Информационно - практико-ориентированный проект «Балансировочная доска Бильгоу, как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе» в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Информационно - практико-ориентированный проект «Балансировочная доска Бильгоу, как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе» в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ анамнестических данных детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

Воспитанники группы комбинированной направленности имеют различные отклонения в развитии это:

  • дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • дети с низким уровнем развития высших психических функций:
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (не сформиванность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.

Специалистам ДОУ справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Результативность коррекционной работы по вышеперечисленным проблемам составляют от 62 % до 70%.

Методы, направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать неотъемлемой частью целостной системы коррекции. Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг. Протекающие в нем процессы определяют качество развития. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, не сформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В это контекст представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогами, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего.

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

Цель: повышение интеллектуального и речевого уровня развития детей дошкольного возраста с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью инновационных технологий (мозжечковая стимуляция).

Задачи проекта:

 

  • Изучить и внедрить в коррекционную работу с детьми технологии мозжечковой стимуляции.
  • Разработать и внедрить новые инновационные направления коррекционной помощи детям в ДОУ.
  • Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
  • Объединить усилия родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса  оздоровления детей.
  • Повышать квалификацию специалистов ДОУ в области коррекции пограничных состояний дошкольников.
  • Проект опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребенком с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске).
  • В первую очередь, необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает как обучение. Он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, построить разнонаправленные мозговые связи - выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, развить самоконтроль и саморегуляцию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mozhechkovaya_stimulyatsiya_28_bez_prilozheniy.docx48.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Детский сад № 100 «Капитошка»

Информационно -   практико-ориентированный проект

«Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе» в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет

                                                

                                                Составители:

Белякова Наталья Владимировна, воспитатель

Шатрова Надежда Геннадьевна, воспитатель

Кремзер Инесса Валерьевна, учитель-логопед

Новосибирск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
  2. Постановка проблемы……………………………………………………3
  1. Цель проекта…………………………………………………………..3
  2. Задачи проекта………………………………………………………...3
  1. Методы реализации проекта……………………………………………..4
  1. Подготовительный этап……………………………………………….4
  2. Основной этап……………………………………………………...….5
  3. Заключительный этап…………………………………………………6
  1. Ожидаемые результаты…………………………………………………..7
  2. Оценка качества реализации проекта……………………………………8
  3. Материально-техническое обеспечение………………………………...9
  4. Используемые ресурсы………………………………………………….10

Приложения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ анамнестических данных детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

Воспитанники группы комбинированной направленности имеют различные отклонения в развитии это:

  • дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • дети с низким уровнем развития высших психических функций:
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (не сформиванность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.

Специалистам ДОУ справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Результативность коррекционной работы по вышеперечисленным проблемам составляют от 62 % до 70%.

Методы, направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать неотъемлемой частью целостной системы коррекции. Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг. Протекающие в нем процессы определяют качество развития. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, не сформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В это контекст представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогами, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего.

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Цель: повышение интеллектуального и речевого уровня развития детей дошкольного возраста с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью инновационных технологий (мозжечковая стимуляция).

Задачи проекта:

  • Изучить и внедрить в коррекционную работу с детьми технологии мозжечковой стимуляции.

  • Разработать и внедрить новые инновационные направления коррекционной помощи детям в ДОУ.
  • Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
  • Объединить усилия родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса  оздоровления детей.
  • Повышать квалификацию специалистов ДОУ в области коррекции пограничных состояний дошкольников.
  • Проект опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребенком с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске).
  • В первую очередь, необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает как обучение. Он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, построить разнонаправленные мозговые связи - выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, развить самоконтроль и саморегуляцию.


3.МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

3.1.Подготовительный этап

Вид деятельности

Срок

Ответственный

Изучить литературу по мозжечковой стимуляции, методы и приемы использования на коррекционных занятиях с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

01.09.2023г.

Воспитатели:

Белякова Н.В

Шатрова Н.Г.

Учитель-логопед,

Кремзер И.В.

Проанализировать состояние готовности ДОУ к внедрению и апробации инновационной методической системы, направленной на повышение речевого и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья (внутренний мониторинг).

04.09 по 15.09.2023

Воспитатели:

Белякова Н.В

Шатрова Н.Г.

Учитель-логопед,

Кремзер И.В.

Разработать инновационный проект (цель, задачи, проблема этапы выполнения, прогнозируемы результаты), определить его участников.

Воспитатели:

Белякова Н.В

Шатрова Н.Г.

Учитель-логопед,

Кремзер И.В.

Организовать положительную мотивацию и провести подготовку участников проекта к реализации поставленных задач.

Воспитатели:

Белякова Н.В

Шатрова Н.Г.

