Авторская развивающая психолого-педагогическая программа "В слове МЫ сто тысяч Я"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Програама индивидуальных развивающих психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста. Предназначена для педогогов-психологов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_slove_my_sto_tysyach_ya.docx96.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая психолого-педагогическая программа

 «В СЛОВЕ МЫ СТО ТЫСЯЧ Я»

Автор   Данилова Светлана Ивановна

Аннотация.

Развивающая психолого-педагогическая программа "В слове МЫ сто тысяч Я" направлена на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала, формирование и развитие социально-психологических умений и навыков, развитие креативности дошкольников ( в том числе, детей с ОВЗ). В программе описано содержание индивидуальной коррекционно -развивающей работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста ( в том числе с ОВЗ ). Представленные конспекты практических занятий   разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программа может быть использована и  в подгрупповой форме работы.   Ориентирована на педагогов-психологов, воспитателей, родителей, частных репетиторов, гувернеров.                                                                              

                                                                                        Моим мальчикам посвящаю...

Введение.

По данным различных специалистов и исходя из анализа собственной более, чем 30-летней педагогической практики, с каждым годом возрастает количество детей с различными недостатками развития. Эти дети имеют отклонения   разной степени тяжести  по сравнению с условной возрастной нормой. Это часто болеющие дошкольники, дети с повышенной возбудимостью, речевыми нарушениями, плохой памятью, истощаемые , а также дети с более серьезными проблемами: аутизмом, ЗПР, ДЦП и другие. ФГОС ДО ориентирует систему образования на психологическую поддержку детей в условиях образовательного учреждения. И это действительно необходимо, так как в современном мире жизнь взрослых полна стрессов, родители заняты преимущественно работой, а дети остаются без достаточного внимания.

Актуальность.

В настоящий момент общество приходит к пониманию того, что нарушения в психофизической сфере не лишают ребенка способности эмоционально относиться к окружающему миру, социализироваться, развивать свой творческий потенциал. Для этого каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия, учитывать индивидуальные способности и потребности развивающейся личности. ФГОС ДО указывает на то, что необходимо руководствоваться индивидуальными потребностями ребенка, связанными с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющими особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальными потребностями отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Таким образом, должен  осуществляться принцип индивидуализации дошкольного образования в целом и процесса психологического сопровождения, в частности.  Однако, индивидуальная коррекционно-развивающая работа в детском саду до сих пор является слабым звеном в работе психологической службы ДОУ.

Данная программа является одним из возможных вариантов решения этой проблемы. Работая по программе, психолог использует конструктивный потенциал ребенка, усиливает его адаптивные способности, способность к рефлексии, саморегуляции. У ребенка формируется потребность в саморазвитии, позитивный образ Я и Другой. Эти характеристики психологического здоровья не только взаимосвязаны с физическим здоровьем , но и являются его  предпосылками , а также необходимым условием полноценной и счастливой жизни человека. С.Л.Рубинштейн писал: "Когда жизнь превращается в погоню за удовольствием, отвращающую человека от решения его жизненных задач,-это не жизнь, а ее извращение, приводящее к неизбежному ее опустошению" .[1] По мнению А.М.Прихожан: "Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность, уверенность в себе ) - это то, что отличает "победителя", "счастливчика" от неудачника".[2] Эти качества необходимы каждому человеку для самоактуализации и гармонизации его судьбы. Представленная программа призвана стать одним из шагов на пути формирования вышеназванных качеств.

               Целевые ориентиры программы:

-   укрепление физического и психического     здоровья воспитанников,    

- создание комплекса условий для психолого-педагогического сопровождения детей в условиях введения ФГОС ДО,

-   успешная адаптация и личностный рост дошкольников ( в том числе, детей с ОВЗ).

             Задачи программы:

- профилактика возникновения проблем развития дошкольников

- организация взаимодействия с ребенком для решения задач актуального развития в коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сферах

- стимуляция сенсорных функций

Основные приоритеты:

-   самопознание и самоуправление

-    коммуникация

-  ориентировка в пространстве  и мире

-  творческий потенциал

Принципы:

-   доступность, постепенность

-  деятельностный подход

-  личностно-ориентированный подход

-  парциальность

-  комплексный подход

-  принцип "здесь и сейчас"

Ведущие акценты:

развитие представления об основных эмоциях, развитие  слухового,  тактильного восприятия и эмоционально-положительного настроя, снижение  внутреннего напряжения, развитие временных и пространственных  представлений, коммуникативных способностей, двигательной сферы, активизация познавательных процессов, расширение понятийного аппарата и словарного запаса  .

Диагностика.

В сентябре и мае проводятся обследования детей  для планирования ожидае -мых результатов и дальнейшего мониторинга достижения целевых ориентиров. При этом используются методы: сбор анамнестических сведений, наблюдение детей в естественных условиях, анкетирование педагогов и родителей, тестирование по методике Павловой, Руденко "Экспресс-диагностика в детском саду",  "Тортик для гномика" (авторская модификация методики "Цветорисуночный тест оценки психических состояний" (авторы А.О.Прохоров, Г.Н.Генинг), тест  "Несуществующее животное".

Организация занятий.

Занятия могут проводиться педагогом-психологом высшей или первой категории в индивидуальной или подгрупповой форме. Помещение для проведения занятий должно быть свободным, светлым, просторным. В подгруппе может быть до 6 человек. Ограничением для участия в программе может быть несогласие родителей . Количество встреч -  от 14 (зависит от состояния ребенка и темпов его продвижения в освоении программы). Периодичность - 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 20-25 минут. Дети усваивают материал в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития. Упражнения могут меняться, повторяться, упрощаться в зависимости от состояния детей.

Последовательность выполнения всех упражнений: сначала психолог показывает и объясняет свои действия, затем предлагает ребенку совместное выполнение ,комментируя происходящее,  потом ребенок выполняет действие самостоятельно, проговаривая свои действия. При необходимости можно привлекать ассистента, выполнять упражнение за ребенка, добиваясь того, чтобы он следил за выполнением упражнения. Каждое занятие начинается с эмоционально-положительного настроя с использованием приемов тактильного и зрительного контакта, мягкой игрушки Винни-Пух и заканчивается похвалой с использованием тех же приемов. В ходе занятий используются игровые наборы "Дусима", методическое оборудование для песочной терапии.

Структура занятия:

  1. Приветствие - мягкая игрушка Винни-Пух.
  2. Пальчиковая , дыхательная, гимнастика для глаз или телесно-ориентированная гимнастика, самомассаж.
  3. Эмоциональная гимнастика.
  4. Основная часть .
  5. Релаксация.
  6. Прощание - мягкая игрушка Винни-Пух.

Основные технологии:

-  комплексные разминки

-  самомассаж

-  этюды

-   элементы игрового сенсомоторного тренинга

-  релаксация

-  сказкотерапия

-  арт-терапия

-  пескотерапия

-  развивающие игры

Тематический план занятий.

Тема

Количество часов

Занятие № 1

2

Занятие №2

2

Занятие №3

2

Занятие №4

2

Занятие №5

2

Занятие №6

2

Занятие №7

2

Занятие №8

2

Занятие №9

2

Занятие №10

2

Занятие №11

2

Занятие №12

2

Занятие №13

2

Занятие №14

2

                                          Итого       28 часов

Предполагаемые результаты.

