Развитие двигательных умений и навыков с помощью игровых образов.
статья на тему

Карцева Ольга Михайловна

Развитие двигательных умений и навыков занимают в настоящее время большое значение.Для тэтого имеется несколько причин: ослабленное здоровье детей, малоподвижный образ жизни из-за увлечения компьютером и телевизором. Считаю, что детей надо учить двигаться, учить овладевать своим телом, укреплять мышечный и костный аппарат. Лучше всего это делать через игровые приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

"Подвижные игры необходимы каждому ребенку, поскольку поддерживают веселый нрав, придают силу уму и здоровье," Основная мысль ,приведенных выше изречений, автором которых является Великая русская императрица Екатерина 2,спустя более двух веков находит свое подтверждение в наше время. А именно- обучение и воспитание детей без принуждения, через наиболее привлекательную форму деятельности для ребенка- игру.

   Развитие двигательных умений и навыков занимают в настоящее время большое значение. Для этого имеется несколько причин: ослабленное здоровье детей, малоподвижный образ жизни из-за увлечения компьютером и телевизором. Эта проблема волнует меня давно. После проведенной диагностики я пришла к выводу , что развитие двигательных умений и навыков находятся на низком уровне. Поэтому  решила проводить более углубленную работу с детьми  по развитию движений. Считаю, что детей необходимо учить двигаться, учить овладевать своим телом, укреплять мышечный и костный аппарат. Лучше всего это делать через игровые приемы. Дети с удовольствием откликаются на предложение поиграть. В своей работе я использую 2 программы: "Театрализованная ритмопластика" и "Танцевально - игровая гимнастика Са-Фи-Дансе". В программы входят такие разделы как: игроритмика, игропластика, игротанец, игрогимнастика, музыкально-подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, креативная гимнастика. Все разделы очень тесно связаны с игрой и музыкой. Хочется отметить, что ритмические упражнения, выполняемые под музыку, кажутся легче, что способствует активности движений. А этот факт имеет большое значение, так как дети порой боятся выполнять определенные упражнения. У них создается впечатление, что это сделать невозможно, поэтому желание делать сразу пропадает. Два года назад я начала добавлять музыку при выполнении упражнений, эффект не заставил себя долго ждать: дети, которые с неохотой отзывались на выполнение упражнений под мой счет, с радостью присоединялись к нам, когда слышали начало музыкального отрывка- Артем, Полина, Лева. Музыка снимает напряжение, игровой образ привлекает. В свою очередь дыхательный аппарат работает энергичнее, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода организмом.

      Ребенку свойственно перевоплощаться, брать на себя роль .Это могут быть даже неодушевленные предметы. Поэтому в своей работе я часто использую сказку. Физкультурное занятие строится на едином сюжете. Дети не просто слушатели, они активные участники. Задача педагога- увлечь ребенка, помочь ему выразить в движении определенный художественный образ; научить слушать музыку, понимать ее содержание и характерные особенности; учить координировать движения с музыкальным сопровождением и выражать себя в соответствии с музыкальным образом; способствовать развитию и укреплению мышечного и двигательного аппарата; активизировать творческий потенциал . "Сказочные" занятия нравятся всем детям, но как показали мои наблюдения, детям с рассеянным вниманием они особенно полезны. Такие дети как Даша, Глеб, Никита становятся более собранные и внимательные, все задания выполняют более качественно и четко. Как часть занятия использую такой раздел как- игрогимнастика. В него входят всевозможные строевые упражнения: построения в круг, шеренгу, колонну, перестроения, бег и ходьба по кругу и по ориентирам. Здесь я использую такие игры как: "Нитка-иголка", "Дорогою добра", "Становись", "Внимание, раз", "Шишка-желудь". Также в этот раздел входят: обще развивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Везде я использую музыкальное сопровождение, соответствующее характеру движений. Очень большой популярностью у детей пользуются танцевально-ритмические композиции. Каждая из этих композиций имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Например: "Часики", "Карусельные лошадки", "Песня короля" "Воробьиная дискотека", "Ну, погоди". Эти композиции помогают закрепить пройденные основные движения( ходьба, бег, лазанье, равновесие)  Раздел игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся.  Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выразить свои эмоции. Дети обретают умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Отдельно хочется отметить значение подвижной игры , некоторые игры имеют музыкальное сопровождение, поэтому их нужно назвать- музыкально-подвижные. Они содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования- все что входит в понятие игра. Под воздействием игровых приемов у детей возникает привычка двигаться, совершенствовать свои умения и навыки. Полученные знания они используют в самостоятельных играх, придумывают новое применение действиям. Диагностика, проводимая мной показала, что после проведения различных музыкально- подвижных игр дети стали дружнее и сговорчивее, они более охотно начинают игру, обговаривают правила, спокойно без ссор выбирают водящего. Существует тесная связь между двигательными навыками и качествами. Наблюдения показывают, чем шире объем движений, которыми владеют дети, тем легче им проявлять свои двигательные способности, выбирая подходящий способ действия. В самостоятельных играх у детей часто возникает ситуация преодоления каких- либо препятствий: проезд по неровной дороге, лазанье по горам, переправа через реку. И вот именно в эти моменты , как я наблюдала, Злата, Миша, Настя, Юля и Маша использовали движения, которые мы выполняли на физкультурном занятии. Во время подвижной игры дети учатся ориентироваться в пространстве, начинают осознавать такие понятия как: выше, ниже, ближе, дальше, вперед, назад, влево, вправо, Многие игры требуют знания определенных слов. Это в свою очередь развивает память и мышление, а также обогащает и активизирует словарный запас.

        В качестве динамической паузы на занятиях малоподвижного характера , а также в режимных моментах я использую различные  

упражнения с речитативом, а также пальчиковую гимнастику и игровой самомассаж. Пальчиковые игры служат основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. По ходу выполнения упражнения звучат различные стихи или речитативы, фольклор. Все это не только обогащает внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Анализ моей диагностики показал, что регулярные игры с пальчиками существенно улучшили ручную умелость у Артема и Миши. Если в начале года мальчики карандаш в руках держали неправильно и не могли нарисовать четкую линию, то к концу года рисунки стали получаться более яркие, а пальцы стали более послушными. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Также упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

            После использования в своей работе  всех перечисленных выше приемов я увидела ,проведя диагностику, значительное улучшение. Дети с радостью откликались на предложение поиграть в какую-нибудь подвижную игру, выполнить ряд физических упражнений под музыку. При этом движения у них были более уверенные, образы создаваемые под музыку интереснее, ярче и разнообразнее.

             В заключение хочется привести слова Великой русской императрицы Екатерины 2, которые и в наше время имеют значение" Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, в игре, не принуждая, наставить можно, а принужденно их учить не должно."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»

Сегодня подвижные игры –  это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи....

Консультация для педагогов «Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»

«Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»...