Психологическое здоровье и эмоциональный комфорт дошкольника
консультация на тему

Тягунова Ирина Николаевна

Рассматриваются психологические проблемы детей дошкольного возраста, причины их возникновения, а также пути их предупреждения и даже коррекции для воспитателей и  родителей воспитанников детского с ада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon psihologicheskoe_zdorove_doshkolnikov.ppt2.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психологическое здоровье и эмоциональный комфорт дошкольника» (педагогические технологии работы с детьми)

Слайд 2

В теме «Психологическое здоровье и эмоциональный комфорт дошкольника» рассматриваются психологические проблемы детей дошкольного возраста, причины их возникновения, а также пути их предупреждения и даже коррекции для воспитателей и родителей воспитанников детского сада. Просмотр и изучение материалов презентации позволит воспитателям лучше разбираться в особенностях поведения детей, выявлять основные признаки поведения ребенка, видеть основную трудность в воспитании, ставить задачу (подзадачи) по устранению причин возникновения нарушенной модели поведения ребенка. Установить взаимодействие «воспитатель - родитель» для решения общей задачи: по корректировке поведения ребенка. Выработать единые ресурсы воздействия в формировании ребенком позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Слайд 3

1. Социально неуверенные дети Особенности проявлений: некоммуникабельность, застенчивость. Тихие, забитые, отстранённые от внешнего мира. Основные признаки: речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, с повтором одного слова или наоборот: громкая, быстрая, сбивчивая; рассказывает очень мало или молчит; не может назвать себя по имени; трудно расстается с родителями; играет в одиночестве; малоподвижен, старается быть незаметным; часто плаксив, апатичен; пониженная моторная активность; часто отводит глаза, смущенная улыбка; проявляет беспомощность в трудных ситуациях; не может адаптироваться в группе детского сада;

Слайд 4

Критерии, используемые для выявления застенчивых детей В поведении отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления (при встрече с незнакомыми людьми). Ребенок, с одной стороны, хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, но по мере приближения останавливается, возвращается назад или обходит нового человека стороной (Такое поведение называют амбивалентным). Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми. (При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт , который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении амбивалентных эмоций. Страх любых публичных выступлений , даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога на занятиях. Смущение вызывает у застенчивых дошкольников в проявлении себя в игре. Играя ведущую (главную) роль - замирают на месте, едва шевелят губами, смущенно-виновато смотрят. Проявляя желания, чувства, ведут себя сдержанно, испытывают напряжение и скованность. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Удача вдохновляет и успокаивает, но малейшее замечание тормозит деятельность и вызывает новый всплеск робости и смущения.

Слайд 5

Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми, связаны со сферой его собственного отношения к себе и восприятия отношения других. С одной стороны, ребенок имеет высокую общую самооценку , считает себя самым лучшим, а с другой- сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью фиксированности на своей личности. В ситуациях, когда ребенок перестает ждать оценки окружающих , застенчивый ребенок становится таким же открытым и общительным, как его незастенчивые ровесники.

Слайд 6

Основная трудность: Отсутствие п озитивного отношения к себе и к окружающему миру. Вывод: Социальная неуверенность детей создает барьеры для вхождения дошкольников в мир межличностных отношений со сверстниками. Задача педагога: Формировать у детей уверенность в себе и своих силах, развивать позитивное отношение к себе и к окружающему миру. Подзадача: Приобретение ребенком собственных побед и неудач; Формирование чувства собственной значимости; Формирование уверенности в способности к какому – либо виду деятельности; Присутствие убеждённости, что другие люди или детское сообщество его принимает.

Слайд 7

Особенности проявлений: острое переживание ущемленного Я. Н епризнанность, незамеченность . Основные признаки: демонстрация своей обиженности, с одной стороны. С другой - отказ от общения с обидчиком; молчание и уход в сторону; отказ от общения, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел; адекватный и неадекватный повод для проявления обиды; неадекватность источника обиды, как закономерная и неизбежная реакция и обидчивость (как устойчивая и деструктивная черта личности); сильные отрицательные эмоции: подавленность, беспомощность; восприятие успехов других детей, как собственное унижение и игнорирование себя; яркая установка на оценочное отношение к себе; 2. Обидчивые дети

