Статья " Сказка как метод сохранения психологического здоровья в работе со старшими дошкольниками"
статья (старшая группа)

Чегурова Ольга Михайловна

В статье содержится информация о значении сказки для психологического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chegurova.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как метод сохранения психологического здоровья

в работе со старшими дошкольниками

Чегурова Ольга Михайловна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад №26»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Аннотация: В статье представлен опыт работы и сборник «Сказка в помощь». Сказки, вошедшие в него, вызывают интерес и эмоциональный отклик у большинства детей старшего дошкольного возраста, а также рекомендуются для чтения родителями детям.

Ключевые слова: сказка, эмоциональное благополучие, диагностика, метод сказкотерапии.

Сказка – самый понятный и взрослым и детям способ познания, изучения, раскрытия реальности. Использование сказки на занятиях педагогом как метода сохранения психологического здоровья дошкольника отвечает основным целевым ориентирам, которые предполагаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: культурного развития, общения, самостоятельности, умения управлять собой.  

Эмоции – центральная психическая функция дошкольного детства. Согласно современным стандартам  укрепление эмоционального благополучия ребенка, наряду с физическим, является одной из приоритетных задач, дошкольного образования.

От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность взаимодействия с окружающими его людьми и социального развития. Эмоциональное благополучие дошкольника является ресурсным проявлением личности, которое раскрывает ее самодостаточность, способность  адекватно воспринимать себя и окружающих. Психологическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, – одна из неотъемлемых составляющих здоровья человека вообще. 

Актуально использовать сказки в совместной с детьми деятельности, так как сказка является эффективным методом этического, нравственного воспитания, учения и формирования поведенческих стереотипов.

Работая со сказкой, создаются условия тесного взаимодействия детей и взрослого, позволяя поддерживать инициативу детей, а также приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, что полностью соответствует основным принципам дошкольного образования по ФГОС. 

Поэтому, используя сказки, мы сохраняем и укрепляем психологическое здоровье детей.

Отсюда следует:

  1. устранение или уменьшение страхов, тревожности, застенчивости. агрессивности;
  2. поддержка эмоционального благополучия  детей;
  3. обучение эффективным способам поведения в той или иной ситуации;
  4. повышение самооценки;
  5. развитие фантазии и творчества у детей в процессе слушания, обсуждения и рисования сказки
  6. установление контакта между психологом и ребенком в ходе обсуждения поступка героя и сказочных событий, а также рефлексия.

С помощью сказки из поколения в поколение вместе с колоссальной информационной составляющей, передается житейская мудрость. Ребенок, слушая сказку, подсознательно или сознательно учится правилам жизни принятым в обществе, уважению к близким.

К сказкам неоднократно обращались известные педагогии психологи: Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и другие. Общепризнанным методом является сказкотерапия – «лечения сказкой».  

С целью отслеживания результативности работы на начальном этапе была проведена диагностическая работа, которая включила в себя:

1.Наблюдение, заполнение «Таблицы проявлений эмоциональных, межличностных и поведенческих расстройств у детей».

2. Методика «Лесенка». Методика помогает выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

3. Методика «Паровозик»[3]. Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка. Направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния.

Диагностическое обследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад №26»Еманжелинского муниципального района Челябинской области среди детей старшего дошкольного возраста. Анализ полученных данных показал, что около 40% обследованных детей проявляют те или иные признаки тревожности, замкнутости, неуверенности в себе. Как правило, самооценка этих детей занижена, преобладают отрицательные эмоции, они мало улыбаются, боятся просить помощи у взрослых, стесняются общаться, в контакт вступают очень настороженно.

Многие дети легко приходят в состояние повышенного беспокойства, испытывают страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Без должной поддержки у ребенка могут возникнуть эмоциональные переживания: боязнь, страхи, опасения.

Эмоциональная неуверенность, связанна с затруднениями в общении с другими детьми: дети могут быть легковозбудимые, неуравновешенные и проявлять агрессивное поведение, а также дети избегающие общения.

Другой серьезной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов). Как правило, детям дошкольного возраста свойственно проявление целого спектра эмоций.