Диагностические материалы анализируются с позиций сравнения динамики показателей уровня актуального развития самого ребенка в начале и конце учебного года. Мониторинг проводится по таким качествам, как заинтересованность ребенка во встречах с педагогом, наличие положительных эмоций от общения, интерес к познавательным игровым упражнениям, возможность ребенка справляться с более сложной и объемной информацией, чем раньше, снижение проявлений истощаемости, способность к анализу своей деятельности и умение радоваться успехам, желание продолжать работу.

Апробация программы

проходила на базе ГБОУ  Школа №199 ДО №1388 г.Москвы в течение 2014-2015 года . Количество участников - 25.

Конспекты занятий

Занятие 1

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, пиктограммы эмоций, картинки с изображением времен года, альбом для рисования, простой и цветные карандаши , массажный мяч, ароматическая свеча, настенный модуль с мешочками для организации тактильных игр,  мелкие игрушки.

1.Приветствие.

2.Пальчиковая гимнастика:

-имитация идущих , бегущих, стоящих ног. При этом используются указательный и средний пальцы каждой руки поочередно, затем обеих рук  одновременно.

 3.Эмоциональная гимнастика:

-«Делай, как я»- ребенок повторяет выражение лица психолога. Психолог называет каждую эмоцию.

4.Беседа.

-Какое сейчас время года? Выбери подходящую картинку. Какие времена года изображены на других картинках?

-Какой сегодня день недели? А что было вчера? Какой день недели будет завтра?

-Что ты сегодня делал?

-Что интересного было вчера?

5.Совместное рисование картины «Осень»

-Начинает психолог, рисует дерево.

-А что теперь нарисуем?

-А где будет тучка?

-А здесь трава или дорожка?

-Каким цветом раскрасим дерево? Почему?(при затруднении озвучивает причину психолог)

6.Игра "Угадай на ощупь".

 

 Ребенку предлагается набор предметов (количество предметов равно количеству мешочков). Ребенок по одному берет предмет и называет его, откладывает в сторону Если ребенок не может назвать предмет, его убирают и в первой игре не используют. Позже названия таких предметов разучивают и только потом используют в работе. Педагог предлагает ребенку отвернуться (закрыть глаза) и кладет известные ребенку предметы в мешочки. После этого, ребенку предлагается ощупать мешочки и определить, что спрятано в каждом из них.

7. Релаксация «Задуй свечу»:

-«Сделай глубокий вдох, вытяни губы трубочкой, как бы дуя на свечу, произнеси : «У_У_У…».

8. Прощание.

Занятие 2.

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, пиктограммы эмоций,  массажный мяч, набор тактильных шаров (7 пар), кубики Никитина.

1.Приветствие.

2.Пальчиковая гимнастика:

- «Стряхиваем воду с пальцев»: предлагаем ребенку потрясти кистями рук, имтируя стряхивание воды с пальцев.

3.Эмоциональная гимнастика:

-«Пиктограммы настроений»: психолог показывает пиктограмму, ребенок изображает эту эмоцию. Психолог и/или ребенок комментируют ее.

4.Кубики Никитина.

- «Найди такой», «Сложи узор»(по образцу)

5. «Найди отличия»

-психолог предлагает ребенку сравнить две картинки и назвать (показать )все отличия. При необходимости задание выполняется совместно при комментировании психолога.

6. Тактильная игра "Волшебные шары"

Так как шары неустойчивы, желательно добавить к набору кусок ткани (салфетку) на которой удобно раскладывать шары.

 Коробку с шарами переносят на стол. Психолог расстилает ткань. «Я покажу тебе, как играют с шарами, а потом попробуешь ты». Психолог раскладывает шары горизонтально в линию (или полукругом) слева направо: 1 деревянный шар (слева), потом 1 металлический, следующие шары могут чередоваться в любом порядке, но лучше положить 4 разных шара, чтоб ребенок мог воспринять разные тепловые ощущения. Вот пример чередования шаров: деревянный, металлический, войлочный, мраморный, металлический, деревянный, мраморный, войлочный. Работу лучше начинать с деревянных шаров, т.к. это ощущение более всего знакомо ребенку. Далее – по контрасту.

Психолог говорит: «Мы будем искать одинаковые по тепловым ощущениям шары». (Нельзя говорить, что мы ищем шары «одинаковой температуры», т.к. ВСЕ наши шары имеют одну и ту же температуру (комнатную). Мы ощущаем (нам кажется), что одни из них теплее, а другие холоднее только из-за их различной теплопроводности. Для первого показа можно ограничиться 3 – 4 парами шаров.

Ладонью (или основанием ладони – чуть ниже центра) левой руки психолог касается левого деревянного шара и несколько секунд держит ее на нем. Затем ладони обеих рук кладет на стол для нормализации температурных ощущений и повторяет то же самое правой рукой. Важно не держать ладонь на шаре долго, чтоб шары не нагрелись. Психолог говорит: «Я ищу такой же теплый шар». Он снова ладонью левой руки касается деревянного шара, а ладонью правой руки касается соседнего металлического шара и сравнивает тепловые ощущения. Так как они разные, психолог кладет ладони на стол для выравнивания тепловых ощущений. Далее ладонь левой руки опять касается левого деревянного шара, а правая рука касается поочередно шаров, двигаясь слева направо. Как только пара найдена, одинаковые по ощущениям шары откладываются вместе в сторону. Теперь пару ищут к самому левому шару. Когда все пары найдены, шары можно убрать в ящик. В данном случае контроль ошибок может осуществлять сам ребенок – шары можно различить визуально.

7. Релаксация «Солнышко»:

- «Представь себе, что солнышко греет тебе лоб, нос, щеки, подбородок,губы.» Ребенок легкими движениями поглаживает эти части лица.

8.Прощание.

Занятие 3.

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, пиктограммы эмоций, картинки с изображением животных, картинки для сравнения, картинки с изображением детей в различных эмоциональных состояниях, массажный мяч,  альбом для рисования и карандаши, деревянная коробка с выдвижной крышкой с 9 сенсорными элементами с разной текстурой поверхности, коврик для релаксации.

1.Приветствие.

2.Пальчиковая гимнастика:

- упражнение «Лимон» :

-Представь себе, что в правой руке лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимай как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуй, как напряжена правая рука. «Брось лимон» и расслабь руку.

-То же самое делаем левой рукой, а затем обеими руками одновременно.

3.Эмоциональная гимнастика:

- «Соотнеси картинку и пиктограмму» (радость-веселый ребенок; грусть-грустный ребенок и т.д.)

- «Соотнеси пиктограмму и слово» ( психолог называет эмоцию- ребенок показывает соответствующую пиктограмму и наоборот)

-Ребенок по просьбе психолога изображает различные эмоции

4.Упражнение «Что изменилось?»

-Психолог просит ребенка нарисовать на отдельных листах  ель, дом, человек, цветок, заяц. К каждому рисунку что-то добавляет ( ель-солнышко, дом-дерево и т. д.). После каждого дорисовывания спрашивает: «Что изменилось?)

