Главные вкладки

    «МАССАЖНАЯ ГИМНАСТИКА» В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (консультация для родителей и педагогов)
    консультация на тему

    Санданова Татьяна Пурбуевна

    «МАССАЖНАЯ ГИМНАСТИКА» В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (консультация для родителей и педагогов)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «МАССАЖНАЯ ГИМНАСТИКА» В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

    В последнее время исследователи в области педагогики, дефектологии, медицины, психологии обращают пристальное внимание на детей от рождения до 3 лет. В этом возрасте закладываются основы физического и умственного развития, становление личности, статолокомоторных функций, развития психоэмоциональной сферы и т.д.

      Особое место занимает раннее физическое воспитание, поскольку от его успешности зависит не только формирование правильной осанки, но и гармоничное развитие личности. Можно с уверенностью сказать, что правильный подбор форм физического воспитания в разные возрастные

    периоды позволит вырасти ребенку здоровым и всесторонне развитым.

      В первый год жизни большое значение имеет массаж, оказывающий разностороннее стимулирующее воздействие на весь организм. Ведь наибольший объем информации в этот период ребенок получает посредством тактильных ощущений. Кроме того, массажные манипуляции – это пассивная

    гимнастика для грудничков. Следует отметить позитивное влияние массажа

    (Ю.Г.Антипкин, С.А.Бортфельд, В.И.Васичкин, Е.И.Рогачева и др.) на центральную нервную, лимфатическую, кровеносную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы, развитие опорно-двигательного аппарата: укрепляют-

    ся мышцы тела, они становятся более эластичными, упругими, выносливыми,

    создаются предпосылки для правильного формирования ядер окостенения костей и сухожилия и т.д.

      Физические упражнения – самый естественный стимулятор двигательного

    развития человека в любом возрасте, а особенно в младенческом. Массаж в сочетании с гимнастикой – мощное средство физического развития, важней-

    шая часть профилактики и комплексного лечения многих заболеваний.

    Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка.

    «Массажная гимнастика» предполагает слияние двух блоков – медицинского (массажного) и педагогического (гимнастического).

    Основные преимущества «массажной гимнастики»

    Предлагаются следующие методические позиции к проведению массажа у детей возраста:

    - превалируют физические упражнения, они оказывают самое сильное, мощное воздействие, но и общее развитие младенца;

    - обязательное сочетание физических упражнений с массажными манипуляциями, что значительно увеличит физическую нагрузку на организм на организм и позволит в полной мере подготовить костно-мышечную систему к выполнению определенного комплекса «массажной гимнастики». Массирующий как бы подготавливает, «разминает» мышцы перед выполнением определенных упражнений;

    1

    - использование вибрационных приемов на крупных частях тела. Авторы некоторых методик (Ю.Г.Антипкин, К.Д.Губерт, И.С.Рыс) пишут о необходимости избегать вибрации.  Однако можно использовать мягкие,

    щадящие приемы, с незначительной амплитудой колебаний. Например, с грудничками использовать легкое постукивание (по типу косметического массажа). С 4-го месяца – встряхивание грудной клетки, поколачивание и похлопывание по спинке, ягодицам. На 7-м месяце жизни необходимо применять вибрацию на конечностях в виде потряхивания и т.д.;

    - массаж головы не нашел отражения в работах корифеев в области массажа для детей грудного возраста (В.И.Васичкин, К.Д.Губерт, М.Г.Рыс, А.Е.Штеренгерц и др.). Но можно восполнить этот пробел, включив в разработанные комплексы «массажной гимнастики» массаж лицевой и мозговой частей черепа;

    - к основным приемам классического массажа относят поглаживание,

    растирание, разминание и вибрацию (выбираются темп, очередность применения,  направление движений, сила воздействия).

    Предлагаем методику проведения массажа с некоторыми особенностями, базирующимися на данных функциональных и физического развития младенцев. Массаж делается не только по направлению, принятому в классическом виде, - от дистальных отделов к проксимальных, но и в обратном направлении, принятому в классическом виде, - от дистальных отделов к проксимальных отделов конечностей к дистальным. На туловище

    также можно производить массажные манипуляции в разных направлениях, т.е. снизу вверх и сверху вниз. Это не является нарушением каких-либо физиологических процессов, так как при движении рук массирующего снизу вверх осуществляется массаж по ходу тока лимфы. При массировании сверху вниз происходит так называемая «передача данных» по проводящим путям нервной системы – от центра к периферии. Как известно, рефлекс возникает благодаря действию рефлекторной дуги, в состав которой входят следующие компоненты:

    - рецептор (часть нервной системы, воспринимающая раздражение);

    - афферентный путь центростремительные нейроны, отвечающие за прием информации);

    - центральная нервная система (центральный орган нервной системы, перерабатывающий, анализирующий полученную информацию и отдающий приказ к последующим действиям);

    - эфферентный путь (центростремительные нейроны, передающие возбуждение к определенному органу);

    - эффектор (орган, отвечающий на данное раздражение, т.е. исполняющий на данное раздражение, т.е. исполняющий команду из центра управления движениями).

