Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. В помощь молодому специалисту
статья на тему

Иванова Татьяна Геннадьевна

здоровьесберегающие технологии: методы, форма организации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии здоровьесбережения в ДОУ

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Образовательная область «физическое развитие» ФГОС ДО включает: «…становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)…»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Медико-профилактические - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Валеологического просвещения родителей - Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности. Знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

 

Здоровьесберегающие  образовательные технологии в детском саду - Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

 со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Воспитатель

физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Воспитатели, воспитатель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. 

Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С  младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки 

с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая, ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы 

во всех возрастных группах

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно-двигательного аппарата.

Воспитатели, воспитатель физического воспитания

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Воспитатели, воспитатель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин.со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. 

со старшего возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Музыкальный руководитель

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, психолог

Артикуляционная гимнастика

Психогимнастика

Формы организации здоровьесберегающей работы ДОУ:

  • Физкультурные занятия.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Подвижные игры.
  • Утренняя гимнастика.
  • Физкультминутки.
  • Бодрящая гимнастика после сна.
  • Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.
  • Физкультурные прогулки (в парк, на стадион).
  • Физкультурные досуги.
  • Спортивные праздники.

Утренняя гимнастика. Методика проведения.

Во время утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психологическую, эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой. Поэтому, на объяснения, и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения тратится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит от продолжительности утренней гимнастики

Первая младшая группа

4-5 мин

Вторая  младшая группа

5-6 мин

Средняя  группа

6-8 мин

Старшая группа

8-10

Подготовительная к школе группа

10-12 мин

На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психологическая нагрузка (внимание, память) всегда бывает умеренная.

Не менее важно проводить гимнастику эмоционально, используя различные приемы, музыкальное сопровождение.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят, бегают стайкой, врассыпную. Во вторую половину учебного года начинается перестроение в колонну или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используются в старших группах.

Для выполнения ОРУ детей 2 мл.гр. строят в круг, со средней группы перестраивают в колонну по три, по четыре, т.к. легче наблюдать за качеством выполнения ОРУ всеми детьми.

Группа

Перед выпол-ем

упражнений

Ходьба

Бег

Первая младшая группа 

Стайкой, врассыпную

Разные виды ходьбы в разном сочетании: обычная ходьба, на носках, на пятках, краях стоп.

Менять скорость ходьбы, направление

Врассыпную, стайкой

В колонне по одному, в разных направлениях

Вторая  младшая группа 

В колонну по одному, в шеренгу

Средняя  группа 

Старшая группа 

Подготовительная к школе группа 

Для предупреждения плоскостопия в каждом возрастном периоде даются разные виды ходьбы.

Группа

Прыжки

Построение  на ОРУ

Дозировка

Выполнение  ОРУ

Первая младшая группа 

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Применяется имитация

Стайкой, врассыпную

2 пол года –

в круг

3-4упр/4-5р

Показ, совместное выполнение

Вторая  младшая группа 

 в круг

4упр/4-5р

Средняя  группа 

Прыжки на одной, двух ногах, с продвижением

 в разных направлениях, перепрыгивание через предметы, прыжки могут чередоваться с полуприседанием, ходьбой

В колонну по три,

по четыре

4-5 упр/5-6 р

Называют упр-ие

Краткое объяснение

Старшая группа 

5-6 упр/6-8 р

Упр-ие выпол-ся по названию, показ хорошо выполняющего ребенка

Подготовительная к школе группа 

6-8 упр/8-10 р

В младших группах воспитатель выполняет ОРУ вместе с детьми.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его, а затем дает команду для И.п. и выполнения. Если возникают ошибки при выполнении, то указания на их устранение даются в ходе выполнения упр-ия. (Счет заменяется словами: РАЗ – присели, спина прямая. Чередование счета, слов-указаний и др.сигналов- движение руки вверх-вниз.)

В старшем возрасте дети могут выполнять упр-ия по названию. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку.

