Проект "Расту здоровым" (использование различных видов массажа и самомассажа для развития и оздоровления дошкольников с ЗПР)
статья (средняя группа) по теме

Макеева Марина Олеговна

В группе №3 «Страна Светофория» реализуется проект «Расту здоровым!». Целью проекта является укрепление физического здоровья детей и профилактика заболеваний различных систем органов. Нами были поставлены следующие задачи: снижение частоты простудных заболеваний, развитие двигательных способностей, улучшение психоэмоционального состояния, повышение умственной работоспособности и познавательной активности, формирование желания вести здоровый образ жизни. Для решения этих задач мы использовали различные виды массажа и самомассажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_proektu_rastu_zdorovym.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

ГБОУ Школа № 1191

Дошкольное отделение

Проект «Расту здоровым!» в группе №3 «Страна Светофория»

Учитель-логопед первой к.к. Макеева Марина Олеговна

Воспитатель первой к.к. Варданян Сусанна Завеновна

Дети – это наше будущее. Забота о здоровье детей является неотъемлемой частью нашей работы.

Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Главной задачей воспитательно-образовательного процесса в нашем дошкольном образовательном учреждении является коррекция недостатков психофизического развития дошкольников и подготовка детей к дальнейшему обучению в школе. Но только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Поэтому в нашем детском саду много внимания уделяется физическому и психическому здоровью детей.

        В группе №3 «Страна Светофория» реализуется проект «Расту здоровым!». Целью проекта является укрепление физического здоровья детей и профилактика заболеваний различных систем органов. Нами были поставлены следующие задачи: снижение частоты простудных заболеваний, развитие двигательных способностей, улучшение психоэмоционального состояния, повышение умственной работоспособности и познавательной активности, формирование желания вести здоровый образ жизни. Для решения этих задач мы использовали различные виды массажа и самомассажа.

Массаж – это совокупность приемов, посредством которых оказывается механическое и рефлекторное воздействие на ткани и органы человека. Массаж возник в глубокой древности и как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н.э. в Китае, Японии, Индии, Греции, Риме. В наше время в России массаж  применяют практически во всех лечебных и оздоровительных учреждениях. Методика массажа и самомассажа является эффективным средством лечения, восстановления работоспособности, снятия усталости, а главное, служит для предупреждения и профилактики заболеваний, являясь активным средством оздоровления организма.

        В ходе реализации проекта «Расту здоровым!» мы применяли следующие виды массажа: массаж и самомассаж головы (волосистой части головы, ушных раковин), массаж и самомассаж рук (плеч, предплечий, кистей), массаж и самомассаж ног (бедер, стоп), массаж органов артикуляции. Эти виды массажа и самомассажа были включены в режимные моменты (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультминутки), а также использовались на индивидуальных логопедических занятиях. Мы обучили детей некоторым приемам самомассажа: поглаживанию, растиранию, разминанию, похлопыванию, потряхиванию, сгибанию и разгибанию (активному и пассивному).

        Рассмотрим более подробно используемые в ходе реализации проекта «Расту здоровым!» виды массажа.

        Массаж ног (стоп, бедер). Массаж ног дает хороший эффект в сочетании с гимнастикой и закаливанием. Поэтому элементы массажа и самомассажа были включены в утреннюю гимнастику и гимнастику пробуждения. Дети выполняли такие приемы самомассажа, как поглаживание, похлопывание, растирание бедер и потряхивание. На ступнях сконцентрировано большое количество активных зон (точек), связанных с внутренними органами. Массаж ступней обладает сильным общетонизирующим действием и стимулирует работу практически всех систем организма: сердечнососудистой, пищеварительной, нервной, гормональной, мочевыделительной, половой. Такой массаж дает ощущение бодрости и улучшает общее самочувствие. Для массажа стоп мы использовали массажные коврики, массажеры для ног и массажные шарики с шипами.

