Балансировочная доска Бильгоу, как один из способов инновационных здоровьесберегающих технологий для всестороннего развития детей.
материал по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лазарева  Наталья Анатольевна

Из опыта работы с доской Бильгоу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doska_bilgou.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Балансировочная доска Бильгоу, как один из способов инновационных здоровьесберегающих технологий для всестороннего развития детей.

Лазарева Наталья Анатольевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №411» г. о. Самара

        Введение

        Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. 

        Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Физическое здоровье неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием.

        Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы, такие как гиперактивность, и речевые патологии

        Современных детей очень трудно чем-нибудь увлечь, удивить, заинтересовать. У них отмечается неусидчивость на занятиях, быстрая потеря интереса к трудной и рутинной ежедневной работе над своим развитием. Актуальным является применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления.  Нам, педагогам, приходится искать новые способы поддержания интереса у детей.

Теперь у нас появился один из помощников – балансировочная доска Бильглоу. Педагог из Америки Фрэнк Бильгоу, работая с плохо читающими детьми, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и улучшениями в навыках чтения. Он создал балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу.

Основная часть

Часто упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией. В последнее время стали считать, что мозжечок – это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия, движение глаз. Получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д.

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения. 

Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей моторике, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений на физкультурных занятиях, в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах.

Нарушение связи между мозжечком и лобными долями приводит к замедлению речевых и двигательных процессов. Решить эти проблемы и помогает стимуляция мозжечка посредством балансировочной доски Бильгоу.

Выполнение дошкольниками игр и упражнений на балансировочной доске Бильгоу решает ряд задач:

1. Улучшение координации, навыка балансирования, общей моторики, спортивных навыков.

2. Развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения.

3.Совершенствование речевых навыков.

4. Улучшение зрительно-моторной координации, и пространственной ориентировки.

Доска представляет собой плоскую доску с округлыми ножками. При попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия и в работе мозжечка у детей и взрослых. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышления.

В комплект входит сама доска Бильгоу и 10 предметов для работы по методике Бильгоу (мишень напольная, мешочки с крупой, кинезиологический мяч, каучуковые мячи и мяч-маятник, стойка с мишенями-целями) и используется блоками по принципу «от простого к сложному». Для этого есть карточки с заданиями разделенные на блоки. Каждый блок имеет свой цвет.

Основные блоки программы мозжечковой стимуляции с использованием комплекта. Комплекс упражнений на освоение балансира:

Комплекс упражнений с мешочками с крупой

Комплекс упражнений с мячом-маятником

Комплекс упражнений с цветной рейкой

Комплекс упражнений с набором мячиков

Комплекс упражнений с мишенью обратной связи

Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями

Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, мы часть упражнений отрабатывали на ровной поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

Основные принципы построения программы упражнений с применением балансировочного оборудования:

- от простого к сложному;

- оптимальная нагрузка;

- интуиция специалиста (от опыта специалиста зависит эффективность программы, определение  момента усложнения программы, отпитамасльного уровня);

- включение мотивации;

- вариативность упражнений;

- направление движения;

- целеполагание.

Итак, первый блок «Тело». Сначала выполняются простейшие упражнения на балансировочной доске.

Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук. Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку, удерживая при этом равновесие, при этом кто - нибудь страхует ребенка.

2 блок – упражнения с мешочками. Они разные по весу и наполняемости

- сначала ребенок, стоя на доске, ощупывает мешочек, догадываясь, что внутри. Пробует положить мешочки на доску, сохраняя равновесие. Потом уже ребенок подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками.

- ребенок держит мешочек в правой руке, подкидывает и ловит его левой рукой. Ребенок держит мешочки на плечах и произносит слог с автоматизируемым звуком. Затем поднимает руку вверх и произносит следующий слог.
- мешочек кидают ребенку. Он принимает их от взрослого или ребенка правой , левой или обеими руками.

Следующий блок «Мячи».

- сначала легкие задания, например ребенок подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук. Затем ребенок подкидывает мяч, хлопает в ладоши, называет слог/слово на заданный звук, ловит мяч.

- ребенок ударами мяча об пол, доску, стену, называет слово, делит его на слоги, ловит мяч двумя (одной) руками.
- ребенок ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, при этом называет слова или слоги на автоматизируемый звук.

- ребенок одновременно выполняет артикуляционные упражнения и раскачивается на доске.

- ребенок рассказывает стихотворный текст или чистоговорку, ловя мяч который кидает педагог

- перекрестное направление мяча друг другу, т.е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговаривает речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.

Следующий блок «Мяч – маятник». Это мяч, подвешенный к потолку.

- ребенок отбивает мяч ладошкой, ребром ладони, кулаком, локтем и при этом называет слово с закрепляемым звуком, либо работа направляется на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.

Еще один блок «Цветная планка – маятник».

- например, ребенок отбивает мяч - маятник одним цветом, или разными по сигналу педагога.

- ребенок отбивает мяч правым и левым концом планки, либо серединой.

