Информационно - практико-ориентированный проект «Балансировочная доска Бильгоу, как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе» в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Информационно - практико-ориентированный проект «Балансировочная доска Бильгоу, как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе» в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ анамнестических данных детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.
Воспитанники группы комбинированной направленности имеют различные отклонения в развитии это:
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
- дети с низким уровнем развития высших психических функций:
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (не сформиванность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);
- дети с задержкой психического развития;
- дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.
Специалистам ДОУ справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Результативность коррекционной работы по вышеперечисленным проблемам составляют от 62 % до 70%.
Методы, направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать неотъемлемой частью целостной системы коррекции. Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг. Протекающие в нем процессы определяют качество развития. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, не сформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В это контекст представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогами, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего.
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Цель: повышение интеллектуального и речевого уровня развития детей дошкольного возраста с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью инновационных технологий (мозжечковая стимуляция).
Задачи проекта:
- Изучить и внедрить в коррекционную работу с детьми технологии мозжечковой стимуляции.
- Разработать и внедрить новые инновационные направления коррекционной помощи детям в ДОУ.
- Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
- Объединить усилия родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей.
- Повышать квалификацию специалистов ДОУ в области коррекции пограничных состояний дошкольников.
- Проект опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребенком с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске).
- В первую очередь, необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает как обучение. Он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, построить разнонаправленные мозговые связи - выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, развить самоконтроль и саморегуляцию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Детский сад № 100 «Капитошка»
Информационно - практико-ориентированный проект
«Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе» в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет
Составители:
Белякова Наталья Владимировна, воспитатель
Шатрова Надежда Геннадьевна, воспитатель
Кремзер Инесса Валерьевна, учитель-логопед
Новосибирск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Приложения |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ анамнестических данных детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.
Воспитанники группы комбинированной направленности имеют различные отклонения в развитии это:
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
- дети с низким уровнем развития высших психических функций:
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (не сформиванность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);
- дети с задержкой психического развития;
- дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.
Специалистам ДОУ справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Результативность коррекционной работы по вышеперечисленным проблемам составляют от 62 % до 70%.
Методы, направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать неотъемлемой частью целостной системы коррекции. Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг. Протекающие в нем процессы определяют качество развития. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, не сформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В это контекст представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогами, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего.
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Цель: повышение интеллектуального и речевого уровня развития детей дошкольного возраста с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью инновационных технологий (мозжечковая стимуляция).
Задачи проекта:
Изучить и внедрить в коррекционную работу с детьми технологии мозжечковой стимуляции.
- Разработать и внедрить новые инновационные направления коррекционной помощи детям в ДОУ.
- Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
- Объединить усилия родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей.
- Повышать квалификацию специалистов ДОУ в области коррекции пограничных состояний дошкольников.
- Проект опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребенком с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске).
- В первую очередь, необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает как обучение. Он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, построить разнонаправленные мозговые связи - выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, развить самоконтроль и саморегуляцию.
3.МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
3.1.Подготовительный этап
Вид деятельности | Срок | Ответственный |
Изучить литературу по мозжечковой стимуляции, методы и приемы использования на коррекционных занятиях с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. | 01.09.2023г. | Воспитатели: Белякова Н.В Шатрова Н.Г. Учитель-логопед, Кремзер И.В. |
Проанализировать состояние готовности ДОУ к внедрению и апробации инновационной методической системы, направленной на повышение речевого и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья (внутренний мониторинг). | 04.09 по 15.09.2023 | Воспитатели: Белякова Н.В Шатрова Н.Г. Учитель-логопед, Кремзер И.В. |