5.Упражнение «Подбери и назови»

-Психолог беспорядочно раскладывает изображения животных и их детенышей. Ребенок должен упорядочить картинки и назвать всех животных и их детенышей.

6.Игра "Подбери пару"  

 Коробка приносится на стол или ковер. Психолог подбирает парные элементы для двух комплектов (для первого раза желательно подобрать наиболее контрастные элементы). Проводя кончиками пальцев по поверхности каждого элемента, психолог формирует один комплект (пары к этому комплекту остаются лежать в беспорядке перед ребенком). Психолог предлагает ребенку построить свой комплект, расположив элементы в том же порядке. Для этого сперва нужно потрогать первый слева элемент в ряду психолога и, прикасаясь к разложенным на столе элементам, найти такой же. Положить его перед собой слева. Далее, аналогично находятся остальные парные элементы. Контроль ошибок – тактильный и визуальный.

7. Релаксация.

-Упражнение «Шалтай- болтай» и отдых в позе « звезды».

8.Прощание.

Занятие 4

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух,  набор из 10 ящиков (18×19×11 см) из 12мм фанеры с откидной передней шторкой и 10 съемных дисков, установленных в углублении на верхней стороне ящиков. Текстура внутренней поверхности ящиков различна и совпадает с текстурой поверхности съемных дисков, коврик для релаксации, массажный мяч.

1.Приветствие.

2.Упражнение на воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами  (выполнятся стоя). Психолог выполняет, ребенок повторяет :

-2-левая нога, 2-правая нога, 3-хлопка в ладоши

-1-правая нога, 3-хлопка в ладоши, 2-левая нога

-4-хлопка в ладоши, 1-левая нога, 2- правая нога

3.Эмоциональная гимнастика:

-Упражнение «Делай, как я». Психолог изображает эмоцию, ребенок делает так же и называет эту эмоцию.

-Беседа : «Когда ты грустишь? , радуешься? и т.д. При затруднении психолог проговаривает  вместе /за ребенка.

4.Упражнение на развитие невербальной коммуникации «Передай предмет». Психолог, делая интонационные ударения (выделено) просит ребенка изобразить соответствующие действия и эмоции:

-Поставь на стол стеклянную вазу.

-Возьми мягкую игрушку и положи ее на стул.

- Возьми мячик и положи его под стул.

-Подними тяжелое ведро и переставь его на другое место.

-Подними воздушный шарик и отпусти его.

Вывод: разные предметы требуют от нас разных телодвижений.

5. Упражнение на понимание сложных временных конструкций «Когда это бывает?» Психолог задает вопрос, ребенок отвечает ( при затруднении используется зрительная опора).

-Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

-Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает…

-Пусты поля, мокнет земля, лист опадает…

-Снег на полях, лед на реках, иней сверкает…

-В каком порядке были названы времена года? Повтори (разложи картинки).

6.Тактильная игра «Пощупай рукой, определи ногой»

 Для первой презентации лучше выбрать 3-5 ящиков с наиболее контрастной внутренней структурой. Ящики переносятся на рабочий стол или коврик. Съемный диск на ящике по текстуре соответствует внутренней поверхности ящика. Психолог предлагает ребенку пощупать внутреннюю поверхность ящика, поверхность диска на ящике и сделать вывод, что поверхности одинаковы. Аналогично – со всеми выбранными ящиками. После этого психолог снимает диски с ящиков и, перемешав, раскладывает рядом с ящиками. Он предлагает ребенку, ощупав поверхность внутри ящика, найти соответствующий диск, нащупав его ногой. Для контроля ошибок можно сравнить визуально диск и внутреннюю поверхность ящика.

7.Релаксация «Море» (выполняется лежа на спине в расслабленной позе с закрытыми глазами).

Ты отправляешься в приятное путешествие. Ногам и спине комфортно, приятные тепло и тяжесть наполняют руки. Рассвет. Пляж. Перед тобой прозрачное море. Ты можешь вдохнуть и ощутить запах моря. Кругом тишина, в которой постепенно начинают появляться какие-то звуки. Это щебечут птицы или шуршат волны.Далеко из-за горизонта появляются первые лучи солнца. Оно медленно поднимается из воды, и на воде появляетс дорожка мерцающего света, ведущая к самому солнцу. Вода очень приятная, и , если хочешь, можешь войти в воду. Можно плыть , и это легко, как если бы вода сама держала тебя. Можно лечь на спину и почувствовать, как вода покачивает тебя. Иногда так бывает, когда плывешь на надувном матрасе. Вокруг воздух становится все теплее, наполняется солнечным светом. Ты ощущаешь свободу и энергию… А теперь возьми с собой свободу и энергию и   возвращайся из путешествия.

         8.Прощание.

Занятие 5

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, коврик для релаксации, массажный мяч, плоские геометрические фигуры, картинки с изображениями людей различных профессий, рычажные весы из лакированного дерева (длина 50 см, высота 12 см). На обеих сторонах рычага имеется по три лунки точно по размеру шариков. 12 шариков (диам. 4 см) из разных материалов – пенополистирола, воска, камня, резины, синтетического моха, пробки, картона, буковой и липовой древесины, войлока и фарфора, а также шерстяной клубок, уложенные в деревянную коробку (27×10,5×5,5 см) с выдвижной крышкой из оргстекла.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Запомни форму». Психолог раскладывает перед ребенком  плоские геометрические фигуры и просит назвать их. Затем ребенку завязывают глаза, фигуры перемешивают  и просят ощупать и назвать их. После этого ребенок открывает глаза и раскладывает фигуры в первоначальном порядке.

3.Эмоциональная гимнастика. Упражнение на понимание эмоционального состояния другого человека по жестам «Угадай, что я делаю? Сделай так же».

Психолог:

-Радостно прыгает, машет рукой, как бы говоря : «Привет»

-Машет рукой грустно, как бы прощаясь

- «Играет на пианино»

-«Поет»

- « Спит»

- «Танцует»

- «Пьет из чашки горячий чай»

4.Упражнение с мячом (выполняется стоя):

-Лови только месяцы весны ( психолог называет разные месяцы)

-Я называю месяц –ты -время года

-Лови только месяцы (психолог называет времена года, части суток и т.д.)

5.Беседа «Что делает этот человек? Кто он? Назови его профессию».

Психолог предъявляет ребенку по одной картинке с изображениями людей различных профессий. Ребенок отвечает на вопросы.

6. Развивающая игра «Уравновесим шары»

 Психолог говорит: «Посмотри, эти шары одинакового размера, как ты думаешь, одинаковые ли они по весу?» Для первого показа используются наиболее контрастные по весу шары, например, камень и пробка, бук и пенополистирол. Психолог берет два выбранных шара, взвешивает их на весу, передает ребенку и предлагает ему повторить движения. Далее спрашивает: «Как тебе кажется, шары одинаковые или разные?» Ребенок отвечает. «А какой шар тяжелее (легче)?» Можно спросить ребенка, почему он так думает. Далее психолог говорит, что шары разные по весу, потому что они сделаны из разного материала. Шары кладутся на стол, берут следующую пару и снова взвешивают на руках. На первом этапе достаточно простого взвешивания, чтобы ребенок сосредоточился на ощущениях. В следующий раз можно ввести названия материалов, из которых сделаны шары: «резина», «шерсть», «камень». Для введения понятий очень удобно использовать так называемый «3-х ступенчатый урок». Первая ступень – ребенка знакомят с понятием, которое должно соединиться с сенсорным представлением. Взрослый показывает (дает в руки) ребенку изучаемый объект, в данном случае каменный шар и говорит: «Это камень (шар из камня)», затем дает в руки другой шар и говорит: «это резина (шар из резины)». Вторая ступень дает ребенку возможность распознать нужный предмет по названию. Взрослый просит: «Покажи мне шар из камня, покажи мне шар из резины». На этом этапе рекомендуется давать ребенку разнообразные задания для манипуляций с изучаемыми предметами, например: «Дай мне…, положи на пол …, отнеси на стол» и т.д. Чем большее количество действий ребенок сделает, тем крепче сенсорные впечатления соединятся с понятием. На третьей ступени ребенка спрашивают: «Это какой?». Если ребенок ошибся, ни в коем случае взрослый не указывает на ошибку, это означает, что пока данное понятие не связалось с сенсорным впечатлением и урок следует повторить снова через некоторое время. Такой урок очень эффективен при работе с любыми пособиями и понятиями и используется в работе с детьми с особыми нуждами.

В дальнейшей работе, ребенку предлагают использовать в работе рычажные весы. Помещая шарики в лунки на рычаге, меняя шары местами, дети приводят весы в равновесие.

7. Релаксация «Я очень хороший человек». Психолог проговаривает эту фразу сначала по одному слову, затем  целым предложением, ребенок

повторяет сразу же и с такой же интонацией и силой голоса, как и психолог

(шепотом, тихим голосом, громким голосом).

8.Прощание.

Занятие 6

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, коврик для релаксации, массажный мяч, плоские геометрические фигуры. картинки с изображениями детей с различными эмоциями, 16 полых покрытых цветных лаком кубиков (4×4×4 см) с различными наполнителями, которые при встряхивании кубиков издают разные звуки, уложены в деревянную коробку (19×19×6 см) с выдвижной крышкой из оргстекла. Одна из граней каждого кубика закреплена винтами, так что ее можно снять и поменять наполнитель.

 .

1.Приветствие. Упражнение «Комплименты».

-Психолог и ребенок говорят друг другу приятные слова.

2. Гимнастика для глаз:

-Ребенок следит глазами за движением руки психолога

-«Нарисуй глазами солнце».

- «Напиши глазами свое имя».

3.Эмоциональная гимнастика с элементами имитации действий:

- «Покажи, как ты:

Умываешься, кушаешь, причесываешься, делаешь уроки, грустишь, радуешься, спишь, медленно идешь, быстро бежишь».

4.Упражнение на активизацию мышления: «Угадай по описанию, кто это» (при затруднении можно использовать зрительную опору)

-мычит, жует

-лает, сторожит

-плавает, молчит

-скачет, ржет.

5.Упражнение на развитие зрительной памяти на лица «Запомни картинку».

Психолог предлагает ребенку рассмотреть картинки (по одной)

 с изображением лиц людей и ответить на вопрсы :

-Расскажи, кто (что) изображен на картинке?

-Какого цвета у него шапка?

- Куда смотрит мальчик? И т.д.

6. Игра «Запомни звук».

Игру проводят за столом или на коврике. Для первой игры лучше отобрать часть кубиков с наиболее контрастным звучанием – 3-4 пары. сихолог обращает внимание ребенка на коробку: «Смотри, какие красивые кубики. На вид они одинаковы, смотри, что мы будем делать.» Психолог открывает коробку, берет один кубик тремя пальцами (не зажимать в кулаке, чтобы не оглушать звук) и встряхивает несколько раз. Можно спросить ребенка: «Ты слышишь звук?» и предлагают ребенку самому встряхнуть кубик. После этого кубик ставят перед ним слева. «Мы будем искать кубик с точно таким же звуком», психолог берет из коробки другой кубик и встряхивает его. Можно встряхнуть по очереди у каждого уха. Кубик ставят справа от первого, берут первый, встряхивают его, пытаясь определить одинаково ли они звучат. Психолог спрашивает: «Эти кубики одинаково звучат?» Если шумы не одинаковы, то правый кубик отставляют на правый край стола, а из коробки достают новый кубик. Так продолжают делать, пока не будет найдена пара. Найденную пару с одинаковым шумом отставляют на левый край стола, а неподходящие кубики возвращают в коробку. Далее ищут пары описанным выше способом. Когда все пары найдены, проводится контроль ошибок. Берется ближайшая пара, по очереди встряхиваются кубики, а потом смотрят на содержимое кубиков через прозрачную крышку. Кубики убирают в коробку.

7. Релаксация «Воздушный шар»

Представь себе, что ты– воздушный шарик, очень красивый и весёлый. Тебя надувают и ты становишься всё легче и легче. Все твое тело становится лёгким, невесомым. И руки лёгкие, и ноги стали лёгкие, лёгкие. Воздушный шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает  шарик …(пауза – поглаживание ребенка). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Тебе легко, спокойно. Ты летишь туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Ты снова в этой комнате. Потянись и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнись своему шарику.

8.Прощание.

Занятие 7

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, коврик для релаксации, массажный мяч, 5 пар звучащих кукол из лакированной буковой древесины высотой 9,5 см каждая, 5 кукол с синими шапочками, 5 кукол с красными, уложены в деревянную коробку с крышкой из оргстекла.

 альбом для рисования и карандаши.

1.Приветствие.

2.Самомассаж: «Скульптор».

- Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.

Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.

Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.

Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.

Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» нос.

3.Эмоциональная гимнастика: упражнение на подражание интонации.

Психолог предлагает ребенку повторить фразы с такой же интонацией:

-Здравствуй. Я рад тебя видеть.

-Как ты смог это сделать?

-Вот это да!

-Я тебя не понимаю…

-Я боюсь…

4.Упражнение на переключение и концентрацию внимания  на звуке собственного голоса.

-Громко, вслух пересчитай все предметы вокруг.

-Кто считал предметы?

-Где ты считал предметы?

5.Упражнение «Дорисуй».

Психолог предлагает ребенку дорисовать  каккие-либо элементы (круг, треугольник, линия, зигзаг и т.д.), чтобы получился предмет. Каждый предмет анализируется ( для чего нужен, какого может быть цвета, где его можно встретить и т.д.)

6. Игра " Звучащие куклы"

 Первая презентация игры, в целом, аналогична игре «Запомни звук». Перед началом игры следует наклеить на донышки куклам цветные метки, одинаковые для пары кукол с одинаковым звучанием.

