Прогулка!
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Синицына Мария Юрьевна

Конспект проведения прогулки!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка в подготовительной группе, как неотъемлемая часть системы воспитания и образования дошкольников

Введение ФГОС в дошкольное образование ставит перед педагогическим составом ДОУ новые требования. Являясь участниками образовательных отношений, мы создаём новую систему учебных и воспитывающих ситуаций (воспитательных воздействий, содержащих цель, содержание, способы, в соответствии с этим документом. Субъекты этих ситуаций – воспитатель и воспитанники. И нас должно связывать продуктивное взаимодействие в условиях различных видов деятельности на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду. Неотъемлемой, значимой частью этого времени является прогулка.

Прогулки детям дошкольного возраста совершенно, необходимы, так как они способствуют укреплению здоровья ребенка, физическому закаливанию детского организма. При регулярных прогулках организм ребенка становится более стойким в борьбе с различного рода заболеваний. Ребенок получает максимум удовольствия и пользы от прогулки, если его ничто не беспокоит. Поэтому необходимо учитывать ряд показаний: посещение туалета перед прогулкой, одежда по сезону, температурный режим, продолжительность прогулки. Всё это будет способствовать тому, что кругозор ребенка обогатится разнообразными впечатлениями, продолжится знакомство с внешним миром, дети научатся ориентироваться в новой обстановке вне стен помещения. Во время прогулки у нас появляется множество возможностей для всестороннего развития личности ребенка. Находясь на площадке, дети много двигаются, соответственно становятся более ловкими, подвижными, вырабатывают новые умения и навыки, укрепляется мышечная система, появляется аппетит, улучшается настроение, создается дружный коллектив. Но в силу своего возраста, дети сами не могут играть и познавать мир, воспитание и развитие возможно только под руководством воспитателя.

Как извлечь максимальную пользу от прогулки с учётом соблюдения всех требований. Прогулка не должна быть спонтанной деятельностью. Нужно чётко знать, чем мы займёмся на прогулке.

Вот примерный план – конспект прогулки в подготовительной группе компенсирующей направленности (лексическая тема «Весна»)

Какие цели может ставить перед собой воспитатель:

- формировать представления о весенних изменениях в природе;

- активизировать словарный запас по теме;

- воспитывать познавательный интерес, положительное отношение к природе;

- обеспечивать двигательную активность детей;

- формировать произвольность поведения.

Все мы знаем, что прогулка должна складываться из определённых этапов:

1. Организационный момент (детей надо заинтересовать, настроить на прогулку) .

2. Наблюдение – игра, исследовательская деятельность - для того, чтобы воспитывать умение видеть изменения в окружающем мире, устанавливать причины изменений, делать выводы. Дети накапливают чувственный опыт, развивается, внимание, наблюдательность, любознательность; дидактические задания стимулируют их умственные операции, идет быстрое пополнение словарного запаса. Задания надо подбирать разнообразные и в них всегда должны присутствовать игровые элементы тогда они будет способствовать развитию ребенка.

3. Подвижные игры - закрепляют двигательные навыки, умение играть с коллективом, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются нравственные качества.

4. Самостоятельная деятельность детей – находится под контролем воспитателя. Во время самостоятельных игр детей можно проводить индивидуальные игры с детьми, которые нуждаются в этом.

5. Труд - в процессе труда дети становятся более послушными, учатся работать в коллективе. Хорошо продуманная трудовая деятельность увлекает детей, они видят свои возможности и получают радость от результата. Появляются начальные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни

6. Индивидуальная работа – для совершенствования физических навыков.

7. Работа в дневнике наблюдений (после прогулки) - для закрепления всего полученного во время прогулки.

Примерные игры, задания на прогулке:

1. Организационный момент.

Загадка: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? » (Весной)

Сообщается цель прогулки: игра «Самый внимательный» - увидеть как можно больше признаков весны.

2. Игра – наблюдение «Назови примету» Активизация словаря.

Дети с воспитателем проходят по обычному маршруту прогулки (вокруг детского сада, на площадке для игр останавливаются для игры с мячом. Воспитатель бросает мяч ребёнку называет слово, например – день. Ребёнок, возвращая мяч - весной день стал длиннее.

Солнце – солнце стало сильнее пригревать.

Небо – небо высокое, чистое

Слова: сосулька, ручей, проталина, верба, ветер, одежда и т. д.

Воспитатель в ходе игры должен заострить внимание на той примете, которая вызвала затруднение, например: проталины – почему они появляются ит. д. Разнообразить игру можно сравнивая данное время года с другим (зимой)

3. Исследовательская деятельность детей: измерить глубину снега, в разных местах (открытых и защищённых) – поговорить с детьми, почему в закрытых местах снега больше и предположить, что появится на том месте, где снег неглубокий. Эта работа должна быть начата зимой.

4. Подвижные игры.

«Весенние тропинки»

Выбирается ведущий, остальные дети строятся за ним. Ведущий ведёт колонну по «тропинкам», используя различные движения. Все остальные должны их повторить. Задача ведущего – разнообразить движения: идти по «глубокому» снегу с высоким подниманием колен, перешагивать через «проталины». Могут быть весёлые задания: смена направления движения, по сигналу, ходьба «в темноте» - спиной вперёд, прыжки на одной ноге, бег змейкой и т. п.