Разработать инновационный проект (цель, задачи, проблема этапы выполнения, прогнозируемы результаты), определить его участников. | Воспитатели: Белякова Н.В Шатрова Н.Г. Учитель-логопед, Кремзер И.В. | |
Организовать положительную мотивацию и провести подготовку участников проекта к реализации поставленных задач. | Воспитатели: Белякова Н.В Шатрова Н.Г. Учитель-логопед, Кремзер И.В. | |
- Информирование и вовлечение родителей в проектную деятельность. - Консультирование родителей по проведению проектной деятельности - Подбор информационно-наглядного материала для стендов | 01.09.2023г. | Воспитатели: Белякова Н.В Шатрова Н.Г. Учитель-логопед, Кремзер И.В |
Подбор видео, аудио, игрового, литературного, музыкального, иллюстративного материала. | Воспитатели: Белякова Н.В. Шатрова Н.Г. Учитель-логопед, Кремзер И.В родители |
3.2. Основной этап
Деятельность проектной группы | Срок | Ответственный |
Создать оптимальные условия для реализации системы коррекционной работы с воспитанниками ОВЗ в условиях ДОУ. | Воспитатели: Белякова Н.В Шатрова Н.Г. Учитель-логопед, Кремзер И.В родители | |
Организовать деятельность в рамках проекта по теоретическому и практическому освоению педагогами современных педагогических технологий и методик; | Воспитатели: Белякова Н.В Шатрова Н.Г. Учитель-логопед, Кремзер И.В родители | |
Промежуточные результаты реализации проекта. | ||
Деятельность по реализации проекта ребенка с родителями: - спортивный праздник Приложение | ||
Пополнение РППС в группе. Приложение | По апрель |
3.3..ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повышение педагогической компетентности педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образования;
- Предупреждение эмоционального истощения и профессионального выгорания педагогов;
- Разработаны методические рекомендации по использованию разнообразных организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого воспитанника с ОВЗ;
- Наличие рекомендаций (буклетов, методичек, перечня учебно-методических пособий);
4.ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
По результатам игровой, продуктивной, практико-орентированной деятельности, можно сделать следующие выводы.
У детей произошли улучшения в:
- Звукопроизношении;
- Совершенствование артикуляционного аппарата;
- Формирование грамматического строя речи;
- Улучшение моторно-зрительной координации;
- Улучшение концентрации внимания;
- Развитие пространственного воображения;
- Совершенствование равновесия и координацию движений, укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части, развитие двигательной и эмоциональной активности;
- Развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
- Развитие восприятия устной и письменной речи;
- Развитие интеллектуальных способностей;
- Развитие математических и логических способностей;
- Развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
- Гармонизация эмоционально-волевой сферы;
- Нормализация поведения.
У родителей:
- Активное участие родителей в коррекционном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель- родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
5.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование | Итого | Требуемые средства | Имеющиеся средства |
Принтер-ксерокс | 10 000 | - | 10 000 |
Фотоаппарат цифровой | 25 000 | - | 25 000 |
Ноутбук | 30 000 | - | 30 000 |
Канцелярские товары: цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, ватман, фломастеры и другие | 7000 | - | 7000 |
Фотопечать | 4 500 | - | - |
Художественная литература, | 25 000 | - | |
Набор кинезиологическихи каучуковых мячиков | |||
Сенсорные мешочки | |||
Балансировочная доска | 3500 | ||
Мяч-маятник | |||
Напольная мишень | |||
Стойка с мишенями-целями | |||
Всего: | 101 500 | 72 000 |
6.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ
- Аршинова И.А. Гимнастика для мозжечка: что нужно детям.- https://medaboutme.ru/articles/gimnastika_dlya_mozzhechka_chto_nuzhno_detyam/(06.2021)
- Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции.- http://www.sanatory- mashuk.ru/lechenie/kognitivnyy_centr/balansiruyuschaya_doska_bilgou/ (06.2021)
- Балансировочная доска Бильгоу: мозжечковая стимуляция.- https://stopautism.ru/доска- бильгоу-баланс/ (12.2020)
- Бехтерев В.М. О связи так называемых периферических органов равновесия с мозжечком. Опыты с перерезкой ножек мозжечка. СПб.:Русская медицина, 1884. 30с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 159 с.
- Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http://virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html
- Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004. С.111133.
5. Клоссовский Б.Н. Циркуляция крови в мозгу. М.: Медицинская литература, 1951. 356 с.
- Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /В книге «Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности». М.: Наука, 1980. С.114-124.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
- Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка //Вопросы психологии. 1962. №3. С.13-19.
- Методическое пособие: Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса.URL: https://доскабильгоу.рф
- Мозжечковая стимуляция (теория) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (12/2020)
- Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tomatis- spb.ru(12/2020)
- Мозжечковая стимуляция специальный комплекс упражнений. https://mederia.ru/blog/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (12.2020)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Учебно-тематический план составлен на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций для детей с ТНР Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосовец, Л. ...

Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии,позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и перерабо...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»
Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»
Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»
Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...

Балансировочная доска Бильгоу, как один из способов инновационных здоровьесберегающих технологий для всестороннего развития детей.
Из опыта работы с доской Бильгоу...