Сообщение на тему: "Нравственное здоровье дошкольников"
консультация (младшая группа) на тему

Верещагина Ирина Федоровна

   С первых минут жизнь каждого  человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

  Первые формы социального контакта – улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной  коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_zdorove_doshkolnikov_.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение «Формирование нравственного здоровья  дошкольников»

   С первых минут жизнь каждого  человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

  Первые формы социального контакта – улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной  коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека.

 Развитие личности происходит по двум направлениям:

- социализации (присвоение общественного опыта)

- индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и организации своей деятельности)

    Современная ситуация в образовании, и особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен  рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации. Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в ДОУ общеразвивающего вида, а также учащиеся СОШ.

Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

   Структурные единицы системы личностно-социального развития дошкольников:

- целостная и мотивированная деятельность как основа всей жизни ребенка в ДОУ (методики: «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду», «Доска желаний», «Доска настроений»)

- профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессивности (методики: «Сонные игрушки», «Коробочка добрых дел», «Доска настроений», «Релаксация с постепенным уходом», «Объединяющие игры с воспитателем»

- целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре «Коробочка  добрых дел», «О дружбе», «Изготовление вымпела группы», «Правила нашей группы», «Клубочек», «Виноградная гроздь», «Летопись нашей группы», «Домино», «Лото»)

- насыщение  нравственным содержанием занятий по основным разделам программы («Работа над эмоциями по ознакомлению с искусством», «Музыкальные игры», «Занятия по ознакомлению с окружающим» Тема «Хлеб»)

- работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания «Психологическая гостиная»

  Использование такой системы методик и игр позволит:

- повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и семье

- повысить общую социальную зрелость, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми

- овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптивных форм поведения в более старшем возрасте.

  Не мало важным фактором является то, что:

- введение режимных ритуалов сплотило детей, способствовало формированию внимательного отношения детей друг к другу.

Самомассаж и массаж парами помогал не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию

- использование «сонных игрушек» решило проблему с дневным сном: дети перед сном были возбуждены, крикливы, долго не могли заснуть, сон был непродолжительным. С «сонными игрушками» дети уже спокойно готовились ко сну, быстрее засыпали

- дежурство по «кубикам-неделькам» помогло детям осознанно планировать свой день. К концу года дети знали дни недели, все режимные моменты

- дневник школьника и «Коробочка добрых дел» помогли лучше понимать ребенка, вместе  с ним радоваться успехам. Привлечение к этой работе родителей способствовало улучшению семейных взаимоотношений.

Пособие «Формирование нравственного здоровья дошкольников» (игры, занятия, упражнения)  Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова, М. ТЦ Сфера, 2003 г.

  1. Ритуалы в жизни и на занятиях

- формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей

-снятие тревоги в период адаптации ребенка в ДОУ

- развитие  осознанного, ответственного отношения к режимным моментам

- развитие самостоятельности и сотрудничества

-повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе

Тема

Цель

1

Минутки вхождения в день

Способствовать психическому и личностному росту ребенка

Помогать детям адаптироваться к условиям детского сада

- развивать навыки социального поведения

- способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности

2

Утреннее  приветствие

3

Коврик – неделька

Закрепить знание названий частей суток, умение детей свободно ориентироваться в режимных моментах Д/с

- закрепить названия основных и дополнительных цветов

Навыки планирования своей деятельности

4

Коврик – неделька ст.в

5

Занятие по ознакомлению с «Кубиками»

Закрепить знания детей о режимных моментах группы, о последовательности дней недели, развивать речь и память детей, научить детей структурировать  время

6

Сонные игрушки

- для тревожных детей

- для агрессивных детей

Снижение тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребенка в ДОУ, создание положительно мотивации на режимный момент сна, улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности

7

Саммомассаж и взаимомассаж

Научить детей навыками самомассажа

Развивать навыки коллективной работы

Закреплять знание частей тела, упражнять в умении разогревать свое тело

8

Точечный массамж рук и тела

2. Счастье – это когда тебя понимают

- развитие, осознание своих желаний, эмоций

- развитие эмоциональной децентрации

- повышение интереса и уважения к себе, к своей семье

- развитие понимания неоднородности социального мира

Тема

Цель

1

Доска настроения

С помощью доски настроения  можно определить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделяя детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выделить причины положительного и отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в  ДОУ

