Проект "Расту здоровым" (использование различных видов массажа и самомассажа для развития и оздоровления дошкольников с ЗПР)
статья (средняя группа) по теме
В группе №3 «Страна Светофория» реализуется проект «Расту здоровым!». Целью проекта является укрепление физического здоровья детей и профилактика заболеваний различных систем органов. Нами были поставлены следующие задачи: снижение частоты простудных заболеваний, развитие двигательных способностей, улучшение психоэмоционального состояния, повышение умственной работоспособности и познавательной активности, формирование желания вести здоровый образ жизни. Для решения этих задач мы использовали различные виды массажа и самомассажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
ГБОУ Школа № 1191
Дошкольное отделение
Проект «Расту здоровым!» в группе №3 «Страна Светофория»
Учитель-логопед первой к.к. Макеева Марина Олеговна
Воспитатель первой к.к. Варданян Сусанна Завеновна
Дети – это наше будущее. Забота о здоровье детей является неотъемлемой частью нашей работы.
Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Главной задачей воспитательно-образовательного процесса в нашем дошкольном образовательном учреждении является коррекция недостатков психофизического развития дошкольников и подготовка детей к дальнейшему обучению в школе. Но только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Поэтому в нашем детском саду много внимания уделяется физическому и психическому здоровью детей.
В группе №3 «Страна Светофория» реализуется проект «Расту здоровым!». Целью проекта является укрепление физического здоровья детей и профилактика заболеваний различных систем органов. Нами были поставлены следующие задачи: снижение частоты простудных заболеваний, развитие двигательных способностей, улучшение психоэмоционального состояния, повышение умственной работоспособности и познавательной активности, формирование желания вести здоровый образ жизни. Для решения этих задач мы использовали различные виды массажа и самомассажа.
Массаж – это совокупность приемов, посредством которых оказывается механическое и рефлекторное воздействие на ткани и органы человека. Массаж возник в глубокой древности и как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н.э. в Китае, Японии, Индии, Греции, Риме. В наше время в России массаж применяют практически во всех лечебных и оздоровительных учреждениях. Методика массажа и самомассажа является эффективным средством лечения, восстановления работоспособности, снятия усталости, а главное, служит для предупреждения и профилактики заболеваний, являясь активным средством оздоровления организма.
В ходе реализации проекта «Расту здоровым!» мы применяли следующие виды массажа: массаж и самомассаж головы (волосистой части головы, ушных раковин), массаж и самомассаж рук (плеч, предплечий, кистей), массаж и самомассаж ног (бедер, стоп), массаж органов артикуляции. Эти виды массажа и самомассажа были включены в режимные моменты (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультминутки), а также использовались на индивидуальных логопедических занятиях. Мы обучили детей некоторым приемам самомассажа: поглаживанию, растиранию, разминанию, похлопыванию, потряхиванию, сгибанию и разгибанию (активному и пассивному).
Рассмотрим более подробно используемые в ходе реализации проекта «Расту здоровым!» виды массажа.
Массаж ног (стоп, бедер). Массаж ног дает хороший эффект в сочетании с гимнастикой и закаливанием. Поэтому элементы массажа и самомассажа были включены в утреннюю гимнастику и гимнастику пробуждения. Дети выполняли такие приемы самомассажа, как поглаживание, похлопывание, растирание бедер и потряхивание. На ступнях сконцентрировано большое количество активных зон (точек), связанных с внутренними органами. Массаж ступней обладает сильным общетонизирующим действием и стимулирует работу практически всех систем организма: сердечнососудистой, пищеварительной, нервной, гормональной, мочевыделительной, половой. Такой массаж дает ощущение бодрости и улучшает общее самочувствие. Для массажа стоп мы использовали массажные коврики, массажеры для ног и массажные шарики с шипами.