Коробка с куклами приносится на рабочий стол. Психолог открывает коробку, ее ставят посреди стола ближе к дальнему краю. Коробку открывают, сперва достают красные куклы по одной и ставят с левой стороны коробки вертикальным рядом (от дальнего края стола к ближнему). После этого достают синие куклы и так же выстраивают ряд. Психолог берет ближайшую красную куклу тремя пальцами: указательный и средний пальцы с одной стороны куклы, а большой палец – с другой, если ребенку трудно держать куклу тремя пальцами, то можно использовать безымянный и мизинец, можно  зажать куклу в кулаке, но при этом звук заметно оглушается. Психолог несколько раз встряхивает куклу, ставит ее на стол и предлагает ребенку повторить его действия. «Ты слышишь звук? Мы будем искать куклу с точно таким же звуком». Красная кукла ставится на стол, учитель берет куклу из синего ряда, снова встряхивает ее, стараясь определить одинаковые ли звуки. Затем по очереди встряхивают обе куклы. Можно встряхивать кукол то у одного, то у другого уха, так как иногда уши слышат по-разному. Важно – брать кукол в руку по очереди. Если звук не одинаковый, куклу с синей шапочкой ставят справа от синего ряда (на правый край стола), берут из синего ряда следующую куклу и повторяют процесс сравнения. Если звуки одинаковы, то пару кукол ставят вместе на левый край стола. Неподходящие куклы возвращают в синий ряд. Снова выбирается ближайшая кукла из красного ряда и ищут к ней пару из синего. Когда все пары найдены, проводят контроль ошибок. Психолог берет ближайшую пару кукол, по очереди встряхивает их, проверяя звук, а потом переворачивает, чтоб были видны цветные метки. «Смотри, метки одинаковые, значит мы правильно нашли пару». Таким образом проверяются все пары. По окончании работы куклы убирают в коробку и относят на место.

7. Релаксация «Облака».

Представь себе тёплый летний вечер. Ты лежишь  на траве и смотришь  на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, тебе тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом ты начинаешь медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Твои руки лёгкие, лёгкие, твои ноги лёгкие. все твое тело становится лёгким, как облачко. Вот ты подплываешь к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот ты уже лежишь на этом облаке, чувствуешь, как оно нежно гладит тебя, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание ребенка). Гладит …, поглаживает … Тебе  хорошо и приятно. Ты расслаблен и спокоен. Но вот облачко опустило тебя на полянку. Улыбнись своему облачку. Потянись и на счёт «три» открой глаза. Ты хорошо отдохнул  на облачке.

8.Прощание.

Занятие 8

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, коврик для релаксации, массажный мяч,  альбом для рисования и карандаши, цветные карточки,  пиктограммы с изображениями эмоций, сюжетная картинка ,песочница.

1.Приветствие.

2.Телесно-ориентированная игра с опорой на зрительный анализатор «Солдат-цапля-лягушка»:

- Психолог показывает:

- карточку красного цвета- ребенок марширует, как солдат,

-карточку желтого цвета-ребенок стоит на одной ноге, как цапля

-карточку синего цвета- ребенок прыгает, сидя на корточках, как лягушка

3.Эмоциональная гимнастика:

Психолог кладет изображения  различных эмоций на стол, поочередно называет слова, например: мальчик, город, остров и т.д. Ребенок должен придумать предложение с данным словом, учитывая выбранную им эмоцию и показать это эмоциональное состояние.

4.Упражнение на активизацию мышления «Проговаривание действий»

-Что бы ты ни делал, проговаривай свои действия, объясняя себе, зачем ты это делаешь:

-Я мою руки, потому что собираюсь обедать.

-Я дарю подарок маме, потому что у нее день рождения и т.д.

5.Беседа по сюжетной картинке:

-Кого ты видишь на картинке?

-Какое время года?

-Почему ты так думаешь?

-Что делает мальчик?

- Какое чувство он испытывает? Почему?

-Тебе нравится картинка? Почему? И т.д.

6.Песочная  игра. 
На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям

Психолог : Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А ты? (Ответы ребенка)

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуешь ты?
Далее педагог переворачивает свои руки ладонями вверх:

- Я перевернула руки, мои ощущения изменились

Теперь я по - другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?

Психолог : Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представь, что это проехала машина, санки или проползла змея

- Поставь ладонь на ребро и выполни те же движения

- Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем
- А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры

- Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками)

- Поиграем по поверхности песка как на пианино

- А теперь нарисуем с солнышко из отпечатков наших рук……
- Молодец, а сейчас нарисуй на песке свое настроение.

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья.

7. Релаксация  «Лентяй»

Сегодня ты много занимался, играл  и ,наверное устал.  Я предлагаю тебе немного полениться. Представь  себе, что ты - лентяй и нежишься  на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, ты дышишь легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё твое тело. Ты спокойно отдыхаешь, ты ленишься. Отдыхают твои руки, отдыхают твои ноги …(пауза – поглаживание ребенка). Отдыхают руки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё твое тело, тебе лень шевелиться, тебе приятно. Твое дыхание совершенно спокойно. Твои руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет тебя изнутри. Ты отдыхаешь, ты ленишься. Приятная лень разливается по всему телу. Ты наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит тебе силы и хорошее настроение. Потянись, сбрось с себя лень и на счёт «три» открой глаза. Ты чувствуешь  себя хорошо отдохнувшим, у тебя бодрое настроение.

8.Прощание.

Занятие 9

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, коврик для релаксации, массажный мяч, пиктограммы с изображениями эмоций, картинки с изображениями клоунов в различных эмоциональных состояниях, песочница

1.Приветствие.

2.Телесно-ориентированное упражнение «4 стихии»:

-психолог: «Земля»         -ребенок:  опускает руки вниз, произносит слово,                                                  

                                                           подходящее к слову «земля»                                            «Вода»                         -                     руки вперед+подходящее слово

                    «Огонь»               -                    круговые движения рук+ слово

                    «Воздух»   -                    руки вверх+ слово

3.Эмоциональная гимнастика: психолог показывает пиктограмму с эмоцией, ребенок изображает ее , называет, отвечает на вопросы: «Когда ты бываешь веселым, грустным, удивленным, испуганным?.

4.Упражнение «Клоуны». Психолог предлагает ребенку разложить серию картинок с изображением клоунов: от самого грустного до самого веселого.

5.Упражнение на активизацию мышления «Закончи предложение, ответь на вопросы»

- Перед тем, как прийти домой…

- Дети стояли по росту в ряду Последним стоял самый высокий. Первым стоял…

- Что (кто) выше: человек или дом?

- Что длится меньше, чем год, но больше, чем неделя?

- Когда день длиннее: зимой или летом?

6. Игра «Песочный круг».

Правила игры просты: ты можешь нарисовать любыми способами круг и украсить его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого нужно дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.
Так же можно украсить отпечатки своих ладоней, придумать историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит
Ребенок выполняет задание
Психолог хвалит ребенка и просит нарисовать на песке свое настроение.

7. Релаксация «Водопад»

Представь себе, что ты стоишь  возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Тебе  дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представь  себе, что ты стоишь под этим водопадом и почувствуй,  как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по твоим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание ребенка). А нежный свет течёт дальше по груди  …, по животу  … Пусть свет гладит твои руки, пальцы. Свет течёт  и по ногам,  и ты чувствуешь, как тело становится мягче и ты расслабляешься. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом ты всё сильнее расслабляешься. А теперь потянись и на счёт «три» открой глаза.  Волшебный свет наполнил тебя  свежими силами и энергией.

8.Прощание.

Занятие 10

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, коврик для релаксации, массажный мяч,  альбом для рисования, цветные карандаши, пенал и ручка, песочница.