Учитель-логопед,

Кремзер И.В.

- Информирование и вовлечение родителей в проектную деятельность.

- Консультирование родителей по проведению проектной деятельности

- Подбор информационно-наглядного материала для стендов

01.09.2023г.

Воспитатели:

Белякова Н.В

Шатрова Н.Г.

Учитель-логопед,

Кремзер И.В

Подбор видео, аудио, игрового, литературного, музыкального, иллюстративного материала.

Воспитатели:

Белякова Н.В.

Шатрова Н.Г.

Учитель-логопед,

Кремзер И.В

родители


3.2. Основной этап

Деятельность проектной группы

Срок

Ответственный

Создать оптимальные условия для реализации системы коррекционной работы с воспитанниками ОВЗ в условиях ДОУ.

Воспитатели:

Белякова Н.В

Шатрова Н.Г.

Учитель-логопед,

Кремзер И.В

родители

Организовать деятельность в рамках проекта по теоретическому и практическому освоению педагогами современных педагогических технологий и методик;

Воспитатели:

Белякова Н.В

Шатрова Н.Г.

Учитель-логопед,

Кремзер И.В

родители

Промежуточные результаты реализации проекта.

Деятельность по реализации проекта ребенка с родителями:

- спортивный праздник

Приложение

Пополнение РППС в группе.

Приложение

По апрель

3.3..ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Повышение педагогической компетентности педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образования;
  • Предупреждение эмоционального истощения и профессионального выгорания педагогов;
  • Разработаны методические рекомендации по использованию разнообразных организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого  воспитанника с ОВЗ;
  • Наличие рекомендаций (буклетов, методичек, перечня учебно-методических пособий);

4.ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

По результатам игровой, продуктивной, практико-орентированной деятельности, можно сделать следующие выводы.

У детей произошли улучшения в:

  • Звукопроизношении;
  • Совершенствование артикуляционного аппарата;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Улучшение моторно-зрительной координации;
  • Улучшение концентрации внимания;
  • Развитие пространственного воображения;
  • Совершенствование равновесия и координацию движений, укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части, развитие двигательной и эмоциональной активности;
  • Развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой,  образной, а особенно двигательной и других;
  • Развитие восприятия устной и письменной речи;
  • Развитие интеллектуальных способностей;
  • Развитие математических и логических способностей;
  • Развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
  • Гармонизация эмоционально-волевой сферы;
  • Нормализация поведения.

У родителей:

  • Активное участие родителей в коррекционном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
  • Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель- родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

5.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование

Итого

Требуемые средства

Имеющиеся средства

Принтер-ксерокс

10 000

-

10 000

Фотоаппарат цифровой

25 000

-

25 000

Ноутбук

30 000

-

30 000

Канцелярские товары: цветная бумага, ножницы, клей,  гуашь, ватман, фломастеры   и другие

7000

-

7000

Фотопечать

4 500

-

-

Художественная литература,

25 000

-

Набор кинезиологическихи каучуковых мячиков

Сенсорные мешочки

Балансировочная доска

3500

Мяч-маятник

Напольная мишень

Стойка с мишенями-целями

Всего:

101 500

72 000


6.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Аршинова        И.А.        Гимнастика        для        мозжечка:        что        нужно        детям.- https://medaboutme.ru/articles/gimnastika_dlya_mozzhechka_chto_nuzhno_detyam/(06.2021)
  2. Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции.- http://www.sanatory- mashuk.ru/lechenie/kognitivnyy_centr/balansiruyuschaya_doska_bilgou/ (06.2021)
  3. Балансировочная доска Бильгоу: мозжечковая стимуляция.- https://stopautism.ru/доска- бильгоу-баланс/ (12.2020)
  4. Бехтерев В.М. О связи так называемых периферических органов равновесия с мозжечком. Опыты с перерезкой ножек мозжечка. СПб.:Русская медицина, 1884. 30с.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 159 с.
  6. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http://virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html
  7. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004. С.111133.

5. Клоссовский Б.Н. Циркуляция крови в мозгу. М.: Медицинская литература, 1951. 356 с.

  1. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /В книге «Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности». М.: Наука, 1980. С.114-124.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
  3. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка //Вопросы психологии. 1962. №3. С.13-19.
  4. Методическое пособие: Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса.URL: https://доскабильгоу.рф
  5. Мозжечковая        стимуляция        (теория)        [Электронный        ресурс].        –        Режим        доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (12/2020)
  6. Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tomatis- spb.ru(12/2020)
  7. Мозжечковая стимуляция специальный комплекс упражнений. https://mederia.ru/blog/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (12.2020)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно-тематический план составлен на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций для детей с ТНР Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосовец, Л. ...

Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии,позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и перерабо...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...