Главные вкладки

    Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста как один из методов здоровьесберегающих технологий
    консультация (старшая группа) по теме

    Николаева Галина Викторовна

    Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется педагогом дошкольного учреждения  для коррекции эмоциональных  проблем у дошкольников. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Изотерапия в работе с  детьми дошкольного возраста как один из методов здоровьесберегающих технологий

    Г.В.Николаева, воспитатель МБДОУ №5

     Мценск, Орл. область

    Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из приоритетных в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. 

    Взоры многих современных исследователей всё больше обращаются в сторону различных видов искусства, в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных и оздоровительных  средств.

    На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. с помощью лечебно - оздоровительных технологий: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Новые технологии в воспитательно-образовательном процессе направлены на максимальное устранение негативных факторов в психологическом, биологическом, социальном развитии ребёнка и создание благотворного микро- и макроклимата.

    Сочетание соматического, психического, физического и нравственного здоровья в единстве образуют здоровье человека. Психологическое здоровье дошкольников в большей степени определяется его эмоциональным благополучием. Следовательно, эмоции, как положительные, так и отрицательные, влияют на общий психологический настрой ребенка и на его деятельность, а негативные - являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств [7]

         Арт-терапия как метод воздействия на эмоциональную сферу, позволяет решить комплекс задач и проблем по формированию эмоционального благополучия дошкольников.

    Термин «арт-терапия» (art - искусство, artterapy – терапия), буквально переводится как терапия искусством. Искусство представляется здесь как

    способ творческого самовыражения, рождающегося из наиболее значимых и личностно важных жизненных тем, которые способствуют возникновению важной взаимосвязи между жизненным и творческим опытом ребенка [1]

       Одним из методов арт-терапии является изотерапия. Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и в рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество. Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.).

    В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей.                          

    Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется педагогом дошкольного учреждения  для коррекции эмоциональных  проблем у дошкольников. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

    Изотерапия создает предпосылки для развития у ребенка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать  самое важное в учебном материале. Это дает возможность развития сильной воли и сбалансированной эмоциональной жизни, которая является предпосылкой способности критического мышления и устойчивой социальной позиции [5]

    Изотерапия  является  тренировкой движений пальцев и кистей рук в изобразительной деятельности является, важнейшим фактором развития речи ребенка; способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления .

    Эффективность применения метода изотерапии основывается на том, что он позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом:

     -скрытые переживания выражаются свободнее и легче;

     -неприятные или тяжелые волнения не воспринимаются, а преобразовываются в творчество;

     -появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них [6]

    Предлагаемые методы изотерапии вырабатывают цельность мировосприятия, активизируют эмоциональную сферу, делая ее более глубокой, насыщенной. Дети живут эмоциями и их основное занятие — игра. Именно через игру вместе с творчеством проще всего решать различные проблемы в поведении дошкольников: страхи, капризы и неуверенность в себе, проявлять свои переживания.

    «Рисовалки»

    Побороть свой страх можно с помощью рисования. Нарисуйте с малышом «Зубастую Коргану» или «Чудо-Юдо рогатое», а потом порвите их вместе с бумагой на мелкие клочки. Вся агрессия и накопившееся напряжение крохи выплеснутся на бумагу. Рисовать страх можно в несколько приемов, лучше красками. Объясните ребенку смысл рисования, но не обещайте мгновенного результата, страх не исчезнет сразу. По окончании обязательно похвалите, а по истечении нескольких дней предложите обсудить рисунок.

    «Лепилки».

     Хорошо успокаивает и расслабляет лепка из глины или пластилина. Вылепите с малышом Вредину-Зловредину, а потом разломайте ее на мелкие кусочки, из которых сразу же сделайте цветы.

    «Месилки»

     Замесите на пляже или в песочнице страшилку из песка. Сделайте ее пострашнее: рога, клыки, оскал, когти, копыта и пр. При помощи воды страшную рожицу превращайте в потешную. А перед этим можете рассказать будущему храбрецу о том, что таким точно способом однажды маленький мальчик уже победил свой страх.

      В своей работе с детьми мы применяем изотерапию. Дети приходят в детский сад с разным уровнем эмоционального состояния , и поэтому мы подобрали и систематизировали цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста по Н.О. Сучковой « Арттерапия с детьми из неблагополучных семей» [9]

    «Мелки – наперегонки». Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. Инструкция: ребенок в разном темпе (медленно – быстро) делает мелками штрихи на листе.

     «Разноцветные камушки». Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения. Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

     «Семья». Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

    Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

      «Мой страх». Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения. Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога. Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро. Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

      «Рисунок глиной». Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения. Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). Тема рисунка может меняться.

      «Свободный рисунок в круге». Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение. Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга).

       «Водный салют». Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения. Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

       Изотерапия для ребенка служит средством, которое помогает   разобраться в себе и в своих чувствах. Изотерапия для ребенка очень полезна, особенно если он не может сам просто рассказать о своих переживаниях.   Используя  изотерапию педагог дошкольного учреждения  может помочь малышу обрести гармонию с  окружающим миром и самим собой.

    Список использованной литературы:

    1. Арт-терапия / Под ред. А.И.Копытина.  -СПб.: Питер, 2001.

    2. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб., 2000.

    3. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций / Вестник МГУ, №4, 1995.

    4. Колягина В. Г., Овчар О. Н. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М., 2005.

    5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.- СПб.: Питер, 2002.

    6. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - Спб., 2008.

    7. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М. : Изд. центр  « Академия» 2001.

    8. Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.

    9.  Н. О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей –СПб.,2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста

    Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...

    «Закаливание, как один из методов здоровьесберегающих технологий»

    ВыступлениеНа Республиканской научно-практической конференции «Здоровьеберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития»На тему: «Закаливание, как один из методов здоровьесберегающих...

    Статья "Релаксация как один из методов здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста"

    статья в сборнике материалов I Всероссийской научно-практической конференции работников дошкольного образования "Инновационные технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО&qu...

    Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

    Елена Телегина Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5...

    Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ

    Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5–6 лет...

    Выступление из опыта работы " Гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий"

    Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки....