Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий с использованием современного развивающего оборудования, в рамках консультационного пункта
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шепелева Елена Евгеньевна

Особая значимость сенсомоторного развития заключается в том, что именно оно создает  необходимые предпосылки для возникновения сложных познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий с использованием современного развивающего оборудования, в рамках  консультационного пункта

Аннотация

Особая значимость сенсомоторного развития заключается в том, что именно оно создает  необходимые предпосылки для возникновения сложных познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, речи).

Ключевые слова

Сенсомоторный опыт, современное игровое оборудование, познавательные процессы, авторские дидактические игры.

Фундаментом умственного развития в дошкольном возрасте является сенсомоторное развитие ребенка. Недостатки сенсомоторного опыта ребёнка в дошкольном детстве невозможно компенсировать в  старшем возрасте.

Отечественные психологи Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Катаева, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова отмечают специфические особенности в недоразвитии сенсомоторных навыков у детей:

• дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности,

• длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов,

 не сформированы понятия формы, цвета, размера. (Они не видят разницы  между мячом и воздушным шаром, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигуры по размеру);

• у детей недостаточная дифференцированность всех видов восприятия;

• несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;

• затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;

•замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации;

• недостаточность развития мелкой моторики руки;

• трудности в формировании пространственных ориентировок.

Детям младшего дошкольного нужна специальная коррекционно-развивающая помощь, направленная на обогащение их сенсомоторного опыта, основы развития познавательной сферы в целом.

Результаты мониторинга показали, что у большинства детей (72%) низкий уровень сенсомоторного развития. Это проявляется в том, что дети не знают основные цвета, не все различают форму и величину. Так же у детей недостаточно сформированы двигательные навыки, слабо развиты мышцы мелкой моторики рук.

При обследовании уровня сформированности эталонов цвета выявили, что высокого уровня нет,   25%  детей показали средний уровень,  75% детей имеют низкий уровень.

 Сформированность эталонов формы – высокого уровня нет, 30% детей показали средний уровень, низкий уровень представлений о геометрических фигурах имеют 70% детей.

Исследование детей на знание величин показало, что только 30% детей имеют средний уровень знаний величин, правильно используют слова: большой, маленький, высокий, низкий, могут соотнести по размеру три величины. Низкий уровень  был диагностирован у 70% детей.  Мелкая моторика руки слабо развита у 92% детей.

Анализ проведенного диагностического минимума и результатов наблюдений  свидетельствовал о необходимости выбора самого эффективного средства деятельности в данном направлении – использование игровых технологий  для обогащения сенсомоторного опыта дошкольников.

Были обозначены основные задачи работы:

- сформировать у детей основные сенсорные эталоны:  цвета, формы, величины;

- повысить качество основных видов движений, мышц мелкой моторики руки;

- сформировать более устойчивый интерес к познавательной деятельности;

- повысить уровень психологической комфортности пребывания ребенка в ДОУ.

Развивающие занятия условно  разделены на 4 блока:  

I блок.  Цвет. Изучение основных цветов. 

Цвета изучаются в той последовательности, в которой они представлены в известном отрывке из стихотворения С. Шестакова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». На закрепление каждого цвета из палитры радуги отводиться по  занятий. Остальные занятия идут на дифференциацию цветов и на подведение промежуточных результатов.

II блок. Форма. Изучение геометрических фигур.

Восприятие формы является необходимой сенсорной основой любой деятельности.

Вначале изучаются фигуры полностью отличающиеся по форме. Затем фигуры близкие по форме (круг – овал). Остальные задания направлены на сравнение фигур по форме и их дифференциацию. На закрепление каждой формы отводится так же по 5 занятий.

III блок. Величина. Закрепление значения величин.

Восприятие величины осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку. Изначально используем образцы одинаковых величин. Следующий этап – различие между предметами по величине. Усложнение представлений об отношениях предметов по величине предполагает выстраивание рядов предметов по убыванию или возрастанию. Сначала дети ориентируются на общую форму образца, а потом начинают осознавать отношения между элементами. Так же – 5 занятий на закрепление.

IV блок. Мелкая моторика руки. Точные движения.

Упражнения для пальцев рук развивают подражательную способность, умение напрягать и расслаблять мышцы, переключаться с одного движения на другое. В дальнейшем сохраняется точная координация движений, умение работать с сортировкой мелких бусинок и крупы, мелких деталей конструктора. Отводится по 5 занятий.

При проведении коррекционно-развивающих занятий очень важно вызвать и поддерживать интерес детей к окружающему, к процессу изучения.  Роль игровых технологий в сенсомоторном развитии трудно переоценить. Здесь необходимы игры и игровые упражнения, которые могут привлечь внимание и заинтересовать детей.

В ходе развивающих занятий были использованы возможности современного развивающего оборудования (описание далее) и ряда  авторских дидактических игр (таблица 1)..

Модуль дидактический многофункциональный развивающий  кубКуб предназначен для развития тактильных ощущений, сенсорного восприятия, мышц мелкой моторики руки, воображения и зрительной стимуляции. Состоит из пяти многофункциональных граней, с яркими, разноцветными элементами различных размеров и форм, величин..