2

Доска желаний

Выявить наклонности в предпочитаемой деятельности детей, объединение детей, имеющих разные навыки в определенной последовательности по интересам, планирование индивидуальное работы с помощью повышения интереса к наименее предпочитаемой деятельности, чет сезонных запросов, интересов детей, подготовка и изменение предметно-развивающей среды в соответствии с желанием и интересами ребенка

3

Дневник дошкольника

(портфолио)

Инд. Ф. работы с дн-ом

 Групп. Ф. р-ты с дн-ом

Помогает познать внутренний мир ребенка, скрытые желание, надежды и опасения, которые ребенок не может высказать другому.

В работе с родителями может использоваться как дополнительный материал при изучении  семьи, ее устоев и внутрисемейных взаимоотношений

4

Коробочка добрых дел

Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побудить детей к нравственным поступкам, воспитывать чувства уважения к людям, доброжелательность, желание совершать добрые поступки

3. Хорошо, когда рядом друг

- осознание  правил поведения в социуме и потребности их выполнения

- формирование взаимодействия дошкольника с детьми и с взрослыми

- обучение навыкам сотрудничества

- формирование позитивных детско-родительских отношений

Тема

Цель

1

Ребенок-ребенок

Конспект занятия по ручному труду «Коллективная работа по изготовлению вымпела группы

Создание положительного микроклимата в группе: обучение детей новым формам коллективного общения, формирование нравственных качеств и новых навыков взаимодействия детей в группе, закрепление в сознании детей наиболее важных положительных моментов жизни группы

Закрепить умение пользоваться иголкой и ниткой, развивать мелкую моторику рук детей, воспитывать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей, развить чувства общности детей группы, навыки сотрудничества

Конспект занятия «О дружбе»

 Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе

Конспект занятия по введению правил поведения в группе «Мы все знаем и умеем»

Научить детей формулировать правила поведения, воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, учить детей анализировать собственные поступки

Индивидуальная выставка рисунков

Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого, привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей, пробудить желание к совместной деятельности

Конспект  занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Закрепить навык пользования простым распространенным предположением, закрепить грамматические навыки, навыки слогового чтения, развивать представления об окружающем мире, развивать лексический словарь детей, развивать зрительную и слуховую память, внимание, чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля

2

Объединяющие игры с воспитателем

Воспитание чувства принадлежности к группе, чувство безопасности в коллективе, чувство единства, сплоченности, умения действовать согласованно

Игра «Виноградная гроздь»

Укрепление чувства единства в детском коллективе, развитие тактильного восприятия и воображения детей

Игра с пением «Угадай-ка»

Развитие тембрового слуха детей, установление положительных взаимоотношений между детьми

Игра с пением «Пугало»

Учить детей действовать вместе и по одному, прилагая усилия для получения общего положительного результата, развивать ловкость, быстроту реакций, координированность движений

Игра «Ловушка»

Учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость, воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать: не обижаться, а упражняться дальше

Игра «Веселые шарики» чешская полька

Учить детей действовать дружно, получая общую оценку за совместные действия, упражнять в игре с воздушными шарами, развивать ловкость, быстроту реакций, чувство ритма

Игра «Один, два, три, четыре, пять»

Учить действовать по одному  вместе с другими, развивать организаторские способности детей, развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций, упражнять в счете и в основных движениях

Игра «Художники»

Сформировать у детей навыки коллективной деятельности, в данном случае – изображать с помощью совместных движений какие-либо предметы (карандаш, солнышко, змейку и т.д.) развивать воображение, творческие и организаторские способности каждого ребенка

Игра «Мини-футбол»

Упражнять в  умении передвигаться в позиции «паучок», овладение умением передавать мяч игрокам, соизмеряя силу удара и направление, развивать ловкость, выносливость, выдержку, умение соблюдать правила, воспитывать честность по отношению к сопернику

Игра «Тачка»

Закреплять умение держать свое тело при ходьбе на руках, соизмерять движения ведущего и ведомого, воспитывать ловкость, выносливость, стремление к победе, умение соблюдать правила игры, воспитывать чувство товарищества, честность по отношению к сопернику

