Планирование работы по теме "Безопасность в быту"
учебно-методическое пособие по теме

Волкодав Мария Александровна

Планирование по ОБЖ, по разделу Безопасность в быту", расчитанная на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_bezopasnost_bytu.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование «Безопасность в быту»

Младшая группа.

Тема

Программное содержание

Формы и методы работы

«Азбука безопасности»

Развитие познавательной активности детей через обогащение их представлений о правилах безопасного поведения в быту

Словесная игра: «Покажи как я»

Сюж. рол. игры:«Больница», по сказке «Волк и семеро козлят»

Настольные игры: «Что лишнее», «Чудесный мешочек»

Работа с родителями Индивидуальная беседа «Не оставляйте детей без присмотра! »

«Как могут стать опасными домашние вещи»

Познакомить детей с предметами, требующими осторожного обращения, их назначением.

Продемонстрировать, какие опасные ситуации могут возникнуть дома.

Развивать внимание, воображение.

Воспитывать сочувствие, умение сопереживать.

Рассматривание иллюстраций в книге «Твоя безопасность» К.

Белая Цель. Закреплять умение рассказывать о бытовых предметах.

Экскурсия по игровому    уголку «комната», «кухня».

Д/и «Четвертый лишний» Цель. Закрепить понятия об опасных предметах.

Д/и «Разрезные картинки» Цель. Закрепить понятия об опасных предметах.

Консультация «Привычка к безопасности»

«Бабушкина шкатулка»

«Закреплять знания об острых предметах и правилах безопасного обращения с ними.

Формировать умение придумывать свои загадки.

Продолжать учить ориентировке в пространстве (по плану). Закрепить умение ходить по ограниченной поверхности змейкой, перешагивая пенечки.

Вырабатывать умение рассказывать стихотворение с использованием        жестов, мимики.

Развивать внимание, память. Воспитывать сочувствие, умение сопереживать.

Чтение Е. Казакова «Чик - чик ножницы».

Загадывание загадок об острых предметах. Цель. Закрепить знания об инструментах, их назначении.

Обсуждение проблемной ситуации «Как Иришка наступила на иголку» Цель. Закрепить правила хранения острых предметов.

Д/и «Каждой вещи -своё место»

«Кухня – не место для игр»

Закреплять знания детей о предметах повышенной опасности, находящихся на кухне и правилах пользования ими. Продолжать формировать представления о правилах поведения на кухне, используя знаковую символику. Закрепить правила обращения с горячими предметами. Вызывать желание осторожно вести себя на кухне. Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность

Моделирование ситуации !Приготовление пищи в игровом уголке»Цель. Закрепить умение пользоваться теркой, ножом.

Д/и «Внимание! Опасно!» Цель. Формировать навыки безопасного образа жизни.

Игра – придумывание «Как непослушный котенок обжог себе лапу»Цель. Развивать творческое воображение.

Проблемная ситуация «Что забыли убрать взрослые».

Игра – лабиринт «Попробуй – доберись»

Работа с родителями: Консультация «Опасные игры»

Домашние задание «Обозначит знаками – символами все опасные предметы на кухне и в ванной»

«Спички детям – не игрушки»

Познакомить детей с опасностью, которую представляют собой спички, со свойствами огня.

Закрепить правила поведения при возникновении пожара.

Развивать воображение, творчество.

Воспитывать    навыки правильного поведения со спичками.

Чтение сказки «Снежинка». Цель. Выяснить, какие елочные игрушки могут быть пожароопасными и почему.

Д/и «Четвертый лишний». Цель. Найти предмет, который может стать причиной пожара.

Инсценировка «Загадки Деда Мороза и Снегурочки»

Цель. Формировать навыки пожароопасного поведения в период новогодних и рождественских праздников.

П/и «Потушим пожар»  Цель. Закрепить правила поведения при возникновении пожара.

«В гостях у Айболита» (с участием медсестры)

Познакомить с элементарными приемами оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, ушибах.

Дать представления о правилах обращения с лекарствами

Заучивание стихотворения «Таблетки – не конфетки».

Цель. Закрепить представления детей о правилах обращения с лекарствами.

Обыгрывание ситуации «С Мишкой случилась беда». Цель. Закрепить последовательность оказания первой элементарной помощи

Театр на фланелеграфе «Доктор Айболит». Цель. Воспитывать уважение к профессии врача.

Просмотр мультфильма «Как Непослуха съел витамины»

Цель. Закреплять правила обращения с лекарствами.

Средняя группа.

Тема

Программное содержание

Формы и методы работы

«Мир предметов»

Развить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Воспитывать послушание и терпеливость.

Д\и: «Подбери игрушку Танюше»

Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно (нельзя) играть; развивать внимание, память.

Просмотр мультфильма:«Кошкин дом».

Работа с родителями. Анкетирование по теме: «Безопасное поведение в быту»

«Безопасность в быту»

На основе имеющегося опыта учить обнаруживать опасные ситуации, выявлять, кому и чем она грозит. Обогащать опыт детей по осмотрительному и осторожному обращению с потенциально опасными предметами.

Плакат «Безопасность в быту», загадки, об опасных предметах, символы «можно» и «нельзя», клоун-марионетка, карандаши, листы бумаги.

Д\и: «Соедини по точкам» Цель: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользовании карандашом, умение вести линию по точкам.

Рисование: «Нарисуй самый опасный предмет» Цель: закреплять знания детей о предметах быта. Упражнять в умении аккуратно раскрашивать рисунок.

Работа с родителями. «Азбука для родителей»

«Наша группа»

Учить находить на плане групповой комнаты те места, в которых опасно ходить и играть в те периоды времени, когда накрывают на стол, несут еду и другие. Учить соблюдать правила безопасного поведения в этих ситуациях. Создание предупреждающих знаков.

Д\и:«Раз, два, три, что может быть опасно – найди» Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.

Создание макета комнаты Цель: развивать мелкую моторику. Аккуратность

Работа с родителями: «10 нельзя для ребёнка»

«Мы играем»

Учить обнаруживать опасные ситуации, которые могут возникнуть в ходе игр. Учить определять связь между силой воздействия на предмет и изменением его движения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Д\и:«Как ты поступишь» Цель: учить детей находить в ситуации выход – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Чтение В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Презентация: «один дома» Цель: Закрепить правила поведения в различных ситуациях.

Работа с родителями. Консультация: «Безопасный новый год»

«Острые предметы»

Учить соблюдать осторожность при обращении с острыми предметами. Упражнять в выборе безопасных способов обращения с предметами. Воспитывать бережное отношение к себе и окружающим людям.

Д\и:«Найди опасные предметы» Цели: помочь детям запомнить предметы опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

Рисование :«Новый год» Цель : закреплять правила поведения детей в различных бытовых ситуациях. Упражнять в аккуратной штриховке.

Работа с родителями. Папка-передвижка: «Поиграйте с детьми»

«Электроприборы и газ »

Развивать у детей представление об электроприборах и газовых приборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими. Воспитывать умение правильно пользоваться приборами. Познакомить с возможной опасностью, которой таит в себе электрический ток и газ. Познакомить с правилами использования электроприборов.

Д\и :«Светит – греет» Цель: закреплять представления об бытовых предметах и их назначении Учить правилам безопасного поведения в быту с предметами. Развивать память, внимание.

Аппликация: «Телевизор» Цель: продолжать учить пользоваться ножницами.

Работа с родителями: индивидуальные беседы с родителями.

«Пожароопасные предметы»

Знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожно обращаться с огнём. Воспитывать уважение к труду пожарников и героических поступкам. Знакомство с правилами поведения при возникновении пожара.

Д\и: «Горит или не горит» Цель: закрепить знания детей о горючих материалах. Учить правильному обращению с предметами. Развивать охранительное самосознание.

Аппликация: «Пожарная машина» Цель: закреплять знания детей о специализированном транспорте. Уточнить представления о частях автомобиля. Воспитывать аккуратность при работе с ножницами и бумагой.

Работа с родителями: конкурс рисунков «огонь добрый – огонь злой»

«Службы «01», «02», «03» всегда на страже»

познакомить со службами спасения «01», »02», «03». Учить детей рассказывать по предложным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности

Экскурсия в медицинский кабинет Цель: Познакомить детей с работой медика, учить детей в случае серьёзного заболевания взрослого или ребенка быстро реагировать на ситуацию. Воспитывать уважение к нелёгкой профессии врача

Д\и «Что мы знаем о вещах»(лото) Цель: расширять представления детей о правилах безопасности в быту; развивать внимание, память, развивать чувство сотрудничества.

С-р и.: «Больница» Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

Работа с родителями: индивидуальные беседы с родителями

«Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

Учить замечать опасные предметы вокруг детей. Учить отличать опасные для жизни ситуации, воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Закреплять знания правил безопасности в быту, на улице. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях. Воспитывать бережное отношение к здоровью.

Д\и: «Так и не так» Цель: учить отличать опасные для жизни ситуации от не опасных. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Развивать внимательность.

Презентация: «Правила поведения»

Работа с родителями: Буклет: «Безопасное поведение в быту»

Беседа: «Узнавать и выделять опасные ситуации дома»

«Будь осторожен с огнём»

Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей. Воспитывать умение во всём слушаться родителей, соблюдать меры предосторожности в быту.

Подбор иллюстраций возникновения пожара, тушения его, загадки, пословицы и поговорки об огне, атрибуты с сюжетно-ролевой игрой.

Д\и: «Убери на место» Цель: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность. Воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Отгадывание загадок о предметах быта

Старшая группа

Тема

Программное содержание

Формы и методы работы

«Опасные предметы»»

Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о назначении «опасных» предметов, о правилах их использования

Рассматривание илл-ций «Мой дом».

Рисование схемы «Моя комната».

 Д/и «Раз, два, три, что может быть опасным найди».

Работа с родителями Анкетирование «Безопасный дом»

«Острые предметы»

Закрепить представление детей об острых, колющихся и режущихся предметах, обсудить меры предосторожности от несчастных случаев в быту

Беседа «Какими предметами можно пораниться? ».

Экскурсия «Игровой уголок: кухня».

Консультация «Опасные предметы дома»

«Режущие предметы»

Закрепить представление детей об опасных предметах на кухне. Обратить внимание детей на правильное использование ножа при резке продуктов. Учить оказывать первую помощь при порезах, ушибах, ожогах себе и другому

Экскурсия на кухню детского сада.

 Д/и «Кому, что нужно для работы? »

С-р игра «Скорая помощь», игровая ситуация «Бригада на выезде» Фотоколлаж «Мы на экскурсии»

"Пожар»

Закрепить знания детей о действиях во время пожара; прививать навыки безопасного поведения при не стандартных ситуациях.

Рассматривание илл-ций из серии «Профессии», тушение пожара; игровая ситуация «Пожарные на учении»

 Чтение произведения С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», слушание а/з «Кошкин дом».

Познавательная игра «Огонь – друг, огонь – враг» Цель. Закрепить знания о том, что при умелом обращении с огнем он приносит пользу, при неосторожном – вред

Д/упражнение «Горящие – не горящие предметы». Цель. Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении.

Разучивание пословиц, поговорок об огне.

С-р.и «Пожарники» Цель. Формировать интерес к труду пожарных.

Работа с родителями Конкурс книжек – малышек, изготовленных руками родителей на противопожарную тему.

«Я попал в беду»

Закрепить знания детей о правилах безопасности в разных ситуациях. «Что нужно делать, если ты потерялся».

