переулку шла, Клубок ниточек нашла.

Клубок  катится,

Нитка тянется.

Клубок дале, дале, дале,

Нитка доле, доле, доле.

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась.

Чем шире размах у ведущего, тем плотнее закрутка. Потом, когда все закрутились, стоящий в центре клубка пробирается под руками, вытягивая за собой нить клубка. Все распутываются, продолжая петь. Нужно, чтобы нить не оборвалась.

                                                                                                     

                                                                                                     Приложение №2

1.Весьма интересен ( и очень полезен для дошкольников) вариант ведения расчёта, который называется « На кулачках» Все вместе со считающим выставляют вперёд сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху своим левым кулаком по правому. На втором ударении – наоборот. На третьем – своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Все кричали « куку – мак!»

Отжимай один кулак.

На чьём кулачке считалка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Расчёт повторяется. Так постепенно кулачки опускают. Кто опустит оба- выходит ( или водит). Существует много фольклорных считалок:

  1. Стакан, лимон-выйди вон!
  2. Ниточка, иголочка, ти-ти-Улети!
  3. Вышел месяц из тумана ,

          Вынул ножик из кармана:

          Буду резать, буду бит-

          Всё равно тебе водить!

И много других.                                                                                                        

2.Специалисты по детскому фольклору среди считалок  особо выделяю считалочки «С выбором» Наиболее известна из них следующая:

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Тот , на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одого из перечисленных. Предположим, он произнёс слово Королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчёта будет слово Королевич. На кого оно придётся, тот выходит.

Таким образом, в считалочках « с выбором», чтобы вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды. Первый раз полностью, второй- до того слова, которое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха.

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге,

Сколько ему надо гвоздей,

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Дора, дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как бы вора наказать?

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шёл, шёл, шёл

И корзиночку нашёл.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружева, ботинки,

Что угодно для души.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц,

А за месяцем луна,

Мальчик, девочке слуга.

Ты, слуга, подай карету,

А я сяду и поеду.

Я поеду в Ленинград

Покупать себе наряд.

Красный, синий, голубой,

Выбирай себе любой.

3.Не менее интересна эстафета считалочек. Сначала идёт всё как обычно: все дети стоят кружком. Один из них считающий. Он под ритм произносимой им считалочки поочерёдно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает.

Тот ребёнок на которого указывает палец ведущего, не выбывает, а наоборот, принимает эстафету и сам становится считающим. Прежний участник выбывает из круга,  а новый начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, т.е. определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.

Расчёт идёт до тех пор, пока не останется один- единственный человек- он и будет водить в предстоящей игре.

                                           

                                     

                                                                                                     

                                                                                                       

                                                                                                    Приложение №3

Игра «Горелки»

Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры.                                                                                                                              Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи,
Да едят калачи.
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит». Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:

Огарушек, огарушек,
Плохо стоишь —
Стань на черный камушек!
Совсем сгоришь!

Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.                                                                           Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Правила1. Водящий не должен поворачиваться назад.                                           2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»                           3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!»

Игра « Жмурки» Водящего игрока называют "жмуркой". Жмурке завязывают глаза (обычно шарфом или платком). Раскручивают его и после спрашивают: - Кот, кот, на чем стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас. - Лови мышей, а не нас. (- Где стоишь? - Во дворе. - Что пьешь? - Квас. - Ищи три года нас!) После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Игроки, убегая от жмурки, хлопают в ладоши, чтобы привлечь его внимание. Жмурка, с завязанными глазами, должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой.                              Правила игры:1.Жмурка должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать. Если жмурка правильно опознал игрока, то игроку завязывают глаза и он становится жмуркой, а жмурка становится обычным игроком (меняются местами).  2.Игрокам нельзя вырываться, когда они пойманы.                                                             3.Игрокам нельзя ставить подножки или как-то толкать жмурку - это может привести к травмам.                                                                                                                                      4.Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать чтобы отвлечь жмурку от игрока.5.Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проползти на четвереньках.                                                                             Указания к проведению игры:Игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Граница игровой площадки должна быть четко определена, и выходить за нее участники игры не должны. Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».                                                                                                                                                 Дети должны бегать неслышно около жмурки. смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и также неслышно убежать; могут за спиной у жмурки тихо произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»

Жмурки в кругах                                                                                                               Пока водящий завязывает себе глаза платком, остальные играющие чертят вокруг себя небольшие круги на произвольном расстоянии друг от друга (в разном направлении от водящего, желательно по кругу). Водящий движется к игрокам – и в это время они перебегают из круга в круг. Как только водящий окажется рядом с кругами, все замирают. Выбегать из круга и перемещаться в круге теперь нельзя. Водящий пытается поймать кого-нибудь. Игроки наклоняются, приседают, но не двигаются с места. Если водящий нашел кого-нибудь и верно назвал имя, пойманный становится водящим. Если же водящий не угадывает, все начинают громко хлопать в ладоши и перебегать из круга в круг. Водящий ищет заново. Если водящему три раза не удалось угадать игрока, выбирают нового водящего. Если во время поиска игрок в круге сдвинулся с места, он становится водящим.

