«Обогащение сенсомоторного опыта ребёнка посредством инновационных технологий»
рабочая программа на тему

Мамыкина Ирина Ивановна

Детский точечный массаж является одним из методов работы по физическому, психическому и социальному  оздоровлению детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_sensorono-motornye_razvitie.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Обогащение сенсомоторного опыта ребёнка посредством инновационных технологий»

Актуальность:

Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Обогащение сенсорно- моторного опыта дошкольника через применение телесно- ориентировнных методов в работе с детьми в настоящее время является актуальной проблемой. Заметно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ. В начале 90-х годов подобные затруднения испытывали от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. За последние 5 лет количество таких детей выросло до 70%. Педагоги и родители обеспокоены не только возрастающими трудностями в обучении, но и увеличением количества детей с хроническими соматическими заболеваниями .

Цель:  Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение умственного развития.

  Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предусматривают, чтобы у ребенка была развита крупная и мелкая моторика; он был  подвижен, вынослив, владел основными движениями, мог контролировать их и управлять ими.. Педагоги обеспечивают условия для эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, учитывая его чувства и потребности. Пальчиковая гимнастика, Су- джок, точечный массаж, самомассаж, сенсорика являются наилучшими методами достижения этой задачи.  Точечный массаж самый элементарный, доступный для всех возрастов, эффективный вид  самопомощи своему организму.  Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Точечный массаж устраняет усталость, нормализует сон, повышает иммунитет.

1.Теоретическая часть

Процесс зарождения данного направления начался еще в глубокой древности. Впервые о нем заговорили на Востоке, а именно на территориях современного Китая, Кореи, Японии и Монголии.. Древние ученые утверждали, что если нарушается работа одного органа, значит, нормально функционировать перестают и все остальные органы и системы. По их мнению причиной  заболевание относили такие факторы как воду, так и эмоции, климатические условия, травмы, продукты питания, инфекции и т. п. Со временем ими были найдены локальные точки и установлена их взаимосвязь с отдельными органами и системами организма. В современной практике используются около 150. Поначалу на точки воздействовали полынной сигаретой, камнем, иглой и некоторыми другими предметами. На сегодняшний день на биологически активные точки чаще всего воздействуют кистью или пальцем.                  

Овладеть основными навыками точечного массажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Массаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс точечного массажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой точечного массаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный массаж показан всем детям от 1,5 лет и старше. В старшем дошкольном возрасте эту процедуру могут выполнять сами воспитанники под руководством мед. сестры или воспитателя.
В предэпидемический и эпидемический период заболеваемости ОРВИ и гриппом предпочтителен массаж с вьетнамским бальзамом «Золотая звезда». Исключение составляют дети с аллергической реакцией на данный препарат. При проведении процедуры смазывают кожу в области проекции точки массажа тонким слоем бальзама и втирают его кончиками 2 или 3 пальца а акупунктурные точки.

В список основных приемов массажа можно занести:

1. надавливание пальцем (в данном случае надавливание осуществляют подушечкой среднего либо большого пальца) либо ладонью;

2. легкое касание или непрерывное поглаживание;

 3. глубокое надавливание (при выполнении данной манипуляции под пальцем специалиста должна образоваться ямка небольших размеров).

Техника проведения точечного массажа предусматривает использование весьма разнообразных приемов, а именно:

1. Разминание или надавливание: осуществляется кончиком большого пальца либо 2-мя большими пальцами. В некоторых случаях выполняется и средним либо указательным пальцем. Движения являются круговыми вращательными и выполняются поначалу медленно и слабо, постепенно усиливая давления до тех пор, пока пациент не почувствует очень сильное давление в данной области. После этого надавливание сразу же ослабляют.

2. Захватывание «щипок»: данную манипуляцию осуществляют 3-мя пальцами правой кисти, а именно большим, средним и указательным. Ими захватывают кожу в месте месторасположения необходимой точки и собирают ее в складку. Затем складку разминают – вращают ее, сдавливают и т. п. Все движения рекомендуется выполнять очень быстро до тех пор, пока человек не почувствует онемение.