   1.Приветствие.

2. Самомассаж лица  «Нос, умойся!» (выполняется совместно с ребенком)

- «Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

- «Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

- «Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

- «Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

-«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

- «Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

- «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

 - «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.

3.Эмоциональная гимнастика:

-  «Нарисуй одновременно двумя руками две веселые рожицы». То же самое просим сделать с закрытыми глазами.

-«Тебе понравились твои рисунки?» Покажи, как они тебе понравились  (ребенок показывает с помощью жеста или эмоции)

4.Упражнение на развитие пространственных представлений, умение выполнять словесную инструкцию «Ручка и пенал»:

-«Положи ручку: в пенал, на, под, над ,перед, за, слева, справа.

5.Упражнение на развитие умения ориентироваться в пространстве листа, переключение и распределение внимания «Проведи линию»:

- Не отрывая карандаш от бумаги, из центра листа проведи волнистую линию вверх, затем прямую линию в левый нижний угол, пунктирную линию в правый нижний угол, зигзагообразную линию вверх, спиралевидную линию влево».

6.Игра «Здравствуй, песок!» 

Ребенок различными способами дотрагивается до песка.

Психолог: Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?..
Ребенок (сухой, шершавый, мягкий)
Психолог: Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Послушай… Он с тобой здоровается. Ты все слышишь?.. Плохо слышишь, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом
Психолог: А давай его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями, как змейки побежали по песку пальчиками. Ты слышите, как он смеется?...

Психолог: Давай его погладим между ладонями. Возьми в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпусти. Еще раз давай его возьмем в руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!
 
 Психолог: Молодец, вот мы и развеселили песок! 

7. Релаксация «Спящий котёнок»

Представь  себе, что ты весёлый, озорной  котенок. Котенок  ходит, выгибает спинку, машет   хвостиком. Но вот котенок  устал…начал зевать,  ложится на коврик и засыпает. У котенка   равномерно поднимается и опускается живот, он  спокойно дышит (повторить 2 – 3 раза).

8.Прощание.

Занятие 11

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, коврик для релаксации, массажный мяч,  альбом для рисования, цветные карандаши, нарисованный на бумаге набор геометрических фигур, песочница, игрушки из киндер-сюрпризов, различные кисточки.

1.Приветствие.

2.Пальчиковая гимнастика:

Ребенок растирает пальцы каждой руки указательным и средним пальцами другой руки, сопровождая манипуляции словами:

Жил на свете Алладин,

У него был в лампе джинн.

 Чтоб позвать наружу джинна,

 Трем мы лампу Алладина.

3.Эмоциональная гимнастика:

Психолог просит ребенка имитировать действия и дает инструкцию:

"Покажи, как ты:

-прыгаешь на одной ноге

 -пишешь

-приседаешь

-делаешь гимнастику

-смеешься

-режешь бумагу

-пьешь чай

 -несешь тяжелую сумку

-быстро  говоришь

4. Упражнение на развитие умения предугадывать исход действия:

"Скажи, что будет, если

- на улице пройдет дождь

- съесть 3 пачки мороженого

- зимой не надеть на прогулку перчатки

- разбить любимую чашку мамы.

5.Зрительный диктант.

Психолог предлагает ребенку определенный набор нарисованных геометрических фигур, которые нужно запомнить и воспроизвести по памяти.

6.Игра "Поможем песочным гномам".

Психолог предлагает ребенку взять кисточку и аккуратно раскопать песочек во всех уголочках песочницы и и вызволить песочных гномов из темницы. Ребенок с помощью кисточки откапывает заранее  спрятанные в песке игрушки.

 Психолог: Я горжусь тобой! Ты так старался! Посмотри, как светятся у них глазки, они улыбаютсятебе! И ты улыбнись им в ответ .

7. Релаксация “Улыбка”.

Представь себе, что ты видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайся в ответ солнышку и почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Сделай это ещё раз и попробуй улыбнуться пошире. Растягиваются твои губы, напрягаются мышцы щек… Дыши и улыбайся…, твои руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

8.Прощание.

Занятие 12

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, коврик для релаксации, массажный мяч,  коробка с мягкими игрушками, песочница, записи активной и спокойной музыки.

1.Приветствие.

2.Двигательная гимнастика: "Тропинка".

Ребенок ходит по кругу. По команде :"Тропинка" останавливается, приседает, протягивая вперед руки. По команде :"Копна" останавливается, поднимает руки вверх, скрестив их над головой. По команде :"Кочки" останавливается, приседает, обхватив голову руками.

3.Эмоциональная гимнастика: упражнение "Качу мяч после того, как я на тебя посмотрела, а ты мне улыбнулся"(выполняется, сидя на полу). Взрослый называет эмоции радости, грусти, удивления, страха, злости, спокойствия.

 4.Упражнение "Туда-сюда". Взрослый быстро вынимает из коробки мягкие игрушки, не давая ребенку рассматривать их и передавать обратно и складывает на колени ребенка. Затем складывает таким же образом игрушки обратно. Суть : не допустить фокусировки на одном предмете, развивать переключение внимания, умение приглашать к общению, заранее настраиваться на действие, радоваться.

5. Упражнение "Ты и Я". Взрослый дотрагивается до какой-нибудь части своего тела, ребенок называет и показывает на себе и на взрослом.

6.Игра «Победитель злости». 

Звучит активная музыка

Психолог: Давай вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник?
 

Ребенок: (злой, не любит детей, нехороший)
 
 
 Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот 

Психолог: Это «шар-злюка». Теперь разрушь песочный шар и прогони злого волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар.
Психолог: Теперь медленно выровняй  поверхность песка руками. Давай положим ладошки на песок. Ты чувствуешь, что больше нет злого волшебника? Я тебя поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!
 

7. Релаксация "Солнышко и тучка".

Представь себе, что ты загораешь на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

8.Прощание.

Занятие 13

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, коврик для релаксации, массажный мяч,  картинки - фрукты и их контуры, песочница.

1.Приветствие.

2. Самомассаж для лица и шеи «Индеец».

 Представь, что ты индеец, наносящий боевую раскраску:

-«Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.

-«Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.

-«Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.

-«Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.

 3.Эмоциональная гимнастика "Хлопки-эмоции".

Психолог хлопает 1 раз-ребенок произносит слово "цветок" и улыбается, 2 раза-слово "жук" и удивляется, 3 раза-слово"дождик" и грустит.

4.Упражнение "Рисунки на спине и ладонях".

-Психолог рисует на спине ребенка геометрические фигуры, ребенок называет их.

-Психолог называет геометрическую фигуру, ребенок рисует ее на своей ладони.

5.Упражнение "Собери урожай фруктов".

Ребенок должен подобрать картинки с фруктами к их "домикам" (контурам).

6. Игра  «Узоры на песке»

Психолог: Посмотри, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру. Ты любите рисовать?..
 
Я надеюсь, что ты хорошо рисуете. Я предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давай нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Психолог рисует узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумай свой узор, рисунок.
Психолог: Замечательно! Тебе понравились узоры? 

7. Релаксация. "Пчелка".

Представь себе теплый, летний день. Подставь солнышку лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

8.Прощание.