Беседа о том, что надо знать малышу о себе и к кому лучше всего обратиться за помощью.

Просмотр DVD мультфильма «Уроки безопасности. Уроки тетушки Совы».

Просмотр и обсуждение ситуаций мультфильма «Уроки безопасности. Уроки тетушки Совы». Выпуск консультации: «Безопасность в вашем доме».

Задание на дом:  выучить свой домашний адрес, как полностью зовут родителей, где они работают, домашний телефон.

Осторожно – электроприборы»

Познакомить детей с первоначальными сведениями об электрическом токе, его полезных свойствах. Формировать знания о правилах обращения с электроприборами, используя знаковую символику.

Развивать логическое мышление, фантазию.

Закреплять умение правильно пользоваться карандашами, обводя точки.  

Воспитывать желание оказать помощь другим

Д/и «Наши помощники и враги дома»

Цель. Закрепить знания о правилах пользования электроприборами.

Чтение сказки Шорыгиной «Проводок» Цель. Закрепить представления о правилах пользования электроприборами.

Игра – лото «Осторожность» Цель. Развивать бытовые навыки, учить надлежащему обращению с бытовой техникой.

Инсценировка «Малыш и Карлсон одни дома» Цель. Воспитывать чувство осторожности в обращении с э/приборами.

Разучивание стихотворения Г. Шалаевой «Ты, малыш, запомнить должен…» Цель. Закреплять правила обращения с э/приборами

«Это должен знать каждый (нужные телефоны).

Научить пользоваться телефонами полиции, скорой помощи, пожарной части.

Ознакомление с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.

С-р.и «Пожарные на учении».

Моделирование ситуации: «В доме пожар» (действия при пожаре)

Обсуждение ситуаций на основе жизненного опыта детей «Когда и как правильно вызывать милицию?» («02»),  скорую  помощь  («03»).

Творческое задание: «Дорисуй картинку»

 Разыгрывание историй с помощью макета квартиры и сказочных героев»

Изготовление настольного театра для тренировки безопасного поведения: макет комнаты, фигурки персонажей.

«Было ваше – стало наше».

Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми.

Проблемная ситуация - Советы полиции как избежать  встречи с хулиганами и как с ними надо вести себя. Осторожно – незнакомец!

С-р.и.  «Похитители и находчивые ребята»

Д\и. «Кому, что нужно для работы», «Умные машины»

«Горячие предметы на кухне»

Закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, о плиту

Составление рассказов по мнемотаблицам.

Альбом «Можно – нельзя»

Придумывание сказки с другим концом «Спящая красавица».Цель. Закрепить правила обращения с острыми предметами

Памятка для родителей «Как избежать опасных ситуаций , связанных с использованием инструментов»

«Безопасное общение с домашними животными».

Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними. Что необходимо помнить при общении с собаками и кошками.

Д\и «Распутай путаницу»

С\и «Верите ли»

Слушание детской песенки «Собака бывает кусачей»

Подготовительная группа.

Тема

Программное содержание

Формы и методы работы

«Порядок и безопасность»

Закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места.

Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества.

Беседы: «Если вещи лежат на месте», «Где положишь, там и возьмешь».

Чтение «Умный наперсток», загадки

Д\и: «У нас порядок», «Что где лежит», «Найди опасные предметы».

Продуктивная деятельность: коллективная уборка групповой комнаты.

С-р.и.: «Мой дом», «Семья»

«В мире опасных предметов: иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке»

Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность.

Закреплять знания о безопасном поведении в быту

Д\и: «Опасно - неопасно», «Что лишнее», «Куда положить предметы».

Коллективная работа: оформление плаката «Мы здоровье бережем, это в садик не несем»

«Правила безопасности во время пожара»

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке», Е. Новичихин «Ноль - один», О. Иоселиани «Пожарная команда», загадывание загадок.

Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки.

Психологические тренинги по предупреждению страха.

Игровой тренинг «Мы вызываем службу спасения».