3. Поглаживание: осуществляется подушечкой среднего либо большого пальца. Движения являются вращательными. Данный прием используют чаще всего в области лица, рук, головы и шеи.

 4. «Укол»: осуществляется кончиком большого или указательного пальца, причем в быстром темпе.

5. Вибрация: данную манипуляцию выполняют средним либо большим пальцем. Палец от массируемой точки отрывать нельзя. Движения должны быть быстрыми колебательными. Данный прием позволяет как успокоить, так и взбудоражить пациента.

6. Успокаивающий вариант: производится глубоким, непрерывным и медленным надавливанием. Все движения являются вращательными и осуществляются равномерно, причем без сдвигания кожного покрова. Сила надавливания все время возрастает. В определенный момент наступает пауза, после чего опять вибрация.

 7. Тонизирующий вариант: в данном случае на каждую точку оказывается более сильное, но при этом кратковременное воздействие. Помимо этого специалист проводит и глубокое растирание с быстрым отниманием пальца после каждой манипуляции. Так повторяют 3 – 4 раза. В некоторых случаях проводят и прерывистую вибрацию. Тонизирующий вариант особенно полезен по утрам, так как ему свойственно повышать жизненный тонус.

 8. Растирание: проводят подушечкой среднего либо большого пальца по часовой стрелке. Данный прием в большинстве случаев используется после всех других приемов такого массажа.

 9. Тормозной вариант: его применяют при массировании детей, различных нарушениях процесса кровообращения, а также для расслабления мышц. При его проведении на каждую точку воздействуют около 1,5 минут.

Точечный массаж используется:

- для воздействия через биоактивные точки на внутренние органы, вызывая ощущения легкости, радости;

- для повышения функциональных возможностей организма;

- для снижения утомление и быстрого восстановления сил после физических и умственных нагрузок.

Во время проведения точечного массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение. Чаще используется воздействие на активные точки на подошве, пальцах ног, на голове, а также лице, ушах, дети успешно осуществляют самомассаж пальцев рук.

Осуществляя точечный массаж, ребенок может играть, лепить, разглаживать собственное тело, при этом воздействуя на весь организм.

Таким образом, в результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

Непременным условием при использовании здоровьесберегающих технологий является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Методика проведения
1. Массаж проводится 2-3 раза в день подушечкой концевой фаланги указательного или среднего пальца или двумя-тремя пальцами сразу, надавливая на кожу до появления незначительной болезненности.
2. Делаем 9 вращательных движений по часовой стрелке и 9 движений против, сдвигая кожу (как будто сверлим) относительно костной или мышечной ткани (2-3 оборота в секунду). Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 3-5 секунд.
3. Симметричные точки массируются с двух сторон одновременно.

Примечание
1. Во время проведения процедуры необходимо расслабиться, не разрешается разговаривать, все внимание сосредоточено на массаже (самомассаже). Дыхание ровное,свободное.
2. Дети среднего и старшего возраста при выполнении самомассажа сидят на стульчиках, ноги слегка расставлены, колени под прямым углом, позвоночник касается спинки_стула.
3. Допускается сочетание точечного массажа активных зон с общеоздоровитель-ным массажем.

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ- это эффективный метод профилактики и лечения болезней.

Этой не хитрой и довольно эффективной методике не более ста лет. Автором этой находки является корейский врач профессор Пак Чже Ву, который первым обнаружил и развил возможность с помощью специальных точек на людских ладонях и стопах лечить различные заболевания. По сути, он разгадал загадку природы и феномен точек здоровья на теле человека.

 «СУ» -кисть, «ДЖОК» -стопа. Кисти и стопы, благодаря Природе, подобны телу человека по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов, так как стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.


