Главные вкладки

    Движение, как один из методов здоровьесберегающих технологий.
    консультация по теме

    Балбашова Елена Ивановна

    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dvizhenie.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Движение, как один из методов здоровьесберегающих технологий.

       «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для нашего организма, бесспорен. Но не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека, и как важно уже с дошкольного возраста приучать детей вести здоровый образ жизни.

           Достичь необходимого уровня интеллектуально - познавательного развития может только здоровый ребенок.

           В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России " О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

           Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Во многом здоровье ребенка обусловлено социально-экономическими, климатогеографическими и экологическими условиями. В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.

          Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям? 

          Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой   потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

           По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

            Работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей. Перед педагогами ДОУ, инструктором по физическому воспитанию встает ряд важных вопросов:

           Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми? Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам? Как заинтересовать детей, педагогов и родителей? Как сделать работу эффективной?

           Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей.

          Завышенные требования со стороны педагогов и родителей к уровню подготовленности к школе приводят к переутомлению, нервному перевозбуждению ребенка и формированию у него привычек малоподвижного образа жизни. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельная двигательная активность детей все более ограничивается и в детском саду и в семье. Становится тревожной тенденцией чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотрами телепередач и видеокассет, что значительно превышает во времени допустимые нормы.

          Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, осознанием общечеловеческих ценностей.

          Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является физкультурно-оздоровительное, без чего невозможно укрепить и сохранить здоровье детей. В основу  оздоровления и физического развития дошкольников положены современные научные технологии, способствующие развитию физической культуры и личностно – ориентированному здоровьесбережению ребенка.

          Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника. Повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.

          С этой целью двигательная активность детей может быть организована следующим образом:

    1.Физкультурно-оздоровительные занятия (ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры в помещении и на улице, гимнастика после сна, корригирующая гимнастика).

    2. Физкультурные занятия (в зале, на улице, на кружке).

    3.Физкульно-массовые занятия (физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники, игры-соревнования, олимпиады, спартакиады).

    4.Самостоятельная деятельность.

           Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.

           В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.

           Детям шестого года жизни доступно овладение сложными видами движений, способами и некоторыми элементами техники их выполнения. Во время ходьбы у большинства дошкольников этого возраста уже наблюдается согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в пространстве. Бег ребенка 5-6 лет отличается координацией движений, прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стремительностью.

           В результате многократных тренировок у ребят совершенствуется техника выполнения двигательных заданий разнообразными способами. Старшие дошкольники осваивают технику выполнения простых элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, теннис, хоккей, футбол). У ребят значительно улучшаются показатели ловкости: они овладевают более сложными координационными движениями (прыжки на батуте, ходьба и бег по наклонной доске и т.д.), быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений.

           К семи годам увеличивается гибкость, возрастает амплитуда движений, отмечается высокая подвижность суставов за счет эластичности мышц и  связок, отмечается значительный рост физической работоспособности и выносливости. Дети готовы к продолжительной двигательной активности низкой и средней интенсивности. Для ребят этого возраста характерна высокая потребность в двигательной активности, которая становится все более целенаправленной, зависимой от их эмоционального состояния и мотивации. Самостоятельность, уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутыми результатами в процессе преодоления трудностей являются хорошим стимулом для выполнения предлагаемых упражнений.

           На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств  происходит качественное преобразование моторной сферы детей. Они стремятся достичь положительного результата, осознанно выбрать наиболее подходящий способ решения двигательной задачи. При этом дети получают «мышечную радость».

           Все физкультурные занятия имеют игровой характер, который сочетается с заданиями, на развитие интеллектуальных способностей. Например, используются игры, основанные на знании основных видов движений, слуховые: например, на хлопок- прыжки, на свисток- бег змейкой, под бубен- ходьба по диагонали.

           Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей пяти-шести лет большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми.

           Практика показывает, что одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок и т.д.), значительное влияние в играх оказывает и общение между дошкольниками.

           Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям.  Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и формированию внимания. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно значительно повлиять на разнообразие их игр, не подавляя инициативы.

           Таким образом, целесообразный подбор и рационально использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствует развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логоритмика - один из видов здоровьесберегающих технологий.

    Логоритмика – система музыкально-двигательных, рече - двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.Включение логоритмических упражнений в м...

    Прогулка, как один из видов здоровьесберегающих технологий.

    Планирование прогулок в средней группе на весенний период....

    презентация "Логоритмика, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий"

    Логоритмика, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...

    «Закаливание, как один из методов здоровьесберегающих технологий»

    ВыступлениеНа Республиканской научно-практической конференции «Здоровьеберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития»На тему: «Закаливание, как один из методов здоровьесберегающих...

    Тестопластика, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий в ДОУ

    Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физической культуреиспользование разви...

    Статья "Релаксация как один из методов здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста"

    статья в сборнике материалов I Всероссийской научно-практической конференции работников дошкольного образования "Инновационные технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО&qu...

    Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста как один из методов здоровьесберегающих технологий

    Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется педагогом дошкольного учреждения  для коррекции эмоциональных  проблем у дошкольников....