При выполнении ОРУ используется имитация во всех возрастных группах

Для детей младшего возраста комплексы строятся в сюжетной форме и на одном образе (птички, бабочки). Во 2 мл.гр. подражают разным образам в одном комплексе.

В ср гр. – только при выполнении некоторых упражнений, а в ст. возр- для выполнения отдельных элементов упр-ий.

В конце утренней гимнастики проводятся прыжки или подвижная игра. Затем ходьба, дыхательная гимнастика.

Физкультурное занятие

Типы занятий:

  1. смешанного характера – строевые и ОРУ, основные     движения и подвижные игры;
  2. игрового  характера – в каждой части игры подбираются игры с соответствующими движениями (в летнее время);
  3. сюжетного характера – подбираются упражнения и включаются в сюжет (путешествие).

Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части:

• вводную (18 % общего времени занятия) ;

• основную (67 % общего времени занятия) ;

• заключительная (15 % общего времени занятия) .

первой части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).

Вторая часть (основная) занятия наиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этом развивающемуся организму ребенка важно получать все виды упражнений. Это часть отличается наибольшей физической нагрузкой.

Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы. Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.

Общеразвивающие упражнения с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием играют с погремушкой, мячом, флажком, куклой. В упражнениях с предметами используются также имитационные упражнения («цыплята», «воробышки» и др.) .

В зависимости от того, какой инвентарь будет использован на занятии, воспитатель продумывает и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.

В основной части занятия используются игры большой подвижности, включающие движения, которые по возможности выполняются всеми детьми одновременно (бег, прыжки, метание, ползание и др., например: «Самолеты», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Лошадки».

Третья, заключительная часть  обычно включает различные виды ходьбы, бег, элементы спокойного танца, ОРУ для плечевого пояса, игры малой подвижности.

Это обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность.

Способ организации физкультурных занятий

Фронтальный способ – все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Воспитатель держит в поле зрения всех детей, делая указания. Одновременное выполнение повышает физическую нагрузку. ФСО применяется во всех частях занятия, в том числе и в основной части.

Групповой способ – дети делятся на несколько групп (2-4) и каждая получает отдельное задание. Затем группы меняются местами. Таким образом, каждая группа успевает позаниматься всеми видами упражнений. Воспитатель находится там, где нужна страховка (скамейка, метание, подлезание)

Индивидуальный способ -  ребенок выполняет упражнения по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения задания. Остальные дети наблюдают за исполнением. Этот способ применяется когда нужна страховка

Поточный способ – дети стоят в колонне по одному и непрерывным потоком выполняют упражнение.

РЕККОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

  • Гимнастику следует проводить в проветренном помещении.
  • Длительность гимнастики 7-15 минут.
  • В течении года желательно использовать различные варианты гимнастики

после дневного сна.

РАЗМИНКА В ПОСТЕЛИ И САМОММАСАЖ.

Последовательность действий.

1. Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей приятные, положительные эмоции.

2. Предложить детям потянуться.

3. Затем дети, лёжа в постели на спине, выполняют упражнения

 Повороты головы вправо, влево.

•  Лёгкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.

•  Разведение и сгибание рук.

•  Сгибание обеих ног, с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

•  Поднимание и опускание ног.

•  Движение ногами, как при езде на велосипеде.

• Упражнения дети могут выполнять из разных исходных положений: лёжа на спине, боку, животе; сидя.

4. Дети встают и переходят из спальни в группу, которая хорошо проветрена (17° - 19°) .

5. Затем выполняют в разном темпе несколько движений ( ходьба на месте, ходьба обычным, гимнастическим, скрестным шагом, ходьба постепенно переходящая в бег.

 6. После дети под музыку выполняют произвольные танцевальные движения.

7. Дыхательные упражнения.

ГИМНАСТИКА ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА

1. Ходьба и бег разных видов.