Жмурки на местах.                                                                                                    Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он поворачивается вокруг себя несколько раз.  Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» — «На мосту». — «Что продаешь?» — «Квас». — «Ищи три года нас!» После слов играющие расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки.                                                                                                                                Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.

                                             

                                                                                                 

                                                                                                 

                                                                                                       Приложение №4

Называется или выбирается два-три персонажа- костюма, дети выдумывают историю, объединяющую их: где, когда, чем началось, что произошло, чем кончилась. Важно, чтобы сценка игралась с минимум слов, весь упор – на происходящее действие каждого из исполнителей. Костюмы позволяют развернуть работу по сочинению сюжетов – историй. Например, какая история могла случится между тигрёнком и колокольчиком?

Русская народная игра «Совушка»

С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо, ему одевается маска совы. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

«Медведь и пчёлы» Задачи: учить детей лазить по гимнастической стенке, взбираться на скамейки, кубы без помощи рук, спрыгивать на носки, на полусогнутые ноги, бегать врассыпную. Развивать ловкость, смелость, быстроту.

Описание игры: дети делятся на две равные группы, одна – пчёлы, другая – медведи. На гимнастической стенке, скамейке, кубах находится улей, на другой стороне – луг, в стороне берлога медведей. По условному сигналу пчёлы вылетают из улья жужжат и летят на луг за мёдом. Как только пчёлы улетят на луг за мёдом, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Воспитатель подаёт сигнал: «Медведи!» пчёлы летят к ульям, стараясь ужалить медведей, те убегают в берлогу, ужаленные медведи пропускают одну игру. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

Правила: с гимнастической стенки нужно слезать, а не спрыгивать, не пропуская реек.

                                                                                                 

                                                                                                       Приложение №5

«Золотые  ворота» (русская  народная  игра)                                                                     В начале этой игры (другие варианты ее названий: гусиный мост, золотой мост) выбирают двух игроков. Они будут «солнцем» и «луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота. Водящие («солнце» и «луна») речитативом повторяют скороговорку:                                         Золотые ворота Пропускают не всегда:                                                                                           Первый раз прощается, Второй раз — запрещается,                                                                        А на третий раз Не пропустим вас!                                                                       «Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной. Пойманный игрок становится сзади «луны» или «солнца», и игра продолжается вновь до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды. Дальше команды устраивают между собой соревнования в перетягивании (каната или взявшись за руки).

"Золотые ворота - круговые".                                                                                        Ребята встают в круг, держатся за руки. Несколько человек, образуют «ворота», которые располагаются таким образом, чтобы хоровод мог пройти сквозь них. Хоровод начинает двигаться, все произносят слова:

Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим больше вас.

После этих слов «ворота» ловят тех, кто в этот момент находился внутри них. Когда пойманных становится больше 4 человек, появляется несколько «ворот». Игра идет до тех пор, пока остается возможность хоть кому-то проходить через ворота.

Правила:1.Игроку который должен пройти через ворота нельзя останавливаться перед ними( из-за боязни что они закроются).2.Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.3.Водящим опускать руки (закрывать ворота)можно только на последнее слово речитатива. Пойманных раньше времени надо отпускать.

Бояре — старинная русская народная игра                                                         Старинная русская народная игра «Бояре» имеет глубочайшие корни. Когда-то такие игры имели глубокий сакральный смысл – взросление и переход ребенка-девочки во взрослое состояние. Со временем, потеряв свое «магическое» значение игра стала детской забавой, веселым провождением времени.

Правила: Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:

 Бояре, а мы к вам пришли                                                                                     Молодые, а мы к вам пришли!              

 Бояре а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им мил. «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру:

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

 Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую. Это короткий вариант игры, но можно сыграть и в длинный. После выборов «невесты», она оставаясь в своей команде, отворачивается. Теперь «женихи» видят только ее спину. Диалог продолжается:

Бояре она дурочка у нас!

Молодые, она дурочка у нас!

Бояре, а мы пряничком ее!

Молодые, а мы пряничком ее!

 Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

 Бояре, а мы плеточкой ее!

Молодые, а мы плеточкой ее!

 Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится!

 Бояре, не валяйте дурака!

Отдавайте нам невесту навсегда!

 После чего, как и в коротком варианте, «невеста» пытается прорвать цепь играющих.                                                                                                      Особенность старинной русской народной игры «Бояре» в двухрядном построении играющих. Зачастую в эти два противоположных ряда собирались люди из разных деревень или с разных улиц. Такое двурядное построение не менее древнее, чем построение круговое, хороводное.

«Заря-заряница».                                                                                                 Это хороводная игра. Все дети стоят в кругу. А Заря-заряница стоит за кругом и держит в руках платочек. Хоровод идет в одну сторону по кругу, а Заря-заряница — в другую сторону вокруг  хоровода.                                                    Дети поют или приговаривают:                                                                                                           «Заря-заряница – на эти слова хоровод и Заряница двигаются по кругу в разные стороны.
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые».                                                                                                       Далее Заря кладет свой платочек на плечо игроку в хороводе и говорит: «За водой пошла!». Все игроки хором говорят:                                                                                                                       

«Раз, два, три,
Не воронь!
А беги как огонь!»                                                                                                                          На эти слова Заряница и ребенок, которому положили на плечо платок, бегут в разные стороны вокруг хоровода и обегают полный круг. Кто быстрее обежит хоровод и встанет в него, заняв место, тот будет играть в хороводе. Тот, кто не успел становится Заряницей и игра продолжается. 


                             

Развлечение « Русские игрища».

Цель занятия: ознакомление дошкольников с традициями родного края в процессе изучения подвижных игры народов.

Задачи:1) Учить детей бегать с ускорением; ловить, дотрагиваясь одной рукой до игроков.

2) Закреплять умение детей согласовать движения с музыкой, развивать у них чувство ритма, ловкость, силу, выносливость.

3) Воспитывать любовь к родному краю. Продолжать знакомить с подвижными русскими народными играми, проживающих в нашей деревне. Вызвать положительные эмоции от физкультурного занятия.

Оборудование: Атрибуты русский народный костюм, большой мяч, атрибуты к подвижным играм: ,

Обувь и форма одежды: спортивные трусы, майки, хлопчатобумажные носки.

Способы организации детей на занятии: групповой.

Предварительная работа: изучение методической литературы; разучивание с детьми народных подвижных игр.

План занятия:

1). Вводная часть (длительность – 5 минут): построение, коррекционная ходьба, прыжки, бег, спокойная ходьба, упражнения на восстановление дыхания.

2). Основная часть

О.Р.У.(с элементами русской пляски)

Русские народные игры:

Русская народная игра: «Жмурки»

Русская народная игра: «Золотые ворота»

Русская  народная игра: «Клубок»

3). Заключительная часть: малоподвижная игра « Молчанка»

Ход занятия

Вводная часть. Построение в шеренгу.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня в путешествие отправимся, друзья.
Там много интересного,
Опаздывать нельзя. А отправимся мы с вами в прошлое наших бабушек и дедушек

Ходьба в колонне по одному.

Вот подходит скорый поезд
Мы садимся на него
Поехали, ребята, все до одного.

Налево! За ведущим в обход по залу шагом марш! 1-2-3-4

Легкий бег (побежали легким бегом)

Едим, едим мы, ребята
По родному краю
старину деревни нашей
Лучше мы узнаем!

Ходьба с поворотом на 180 градусов

Дальше все идем пешком
Степь везде широкая
Повернулись мы кругом
Там река глубокая.

Прыжки с продвижением вперед (поставили руки на пояс)

Мы прыжками по мосточку,
Доберемся к бережочку.

Ходьба змейкой

Вот березки на пути
Нам их нужно обойти.

Бег врассыпную

Здесь стоит дубовый лес
Много в нем грибочков,
Поспешите поскорей
Наполнить кузовочки.

Спокойная ходьба

А сейчас опять идем в гору по тропинке.
Мы немного отдохнем в парке под рябинкой.
Все вздохнули глубоко, в путь идти теперь легко!

Упражнение на восстановление дыхания

Основная часть

В нашем славной деревеньке

Жители все дружат,
Сеют хлеб, детей растят,
Трудятся и не грустят,
Много игр народных знают
И по праздникам играют.
Нас красавица встречает
В русском сарафане,
Каравай гостям вручает,
Танцы, пляски обещает.
Встали дружно в хоровод
Спляшем русскую, народ.

О.Р.У. (с элементами русской пляски)

1. Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Поднимаясь на носки и опускаясь, легко постукивать пятками по полу.

