Доклад "Движение и здоровье"
методическая разработка по теме

Зинаида Павловна Зелинская

Доклад "Движение и здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dvizhenie_i_zdorove.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Движение и здоровье»

О пользе физической культуре для детей и взрослых говорится и пишется немало. Тем не менее мы констатируем резкое снижение двигательное активности начиная с раннего детства. Прогулки в коляске ребенка, который уже умеет ходить, автоматизация и компьютеризация быта, учебы, труда, пассивный отдых, развитие индустрии развлечений, практически не требующих мышечных затрат (компьютерные игры), развитие общественного транспорта определяют ребенка.

Такую же роль играют физические упражнения в формировании здоровья? Физическая культура обеспечивает физическую готовность ребенка к жизни. Она направлена на достижение такого состояния физиологических функций, которое определяет высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений. Однако на этом значении физических нагрузок для здоровья ребенка не исчерпывается. Физическая нагрузка является универсальным стимулятором развития в любом возрастном периоде детства. Активные процессы, протекающие в мышцах ребенка,  координируют и стимулируют развитие всех систем обеспечения жизнедеятельности – сердечно – сосудистой, дыхательной, вегетативной нервной системы, систем метаболизма и энергообеспечения.

  • Становление координации движений и тонкой моторики является стимулом к совершенствованию корковых отделов двигательного анализатора мозга и развития функций мозга в целом.
  • Физические упражнения способствуют совершенствованию психических свойств, улучшают управление психическими процессами, развивают характер. В ходе занятий физкультурой ребёнок «осваивает» свою природу.
  • Физическая нагрузка обязательно для формирования костей. Достаточность физической нагрузки по своей значимости для процессов развития костной ткани сопоставимо с ролью пищевой обеспеченности кальцием и является одним из условий долгосрочной защиты от остеопороза взрослого человека.
  • Она так же тренирует и совершенствует механизмы регуляции, направленные на восстановление поврежденных функций органов и систем. Физическая нагрузка является универсальным способом совершенствования функциональных возможностей организма, по средством которого достигается наиболее экономные пропорции функций организма.
  • Систематическая тренировка в детском возрасте приводит к значительному повышению энергетических ресурсов организма, чему способствует взаимосвязанная морфологическая и функциональная перестройка подсистем, ответственных за кислородное обеспечение.
  • Влияние на организм мышечной деятельности настолько глубоко, что оно способно изменять активность генетического аппарата и биосинтез белков. Вещества, образующиеся в процессе мышечной работы, необходимы как факторы реализации программ индивидуального развития, закодированных в геноме. Без необходимого объема двигательной активности плод, рождающийся незрелым, не может пройти все последующие фазы созревание точка. В течении 2,5 млн. лет древние люди выживали за счет постоянной физической активности и движения. Благодаря естественному отбору появилась большое количество генов, зависимых от этого стимула. Лишаясь его, теряют активность не только собственно мышечные белки, но и сотни других белков, вовлеченных в энергетические и метаболические процессы организма.

Первым доказал существование генов, особенно чувствительных к физической нагрузке. John Holloszy (1967). Он показал, что регулярная тренировка на 86% повышает выработку особого внутриклеточного белка – переносчика электронов в универсальной цепи усвоения и накопления энергии в клетках.

В 2005 году ученые из Стокгольма под руководством Carl Sundberq выявили, что у здоровых мужчин регулярные занятия спортом активируют около 470 генов. При этом стимулируются гены, не только связанные с мышечными клетками и белками, связывающими кальции, но и вовлеченные в защиту от сердечно- сосудистых заболеваний.

В начале 80-х годов прошлого века Клод Бушар представил факты, свидетельствующие о наличии индивидуальных различий ответов на физические нагрузки у разных людей, а также о наследуемости многих физических, физиологических и биохимических качеств, вовлеченных в процесс физической деятельности. Им был предложен термин «генетика физической (двигательной) деятельности». К настоящему времени известно  около 140 генов, определяющих развитие и проявления физических качеств человека. Выявлено, как минимум, 56 генетических маркеров, сцепленных с различными особенностями спортсменов, например маркер выносливости, маркер быстроты и силы, ограничения аэробной работоспособности, скоростно- силовых качеств, координационных способностей.