2. Выполняют:  3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы ( «лыжник», «гимнаст», «Цветок» и т.д.)  Или упражнения, объединённые в игровой сюжет: «Замушка-зима» (Упражнения: «Согреем плечи», «Лепка и кидание снежков», «Лыжник» и т.д. Дыхательная гимнастика : «Согреем ручки» и т.л.). Сюжеты можно подобрать разнообразные : «Зоопарк», « В лесу», «Турпоход» и т.п.  Или 1-2 подвижные игры.

 3. Дыхательные упражнения.

ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЁРОВ ИЛИ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ОСОБЕННОСТИ

Проводится в группе или в физкультурном зале.  Проводятся с детьми 5-7 лет, так как этот вид рассчитан на большую самостоятельность детей и на их достаточный двигательный опыт.  Разминка проводится со всеми детьми, далее дети делятся на пары или подгруппы и работают на тренажёрах.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

1. Разминка, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, например: ходьба на носках, руки за головой; ходьба на пятках, Куки на поясе; ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе, локти отведены назад; ходьба с перекатом с пятки на носок, в приседе, с выпадами и т.д.

2. Работа на тренажёрах ( диск «Здоровье», ролик, экспандер, беговая дорожка, велотренажёр и др). и спортивном комплексе ( канат, рукоход, верёвочная лестница, кольца, перекладина, стремянка). Упражнения на спортивном комплексе страхуются воспитателем и руководителем физического воспитания. Дети меняются местами на снарядах.

3. Ходьба, бег.

4. Дыхательные упражнения.

ГИМНАСТИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ МАССАЖНЫХ ДОРОЖЕК ОСОБЕННОСТИ  Массажную дорожку, массажеры для стоп можно расположить в спальне, группе, физкультурном зале.  Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики и кольца с шипами, пластмассовые коврики с шероховатой поверхностью, «змейка» и т.д.).  Этот инвентарь располагается так, чтобы дети могли одновременно выполнять движения, не мешая друг другу.  Дети занимаются босиком в одних трусиках.

 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

 1. Разные виды ходьбы и прыжков.

2. Непрерывный бег в среднем темпе в течение 1-3 минут – переход на шаг с дыхательными упражнениями.

3. Ходьба по массажным дорожкам; использование ножных массажёров.

После проведения любого вида гимнастики желательно проводить закаливающие процедуры.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ДОСУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ


1. Проводятся 1-2 раза в месяц 15-25мин в ср гр, 25-30 мин в ст, подгот гр
2. Включаются упражнения, освоенные детьми, в которых можно состязаться ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности

Н: пронести воду в чашке и не пролить воду

     С завязанными глазами найти погремушку

Физкультурные развлечения

  • подвижные игры
  • аттракционы
  • эстафеты

        Н: собрать разрезные картинки с изображением физических упражнений, отгадывание загадок, связанных с физвоспитанием

Последовательность проведения:

  • вечер начинается с загадок, ходьбы, ору
  • 1-2 подвижные игры
  • 2-3 аттракциона
  • спокойная игра, ходьба

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Проводятся 2-3 раза в год, содержанием являются одни упражнения.

Начинается с торжественного входа в зал, на площадку, выполняются строевые и ОРУ, основные движения.

Проводятся П/и, игры-эстафеты, сюрпризные моменты, танцы.

В конце праздника подводятся итоги, награждаются победители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

В помощь молодым специалистам.

Для педагога, желающего работать творчески, необходимо пересмотреть свою роль на занятии: из лидера, наставника, важной персоны он должен стать участником игры......

Музыкальное развитие детей.(В помощь молодым специалистам)

Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями....

Сценарий проведения занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Айболит спешит на помощь»

Методическая разработка физкультурно – оздоровительного   занятия   для детей старшего дошкольного возрастаСценарий проведения занятия с использованием здоровьесберегающих технолог...

Здоровьесберегающие технологии в совместной работе педагогов и специалистов ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Для о...

В помощь молодому специалисту

Основные показатели и описание показателей при постановке речевого диагноза...