Слайд 8

постоянное ожидание положительной оценки. Непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, любимости; имеет опосредованное отношение с кем дружит, например: «Дружит со мной, не делится со мной, не играет со мной» и пр. ( Когда у необидчивых детей преобладают описательные характеристики, например: «У моей подруги Насти длинные волосы, она добрая и хитрая, она часто обманывает воспитательницу»); ориентированы на положительное отношение к себе со стороны всех окружающих и требование от них постоянной демонстрации уважения, одобрения и признания; высокая оценочность высказываний, констатация оценки происходящего: «Вы плохие дети, я и сама с вами играть не буду». в конфликтной ситуации, а порой её инициируя, обидчивые дети не пытаются разрешить её, застревают в ней, погружаются в оценивание её участников. Осуждение других и оправдание себя, является важным, приносящим особое удовлетворение. напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя, фиксируется на себе. постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Эти «зеркала» позволяют видеть только самого себя, закрывая окружающий мир и других людей.

Слайд 9

Основная трудность: напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя. Видит то, чего на самом деле нет. Непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, любимости. Вывод: конфликтная форма межличностных отношений, препятствующая нормальному развитию личности. Задача педагога: Не позволять повышенную частоту проявлений обиды, что формирует в ребенке характер постоянно обиженного . Формировать у детей позитивное восприятие мира. Не позволять давать оценочных суждений. Подзадача: Не позволять обиженному приписыват ь другим детям неуважительное отношение к себе. (Внушение и переключение негативных эмоций на позитивное восприятие); Не позволять часто обижаться: обида может быть адекватной; 3. Не позволять испытывать сильные отрицательные эмоции к обидчику.

Слайд 10

3. Трудные дети: причины стойкого непослушания Трудные дети подразделяются на следующие категории: • дети с проблемами в общении; • дети с заторможенными или яркими эмоциональными реакциями (легковозбудимые, агрессивные или, напротив, пассивные и апатичные); • дети с неправильно сформированными волевыми качествами (слабохарактерные, безвольные, недисциплинированные, упрямые или своевольные); • дети с задержками умственного развития. Как правило, ребенок не появляется на свет «трудным», он становится таковым в процессе воздействия на него различных аспектов. Если малыш родился здоровым и в физическом, и в умственном плане, многое зависит от его родителей и педагогов – только они могут не допустить формирования «трудных» черт у ребенка.

Слайд 11

Особенности проявлений: особенно чувствительные и ранимые. Основные признаки: Борьба за внимание; Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки; Желание отомстить; Потеря веры в собственный успех. причина эмоциональная, а не рациональная; ребенок не получает нужного количества внимания: непослушание (сыплются замечания, неприятно, но внимание всё-таки получено: лучше такое, чем никакого); Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. А это: упрямство, своеволие, действия наперекор.. Смысл такого поведения для ребенка - право самому решать свои дела, и вообще показать, что он личность.

Слайд 12

Частые обиды детей на родителей: развод родителей, внимание к младшему, появление отчима в семье, послали к бабушке, положили в больницу, частые ссоры родителей, невыполненное обещание родителя, несправедливое наказание, резкое замечание. (В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо- пусть и вам будет тоже плохо!») Накопление горького опыта неудач и критики в свой адрес. Потеря ребенком уверенности в себе. (Смысл: «Нечего стараться, все равно ничего не получится (это в душе), а внешнее поведение: «Мне все равно», или «Пусть плохой!»)

Слайд 13

Основная трудность: упрямство, своеволие, действия наперекор Вывод: не допустить, чтобы ребенок стал трудным Задача педагога: Гармония в воспитании Подзадачи: 1 . Ребенок должен расти в атмосфере любви и взаимопонимания. Трудные дети с легкостью перенимают отрицательную модель поведения своих родителей, поэтому взрослым следует избегать неуважения и грубости в отношениях между собой. 2. Отвлекать ребенка от ненужных занятий, дети всегда должны быть заняты чем-то полезным. Вовлекать ребенка в интересные игры, спорт и пр. Родители, несмотря на хлопоты и постоянную занятость на работе, должны выделять время на общение с детьми – никакие материальные блага не способны заменить это. Именно поэтому в благополучных и обеспеченных семьях нередко встречаются «трудные» дети.

Слайд 14

3. Избегать чрезмерного баловства. Слепая любовь нередко превращает детей в избалованных и капризных. Ребенок должен знать цену своим поступкам, а преподносимые родителями подарки и поощрения не должны становится реакцией на его требования и капризы. 4. Наказания должны нести заслуженный и справедливый характер. Избегать применения физической силы, на трудных детей лучше воздействовать психологически, собственным поведением демонстрируя ему, как вести себя в тех или иных обстоятельствах. Необходимо, чтобы родители придерживались единой тактики воспитания, например, если ребенок наказан матерью, отцу не нужно подвергать сомнению справедливость этого наказания, в особенности при ребенке.

Слайд 15

4. Страхи детей * Особенности проявлений: боязнь и тревожность, ужас, испуг, опасения, беспокойство и волнение. Отказываются одни смотреть детскую передачу и т.д., когда стемнеет не идут на улицу, боятся спать одни в комнате. Боятся врачей, парикмахеров, боли, высоты, гигантских животных, чудовищ, злых сказочных персонажей, огня и пожара, смерти родителей, своей смерти, бандитов. Боятся остаться одни дома. Основные признаки: Эмоционально чувствительны и впечатлительны. Совершение большого количества лишних движений (суетливость), замолкание, замирание. Выраженное чувство волнения, беспокойства. Неразвитость групповых или социальных отношений. * Устранение отрицательных эмоциональных следов страха выполняются специалистами (психологами) по специальной программе.

Слайд 16

Критерии выявления детей: (Угрожающие стимулы, появление опасности) дети со страхами имеют тревожных родителей, индуцирующие, внушающие страх; дети, которые растут в атмосфере семейного психологического неблагополучия (конфликты, разводы); недополучение от родителей уверенности в своих силах; гиперсоциальная направленность личности одного из родителей (чаще матери): гипертрафированное чувство долга, обязанности, повышенной принципиальности, трудности компромиссов, поступающие излишне правильно, пунктуально выдерживающие режим дня, без конца читающие мораль, считающие детскую возню, смех и веселье пустым времяпрепровождением;

Слайд 17

незрелость чувства материнства (нежеланность ребенка, несвоевременность появления ребенка, несоответствие пола ожидаемому родителями); занятость отца, недостаточная включенность в воспитание ребенка. строгость, недоверчивость, раздражительность родителей; отсутствие чувства общности, единства с матерью (чувства «мы»); наличие в семье более благополучного ребенка (оправдывающий повышенные требования родителей). Последствия ситуации: Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность, замкнутость (отгороженность), уход в себя и свои проблемы, исключаются положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающая активность. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения , соответствующего полу (прежде всего у мальчиков). Отчасти это отражается и на девочках, поскольку им также требуется навык защиты себя от опасностей, что наиболее развито у представителей мужского рода.

Слайд 18

Семья Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем возрасте – это семья. Очень важно, чтобы родители старались помочь своему ребёнку приобрести собственный опыт побед и неудач. Такой опыт формирует у ребёнка осознанный, гармоничный выбор способов жизни. Для того чтобы ребёнок нормально развивался, ему необходимо находится в атмосфере любви и психологического благополучия. Если таких условий нет, то ребёнок испытывает негативное переживание. Ребёнок может его осознавать или не осознавать. Но в любом случае , такие условия будут отражаться на его развитии. Ребёнку необходима любовь окружающих его людей.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Слайд 20

Презентацию подготовила педагог-психолог И.Н. Тягунова Структурное подразделение №1 «Школа 2048» г. Москва 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума».

  В последние годы при том, что происходит активное реформирование системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы всё-таки не уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуально...

"Считалочки" как способ сохранения эмоционального комфорта дошкольников (авторский материал).

Представляем новое методическое пособие с авторскими считалочками. Стихотворный текст сопровождается иллюстрациями, выполненными юной художницей (победительницей муниципальных, краевых, зональных, все...

Тренинт для воспитателей "Создание благоприятного психологического микроклимата способствующего эмоциональному комфорту всех детей".

Цель: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям. Задачи: выработать позитивное отношение к ребенку; выработать эмоционал...

"Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума."

Статья о психологическом благополучии и эмоциональном комфорте детей дошкольного возраста при развитии музыкальности из опыта музыкального руководителя...

«Мобильный островок уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника»

Созданный островок  психологической разгрузки позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможность для развития познавательных процессов, речи и эмоц...

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...

"Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника""

quot;Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...