Полное развитие организма возможно лишь при условии максимального удовлетворения его биологической потребности в движении. Если это условие не  выполняется, то неизбежно возникают дефекты физического развития, явная или скрытая патология функциональных систем. Тем не менее характерной особенностью образа жизни современных детей является уменьшение объёма двигательной активности (гипокинезия), снижение общих мышечных затрат (гиподинамия) и постоянное использование небольшой группы мышц, особенно предплечий, кистей рук, речевой мускулатуры. «Гипокинетическая болезнь», «гипокинетический синдром» - это темины, применяемые для обозначения комплекса разнообразных расстройств, наступающих в результате ограничения подвижности. У детей наблюдаются следующие виды гипокинезии:

  • Физиологическая (во время ночного и дневного сна);
  • Привычно – бытовая;
  • Вынужденная (связанная с процессом обучения или малоподвижными играми)
  • Клиническая (при заболеваниях, травмах, операциях)

Одной из причин развития гипокинезии у ребенка является недостаточный уровень физического воспитания. Бездействие  мышечной системы приводит к быстрому снижению ее полноценности и сразу же сказывается на уровне

Функционирования других систем. Прежде всего, это касается вегетативной нервной системы. В ходе эволюции человека вегетативные функции развивались и регулировались в соответствии с большими мышечными нагрузками. В силу своей древности и консерватизма вегетативная нервная система сохранила зависимость от скелетной мускулатуры. Дефицит импульсов, поступающих из мышц, приводит к резкому ослаблению всей системы жизнедеятельности, вплоть до снижения адаптационных возможностей и астении. При гипокинезии возникают разрушительные изменения со стороны основных систем жизнеобеспечения – органов дыхания, сердца и сосудов. В детском возрасте появляются такие заболевания, переходящие во взрослый период жизни, как ожирение, вегетососудистая дистония, атеросклероз и др. любая произвольная или вынужденная обездвиженность или просто снижение физической активности являются факторами рассасывания уже сложившиеся костной структуры.

Нормы двигательной активности дошкольников, ориентированные на количество часов проведенных в движении, составляют 21 -28 часов в неделю. Из них некоторое время (от 0,5 до 1,5 часа) должно быть отведено упражнениям такой интенсивности, которые создают частоту пульса около 170 уд/мин. Уровень двигательной активности можно также изменить числом шагов.

Нормы двигательной активности ребенка

Возраст, лет

3

4

5

6

7

Число шагов, тыс. в день

9 – 12

12 – 13

14 – 15

15 – 16

17 – 18

Значения физической культурой следует начинать как можно раньше. Основным средством физического воспитания дошкольников является подвижные игры, утренняя гигиеническая гимнастика (комплекс из 8 – 12 упражнений с 8 – 10  повторениями каждого) и закаливание. Предпочтение отдается тем упражнениям, которые ребенок выполняет с удовольствием, а наиболее выгодным режимом является приближение к максимальной нагрузке. Противопоказаний для занятий физической культурой для детей в дошкольных учреждениях нет! Освобождение от занятий физкультурой недопустимо! После перенесенных заболеваний дети, возвращающиеся в дошкольное учреждение, направляются в подготовительную группу.

Наилучшие результаты в саморазвитии и самосовершенствовании наблюдаются  у тех детей, с которыми родители регулярно занимаются физической культурой с раннего возраста. Но отчетливо выраженный эффект отмечается лишь при условии адекватности физических нагрузок – объема и интенсивности, соответствия возрастным и индивидуальным анатомо – физиологическим особенностям и функциональным возможностям детей. Признавая высокую значимость мышечной активности для процессов развития и сохранения  здоровья, тем не менее, было  бы неправильным утверждать, что она обладает абсолютным положительным воздействием. Только умеренные физические упражнения и здоровый образ жизни положительно влияют на сердечно – сосудистую систему.

Активные тренировки не могут предотвратить развитие атеросклероза и других опасных для жизни заболеваний. Более того, чрезмерно интенсивные физические нагрузки входят в число ведущих факторов развития сердечно – сосудистых заболеваний.

Каждому организму доступен определенный диапазон двигательной активности. Его середина является оптимальной для развития и поддержания здоровья, а крайние пределы оказываются неблагоприятными. Потребность в движениях отражает именно оптимум мышечной деятельности, а не стремление к постоянному увеличению нагрузки, которая может оказаться чрезмерной. Таким образом, и снижение двигательной активности, и избыточные физические тренировки можно считать серьезными факторами риска для здоровья. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....