Главные вкладки

    «Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.
    рабочая программа на тему

    В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие » можно определить как устойчивое эмоционально-положительное "самочувст­вие ребенка, основой которого является удовлетворе­ние основных возрастных потребностей: биологиче­ских и социальных. Один из основных показателей эмоциональное благополучия детей — физическое здо­ровье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovyy_malysh_psikh_programma.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа  воспитателя

    по формированию психологического здоровья дошкольника

     «Здоровый малыш!»




    2014

    Пояснительная записка


             
    Рабочая программа «Здоровый малыш!» направлена на поиск эффективных путей формирования психологического здоровья дошкольников.
    Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:

    • поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
    • социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
    • положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
    • равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
    • доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

    В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие » можно определить как устойчивое эмоционально-положительное "самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Один из основных показателей эмоциональное благополучия детей — физическое здоровье.
           
    Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.
           
    Обобщенный портрет психологически здорового человека — это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
           
    Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим.
           
    Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

    Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются:

    • проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
    • упражнения;
    • психологические игры;
    • этюды;
    • решение проблемно-практических ситуаций;
    • элементы арттерапии;
    • игры-драматизации;
    • подвижные игры;
    • чтение и анализ сказок;
    • беседы и др.

                Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других.
             
    Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутрисемейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.
    Задачи:

    1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
    2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
    3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
    4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
    5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
    6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

    Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психогимнастические, творческие, сюжетноролевые игры, игры-драматизации, различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения. Особая роль отводится подгрупповым занятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.


    Перспективный план работы

    с дошкольниками по формированию
    психологического здоровья


    Месяц


    Неделя


    Формы работы с детьми

    1

    2

    3

    Сентябрь

    1

    «Доброе сердце»

    «Игра для развития умения сотрудничать»

    3

    «У костра дружбы»

    «Медвежата на прогулке»

    Октябрь

    1

    «Кактусы растут в пустыне»

    «Солнышко! », «Камешки! », «Заборчик! »

    3

    «Далеко в густом лесу…»

    Учимся сотрудничеству в игре «Неожиданные картинки»

    Ноябрь

    1

    «Картонные башни»

    «Пожарная команда»

    3

    «Камушек в ботинке»

    Январь

    1

    «Рубка дров» «Да и нет»

    3

    «Только вместе!» «Пещера страхов» 

    Февраль

    1

    Развитие чувственного восприятия «Волшебная котомка»

    3

    «Прикосновение» Для коррекции страхов и тревожности. Упражнение «Веселый страх»

    Март

    1

    «Смелый разведчик»

    «Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе» «Волшебная палочка»

    3

    «Доброе утро!»

    Психологические упражнения для расслабления детей «Тряпичная кукла и солдат»

    Апрель

    1

    «Забота о животном»

    3

    Развитие любознательности у детей в психологических играх «Очевидная надпись»

    Май

    1

    «Коровы, собаки, кошки»

    3

    «Три лица»  «Птенцы»

               

                 

               Для формирования психологического здоровья очень важно влияние ближайшего окружения, поскольку чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, стилем, характером и качеством общения в семье, коллективе, детском саду. Поэтому в рабочей программе представлен материал работы с родителями, который включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как игры- тренинги, деловые игры, «круглые столы», заседания клуба с элементами тренинга и др.


                                                           
    План работы

    с педагогами и родителями

    по формированию психологического здоровья дошкольников

    Блок программы

    Месяц

    2-я неделя

    4-я неделя

    Овладение языком эмоций


    Октябрь

    Семинар для педагогов «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника (Развивающее - коррекционная работа воспитателя)

    Консультация для родителей «Что такое «принятие» в воспитании детей?»


    Ноябрь

    Заседание клуба родителей с элементами тренинга «Формирование у дошкольников положительных эмоций»

    Стендовая консультация для родителей «Роль сказки в формировании эмоциональной сферы дошкольника»

    Формирование у детей уверенности в себе


    Декабрь

    Беседа для родителей «Бранные слова»

    Стендовая консультация для родителей «Маленькие задиры, или в чем причина драчливости дошкольников»

    Коррекция агрессивности у дошкольников


    Январь

    Игра - тренинг для родителей «Снятие конфликтности в общении»

    Круглый стол для педагогов «Работа педагогов ДОУ по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста»


    Февраль

    Деловая игра с родителями «Особенности общения со старшими дошкольниками в семье»

    Консультация для педагогов «Коррекция страхов и опасений у дошкольников»

    Формирование социальных навыков у дошкольников


    Март

    Заседание клуба родите- лей с элементами тренин- гами «Что и как и мы говорим нашим детям»

    для родителей «Дисциплинарные воздействия на дошкольника»


    Апрель

    Беседа с родителями «Формирование у детей уверенности в себе»

    Игра - тренинг для педагогов «Формирование социальных навыков у дошкольников»


    Май

    Консультация для педагогов «Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста»

    Стендовая консультация для родителей «Формирование у дошкольников дружеских взаимоотношений»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему:«Эстетика сервировки стола важное условие в развитии здорового аппетита и психологического комфорта дошкольников».

    Мы часто говорим детям "Когда я ем, я глух и нем". Всегда ли это правильно? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. ...

    Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

    Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

    «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

    Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

    Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)

    В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факт...

    презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".

    Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...