«Волк и зайцы»

Выбирается волк (можно двух волков – усложнение в игре, белочка, остальные – зайцы. Все движения в словах игры, выполняются точно: «Играют в лесу зайчики, серые побегайчики. Скок – скок, скок – скок, прямо на лужок. Волк среди кустов пробирается, тихо – тихо подкрадывается. А зайчики не догадываются, прыгают, весне радуются. Тут пушистая белочка крикнула из – за ёлочки: «Убегайте, зайчики, волк идёт! » Зайцы убегают, волк ловит, белочка следит за тем, чтобы осаленные (пойманные) – отходили в сторону.

5. Труд.

Посыпать песком дорожки на участке малышей, убрать снег с веранды, помочь завести малышей и т. д.

6. Самостоятельные игры детей.

7. Индивидуальная работа:

Ходьба с высоким подниманием колен (Олень)

Широкий приставной шаг (Ходьба по узкому мостику)

Прыжки на месте с поворотом на 180 градусов (Ракета)

Упражнения с мячом.

Перед уходом с прогулки можно поиграть в игру: «Найди свою пару» - воспитатель называет примету пары: встань с девочкой, у которой красные перчатки и т. д.

Или поиграть в игру: «Вспомни»: Ко мне встанет тот, кто вспомнит 2-х зимующих птиц (дни недели, месяцы, времена года, примету весны и т. п.)

8. Работа в дневнике наблюдений: дети отражают наблюдения, игры, впечатления при помощи знаков – символов, которые придуманы совместно в начале года.

Все эти части структуры обязательны в прогулке они делают её более насыщенной и интересной. Выводы: правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Прогулка

Первые листья на деревьях.

Цель - повторить названия деревьев. Обсудить строение дерева (ствол, ветки, листья).

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть. Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы — круглые, мелкие. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки. На березе — сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно-зеленые. На тополе — блестящие, клейкие, темно-зеленые. Рассматривая почки, объяснить, что одни деревья просыпаются раньше, другие — позже. Рассказать о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Потрогать листочки, найти сходство и отличие. Наблюдать за ростом листочков. Наблюдать за посадкой деревьев и кустарников, перекопкой земли. Объяснить, зачем это делается.

Стихи:

Шумливые теплые ветры 
Весну на поля принесли. 
Сережки пушатся на вербе, 
Мохнатые, точно шмели. 
Я.Аким 

                               Дидактические игры

"Рассмотри и опиши" — дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения. Цель - закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе.

"Какой листок" — дети описывают предложенный воспитателем лист дерева. Цель - употребить в речи относительные прилагательные.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Выложить листики из камней. 
Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Очистить землю от старой листвы. Посадить дерево или кустарник. 
Допрыгни до листика (прыжки в высоту).

Подвижные игры

"Зевака". 

Цель - развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча.

Ход игры: Дети встают в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Тот, кто уронит мяч, встает в круг и по заданию детей выполняет 2—3 упражнения с мячом.

"Охотник".

 Цель - упражняться в бросании и метании мяча.

Ход игры. Одного выбирают "охотником", все остальные — "дичь". "Охотник" играет в мяч, остальные в этом время ходят по площадке. После 3—4 упражнений он кричит: "Дичь!" Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появится определенное количество помощников (3—5 чел.).

Прогулка

Зеленый ковер.

Цель - повторить признаки весны, строение травянистых растений.

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая. Воспитатель говорит: "Травушка-муравушка. Травка шелковая". Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце. Спросить, что у травки есть в земле, дышит ли она, питается ли. Какая по размеру бывает трава: высокая и низкая, широкая и узкая.

Стихи по теме:

Я по травке на лугу 
В белых тапочках бегу. 
А трава хорошая! 
Ну-ка, тапки сброшу я. 
Ой, трава щекочется — 
Мне смеяться хочется! 
О. Бедарев 

Дидактическая игра "Вершки и корешки"

Дети рассказывают о строении растения, предложенного воспитателем. Цель - повторить строение растений.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук "Выложи узор"

Выложить узор из травинок.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Очистить граблями участок от прошлогодних листьев и травы. 
Перепрыгнуть через нарисованную на траве дорожку (прыжки с места на двух ногах).

Подвижная игра "Стадо".

Цель - научиться быстро реагировать на сигнал.

Ход игры.

Выбирают "пастуха" и "волка" ("волк" в середине площадки). "Овцы" зовут пастуха:

"Пастушок, пастушок, 
Заиграй в рожок! 
Трава мягкая, 
Роса сладкая. 
Гони стадо в поле, 
Погулять на воле!"

По сигналу "пастуха" "Волк!" "овцы" бегут в "дом" на противоположную сторону площадки.

Прогулка

 Цветут деревья и кустарники.

Цель - познакомить детей с цветением деревьев и кустарников.