2. Стоя на месте лицом друг к другу, выбрасывать поочередно прямые ноги вперед.

3. Приставной шаг в сторону с полуприседанием.

4. Боковой галоп.

5. Вращение в парах.

6. Поскоки на месте, руки «плетёночкой»

7. Ходьба с носка на пятку.

Что ж, сплясали вы на славу,
А играть-то вам по нраву?

«Ну тогда сыграем в русскую народную игру «Жмурки». Давайте считалкой выберем жмурку(кто-то из детей выбирает считалкой водящего) Пока водящий завязывает себе глаза платком, остальные играющие чертят вокруг себя небольшие круги на произвольном расстоянии друг от друга (в разном направлении от водящего, желательно по кругу, можно использовать обручи). Водящий движется к игрокам – и в это время они перебегают из круга в круг. Как только водящий окажется рядом с кругами, все замирают. Выбегать из круга и перемещаться в круге теперь нельзя. Водящий пытается поймать кого-нибудь. Игроки наклоняются, приседают, но не двигаются с места. Если водящий нашел кого-нибудь и верно назвал имя, пойманный становится водящим. Если же водящий не угадывает, все начинают громко хлопать в ладоши и перебегать из круга в круг. Водящий ищет заново. Если водящему три раза не удалось угадать игрока, выбирают нового водящего. Если во время поиска игрок в круге сдвинулся с места, он становится водящим.

Девица: Понравилась игра? А сейчас давайте поиграем ещё в одну  русскую народную игру  «Золотые ворота», только сначала отгадайте мою загадку.

Носят женщины, старушки,

       Носят малые девчушки-

       К уголочку уголок

      Сложен красочный....

                                    (платок).

"Золотые ворота - круговые". 

Ребята встают в круг, держатся за руки. Несколько человек, образуют «ворота», которые располагаются таким образом, чтобы хоровод мог пройти сквозь них. Хоровод начинает двигаться, все произносят слова:

Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим больше вас.

После этих слов «ворота» ловят тех, кто в этот момент находился внутри них. Когда пойманных становится больше 4 человек, появляется несколько «ворот». Игра идет до тех пор, пока остается возможность хоть кому-то проходить через ворота.

Правила:1.Игроку который должен пройти через ворота нельзя останавливаться перед ними ( из-за боязни что они закроются).

2.Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.

3.Водящим опускать руки (закрывать ворота)можно только на последнее слово речитатива. Пойманных раньше времени надо отпускать.

Инструктор: Красна девица мы тоже хотим тебе показать чему научились наши детки и как они веселятся. РАЗМИНКА « Солнышко лучистое»

Молодцы, ребята! Спасибо вам за такое веселье. Оказывается вы все такие весёлые и ловкие, совсем как тогда давным - давно.

Красна девица: Ребята пока мы с вами веселились я вспомнила замечательную игру, называется она «Клубок». Хотите я вас научу» (Да!) Отгадайте загадку.

Эту обувь не забыли,

      Хоть давным-давно носили.

      Влезут дети на полати,

      У печи оставят …

                                   (лапти)

Старинная подвижная игра с пением. Все, взявшись за руки, стоят цепочкой, один конец которой неподвижен. Вокруг него клубком плотно закручивается нить цепочки под непрерывное пение участников.

Я по улку шла,

Переулку шла, Клубок ниточек нашла.

Клубок  катится,

Нитка тянется.

Клубок дале, дале, дале,

Нитка доле, доле, доле.

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась.

Чем шире размах у ведущего, тем плотнее закрутка. Потом, когда все закрутились, стоящий в центре клубка пробирается под руками, вытягивая за собой нить клубка. Все распутываются, продолжая петь. Нужно, чтобы нить не оборвалась.

Понравилась игра? Я приготовила ещё одну игру « Молчанка», а поиграем мы в неё если вы отгадаете последнюю загадку.

 Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

 А ночью — под кроватью. (Ботинки)

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами и потешками, шуточным стихотворением.

А сейчас пришла пора попрощаться. До свидания, ребята!

Построение в колонну по одному.

А нам пора отправляться домой.

Сегодня мы путешествовали по старине, узнали много нового и интересного. Играли в игры русские народные. На этом наше занятие окончено!


        

Список методической литературы

1.Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная  группа/авт. – сост. Т. Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г. С. Александрова. -Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.

2.Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие/ Под ред. В. М. Букатова. –СПб.: Образовательные проекты; М.:ТЦ Сфера, 2014.- 128с.

3.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. Сад/ Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение , 1986. -79с.

4.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...