Фитбол-аэробика как современная здоровьесберегающая технология
статья на тему

Алексахина Юлия Владимировна

 В наше время  официальная статистика и педагогическая практика доказывает, что уровень здоровья , физического развития подрастающего поколения за последние годы значительно снизился. С каждым  годом все больше и больше детей страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи,зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и др.Снижается сопротивляемость организма к различным рода заболеваниям. В связи с этим  актуальной становится проблема поиска путей укрепления здоровья детей. Данная статья посвящена фитбол-аэробике -одному из современных направлений оздоровительной аэробики, с использованием больших гимнастических мячей -фитболов.Эффективность занятий фитбол-аэробикой объясняется тем, что они могут одновременно решать сразу несколько задач: содействовать развитию двигательных способностей. способствовать профилактике наоушений осанки и плоскостопия, развивать функцию равновесия и вестибулярный аппарат, учить согласованию движений с музыкой и др. В нашем детском образовательном учреждении мы используем комплексно оздоровительно-развивающую программу по фитбол-аэробике " Танцы на мячах"(Сайкина Е.Г.,Кузьмина С.В.,2006), разработанную на кафедре гимнастики РГПУ им. А.И. Герцена для работы с детьми  дошкольного и младшего школьного возраста. Целью данной программы  является содействие  всестороннему гармоническому  развитию личности ребенка, укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, профилактике и коррекции различных заболеваний и приобщению к здоровому образу жизни.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gotovo_1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

       «Фитбол-аэробика как современная здоровьесберегающая        технология»  

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья детей. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Тема здоровья и образования очень актуальна в современном обществе, т. к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, множество болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших чад становится все хуже и хуже, хотя проблема ухудшения здоровья является актуальной в современных исследования, в целом по России обстановка не улучшается.

Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследования: какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития. Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты? От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз — эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом — нарушение опорно-двигательного аппарата. Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения. Вышеописанные факты требуют пересмотра учебных нагрузок, активного внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного пространства. Отметим, что стоящая сегодня перед обществом задача формирования новой парадигмы образования влечет за собой необходимость создания педагогических технологий, формирующих особую атмосферу этического и эстетического отношения к людям, окружающему миру, культуре.

В нашем детском саду  созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей , основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе. В нашем  детском саду мы используем следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика

Игровая оздоровительная гимнастика

Сказкотерапия

Лечебная физкультура

Фитбол-аэробика

Бассейн

Я бы хотела остановиться на фитбол –аэробике, потому что сама провожу эти занятия с детьми.

Фитбол - аэробика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи. Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий. Внедрение фитбол-аэробики  началось у нас с 2007 года. Для реализации этой технологии мы используем методическое пособие «Физкультурно-оздоровительная работа для детей старшего дошкольного возраста» О. А. Горбатенко.

Упражнения с мячом способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астеноневротический синдром и др. За счёт вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча активизируются регенеративные процессы, улучшается кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.Покачивания в положении сидя на мяче центрируют межпозвонковые диски, нормализуя в них обменные процессы, мобилизуя тонус различных отделов позвоночника. Лёгкое покачивание на фитболе благотворно влияет на работу внутренних органов, улучшает отток лимфы и венозной крови, лёгочное кровообращение, способствует откашливанию при заболеваниях лёгких, нормализует перельстатику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников, обладает обезболивающим действием . При методически правильно построенной программе занятий и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы сидения, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета, так как в работу включаются более глубокие мышечные группы для поддержания равновесия, что способствует укреплению мышц туловища и формированию правильной осанки. Развивается и тренируется вестибулярный аппарат, развивается координация движений и функция равновесия. Занимающиеся меньше болеют, появляется чувство радости, удовольствия и хорошего настроения.

Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя: физическое здоровье; психическое здоровье; благоприятную социально-психологическую адаптацию. Поэтому я  считаю, что введение в программы образовательных учреждений всех степеней учебной дисциплины «Танец на мячах» может стать одним из эффективных средств реализации означенных целей. Моя позиция основана на глубоком убеждении в том, что танец на мячах обладает широчайшим спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие школьников.

Занятия танцами на мячах являются  одними из лучших естественных и доступных видов здоровьесберегающих технологий. Актуальность занятий танцами заключается в том, что у многих нынешних детей большие проблемы с осанкой, с физической выносливостью, низкая работоспособность, плохая координация. Одним из неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков, занятых в образовательном процессе, является их малая подвижность, статичность. Интеграция в образовательное пространство альтернативных форм двигательной активности отвечает современным основам здоровьесберегающей педагогики.

Спортивные танцы отличаются многообразием различных движений. Движения, сопровождающиеся музыкальным сопровождением, удваивают свои оздоравливающие возможности.

Правильно организованные занятия танцами совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, тренируют и закаляют функциональные системы организма. Занятия хореографией и танцами способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигом в ее состоянии. Это связано с мощным потоком афферентных импульсов, изменениями во внутренней среде организма. Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания. Спортивный танец играет немаловажную роль в воспитании молодежи. Это связано с его многогранностью, он сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-эстетического развития и образования.

Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Воспитание музыки в танце активно, оно вызывает танцевальное действие, т. е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания — одной из задач обучения бальной хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты — всему этому учит танец.

Внедрение учебной дисциплины «Спортивный танец» может служить эффективным средством решения такой проблемы обучения и воспитания как формирования психоэмоциональной сферы личности. Психоэмоциональная сфера, основная из определяющих внутреннего мира человека и его поступков, оказывают прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, раскрытие всего многообразия качеств личности, улучшения его физического и духовно-нравственного здоровья.

Таким образом, занятия спортивными танцами имеют большое значение в учебно-воспитательном процессе, выступая в качестве здоровьесберегающей технологии в образовательном пространстве. Помимо того, что занятия спортивными танцами придают формирующейся детской осанке грациозность, а также положительно воздействуют на общее физическое здоровье, развивая гибкость и пластичность, они способствуют формированию у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитывают у них культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Литература:

1.Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Профилактика психоэмоционального напряжения детей. М.,2002.

2.Булич Э., Муравов И. От понимания сущности здоровья к его диагностике и целенаправленной стимуляции.// Валеология. № 1, 2004. — С.4–.

3.Бобырь А. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение  к Учительской газете. Выпуск № 2. — С.17.

4. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. — М.: Мозаика-синтез, 2006.

5.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.|От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.  

6.Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2010.

7.Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2002.

8.Качество дошкольного образования. Сборник материалов Всероссийской конференции. М., 2002.

9. Куликов Л. Б. Психология настроения. СПб., 1998.

10.Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. / Под ред. В. Г. Алямовской. Н. Новгород, 2002.

11. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ–М.:ТЦ Сфера, 2006. — 128с.

12.Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Танцы на мячах Оздоровительно – развивающая программа по фитбол – аэробике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – 31с.

13.Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, —М.: Мозаика-Синтез, 2005–2010

14.Сократов Н. В., Корнева И. Н., Феофанов В. Н. и др. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. — М., 2003.

15.Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания ДОУ / Под ред. С. О. Филипповой. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005.416л.,ил.

16.Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Фитнес – Данс» Учебное пособие – СПб.:ДЕТСТВО–ПРЕСС,2007г.–384с.,ил. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Выступление на тему: « Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» В рамках педагогических чтений: «Теория и практика использования инновационных и развивающих технологий в учебно – воспитательном процессе ДОУ»

По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями.  В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является п...