      Проводя массаж по направлению сверху вниз, мы раздражаем нервные окончания, находящиеся ближе к основным отделам ЦНС – головному и спинному мозгу. Следовательно, наблюдается более быстрое и мощное ее

    2

    возбуждение. Далее возбуждаются крупные нервные стволы и только потом

     – нервные окончания, иннервирующие конечности. Так мы облегчаем работу нервной системы, укорачиваем время рефлекса, создаем условия для более быстрого развития функциональных связей, что ускоряет процесс

    формирования функциональных связей, что ускоряет процесс формирования функциональных систем. А это, в свою очередь, благоприятно отражается на

    развитие двигательного статуса, ведь правильно развитые функциональные системы находят свое отражение в основных двигательных действиях (например, в ползании, сидении, ходьбе и т.д.). Образно это можно представить так: головной мозг – источник ключевой воды, из которого бьет родник «живой» воды, спинной мозг – крупный водоканал, периферические нейроны и нервные окончания – ответвления в виде мелких траншей. А чтобы вода текла легко и свободно, необходимо подготовить все «водопроводные системы», начиная от крупных магистралей с постепенным переходом к более мелким.

    При проведении «массажной гимнастики» следует избегать:

    - создания сильного давления на череп во время массажа головы;

    - коррекции положения головы при помощи насильственного вытяжения, растягивания шеи;

    - активных мануальных воздействий на область шеи;

    - резких движений головой  (повороты, наклоны) в пассивных упражнениях;

    - быстрых скручивающих движений в шейном отделе позвоночника;

    - создания сильного давления в области скопления лимфатических узлов (околоушной регион, боковые поверхности шеи, подмышечные и локтевые впадины, область паха, подколенные ямки);

    - резких разгибательных движений в конечностях с превышением обьема движений для определенного возрастного периода (нормализация мышечного тонуса наблюдается с 6 мес., следовательно, с этого возраста можно выполнять полный объем движений);

    - выполнения «отсасывающих» приемов на конечностях с сильным и глубоким давлением;

    - при массаже груди касания сосков;

    - создания давления на область печени;

    - растягивания пупочного кольца;

    - касания области половых органов;

    - массажа на внутренней поверхности бедер;

    - давления непосредственно на позвоночник;

    - ударных приемов на область позвоночника;

    - вибрации в области почек;

    - сдвигания надколенника;

    - резких тянущих движений за кисть или стопу;

    - длительного выполнения упражнений;

    - негативной реакции о стороны малыша;

    3

    - сильного натуживания ребенка при выполнении упражнений;

    - увлечения вертикализацией ребенка;

    - длительных висов, особенно вниз головой;

    - быстрых продолжительных вращений без предварительной подготовки;

    - проведения процедуры без учета индивидуальных особенностей ребенка;

    - на фоне яркого света, шума (телевизор, компьютер, пылесос, электродрель и т.д.), громкой музыки, речи и других негативных раздражителей;

    - в состоянии предболезни или не до конца выздоровевшему ребенку;

    - неблагополучному психоэмоционального состояния взрослого, проводящего массаж (нервозность, депрессия и т.п.);

    - применения талька, вазелина и других тугих, слишком жирных, тяжелых,

    тугоплавких смазывающих средств.

     В гимнастическом блоке предлагаются такие методические рекомендации по

    использованию цефало-каудального принципа развития ЦНС.

     На протяжении первого года жизни ребенок сначала выполняет движения головой в позе лежа, потом задействуются руки в позе лежа, далее укрепляются мышцы туловища при принятии положении сидя, ноги развиваются в основном в основном в позе стоя.

      Надо начинать упражнять, массировать ребенка с головы постепенно переходя к плечевому поясу и верхним конечностям, затем к туловищу, заканчивая тазовым поясом и нижними конечностями.

      Сначала прорабатываются (массаж + физические упражнения) мышцы-сгибатели отдельных частей тела. Это важный аспект, поскольку у новорож-

    денного флексорная (сгибательная) поза, т.е. тонус мышц-сгибателей, преобладает над разгибателями. Это наблюдается до 5-6 мес., когда уравновешивается мышечный тонус. Следовательно, логично сначала прорабатывать мышцы-сгибатели, постепенно развивая мышцы-разгибатели.

      Игровые методы при проведении массажных манипуляций были предложены Н.Н.Ефименко и Н.Г.Петровой в 1990-1995гг. Также можно    использовать игровой метод во время проведения комплекса массажной гимнастики, по типу «массажной гимнастики, по типу «массажной сказки».

      Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста, а живут и развиваются в игре, приобретают определенные знания и навыки. Роль игры в развитии малышей неоспорима, и чем раньше начать играя развивать, воспитывать, обучать ребенка, тем быстрее и гармоничное будет происходить становление его личности.

     Игра – обязательное условие, основной метод, в любой сфере в любой сфере работы с дошкольниками

      Метод опережающего развития подразумевает планирование программ

    подразумевает планирование программ по выработке двигательных навыков

    с незначительным опережением возрастных показателей нормального развития. Это позволит младенцу осваивать более сложные двигательные действия.                                           4

    Основные методические указания при проведении

     «массажной гимнастики»

    • Вначале проводить массаж в позе лежа на спине, потом – лежа на животе.
    • Начинать массаж с головы, затем массировать плечевой пояс, руки, далее туловище, заканчивать массажем нижних конечностей (использование «кранио-каудального принципа»).

    • По мере активизации ребенка чаще менять положения.
    • В любой части тела сначала массируются мышцы-разгибатели, а потом – мышцы-сгибатели, а потом – мыщцы-разгибатели.
    • Сочетать массажные манипуляции с физическими упражнениями.
    • Прежде чем производить какие-либо движения в определенной части тела, ее нужно помассировать.
    • Количество приемов должно возрастать по мере взросления ребенка. Основной показатель для этого – нормализация мышечного тонуса и соответствующий уровень становления двигательной сферы.
    • Использовать подушечки и валики, которые подкрадываются под голову, живот, ноги ребенка.
    • Пассивные движения должны быть мягкими, плавными, достаточно

    (но не чрезмерно) обьемными.

    • Следует очень аккуратно массировать голову, так как швы между кос-

    тями черепа, называемые «родничками», срастаются к двум годам.

    • Физические упражнения проводить с небольшим числом повторений (2-4-6-8 раз).
    • Ребенок должен получать умеренную физическую нагрузку.

    • Малышу должно быть комфортно и уютно: температура воздуха не должна быть слишком высокой или низкой (подбирается индивидуально), поверхность стола полужесткая, желательно применять сменные одноразовые пеленки, необходимо использовать

    детское масло (можно стерилизованное растительное, например, оливковое) во избежание образование потертостей на коже.

    *   Лучше всего проводить массаж через 30 – 60 мин после приема пищи.

    • Во  время массажа желательно, чтобы звучала спокойная ласковая речь

    на фоне тихой спокойней музыки.

    *   Использовать игровой метод на протяжении всей процедуры.

    *   Подбирать упражнения и массажные манипуляции в   соответствии с возрастными особенностями развития ребенка.

    5

    Литература

       

    Антипкин Ю.Г.  Физкультура и массаж для самых маленьких.

    Киев, 1988.

    Беседа В.В.   Массажная гимнастика для детей грудного возраста.

    Практическое руководство для родителей, педагогов и медицинского персонала. Одесса, 2008.

    Бортфельд С.А., Рогачева Е.И.  Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. Л.,   1986.

    Васичкин В.И. Справочник по массажу. Л.,  1990.

    Губерт К.Д., Рыс М.Г.  Гимнастика и массаж в раннем возрасте:

    Москва, 1981.

    Красикова И.С.  Детский массаж.

    Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет. СПб.. 2000.

    Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. Киев, 1996.

    6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Режим в жизни ребенка раннего возраста»-консультация для родителей

    Представление о режиме, как о значительном факторе в жизни ребенка....

    «Развивающие и обучающие игры с детьми раннего возраста»-консультация для родителей

    Многие родители часто нас спрашивают, чем можно позаниматься с ребёнком дома, но так, чтобы это было интереснои поучительно для детей, а главное просто для самих родителей. В настоящее время ест...

    Конспекты по раннему возрасту. Консультации для родителей.

    Тема:«Котенька-коток»Цель:Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в процессе совместной работы.Задачи:1. Учить детей выразительности речи в играх через составление опис...

    Конспекты по раннему возрасту. Консультации для родителей.

    Тема:«Котенька-коток»Цель:Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в процессе совместной работы.Задачи:1. Учить детей выразительности речи в играх через составление опис...

    Физическое развитие в раннем возрасте. Консультация для родителей.

    Каждый родитель сам выбирает методику физического развития, приемлемую для своего ребенка. Общее правило одно: не стоит ждать мгновенного «чуда» - нужно просто запастись терпением....

    Презентация. Особенности развития речи детей раннего возраста. Консультация для родителей.

    В консультации предоставлен материал по развитию речи детей раннего и младшего возраста. Раскрыты особенности развития речи и приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка....

    Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

    Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...