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. Понаблюдать за цветением тополя и березы: на деревьях нет еще листочков, но с ветвей свисают сережки. Куда деваются сережки? Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Стихи по теме:

Уж верба вся пушистая 
Раскинулась кругом. 
Опять весна душистая 
Повеяла крылом. 
А. Фет 
Залит солнцем день весенний, 
И сквозь окна светлые 
Смотрят в сад кусты сирени 
Тучкой фиолетовой. 
В. Жак 

Дидактические игры

"Найди дерево" — научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

"Угадай по описанию" — научить детей составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук "Выложи цветочек"

Из камней или пробок выложить цветок.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Смастерить из песка вазу для цветов. 
Прыжки вокруг дерева на двух ногах.

Подвижные игры

"Волшебный клад". 

Цель - уточнить знания детей о деревьях, кустах и цветущих растениях, развить пространственную ориентацию. 

Ход игры: Воспитатель объясняет задачу: "Найти волшебный квадрат можно, только отыскав записки, спрятанные в разных местах". Дети ищут.

Прогулка

 Солнышки на траве.

Цель - познакомить детей с первыми весенними цветами, их строением.

Ход прогулки

Наблюдение: Показать детям, как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики — первые весенние цветы. Рассмотреть части растения: стебель, листья, цветок. Сравнить одуванчик с мать-и-мачехой. Обратить внимание на чешуйки на стебле, которые потом разовьются в листья. Листья с одной стороны гладкие, с другой — шершавые. Рассказать о целебных свойствах мать-и-мачехи и одуванчика.

Стихи по теме:

Носит одуванчик 
Желтый сарафанчик. 
Подрастет — нарядится 
В беленькое платьице: 
Легкое, воздушное, 
Ветерку послушное. 
Е. Серова

Дидактические игры

"Придумай предложение" — воспитатель предлагает детям составить предложение из определенного набора слов. Цель - научить составлять предложение из заданных слов.

"Когда это бывает" — воспитатель описывает время года, дети определяют его. Цель - закрепить знания о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

"Сплети венок" — сплести из цветов венок.

Пальчиковая гимнастика "Цветок".

Вырос высокий цветок на поляне, Показать руками цветок. 
Утром весенним раскрыл лепестки.
 Развести пальцы рук. 
Всем лепесткам красоту и питание 
Движение пальцами вместе — врозь. 
Дружно дают под землей корешки. 
Ладони вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Н. Нищева

Труд и индивидуальные физические упражнения

Сбор выносного материала. 
Ходьба по ограниченной поверхности. (Не наступи на цветок.)

Подвижная игра "Змейка".

Цель - научить детей бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего.

Прогулка

 Наблюдаем за работой дворника.

Цель - продолжить наблюдения за работой дворника. Учить уважать труд взрослых и помогать им.

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника? Посмотреть, как дворник обрезает кусты. Объяснить, зачем он это делает. Предложить детям помочь очистить участок от срезанных веточек.

Стихи по теме:

Встанет дворник на заре, 
Все очистит во дворе 
И кусты обрежет сам. 
Красота на радость нам!

Загадки

Стоят в один ряд 
Острые пальчики, 
Цап-царапки. 
Подбирай охапки. 
(Грабли) 

Быстро грызет, 
Мелко жует, 
А сама не глотает. 
(Пила)

Железная сестрица 
Зубаста и остра: 
Ее и клен боится, 
И тополь, и сосна... 
И даже дуб боится 
Попасть на зуб сестрице. 
(Пила)

Скороговорка

Краб крабу сделал грабли. 
Подал грабли крабу краб: 
"Сено граблями, краб, грабь!"

Дидактическая игра "Кому что нужно для работы?".

Цель - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи — орудия труда, воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.

Упражнение "Назови одним словом".

Цель - закрепить обобщающие слова.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

"Собери из веточек веник".

Труд и индивидуальные физические упражнения

Помочь дворнику очистить участок. 
Отбивание мяча правой и левой рукой.

Подвижная игра "Шлепанки".

Цель - упражнять в отбивании мяча.

Ход игры:

Дети встают в круг. Выбирают водящего, считают до пяти: пятый — водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч об землю в его направлении. Тот, чье имя назвали, ловит мяч и отбивает его, стоя на месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более пяти. После отбивания игрок перебрасывает его водящему. Если игрок уронит мяч, то становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетная прогулка "НА ПРОГУЛКЕ"

Уточнить знание детей о птицах, об их повадках.Укреплять здоровье детей, всестороннее физическое рзвитие.-Возле елочки зеленойСкачут, каркают вороны:"КАР-КАР-КАР"-Тут собачка прибежалаИ ворон всех раз...

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая,  коммуникативная,  двигательна...

Конспект прогулки для 1 младшей группы "На прогулке с куклой Катей"

В данной конспекте отражены основные моменты работы с детьми на прогулке:это наблюдение за изменениями в  природе, труд, разминка, беседы с детьми о животных,подвижные и малоподвижые игры, индиви...

Сюжетно ролевые игры на прогулке. Конспект сюжетной прогулки «На прогулке»

Сюжетно ролевые игры на прогулке.Конспект  сюжетной прогулки«На прогулке» Тема: Сюжетная прогулка «На прогулке»Цель:•  Уточнить знание детей о птицах, об их пова...