Игра «Строители»

Закрепить умение двигаться в положении «паучок», развивать координацию движения рук и ног, учить детей выполнять задание совместно, помогая друг другу, отвечать за выполненную работу

Игра «Спасатели»

Закреплять умение передвигаться в позиции «паучок» и «на руках», воспитывать выносливость, ловкость, умение действовать сообща, помогать друг другу

Игра «Регата»

Упражнять в умении передвигаться в позиции «паучок», уметь координировать свои движения с движениями других членов команды, воспитывать ловкость, выносливость, выдержку, развивать умение действовать сообща, выполнять правила игры

3

Совместные  родительские собрания

Конспект занятия по теме «Хлеб»

Научить детей взаимодействовать с мамами на занятии, показать родителям адекватные способы взаимодействия с детьми и формирования объективного оценивания детей, закреплять умение детей употреблять в речи существительные в уменьшительно-ласкательной форме, подбирать антонимы, закреплять умение объединения частей в целое, развивать вербально-логическое мышление детей, воспитывать трудолюбие, желание трудиться в коллективе не только для себя, но и для других

Развивать чувство коллективизма, воспитывать любовь к природе, уважение к труду взрослых

Занятие по теме «Профессии»

Учить детей взаимодействовать с родителями на занятии, закреплять умение подбирать иллюстрацию к художественному тексту, подбирать рифмы к словам, развивать речь детей, инсценировать литературные произведения, развитие мимики, жестикуляции, интонирования, воспитывать любовь к художественной литературе, воспитывать уважение к труду взрослых и к своему, развивать мелкую моторику, вырабатывать навыки аккуратности при выполнении работы по изготовлению закладки

Психологическая гостиная

Темы для бесед:

- как играть с детьми?»

«Как общаться с детьми?» «Если ребенок идет в школу?» и т.д.

Домино «С утра до вечера»

Лото «Шаг за шагом»

Закрепить знание детей названий и последовательности частей сумок, развивать внимание, память, логическое мышление

Анкета для педагогов и родителей «Навыки общения»

Ф.И. ребенка_______________________________________группа___________________

____________________________Дата рождения__________________________________

1.Изменился ли в положительную сторону ребенок за время пребывания в ДОУ:

а) в общении- с взрослыми дома (да, отчасти, нет); - с взрослыми вне дома (да, отчасти, нет); - с детьми  (да, отчасти, нет)

б) в эмоциональном развитии (да, отчасти, нет)

в) в физическом развитии (да, отчасти, нет)

2.Снизилось ли количество ссор и конфликтов у ребенка по сравнению с началом года (да, отчасти, нет)

3.Использует ли ребенок физическую силу, сквернословие в момент ссоры (да, отчасти, нет)

4.Умеет ли ребенок самостоятельно познакомиться с новыми детьми или взрослыми (да, отчасти, нет)

5.Как реагирует ребенок на просьбы, замечания:

- агрессивно; - игнорирует, не слышит; - действует в соответствии с просьбой

6.Умеет ли ребенок сочувствовать, сопереживать (да, отчасти, нет)

7.Уитывает ли ребенок эмоциональное состояние:

- детей (да, отчасти, нет); - близких взрослых (да, отчасти, нет)

- незнакомых взрослых (да, отчасти, нет)

8.Под влиянием каких средств воздействия ребенок изменяет свое поведение

- крик (да, отчасти, нет); - физические угрозы (да, отчасти, нет); - физические наказания (да, отчасти, нет); - просьбы (да, отчасти, нет); - внушения (да, отчасти, нет)

- другое_______________________________

9. Какие  черты характера необходимо развивать ребенку для успешного общения с людьми_______________________________________________________________

10. Пожелания, рекомендации работникам ДОУ_____________________________

______________________________________________________

Дата заполнения_________________

Ф.И. О. лица, заполнявшего анкету____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»....

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...

Сообщение для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в рамках проекта «Мой город».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, место где человек родился или живет с рождения....

Семинар "Воспитываем патриотов" Сообщение для педагогов: на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: принципы, средства, методы.

В нашем детском саду 24 октября 2018 года прошёл семинар Семинар "Воспитываем патриотов". Воспитатель, Андреенкова Татьяна Николаевна,  выступила с сообщением на тему "Нравственно-...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...