  Тело и его системы соответствия находятся в постоянном взаимодействии. При заболевании “сигнальная” волна направляется из пораженного органа или части тела в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние — точка становится резко болезненной. В момент стимуляции такой точки возникает “лечебная” волна, которая оказывает нормализующее влияние на заболевший орган.

    Приемы Су - Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно - логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.

 Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

 Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла, в течение 1 минуты. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга человека.

Стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук можно при помощи различных приспособлений (шариков, массажных мячиков, грецких орехов, колючих валиков).

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
Высокая эффективность — при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность — неправильное применение никогда не наносит вред — оно просто неэффективно.
Универсальность — Су-Джок терапию могут использовать как  педагоги в своей работе, так и родители в домашних условиях.

2.Практическая часть

В работе с детьми  мы используем точечный массаж для разных частей тела. Применяется комплекс упражнений.

3. Оценка эффективности точечного массажа.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

Область использования

  • НОД
  • игры
  • беседы
  • чтение художественной литературы
  • экспериментальная деятельность
  • дидактические игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • работа с родителями

Таким образом, мы , используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, в частности точечный массаж, способствует сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

К 5 – 7- ми годам у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка - дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для детей дошкольного возраста. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Как отмечал А.Н. Леонтьев, «психика не просто «проявляется» в движении, в известном смысле движение формирует психику. Л.С. Выготский и др. признают базовую роль сенсомоторного развития в дальнейшем формировании когнитивных способностей. Моторика является структурой двигательной сферы,  а движение является базисом для формирования высших психических функций — подобно тому, как характер является структурой психических функций.

 Вначале предпочтение должно быть отдано именно телесно-ориентированным (двигательным) методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим  взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Телесно-ориентированная психотерапия возникла и развивается как самостоятельное направление при работе со взрослой популяцией. Ее основными задачами являются: восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Личность ребенка, его сознание находятся в процессе развития. Двигательные упражнения и игры оказываются для детей более привлекательными, что значительно повышает мотивацию их деятельности.  Актуализация и простраивание новых оптимальных связей, способов взаимодействия с социумом должны включать в себя наряду с индивидуальными и групповые формы работы, а также проработку детско-родительских отношений в диаде «мать-дитя» . Опыт показал, что целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ (психологических, педагогических, логопедических и т.д.).

Уважаемые коллеги, в наших руках уникальное, проверенное веками, средство развития коры головного мозга .Введите себе за правило ежедневно заниматься с ребенком точечным массажем  минимум  по пять минут. Подарите малышу пять минут полезного общение и через некоторое время вы увидите результат.

Желаем Вам интересных занятий и успехов в работе.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по выпускной квалификационной работе "ОБОГАЩЕНИЕ СЕНСОРНОГО ОПЫТА РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР – ЗАНЯТИЙ С ДИДАКТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ."

        Значение сенсорного развития детей раннего возраста трудно переоценить. Сенсорное развитие в раннем детстве происходит с помощью узнавания цвета, формы, величин...

статья по выпускной квалификационной работе "ОБОГАЩЕНИЕ СЕНСОРНОГО ОПЫТА РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР – ЗАНЯТИЙ С ДИДАКТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ."

        Значение сенсорного развития детей раннего возраста трудно переоценить. Сенсорное развитие в раннем детстве происходит с помощью узнавания цвета, формы, величин...

Обогащение чувственного опыта детей посредством дидактических игр и упражнений

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.          Сенсорное воспитание, направленное на фо...

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий с использованием современного развивающего оборудования, в рамках консультационного пункта

Особая значимость сенсомоторного развития заключается в том, что именно оно создает  необходимые предпосылки для возникновения сложных познавательных процессов (памяти, внимания, вообра...

Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"

Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности  у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"...

Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий в работе педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми ОВЗ.

Пирамида обучения Вильямса и Шеленберга.  Сенсорные системы: аудиальная, визуальная, тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, густаторная ( вкус и запах). Игры и оборудование....