«Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.
рабочая программа на тему
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие » можно определить как устойчивое эмоционально-положительное "самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Один из основных показателей эмоциональное благополучия детей — физическое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_malysh_psikh_programma.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа воспитателя
по формированию психологического здоровья дошкольника
«Здоровый малыш!»
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа «Здоровый малыш!» направлена на поиск эффективных путей формирования психологического здоровья дошкольников.
Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:
- поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
- социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
- положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
- равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
- доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие » можно определить как устойчивое эмоционально-положительное "самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Один из основных показателей эмоциональное благополучия детей — физическое здоровье.
Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.
Обобщенный портрет психологически здорового человека — это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются:
- проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
- упражнения;
- психологические игры;
- этюды;
- решение проблемно-практических ситуаций;
- элементы арттерапии;
- игры-драматизации;
- подвижные игры;
- чтение и анализ сказок;
- беседы и др.
Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других.
Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутрисемейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.
Задачи:
- Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
- Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
- Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
- Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
- Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
- Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.
Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психогимнастические, творческие, сюжетноролевые игры, игры-драматизации, различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения. Особая роль отводится подгрупповым занятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.
Перспективный план работы
с дошкольниками по формированию
психологического здоровья
|
|
|
1 | 2 | 3 |
Сентябрь | 1 | «Доброе сердце» «Игра для развития умения сотрудничать» |
3 | «У костра дружбы» «Медвежата на прогулке» | |
Октябрь | 1 | «Кактусы растут в пустыне» «Солнышко! », «Камешки! », «Заборчик! » |
3 | «Далеко в густом лесу…» Учимся сотрудничеству в игре «Неожиданные картинки» | |
Ноябрь | 1 | «Картонные башни» «Пожарная команда» |
3 | «Камушек в ботинке» | |
Январь | 1 | «Рубка дров» «Да и нет» |
3 | «Только вместе!» «Пещера страхов» | |
Февраль | 1 | Развитие чувственного восприятия «Волшебная котомка» |
3 | «Прикосновение» Для коррекции страхов и тревожности. Упражнение «Веселый страх» | |
Март | 1 | «Смелый разведчик» «Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе» «Волшебная палочка» |
3 | «Доброе утро!» Психологические упражнения для расслабления детей «Тряпичная кукла и солдат» | |
Апрель | 1 | «Забота о животном» |
3 | Развитие любознательности у детей в психологических играх «Очевидная надпись» | |
Май | 1 | «Коровы, собаки, кошки» |
3 | «Три лица» «Птенцы» |
Для формирования психологического здоровья очень важно влияние ближайшего окружения, поскольку чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, стилем, характером и качеством общения в семье, коллективе, детском саду. Поэтому в рабочей программе представлен материал работы с родителями, который включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как игры- тренинги, деловые игры, «круглые столы», заседания клуба с элементами тренинга и др.
План работы
с педагогами и родителями
по формированию психологического здоровья дошкольников
Блок программы | Месяц | 2-я неделя | 4-я неделя |
Овладение языком эмоций |
| Семинар для педагогов «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника (Развивающее - коррекционная работа воспитателя) | Консультация для родителей «Что такое «принятие» в воспитании детей?» |
| Заседание клуба родителей с элементами тренинга «Формирование у дошкольников положительных эмоций» | Стендовая консультация для родителей «Роль сказки в формировании эмоциональной сферы дошкольника» | |
Формирование у детей уверенности в себе |
| Беседа для родителей «Бранные слова» | Стендовая консультация для родителей «Маленькие задиры, или в чем причина драчливости дошкольников» |
Коррекция агрессивности у дошкольников |
| Игра - тренинг для родителей «Снятие конфликтности в общении» | Круглый стол для педагогов «Работа педагогов ДОУ по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста» |
| Деловая игра с родителями «Особенности общения со старшими дошкольниками в семье» | Консультация для педагогов «Коррекция страхов и опасений у дошкольников» | |
Формирование социальных навыков у дошкольников |
| Заседание клуба родите- лей с элементами тренин- гами «Что и как и мы говорим нашим детям» | для родителей «Дисциплинарные воздействия на дошкольника» |
| Беседа с родителями «Формирование у детей уверенности в себе» | Игра - тренинг для педагогов «Формирование социальных навыков у дошкольников» | |
| Консультация для педагогов «Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста» | Стендовая консультация для родителей «Формирование у дошкольников дружеских взаимоотношений» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическое здоровье педагога ДОУ – залог здоровья ребенка»
сенинар-практикум для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей на тему:«Эстетика сервировки стола важное условие в развитии здорового аппетита и психологического комфорта дошкольников».
Мы часто говорим детям "Когда я ем, я глух и нем". Всегда ли это правильно? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. ...
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды. Функции психологически безопасной образовательной среды в доу
Психологическое здоровье...
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)
В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факт...
презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".
Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...
Статья " Сказка как метод сохранения психологического здоровья в работе со старшими дошкольниками"
В статье содержится информация о значении сказки для психологического здоровья детей....