Психологические экоэтюды, как эффективный способ развития здоровьесберегающих технологий
статья на тему

Глубокова Зоя Ивановна

В настоящее время состояние здоровья детей снижается уже в дошкольном возрасте.  И поэтому  поиск  методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях становится  в наши дни  актуально значимым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii.docx25.54 КБ
Файл prezentatsiya_o_psihoetyudah.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

«Психологические экоэтюды, как эффективный способ развития здоровьесберегающих технологий»

Глубокова Зоя Ивановна , воспитатель 1 категории МБДОУ

 детский сад «Светлячок», р. п. Шаранга

    1

  В настоящее время состояние здоровья детей снижается уже в дошкольном возрасте.  И поэтому  поиск  методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях становится  в наши дни  актуально значимым.

Охрана жизни и укрепление физического и психическогох здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Т.к. дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка.  

При современной «Скорости жизни» (телевидение, интернет…) родители и педагоги должны особенно стараться заботиться о психическом и социальном здоровье детей.  Обеспечивать  социально-эмоциональное благополучие ребенка.

2

Наш детский сад «Светлячок»  с этого учебного года начал работу в режиме  инновационной деятельности по теме «Возможности развития экологического сознания ребенка в образовательной области   «Физическая культура» под руководством  Коробовой Марии Владимировны,  преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста  по дошкольному воспитанию; старшего  научного сотрудника лаборатории проблем дошкольного образования ГОУ ДПО НИРО.

3

 Мы живем в рабочем поселке Шаранга, который  находится за  300 километров от города Нижний  Новгород.  Администрация Шарангского района уделяет большое внимание вопросам экологии.  Т.к. окультуренный ландшафт гармонизирует отношения личности с социоприродным окружением, воспитывает её. И как результат, наш район имеет медаль международного экологического фонда «Экологически чистый район», а в 2013г. занял 2 место на федеральном уровне в конкурсе «Самый благоустроенный посёлок». Живя в таком прекрасном месте мы, работники детского сада,  должны построить свою работу так, чтобы у наших воспитанников с раннего детства усвоилось убеждение бережного отношения к природе. Соприкасаясь с природой, дети должны удивляться, радоваться, любить и беречь природу. 

4

К эффективным способам развития здоровьесберегающих технологий относится «Психогимнастика», как система этюдов, направленных на формирование взглядов. Она  решает  вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка через интеграцию образовательных областей.

5

В ранних группах дошкольных учреждений дети изучают предметный мир, где можно наглядно показать «Это стул – на нём сидят, это стол – за ним едят…», но как  помочь детям эмоционально раскрепоститься или замкнутому ребёнку приобрести уверенность в себе? Если воспитатель в детском саду обратит на это пристальное внимание, это поможет решить ему многие задачи.

 Мы должны обеспечить эмоциональную комфортность и позитивно психологическое самочувствие детям, чтобы они могли свободно общаться со сверстниками и взрослыми, что очень важно для подготовки к школе.

6

Для развития этих и многих других качеств эффективно помогут этюды психологической экогимнастики – маленькие игры. При современных  ФГТ игра является ведущей деятельностью в детском саду. В концепции общего экологического образования нам важны не только общепедагогические  принципы, такие как гуманизм, научность, систематичность и др., но и специфические ( интеграция, взаимосвязанное раскрытие экопроблем  и путей их решения).

7

Тем  для этюдов большое множество и применить их можно как в ходе проведения НОД, так и в режимных моментах.  Детям всегда интересны любые перевоплощения, а здесь можно превратиться в  грустный осенний листок, весёлую снежинку или маленького зайчонка…

8

Экологическое  направление проходит через все виды деятельности детей  и оказывает всестороннее развития ребенка, формирует нравственные качества, экологически правильного поведения , вызывает положительные эмоции детей.

9

Эмоции ребенка проявляются, в первую очередь, при взаимодействии с яркими, интересными объектами, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

10

Например, при изучении темы «Осень» я использовала такой психоэтюд:

Осенний листочек.

Я листочек,  который оторвался  от веточки и упал под дерево. Мне так обидно, что другие листики висят на дереве, а я упал. Мне грустно и печально. Ой!!!  Поднялся лёгкий - тёплый ветерок, он поднял меня  высоко от земли  и закружил. Как  же весело кружиться и играть с ветерком!!! Ветер стих, ... и я упал на красивую лужайку... но ничего, я грустить не буду, тихонько полежу и подожду, когда же ветерок поиграет со мной и перенесёт на новое место!