Дидактический модуль «Солнышко»

Яркие цвета привлекают внимание ребенка с ЗПР, необычная форма позволяет самостоятельно изучать окружающую среду в игровой форме, представлены шнуровки, геометрические фигуры.

Развивает познавательные процессы, сенсомоторные навыки,  моторику,  вестибулярный аппарат, ловкость.

Тактильные ячейки

Знакомят детей с разнообразием тактильных ощущений. Ребенок начинает тактильное обследование предметов, называя качества поверхности.

Улучшаются  навыки идентификации и исследования через прикосновения к предметам

Панель «Разноцветное домино»

 Способствует развитию   тактильных ощущений, мелкой моторики, осязательных навыков, зрительной и звуковой стимуляции. Используется для изучения цветов, геометрических фигур.

Авторские диагностические игры

Таблица 2

C:\Users\Психолог\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191018_134919_resized_20191018_015412979.jpg

Дидактическая игра

«Вязаный конструктор»

Игра предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Развивает и обогащает сенсомоторные навыки ребенка, стимулирует познавательную активность ребенка,  позволяет конструировать, совершенствует навыки счета, уточняет знания о геометрических фигурах, буквах, цифрах.

C:\Users\Психолог\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191018_134353_resized_20191018_015416925.jpg

Дидактическая игра

 «Тактильные  мешочки для счета»

Развивает и закрепляет счет в пределах 10, стимулирует тактильную чувствительность, моторику.

C:\Users\Психолог\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191018_134725_resized_20191018_015415747.jpg

Дидактическая игра

 «Найди заплатку для коврика»

Яркие картинки привлекают внимание детей, позволяют закрепить понятия о форме,  геометрических фигурах. Стимулируют усидчивость, развивают мыслительные процессы.

C:\Users\Психолог\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20191018_134612_resized_20191018_015412414.jpg

Дидактическая игра

 «Цветные моточки»

Игра позволяет закрепить знания цветов и их оттенков, тренируют мелкую моторику руки,  учит дифференцировать и обобщать.

C:\Users\Психолог\Desktop\IMG_20191021_084724_resized_20191021_084757291.jpg

Дидактическая игра

 «Чудо коврик»

Игра тренирует мышцы мелкой моторики руки, закрепляет знания цветов.

IMG_20191021_084017_resized_20191021_084758441

Дидактическая игра

 «Волшебная подушка»

Игра позволяет познакомить ребенка с эмоцией «радость», развивает навыки завязывания шнурков, тренируют мелкую моторику руки, силу и нажим.  

Применение в развивающей работе педагогов ДОУ данного оборудования позволяет преобразить игровые технологии, подобрать разнообразные, интересные  упражнения детям с, которые обогащают их сенсомоторный опыт, развивают познавательные процессы, тренируют мышцы мелкой моторики руки.

Дети научились определять  и показывать форму, величину, цвет предмета. Могут из группы объектов выделить предметы по одному признаку, пробуют действовать двумя руками, т. еразвиваются  бимануальные движения. Научились слышать и запоминать простые инструкции взрослого. Дети уже могут выразить свои эмоции при помощи цвета, учатся  подбирать цвета, соответствующие грусти и веселому настроению.

Работа по данному направлению продолжается, а по ее итогу планируется обобщение актуального педагогического опыта для распространения среди педагогов-психологов, учителей-дефектологов, воспитателей групп компенсирующей направленности дошкольных образовательных организаций, родителей (законных представителей) воспитанников.

 Библиографический список

1. Федеральный  закон  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/

2. Психолого-педагогические  технологии в деятельности школьного психологаhttp://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/vystuplenie-na-pe... 

3. Баряева Л. Б. Занятие с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в полифункциональной среде сенсорных комнат. – СПб.: СОЮЗ, 2007.

4. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.

5. Панкадж Кушваха. Сенсорные комнаты «Снузлин»: Сборник статей и методических рекомендаций. – М.: Вариант, 2001.

6. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: АРКТИ, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обогащение социального опыта детей через игровую деятельность"

Продолжая работать по проектной деятельности с детьми старшей группы дети 5 лет, была выбрана тема по игровой деятельности. И это не случайный выбор. Так как любой опыт ребенок познает в игре. Социали...

Обогащение чувственного опыта детей посредством дидактических игр и упражнений

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.          Сенсорное воспитание, направленное на фо...

«Обогащение сенсомоторного опыта ребёнка посредством инновационных технологий»

Детский точечный массаж является одним из методов работы по физическому, психическому и социальному  оздоровлению детей. ...

Консультация "Совершенствование речевого развития детей посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО»

Использование игровых технологий в сочетании с пальчиковой и дыхательной гимнастикой и самомассажем пальцев и кистей рук способствует  обогащению словаря, развитию связной  грамматически пра...

Из опыта работы Тема «Игровые технологии в использовании и закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»

Из опыта работы Тема «Игровые технологии в  использовании и закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»...

Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий в работе педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми ОВЗ.

Пирамида обучения Вильямса и Шеленберга.  Сенсорные системы: аудиальная, визуальная, тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, густаторная ( вкус и запах). Игры и оборудование....