Занятие 14

Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пух, коврик для релаксации, массажный мяч,  альбом для рисования и цветные карандаши, песочница.

1.Приветствие.

2.Пальчиковая гимнастика. Упражнение " Нарисуй".

Ребенок рисует в воздухе правой, затем левой, затем обеими руками одновременно солнце, цветок, домик.

3.Эмоциональная гимнастика "Бабочка".

Представь, что бабочка села тебе на лоб, удивись. Она села тебе на нос, рассердись. Она села тебе на подбородок, погрусти. А потом бабочка улетела, улыбнись.

4.Упражнение "Веселый танец".

- Станцуй бабочку, цветок, зайца, дерево.

5.Этюд "Тропинка".

-Покажи, как ты пройдешь через мостик, лужу, ручей, камни.

6.Упражнение "Дорисуй".

- Психолог предлагает ребенку дорисовать элементы на песке , чтоб получились различные предметы, а затем придумать про это сказку. При необходимости, помогает с придумыванием сказки.

7. Релаксация. "Качели".

Представь себе теплый, летний день. Твое лицо загорает, ласковое солнышко гладит тебя (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка   садится к тебе на брови. Она хочет покачаться ,как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

8.Прощание.

Приложение

 Тест "Несуществующее животное"

Эта методика, разработанная  М.З. Дукаревич, проста в проведении и позволяет выявлять различные личностные особенности испытуемых.

Инструкция. Перед ребенком кладут лист бумаги (горизонтально) и говорят: "Я хочу посмотреть, как ты умеешь придумывать, воображать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до тебя никто не придумывал. Его нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах"

Когда ребенок кончает рисовать, его просят придумать животному название. Название животного записывается в протоколе. После этого психолог говорит: "А теперь расскажи про его образ жизни. Как он живет?" Рассказ ребенка записывается по возможности дословно. Затем, если в рассказе отсутствуют соответствующие сведения, то задаются дополнительные вопросы:

  • Чем оно питается?
  • Где живет?
  • Чем оно обычно занимается?
  • А что любит делать больше всего?
  • А чего оно больше всего не любит?
  • Оно живет одно или с кем-нибудь еще?
  • Есть у него друзья? Кто?
  • А враги у него есть? Кто?
  • Почему они его враги?
  • Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится?
  • Какого оно размера?

Затем ребенку предлагают представить себе, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания.

Все ответы ребенка записываются в протокол по возможности дословно.

Анализ результатов. Прежде всего, нужно обратить внимание на размер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней трети - о заниженных. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о его собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части  листа, свидетельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданы. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ребенка, то есть о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не становятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успех в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Дети - авторы таких рисунков, нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, например, на то, как хорошо они что-то нарисовали или склеили, если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Такое поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, что он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, где от них требуют больших успехов во всех видах деятельности и послушания, что с трудом дается детям и приводит к занижению самооценки.

Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может располагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура - в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценивать себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на, чьих рисунках небольшая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется "агрессией от тревоги", весьма распространен как у  детей, так и у взрослых, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Об этом поведении сложилась известная поговорка: лучший метод защиты - нападение. Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. О подобных семейных отношениях говорилось при анализе результатов теста "Рисунок семьи", их рекомендуется сверить с результатами этого теста. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Это и порождает их демонстративное притязание на высокую оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены  в себе и в своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не занимаются, их не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать об инфантильности ребенка,  его стремления назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных или вертикальных линий. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности, а по вертикали - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии - и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, проявляющейся в результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

Рисунки животных, имеющих панцирь, броню т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круглых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, где ребенку хотелось бы оказаться - в прошлом или в будущем. Изображение ребенком антенн, проводов, биноклей и других подобных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ним связь.

Цветорисуночный тест оценки психических состояний старших дошкольников (адаптированный вариант)

Авторы: А.О. Прохоров и Г.Н. Генинг.  Модификация Данилова С.И.

Цель:                         диагностика психических состояний детей.

Оборудование:         лист белой бумаги, цветные карандаши (синий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, черный), набор цветных карандашей. На листе бумаги с правой стороны нарисован круг, разделенный на 8 секторов, левая сторона предназначена для рисунка).

Инструкция 1:        «Ребята! Перед вами бумага и карандаши. В  правом углу нарисован тортик для гномиков. Его надо сделать красивым и "вкусным" с помощью цветных карандашей, чтобы гномики съели его с удовольствием. Раскрашивайте каждый кусочек торта отдельным карандашом".

После того, как дети справились с заданием, дается

Инструкция 2:        «А теперь нарисуйте свое настроение с помощью рисунка: в виде чего вы могли бы представить свое настроение. Это могут быть разные предметы: солнце, мяч, цветок, дождь и т.д. Рисовать нужно на левой стороне листа и можно пользоваться любым карандашом».

Ключ к обработке результатов:

Все цвета круга делятся на 3 группы:

- положительный спектр - оранжевый, желтый, красный

 - отрицательный спектр - черный, синий, фиолетовый

- спокойный - зеленый

Подсчитывается цветовой показатель (ЦП) - это отношение числа цветов положительного спектра к числу цветов отрицательного. Если ЦП больше или равно единице, это рассматривается как положительный эмоциональный фон, если меньше единицы, то можно говорить о превышении отрицательного эмоционального фона, что рассматривается, как неблагоприятный фактор.

Цвет на рисунке

 Возможный рисунок

Состояние

Красный

Тетрадь

Парта

Доска

Школьные атрибуты

Активность (активация)

Красный, сочетания желтого и красного

Радуга

Новый год, елка

торт, мороженое

конфеты

подарок

горка

солнце

воздушные шары

Радость

Зеленый

Светофор

Машина

Телевизор

Беговая дорожка

Жонглер в цирке

Внимание, сосредоточенность

Розовый

Робот

Компьютер

Машинка

Принцесса

Кукла

Мечтание фантазирование

Черный

Дождь

Клякса

Ребенок сидит за столом

Утомление, усталость

Оранжевый

Цветы

Дети играют

Ребенок помогает старушке

Животные

Дружелюбие, доброжелательность

Желтый

Разбитая ваза

Ребенок с воспитательницей, мамой

Искренность

Голубой

Душ, бассейн, море

Бодрость

Синий

Скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука

Азарт

Синий

Дети с учительницей, со старшими

Уважение

Коричневый

Поле

Скорая помощь

Могилка

Ребенок упал

Мама гладит ребенка по голове

Сочувствие, сострадание

При обработке необходимо учесть особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка могут говорить о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности, а большие размеры часто говорят об обратном. Необходимо помнить, что динамическая структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», т.к. доминирующее значение может приобрести не один, а несколько компонентов психики.

Результаты подсчитывают индивидуально, также можно учесть эмоциональный фон в группе из расчета стандартных средних показателей.

Исследование, проведенное в динамике дня и недели, выявляет полную картину изменения эмоционального состояния у детей в связи с различными занятиями в детском саду.

 Кроме того, наблюдается зависимость между утомлением детей и их эмоциональным состоянием : увеличиваются цвета "грустного спектра", ухудшается качество штриховки ребенком секторов диагностического круга ( выход за пределы сектора, пробелы, незаконченные штриховки).