- планку держит педагог, а ребенок по сигналу должен попасть мячом в определенный цвет на планке. Либо в середину планки, в левую, в правую стороны.

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ, выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП.

Специалисты утверждают, что мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, физкультурно- оздоровительных, занятий с психологом и т.д. Сам Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.

Полученные результаты использования доски: дети, которые проявляют неусидчивость, постоянно крутятся и качаются на стульях во время проговаривания речевых заданий, становятся заинтересованными в удержании равновесия на балансире, у них начинают работать не только крупные мышцы всего тела, но и мелкие мышцы, включая мышцы артикуляционного аппарата. Они начинают произносить звуки, слоги и слова с более четкими артикуляциями и более осознанно, включается контроль.

Вывод: проведенная работа подтвердила, что игровая физкультура по методике Ф. Бильгоу полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития связной речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.

При постоянной работе на балансире можно заметить много изменений. Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым. Все дети начинают лучше чувствовать свое тело, гораздо легче начинают ориентироваться в пространстве, многие делают шаг вперед в освоении самоката или велосипеда. Также ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь. А это то, что так необходимо и ребенку, и родителям. Ведь все заинтересованы в скорейшем результате.

Литература

  1. Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции.- http://www.sanatory-mashuk.ru/lechenie/kognitivnyy_centr/balansiruyuschaya_doska_bilgou/ (06.2021)
  2. Мозжечковая стимуляция. – Режим доступа: http: //psy37. ru/mozzhechkovaya- stimulyatsiya/
  3. Мозжечковая стимуляция (практика). – Режим доступа: http: //tomatis-spb. ru
  4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  5. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: Сфера, 2009. 

Балансировочная доска Бильгоу, как один из способов инновационных здоровьесберегающих технологий для всестороннего развития детей.

Игнатова В. М., инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад №411» г. о. Самара

Лазарева Наталья Анатольевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №411» г. о. Самара

Введение

        Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. 

        Актуальным является применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления. 

Теперь у нас появился один из помощников – балансировочная доска Бильглоу.

Основная часть

Часто упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией. В последнее время стали считать, что мозжечок – это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать.

Выполнение дошкольниками игр и упражнений на балансировочной доске Бильгоу решает ряд задач:

1. Улучшение координации, навыка балансирования, общей моторики, спортивных навыков.

2. Развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения.

3.Совершенствование речевых навыков.

4. Улучшение зрительно-моторной координации, и пространственной ориентировки.

В комплект входит сама доска Бильгоу и 10 предметов для работы по методике Бильгоу (мишень напольная, мешочки с крупой, кинезиологический мяч, каучуковые мячи и мяч-маятник, стойка с мишенями-целями) и используется блоками по принципу «от простого к сложному». Для этого есть карточки с заданиями разделенные на блоки. Каждый блок имеет свой цвет.

Основные блоки программы мозжечковой стимуляции с использованием комплекта. Комплекс упражнений на освоение балансира:

Комплекс упражнений с мешочками с крупой

Комплекс упражнений с мячом-маятником

Комплекс упражнений с цветной рейкой

Комплекс упражнений с набором мячиков

Комплекс упражнений с мишенью обратной связи

Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями

Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, мы часть упражнений отрабатывали на ровной поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

Основные принципы построения программы упражнений с применением балансировочного оборудования:

- от простого к сложному;

- оптимальная нагрузка;

- интуиция специалиста (от опыта специалиста зависит эффективность программы, определение  момента усложнения программы, оптимального уровня);

- включение мотивации;

- вариативность упражнений;

- направление движения;

- целеполагание.

При постоянной работе на балансире можно заметить много изменений. Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым.  Также ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь.

Литература

  1. Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции.- http://www.sanatory-mashuk.ru/lechenie/kognitivnyy_centr/balansiruyuschaya_doska_bilgou/ (06.2021)
  2. Мозжечковая стимуляция. – Режим доступа: http: //psy37. ru/mozzhechkovaya- stimulyatsiya/
  3. Мозжечковая стимуляция (практика). – Режим доступа: http: //tomatis-spb. ru
  4. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: Сфера, 2009. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребёнка и взрослого».

План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация вза...

«Малые формы инновационных здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей».

Мастер – класс.Цель мастер-класса: представление педагогам для изучения и применения в своей практике методику выполнения малых форм инновационных здоровьесберегающих технологий в физическом вос...

Конструкция для родителей Скалодром – инновационные технологии для всестороннего развития детей

Отношение к здоровому образу жизни и стремление к физической активности прививается ребенку в раннем возрасте. Для формирования интереса к спортивным занятиям и укрепления здоровья были разработаны ФГ...

Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии,позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и перерабо...

Скалодром, как нетрадиционная технология для всестороннего развития детей в дошкольном образовательном учреждении.

Скалодром,  как нетрадиционная  технология для всестороннего развития детей в дошкольном образовательном учреждении....

Информационно - практико-ориентированный проект «Балансировочная доска Бильгоу, как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе» в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.

Информационно - практико-ориентированный проект «Балансировочная доска Бильгоу, как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе» в старшей группе комбинированной направл...