Д\и: «Опасные предметы», «Можно – нельзя».

С-р.и «Пожарные на учениях».

Рисование: «Пожар»

Конкурс рисунка: «Огонь - друг или враг»

Просмотр мультфильма «Кошкин дом»

«Опасность контактов с незнакомыми животными, правила поведения

при их агрессии»

Рассказать о бездомных животных.

Объяснить правила безопасного поведения при встрече с ними.

Обсуждение тем конкретных ситуаций.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Чтение: А. Дмитриев «Бездомная кошка», Г. Новицкая «Дворняжка», Е. Благинина «Котенок», Т. А. Шорыгина «День рождения Васи», загадывание загадок.

Д\и: «Разрешается – запрещается»

П\и: «Бездомный заяц»

Продуктивная деятельность «Мое домашнее животное»

Работа с родителями Акция «Помоги бездомным животным».

«В мире опасных предметов: электробытовые приборы»

Уточнить представления об опасных ситуациях дома и в детском саду. Обратить внимание на группу опасных предметов

Рассматривание предметов и иллюстраций.

Беседы: «Домашние помощники», «Правила обращения с электроприборами», «Электричество полезное и опасное».

Чтение «Кошкин дом»

Д\и: «Назови и опиши», «Можно - нельзя».

С-р.и «Пожарники», «Скорая помощь»

Продуктивная деятельность. Разукрашивание предметов бытовой техники

«Безопасность в лифте»

Рассказ воспитателя о правилах проезда и поведения в лифте.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«Лекарства и витамины»

Внушить детям, что безопасных лекарств не бывает; способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности. Показать факторы, влияющие на здоровье.

Беседы: «Как лечить болезни», «Где живут витамины».

Чтение: М. Безруких «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие-крепкие зубы».

С-р.и игра «Аптека».

Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры «Аптека».

«Уроки дяди Степы»

Познакомить детей с правилами поведения в случае, если в дом звонит или приходит незнакомый человек.

Способствовать  осознанному восприятию правил поведения в данной ситуации, вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.

Развивать внимание, осторожность, память.

Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.

Рассматривание альбома «Правила личной безопасности».

Цель. Закрепить знания детей о правильном поведении с незнакомыми людьми.

Заучивание стихотворения Г. Шалаевой «Если в дверь звенит звонок…» Цель. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в данной ситуации.

Р\и «Основы безопасности в доме». Цель. Развивать навыки правильного поведения с незнакомцем, пытающимся проникнуть в квартиру.

Инсценировка сказки «Кот, петух, лиса».

Цель. Обратить внимание на поведение петуха и последствия этого.

Проблемная ситуация ситуация «Звонок незнакомца»

Цель. Закрепить правильные ответы незнакомым  людям.

 «Моделирование доброго и злого человека»

Цель. Закрепить знания детей о том, что люди бывают разные, правилах поведения при контакте с незнакомыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре   трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них ...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями....

Перспективное планирование работы по ознакомлению с ПДД и с безопасным поведением в быту, на улице и на природе в средней группе.

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с ПДД и с безопасным поведением в быту, на улице и на природе...

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели "Быть здоровыми хотим"

Группа: старшая       Тема:  "Быть здоровыми хотим"Цель дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Учить детей...

Календарное планирование работы с детьми на неделю Календарное планирование работы группы _ «Колокольчик»__ с _04.05_ по _13.05_ месяц _май_ по теме_ Что такое праздник_____

Цель: _ Рассказать, что на праздник люди красиво одеваются, ходят друг другу в гости, дарят подарки. На празднике всегда весело и интересно.____Итоговое мероприятие___ Комплексное мероприятие «Кукла К...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ «ХОРОШО БЫТЬ МАЛЬЧИКОМ, ХОРОШО БЫТЬ ДЕВОЧКОЙ» (Средняя группа)

Проект «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть  девочкой» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста в детском саду и семье...