Анкета для педагогов.

1.  Общение со взрослыми:

        а) общительный;

        б) не очень общительный;

        в) замкнутый.

2.   Общение со сверстниками:

        а) общительный (предпочитает играть с детьми, а не один);

б) не очень общительный (одинаково успешно играет как один, так и с детьми);

в) замкнутый (предпочитает играть один).

3.   Лидерство:

        а) стремится выполнять только ведущие роли;

б) одинаково успешно выполняет как ведущие, так и второстепенные роли;

в) чаще подчиняется другим, выполняет второстепенные роли.

4.   Конфликтность:

        а) умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;

        б) конфликты с детьми возникают, но редко;

        в) часто конфликтует и дерется с другими детьми.

5.   Эмпатия:

        а) сочувствует другим детям, когда им плохо, жалеет их;

        б) только иногда выражает сочувствие;

        в) внешне никогда не выражает своего сочувствия.

6.   Агрессивность:

        а) часто обижает других детей, дерется;

        б) иногда бывает агрессивен;

        в) спокоен, совсем не дерется.

7.   Ранимость:

        а) очень обидчивый, ярко реагирует на замечание;

        б) не очень обидчивый;

        в) совсем не обидчивый.

8.   Правдивость:

        а) всегда говорит правду, никогда не обманывает;

        б) иногда говорит неправду;

        в) часто обманывает.

9.   Уверенность:

        а) уверенный, решительный;

        б) не очень уверенный;

        в) не уверенный.

10. Настроение:

        а) преобладает веселое, жизнерадостное настроение;

        б) в равной мере бывает веселым и недовольным;

        в) чаще недоволен окружающим, плаксив.

11. Упрямство:

        а) почти всегда послушен;

        б) в равной мере бывает послушным и не послушным;

        в) чаще бывает непослушным, упрямым.

12. Чувство вины:

        а) испытывает чувство вины, если совершил проступок;

        б) испытывает чувство вины, если проступок замечен взрослыми;

        в) не испытывает чувства вины.

Таблица к анкете для педагогов.

Группа № ___________                                                                                                                                                                        Лист № 1

Дата заполнения __________________

Ф.И. ребенка

общение со взрослыми

общение с детьми

лидерство

конфликт-ность

эмпатия

агрессив-ность

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

Таблица к анкете для педагогов.

Группа № ____________                                                                                                                                                                     Лист № 2

Дата заполнения __________________

Ф.И. ребенка

ранимость

правдивость

уверенность

настроение

упрямство

чувство вины

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Общие сведения о семье:
  1. Ф.И. и дата рождения ребенка
  2. Мать: Ф.И.О., возраст, образование, должность
  3. Отец: Ф.И.О., возраст, образование, должность
  4. Другие члены семьи
  5. Где воспитывался ребенок до поступления в дошкольное учреждение (с родителями, с бабушкой, посещал другой детский сад (обычный, круглосуточный))?
  6. Особенности развития ребенка в младенчестве:

а) Когда ребенок начал улыбаться взрослым ________ мес.

б) Когда начал отличать близких от чужих ________ мес.

в) Когда начал узнавать мать _________ мес.

г) Когда начал интересоваться игрушками _________ мес.

д) Сколько времени мог играть один (несколько минут, в пределах часа, значительно больше).

е) Преобладающее настроение ребенка (бодрое, спокойное, беспокойное).

до года

до двух лет

до трех лет

ж) Наблюдались ли трудности в поведении в три года

з)Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы.

  1. Какие игры, игрушки и материалы для занятий есть у ребенка?
  2. Где они хранятся? (есть ли специальное место?)
  3. С кем чаще остается ребенок дома?
  4. С кем он предпочитает играть?
  5. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку в том, что ему разрешают и запрещают?
  6. Какие меры воздействия на ребенка применяются (как ребенка поощряют, и как его наказывают)?
  7. Какие меры оказываются наиболее эффективными?
  8. Назовите любимые игры и книжки ребенка.
  9. Кого в семье ребенок больше слушается?
  10. С кем чаще капризничает?
  11. Назовите лучших друзей вашего ребенка
  1. Какие качества и особенности вашего ребенка вы цените больше всего
  2. От каких дурных привычек хотели бы его отучить
  3. Что делает ваш ребенок, когда сердится (ругается, упрекает, пытается ударить, плачет один, устраивает истерики, делает вид, что ему безразлично или поступает по-другому)
  4. Что делаете вы, когда ваш ребенок сердится на вас (исполняете его требования, отвлекаете его внимание чем-либо, ругаете или ведете себя как-нибудь иначе)
  5. Что беспокоит вас в вашем ребенке
  6. Какие качества и особенности вашего ребенка вы особенно цените?
  7. От каких дурных привычек хотели бы его отучить?
  8. Что беспокоит вас в вашем ребенке?

10. Дата заполнения анкеты

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В СВОБОДНОМ ОБЩЕНИИ

  1. Ф.И. ребенка, возраст __________________________________________
  2. Дата обследования ____________________________________________
  3. Режимный момент, в который проводилось наблюдение ____________
  4. Эмоциональное состояние ребенка на данный момент ______________
  5. Взаимодействие с другими детьми _______________________________

6. Реакция на ущемление своих интересов __________________________

7. Отношение к проступкам других ________________________________

8. Отношение к своим проступкам _________________________________

9. Реакция на замечание взрослого _________________________________

10. Выводы _____________________________________________________

11. Рекомендации _______________________________________________

 Список литературы.

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Владос, 2003
  2. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986.
  3. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — М., 1998.
  4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М.:ИНТ, 2010.
  5. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. — СПб., 2000.
  6. Лэндрет Г. и др. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. — М.; Воронеж, 2001.
  7. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М., 2004
  8. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М, 1997.
  9. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. — М., 2000.
  10. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. — М., 1992.
  11. Практикум по арттерапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб., 2000.
  12. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. — М.; Воронеж, 2000.
  13. Практическая психология в образовании / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1998.
  14. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова — СПб., 2000.
  15. Рубинштейн С Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.
  16. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. — М., 1986.
  17. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: Между травмой и надеждой. — М., 1995.
  18. Франкл В. Психотерапия на практике. — СПб., 1999.
  19. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. — М., 1999. — Т. 1.
  20. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. — М., 2001.
  21. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. — М., 2001.
  22. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. — М., 2001.
  23. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В.Лебединского — М., 1990.

[1] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.,1973.-с.369.12

[2] Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая тревожность и возрастная динамика.-М.:Воронеж, 2000.-с.34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская развивающая психолого-педагогическая программа "Тим и Ростик"

Представленная программа направлена на формирование психологического здоровья старших дошкольников и построена на основе целостного подхода к личности ребенка с учетом естественной динамики его ...

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ХРУСТАЛИКИ ДОБРА»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ«ХРУСТАЛИКИ ДОБРА»...

Конспект открытого занятия по развивающей психолого-педагогической программе «Сенсорно-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения обращаю...

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».

Настоящая  рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными гос...

Развивающая психолого-педагогическая программа "Познаю себя и мир"

Программа «Познаю себя и мир» создана на основе комплексных занятий для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста «Чувствуем, познаем, размышляем...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...