Массаж рук (плеч, предплечий, кистей). Массаж рук проводился на индивидуальных занятиях учителем-логопедом, элементы самомассажа рук были включены в физкультминутки на подгрупповых занятиях, в коррекционный час, утреннюю гимнастику и гимнастику пробуждения. На ладонях, как и на ступнях, сконцентрировано большое количество активных зон (точек), которые соединяются с мозгом и далее с определенным внутренним органом. Поэтому, воздействуя на эти точки, мы стимулируем работу различных систем органов (сердечнососудистой, нервной, пищеварительной и т.д.). Массаж кистей рук необходим также и для развития мелкой моторики, что в свою очередь способствует развитию речи. Использовались такие приемы массажа и самомассажа, как растирание, разминание, поглаживание, потряхивание, похлопывание, сгибание, разгибание (активные и пассивные). Также для массажа рук мы использовали различные предметы: карандаш, различные массажные шарики (резиновый с шипами, металлический и пластмассовый с шипами, стеклянный гладкий шарик), су-джок, аппликатор Кузнецова, кубики льда, ручки акьюпреше (акупунктурные ручки).
Массаж органов артикуляции. Массаж органов артикуляции проводился учителем-логопедом на индивидуальных занятиях с помощью специальных зондов. Такой массаж применяется с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых отмечается недостаточная сократительная способность, стимуляции проприоцептивных ощущений, уменьшения гиперсалевации, улучшения координации движений органов артикуляции, афферентации в речевые зоны головного мозга (для стимуляции речевого развития).
Массаж головы. Элементы самомассажа волосистой части головы и ушных раковин были включены в утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения, физкультминутки. Этот вид массажа предполагает использование таких приёмов, как поглаживание, растирание и разминание. На ушных раковинах расположены биологически активные точки, их массаж способствует укреплению здоровья в целом. Также массаж ушных раковин увеличивает приток крови к головному мозгу, улучшается его кровоснабжение, что в свою очередь тонизирует организм, способствует «пробуждению», улучшается настроение, повышается работоспособность.
Таким образом, в ходе реализации проекта «Расту здоровым» у детей отмечаются некоторые улучшения: они стали реже болеть, увеличилась активность и работоспособность, улучшилось настроение.
Социальная значимость нашего проекта заключается в том, что мы даем детям инструментарий, который пригодится им в дальнейшей жизни. Мы учим детей понимать себя и своё тело, обучаем их приёмам самомассажа, чтобы в дальнейшем они знали, как себе помочь, когда рядом не будет взрослых. Благодаря такой работе у детей развиваются навыки саморегуляции, а это значит, что они будут использовать приобретенные в детском саду навыки в самостоятельной взрослой жизни.
Работа по реализации данного проекта будет продолжаться. Мы планируем расширять и углублять свои знания по данной теме, разнообразить и дополнить имеющийся инструментарий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-491308-1433740112.jpg)
Оздоровительное воздействие массажа и самомассажа на развитие речи .
Консультация как для педагогов ,так и для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-750794-1641833890.jpg)
Различные виды массажа для детей дошкольного возраста
Различные виды массажа для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/03/picture-1203394-1578081595.jpg)
Картотека различных видов массажа для детей различного возраста
Картотека различных видов массажа для детей различного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-745030-1670015502.jpg)
Мастер-класс.Элементы сказкотерапии. Использование различных видов театра с детьми для развития речи дошкольников.
Сказкотерапия -это язык с помощью которого можно говорить с внутренним миром ребенка, его душой....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-1164661-1569768436.jpg)
Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»
Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-308983-1383762763.jpg)
Различные виды массажа и самомассажа на занятиях плаванием
Вода – лучший детский массажист!Купание в бассейне – это массаж всего тела одновременно, причем массаж эффективный и бережный. Вода не надавит слишком сильно или туда, где не надо. В ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-283258-1381857117.jpg)
Игровой массаж и самомассаж в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
Влияние игрового массажа и самомассажа в коррекционной работе. Развитие артикуляторного аппарата, кинестетических ощущений, воображения, памяти, внимание....