«Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.
рабочая программа на тему

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие » можно определить как устойчивое эмоционально-положительное "самочувст­вие ребенка, основой которого является удовлетворе­ние основных возрастных потребностей: биологиче­ских и социальных. Один из основных показателей эмоциональное благополучия детей — физическое здо­ровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_malysh_psikh_programma.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  воспитателя

по формированию психологического здоровья дошкольника

 «Здоровый малыш!»




2014

Пояснительная записка


         
Рабочая программа «Здоровый малыш!» направлена на поиск эффективных путей формирования психологического здоровья дошкольников.
Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:

  • поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
  • социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
  • положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
  • равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
  • доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие » можно определить как устойчивое эмоционально-положительное "самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Один из основных показателей эмоциональное благополучия детей — физическое здоровье.
       
Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.
       
Обобщенный портрет психологически здорового человека — это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
       
Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим.
       
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются:

  • проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
  • упражнения;
  • психологические игры;
  • этюды;
  • решение проблемно-практических ситуаций;
  • элементы арттерапии;
  • игры-драматизации;
  • подвижные игры;
  • чтение и анализ сказок;
  • беседы и др.

            Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других.
         
Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутрисемейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.
Задачи:

  1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
  2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
  3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
  4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
  5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
  6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психогимнастические, творческие, сюжетноролевые игры, игры-драматизации, различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения. Особая роль отводится подгрупповым занятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.


Перспективный план работы

с дошкольниками по формированию
психологического здоровья


Месяц


Неделя


Формы работы с детьми

1

2

3

Сентябрь

1

«Доброе сердце»

«Игра для развития умения сотрудничать»

3

«У костра дружбы»

«Медвежата на прогулке»

Октябрь

1

«Кактусы растут в пустыне»

«Солнышко! », «Камешки! », «Заборчик! »

3

«Далеко в густом лесу…»

Учимся сотрудничеству в игре «Неожиданные картинки»

Ноябрь

1

«Картонные башни»

«Пожарная команда»

3

«Камушек в ботинке»

Январь

1

«Рубка дров» «Да и нет»

3

«Только вместе!» «Пещера страхов» 

Февраль

1

Развитие чувственного восприятия «Волшебная котомка»

3

«Прикосновение» Для коррекции страхов и тревожности. Упражнение «Веселый страх»

Март

1

«Смелый разведчик»

«Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе» «Волшебная палочка»

3

«Доброе утро!»

Психологические упражнения для расслабления детей «Тряпичная кукла и солдат»

Апрель

1

«Забота о животном»

3

Развитие любознательности у детей в психологических играх «Очевидная надпись»

Май

1

«Коровы, собаки, кошки»

3

«Три лица»  «Птенцы»

           

             

           Для формирования психологического здоровья очень важно влияние ближайшего окружения, поскольку чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, стилем, характером и качеством общения в семье, коллективе, детском саду. Поэтому в рабочей программе представлен материал работы с родителями, который включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как игры- тренинги, деловые игры, «круглые столы», заседания клуба с элементами тренинга и др.


                                                       
План работы

с педагогами и родителями

по формированию психологического здоровья дошкольников

Блок программы

Месяц

2-я неделя

4-я неделя

Овладение языком эмоций


Октябрь

Семинар для педагогов «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника (Развивающее - коррекционная работа воспитателя)

Консультация для родителей «Что такое «принятие» в воспитании детей?»


Ноябрь

Заседание клуба родителей с элементами тренинга «Формирование у дошкольников положительных эмоций»

Стендовая консультация для родителей «Роль сказки в формировании эмоциональной сферы дошкольника»

Формирование у детей уверенности в себе


Декабрь

Беседа для родителей «Бранные слова»

Стендовая консультация для родителей «Маленькие задиры, или в чем причина драчливости дошкольников»

Коррекция агрессивности у дошкольников


Январь

Игра - тренинг для родителей «Снятие конфликтности в общении»

Круглый стол для педагогов «Работа педагогов ДОУ по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста»


Февраль

Деловая игра с родителями «Особенности общения со старшими дошкольниками в семье»

Консультация для педагогов «Коррекция страхов и опасений у дошкольников»

Формирование социальных навыков у дошкольников


Март

Заседание клуба родите- лей с элементами тренин- гами «Что и как и мы говорим нашим детям»

для родителей «Дисциплинарные воздействия на дошкольника»


Апрель

Беседа с родителями «Формирование у детей уверенности в себе»

Игра - тренинг для педагогов «Формирование социальных навыков у дошкольников»


Май

Консультация для педагогов «Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста»

Стендовая консультация для родителей «Формирование у дошкольников дружеских взаимоотношений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Эстетика сервировки стола важное условие в развитии здорового аппетита и психологического комфорта дошкольников».

Мы часто говорим детям "Когда я ем, я глух и нем". Всегда ли это правильно? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. ...

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)

В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факт...

презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".

Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...

Статья " Сказка как метод сохранения психологического здоровья в работе со старшими дошкольниками"

В статье содержится информация о значении сказки для психологического здоровья детей....