В процессе работы были отобраны наиболее подходящие сказки: небольшие по объему, с упрощенной структурой.  Некоторые из них претерпели незначительные изменения. К некоторым сказкам были подобраны иллюстрации и задания. Так получился сборник «Сказка в помощь», в который вошли авторские сказки психологов из различных источников.

В ходе работы со сказкой происходит процесс, который поддерживает ребенка при неудачах, сознательно регулировать, контролировать свое мышление; способствует поверить в себя, свои способности и избежать ошибок. Обратная связь обеспечивает взаимопонимание, учит детей самоанализу, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования. Происходит гармонизация эмоционального мира ребенка.

Чтение сказок, направленных на гармонизацию эмоционального мира ребенка, мы рекомендуем родителям на собраниях и на индивидуальных консультациях.

После проведенной работы был проведен мониторинг, что показал эффективность занятий. Значительное улучшение эмоционального фона, благополучия и повышение самооценки было отмечено у 78%, без улучшения – 22% (дети, нерегулярно посещающие детский сад, а также дети, родители которых не готовы к активной работе, направленной на улучшение эмоционального благополучия своих детей).

Таким образом, можно предположить, что применение сказки является одним из самых действенных методов, использующих художественные возможности для достижения положительных изменений в эмоциональном и личностном развитии детей.

Благодаря сочетанию сказки как метода работы педагога с другими приемами, возможна более эффективная коррекция и обеспечение успешной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Данная тема остается открытой и актуальной, мы будем продолжать работу со сказкой и пополнять наш сборник.

Библиографический список:

  1. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО/Ю.А.Афонькина. – Изд.2-е, перераб.-Волгоград:Учитель, 2015
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007
  3. Диагностика психических состояние детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.Велиева С.В. СПб: Речь, 2005
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  5. Исторический словарь терминов. Историческая энциклопедии онлайн. Электронный ресурс: http://slovarslov.ru/slovar/his.html
  6. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  7. Панфилова Марина. Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников. Электронный ресурс: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200202006
  8. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с
  9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175 с.
  10. Шишова Т.Л. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость.М.: «Изд.дом «Искатель», 1997

Приложение 1

Содержание сборника «Сказка в помощь»

 Давайте познакомимся

  • Как Маша стала большая (с 3 лет)
  • История из жизни цветов (с 4 лет)
  • Незабудка (с 5 лет) Автор: Хухлаева О.В

Я решительный

  • Как Андрюша гостей встречал (с 3 лет)
  • Сказка о том, как лягушонок принял решение (с 4 лет)

Я храбрый (повышение самооценки, уверенности в себе)

  • Полезная боюська (с 3 лет)
  • Трусишка-Муравьишка (с 4 лет) Автор: Марина Медведева
  • Отважный Флай (с 4 лет)
  • Мой друг-дракон (с 4 лет)
  • Кто кого боится (с 4 лет)

Сказки про сон (проблемы со сном)

  • Догадливый Комарик (с 3 лет)
  • Котенок Мур-Мур (с 4 лет)
  • Будильник (с 4 лет)

Сказки для непосед (для гиперактивных детей)

  • Сказка про Тигренка (с 3 лет)
  • Совсем один (с 4 лет)
  • Когда шустрику бегать и прыгать (с 4 лет)

Я учусь общаться

  • Голубая Искорка (с 4 лет)
  • Застенчивый слоненок Автор: Шишова Т.Л. (с 4 лет)

Чужое брать нельзя!

  • Волшебный апельсин (с 4 лет)

О школе Автор: Марина Панфилова (с 5 лет)

  • Создание лесной школы
  • Смешные страхи
  • Игры в школе
  • Школьные правила
  • Как собрать портфель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»...

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников

Данный материал был представлен на Педагогической конференции и представляет собой опыт работы по использованию Сенсорной комнаты в ДОУ....

Статья на тему: “ Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье ”

Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам - педагогам,надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника....

Статья «Сказка, как одно из средств развития связной речи у старших дошкольников»

В статье говорится об актуальной проблеме развития связной речи у дошкольников. Рассказывается об одном из главных источников развития речевых процессов – сказке....