Нетрадиционные подходы оздоровительной деятельности на физкультурных занятиях
учебно-методический материал на тему

Нетрадиционные подходы   оздоровительной деятельности на физкультурных занятиях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_netraditsionnye_metody.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные подходы   оздоровительной деятельности

на физкультурных занятиях

Основная цель нетрадиционных методов работы на физкультурных занятиях в детском саду заключается в повышении интереса к занятиям физической культурой и эффективности этих занятий, в сохранении и улучшении психологического и физического состояния детей.

На занятиях физической культурой помимо традиционных методов комплексного воздействия на физическое и нервно-психическое развитие, а так же коррекцию ранних отклонений в состоянии здоровья детей я использую нетрадиционные методы:

  • элементы психогимнастики (дождь, карлики и великаны, смешные человечки,  кто-кто  в мешочке живет и др.)

     Психогимнастика — это специальные упражнения и игры, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр — одно из проявлений воли к жизни — усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.  Психогимнастика воздействуют на физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, а также координируют ранние отклонения в состоянии здоровья детей, способствуют формированию навыков взаимодействия друг с другом, развитию внимания, речи, восприятия, воображения, преодолению стрессовых состояний.

  • речевые игры ( мы капусту рубим, дождик, мы топаем ногами  и др.)

Коммуникативные игры способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе, развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей,  

  • пальчиковые игры (дом, семья, дружные пальчики и др.)

Пальчиковые  игры. По мнению И. Канта «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

  • логоритмика (принцесса, мы топаем ногами и др)

Логоритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.

  • игры на снятие психоэмоционального напряжения (как живешь, горох, хлопушки – игрушки, кричалки – шепталки – молчалки и др.)
  • присутствие на занятиях мотивации, сюжета («Птицы», «Снежок – мой дружок», «Игрушки» «Дружные ребята» и др.)
  • дыхательная гимнастика с речевым сопровождением (мо-лод-цы, репка, самолет, муха, паровоз, песенка и др).  Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшаются функции сердечно - сосудистой системы и укрепляется в целом весь аппарат кровообращения. Повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
  • утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.

  - Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.

- Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

- Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.

- Гимнастика в форме подвижных и малоподвижных игр.

Включение в физкультурные занятия корригирующих упражнений обусловлено необходимостью формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия у ребёнка-дошкольника.

  • использование профилактических упражнений(замок, лодочка, ласточка и др) и оздоровительно-развивающих  игр( не урони снежинку, самый ловкий и др) для  укрепления мускулатуры спины и формирования осанки.
  • использование профилактических упражнений (барабанщик, качели, гусеница, елочка и др) и оздоровительно-развивающих  игр (не задень, веселые паучки и др) для  укрепления для профилактики плоскостопия

Психические процессы у детей наиболее адекватно формируются в игровой деятельности. Развивающиеся в процессе игры, чувства любви к родным, сочувствие к близким, дружеской привязанности, изменяясь, обогащаются и становятся основой для возникновения сложных социальных чувств. Подвижные игры — наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма детей. Они в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связанна с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъём, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. В игре, как правило, используются естественные движения. Они не только способствуют физическому развитию ребенка, но и, что очень важно, стимулируют деятельность его головного мозга, а значит, и всех органов и систем.

Основной задачей нетрадиционных подходов  работы являются воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведётся в трёх направлениях:

1) укрепление физического здоровья детей;

2) формирование положительных эмоций и чувств;

3) воспитание оптимистического мироощущения.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитании в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдаётся телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм (мозаики, лото и т.д.). При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении. Дети сначала овладевают навыками управления движениями, а затем статикой. Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.

С этой целью мы проводим:

  •    «Дни открытых дверей» (родители имеют возможность присутствовать на утренней зарядке, физкультурном занятии, наблюдать организацию закаливающих мероприятий).
  •    Встречи с родителями, конференции, родительские собрания,
  •    Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья,
  •    Консультации, рекомендации,
  •   Наглядная агитация,
  •   Анкетирование, тестирование,
  •   Выставки рисунков, фотовыставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ

Хочу представить материал по теме:"Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ". Здесь статья на эту тем...

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ   МКДОУ детский сад «Рябинка» города Тайшета...

Нетрадиционное оборудование для использования на физкультурных занятиях, изготовленное своими руками (фотографии)

Нетрадиционное оборудование для использования на физкультурных занятиях, изготовленное своими руками (фотографии)...

Применение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Физкультурное занятие в средней группе «Поход в осенний сказочный

Формирование двигательной и познавательной активности детей, расширение представления детей о здоровом образе жизни....

Применение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Физкультурное занятие в средней группе "Поход в осенний сказочный лес"

Формирование двигательной и познавательной активности детей, расширение представления детей о здоровом образе жизни....