11

При хорошо организованной работе, ребенок в образе этого листочка, сможет пережить чувства грусти, печали и радости. А выйдя на прогулку, он увидит те самые листочки, которым он был сам и возможно ребенок  начнет импровизировать и тут появится идея для нового этюда.

12

А если вспомнить, как после долгой зимы, весной расцветают  первые цветы и у детей сразу же появляется желание сорвать эти долгожданные первоцветы.

13

Но если ранней весной мы проведем психоэтюд на данную тему, то ребенок , увидев цветок, вспомнит о тех чувствах и переживаниях, которые он испытал, когда сам был «Цветком».

14

Играя, в такие небольшие игры, дети  учатся общаться не только с животными и растениями, но и  взаимодействовать с предметами неживой природы ("Солнышко - колоколнышко", "Волшебный камушек"...)

15

Всегда приятно видеть детей с любопытными, смышлеными глазами, входящих в удивительный мир природы и желающих знать, почему дует ветер, почему мокрая земля?..

16

Из практики, хочется добавить, что детям необходимо как можно больше читать, т.к. литературный материал незаменим в воспитательной работе, ведь

детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

17

Одним из важнейших условий экологического воспитания является организация предметно - развивающей среды. В каждой группе нашего д/с, в соответствии с САНПином и возрастом детей, создана среда способствующая формированию у детей элементов эк. культуры, эк. грамотного поведения.

18

Для проведения этюдов психогимнастики лучше применять не костюмы, а небольшие элементы, такие как манишка, накидка, шапочки, маски.

19

Если на улице, во время прогулки мы можем просто импровизировать, то для проведения игр в группе я приготовлю шапочки, маски и манишки…

20

В нашем саду формируется банк психологических  экоэтюдов.  Каждый воспитатель может придумать этюд на любую тему. Название этюда должно быть ярким, чтобы сразу можно было понять, о чем он. Текст, должен быть небольшим, но всегда от первого лица, чтобы ребенок мог на себе пережить чувства предложенные  в конкретном образе.

21

Наша задача заключается в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим, быть ответственным.
В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми.

 Дети с дошкольного возраста должны понимать, что от всех нас зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Причем это единство должно быть не только понятно, но и прочувствовано ребенком.

22

Мы считаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, только  если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.

Природа - великий учитель! Поэтому экологическое  воспитание тесно связано с нравственным, а это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе.

Спасибо за внимание!

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психологические экоэтюды, как эффективный способ развития здоровьесберегающих технологий» Глубокова Зоя Ивановна воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад «Светлячок», р. п. Шаранга 2013г.

Слайд 2

Экологический семинар во главе с научным руководителем Коробовой Марией Владимировной

Слайд 3

«Шаранга»

Слайд 4

Эффективный способ развития здоровьесберегающих технологий- психогимнастика .

Слайд 5

Психоэтюды помогут замкнутому ребёнку эмоционально раскрепоститься и приобрести уверенность в себе.

Слайд 6

Этюд: «Божья коровка»

Слайд 7

Психоэтюд «Зайчонок»

Слайд 8

Труд в природе

Слайд 9

Созрела тыква в огороде, Она по весу не легка. Её поднять не смог Володя: Уж очень тыква велика!

Слайд 10

Импровизируемые игры во время прогулки Индивидуальные занятия

Слайд 11

«Огород на подоконнике »

Слайд 12

«День берёзки»

Слайд 13

Театрализованные игры Бабочки и ромашка

Слайд 14

Ознакомление с природой Знакомство с аквариумными рыбками

Слайд 15

Подвижные игры

Слайд 16

Я желтенький утенок. мне так грустно и тоскливо. Мама не отпускает меня купаться в луже. Мне очень обидно! Ура!!! Мама передумала и разрешила мне идти гулять! Я плескаюсь в теплой лужице и шлепаю лапкой: шлёп,шлёп,шлёп!!! Мне так весело!.. Экоэтюд «Утёнок»

Слайд 17

«Белочки»

Слайд 18

Импровизация характерных действий персонажей

Слайд 19

«Три медведя»

Слайд 20

Картотека экологических мини-этюдов Весенний цветочек Солнечный зайчик Бабочка

Слайд 21

Игротерапия

Слайд 22

Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...

Проект "Развитие графомоторных навыков - эффективный способ развития у детей 6-7 лет ручной умелости"

В проекте описаны методы и приемы, способствующие развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...

Водное поло - как эффективная практика применения здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Игры на воде для детей в любом возрасте - это радость, они любят прыгать, брызгаться, предпочитают делать те двигательные действия, которые они уже умеют. Занятия в водной среде способствуют закаливан...