        Массаж рук (плеч, предплечий, кистей). Массаж рук проводился на индивидуальных занятиях учителем-логопедом, элементы самомассажа рук были включены в физкультминутки на подгрупповых занятиях, в коррекционный час, утреннюю гимнастику и гимнастику пробуждения. На ладонях, как и на ступнях, сконцентрировано большое количество активных зон (точек), которые соединяются с мозгом и далее с определенным внутренним органом. Поэтому, воздействуя на эти точки, мы стимулируем работу различных систем органов (сердечнососудистой, нервной, пищеварительной и т.д.). Массаж кистей рук необходим также и для развития мелкой моторики, что в свою очередь способствует развитию речи. Использовались такие приемы массажа и самомассажа, как растирание, разминание, поглаживание, потряхивание, похлопывание, сгибание, разгибание (активные и пассивные). Также для массажа рук мы использовали различные предметы: карандаш, различные массажные шарики (резиновый с шипами, металлический и пластмассовый с шипами, стеклянный гладкий шарик), су-джок, аппликатор Кузнецова, кубики льда, ручки акьюпреше (акупунктурные ручки).

Массаж органов артикуляции. Массаж органов артикуляции проводился учителем-логопедом на индивидуальных занятиях с помощью специальных зондов. Такой массаж применяется с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых отмечается недостаточная сократительная способность, стимуляции проприоцептивных ощущений, уменьшения гиперсалевации, улучшения координации движений органов артикуляции, афферентации в речевые зоны головного мозга (для стимуляции речевого развития).

        Массаж головы. Элементы самомассажа волосистой части головы и ушных раковин были включены в утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения, физкультминутки. Этот вид массажа предполагает использование таких приёмов, как поглаживание, растирание и разминание. На ушных раковинах расположены биологически активные точки, их массаж способствует укреплению здоровья в целом. Также массаж ушных раковин увеличивает приток крови к головному мозгу, улучшается его кровоснабжение, что в свою очередь тонизирует организм, способствует «пробуждению», улучшается настроение, повышается работоспособность.

        Таким образом, в ходе реализации проекта «Расту здоровым» у детей отмечаются некоторые улучшения: они стали реже болеть, увеличилась активность и работоспособность, улучшилось настроение.

        Социальная значимость нашего проекта заключается в том, что мы даем детям инструментарий, который пригодится им в дальнейшей жизни. Мы учим детей понимать себя и своё тело, обучаем их приёмам самомассажа, чтобы в дальнейшем они знали, как себе помочь, когда рядом не будет взрослых. Благодаря такой работе у детей развиваются навыки саморегуляции, а это значит, что они будут использовать приобретенные в детском саду навыки в самостоятельной взрослой жизни.

Работа по реализации данного проекта будет продолжаться. Мы планируем расширять и углублять свои знания по данной теме, разнообразить и дополнить имеющийся инструментарий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительное воздействие массажа и самомассажа на развитие речи .

Консультация как для педагогов ,так и для родителей....

Различные виды массажа для детей дошкольного возраста

Различные виды массажа для детей дошкольного возраста...

Картотека различных видов массажа для детей различного возраста

Картотека различных видов массажа для детей различного возраста...

Мастер-класс.Элементы сказкотерапии. Использование различных видов театра с детьми для развития речи дошкольников.

Сказкотерапия -это язык с помощью которого можно говорить с внутренним миром ребенка, его душой....

Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»

Семинар- практикум «Интеграция различных видов деятельности в ДОУ по развитию речи у дошкольников»...

Различные виды массажа и самомассажа на занятиях плаванием

Вода – лучший детский массажист!Купание в бассейне – это массаж всего тела одновременно, причем массаж эффективный и бережный. Вода не надавит слишком сильно или туда, где не надо. В ...

Игровой массаж и самомассаж в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

Влияние игрового массажа и самомассажа в коррекционной работе. Развитие артикуляторного аппарата, кинестетических ощущений, воображения, памяти, внимание....