«Формирование правильной осанки и опорно-двигательного аппарата дошкольников в хореографической образовательной деятельности».
консультация на тему

Денисова Елена Вячеславовна

Необходимость формирования у дошкольников правильной осанки и опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pravilnoy_osanki_i_oporno.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование правильной осанки и опорно-двигательного аппарата дошкольников в хореографической образовательной деятельности».

         В настоящее время, хореографическая образовательная деятельность приобретает широкое распространение в практике современного дошкольного образования и вводится в ДОУ как дополнительная. Это связано с тем, что хореография является – средством  умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют, свою потребность в движении. Приобщение детей к различным видам танцевального творчества с младшего дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей, физических данных, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

       Танцевальная деятельность в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.

В настоящие время, когда здоровые дети составляют не более 10% от общего числа, необходимость двигательного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальную социальную значимость. Занятия хореографией делает свой весьма существенный вклад в дело оздоровления подрастающего поколения.

На занятиях по хореографии  много времени отводится для приведения осанки в ее оптимальное состояние. Так как по последним данным науки, внутренней причиной возникновения сколиоза у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести. Ведь неправильная осанка, плохая походка, слабый позвоночник не дают правильно дышать, а правильное насыщение кислородом очень важно для хорошего состояния всех внутренних органов и для поддержания в должном состоянии здоровья детей всех возрастов.

Увеличение количества детей, страдающих нарушениями осанки, создаёт проблемную ситуацию со здоровьем подрастающего поколения в целом. Потенциально неблагоприятный прогноз, связанный с последствиями нарушений осанки в детстве, рано или поздно обернётся снижением функциональных возможностей всего организма.

На сегодняшний день имеется большое количество исследований, посвящённых формированию правильной осанки у дошкольников. Однако, появление рекомендаций в методической литературе, научных публикациях по вопросам формирования осанки у дошкольников, как мы видим, не снижает остроту данной проблемы.

В результате исследования научно-методической литературы было установлено, что в настоящее время к танцевально-хореографическим упражнениям наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни.

Поэтому на занятиях хореографией большое внимание уделяется развитию подвижности, эластичности и гибкости суставов, мышц, происходит постепенная установка верного положения позвоночника по средствам создания мышечного корсета.

Что касается опорно-двигательного аппарата, то здесь наблюдается отклонение в виде плоскостопия и косолапость стоп. И здесь трудно не отметить значение занятий хореографией для профилактики  данных заболеваний.

Несомненно, основными средствами формирования правильной осанки традиционно принято считать лечебную физкультуру (ЛФК), плавание и массаж. Все перечисленные средства, как и все в медицине, многократно исследованы и признаны  эффективными. Помимо этого, исследованиями установлено, что на занятиях лечебной физкультурой, проводимых в дошкольных образовательных учреждениях, наблюдается отсутствие интереса у детей к двигательной деятельности в связи с однообразием.

Данные обстоятельства заставляют искать новые подходы, расставлять другие акценты, определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создают стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование правильной осанки. К таким средствам целесообразно отнести упражнения хореографии и танца, которые имеют достаточно широкий спектр воздействия на личность ребенка – отмечает Л.Н. Эйдельман, кандидат педагогических наук в статье «Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников».

На занятиях хореографией используются упражнения, которые помогут детям избавиться от некоторых недугов, связанных с нарушениями осанки. Это разнообразные упражнения для спины, стопы, различные виды шагов, да буквально каждое движение призвано положительным образом влиять на осанку и опорно-двигательный аппарат. Потому занятие хореографией имеет не только художественно-эстетическое значение, но и главным образом оказывает здоровье сберегающее влияние на организм дошкольника.

Более двух с половиной тысяч лет назад Платон сказал: «Танцы назначены для образования тела». И сегодня эти слова звучат актуально.

Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же систематические занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на  формирование правильной осанки, способствуют исправлению функциональных нарушений, укреплению "мышечного корсета", развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти, физическое развитие и оздоровление детей.  

В каждое занятие для поддержания интереса к двигательной деятельности, а, следовательно, и к процессу овладения навыком правильной осанки, целесообразно включать упражнения, направленные на развитие творческой деятельности, применять игровую форму проведения занятий. Следует обращать внимание на внешний вид занимающихся детей, одежда должна быть свободной, не стесняющей движение.

Выполнение танцевально-хореографических упражнений под музыкальное сопровождение, личная заинтересованность ребенка, его эмоциональное состояние на занятиях, яркие выступления вызывают у детей положительные эмоции, влияют на повышение функциональных процессов организма, содействуют его общему оздоровлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата у дошкольников»

Нарушения – это отклонения от нормальной осанки. Нарушения осанки не являются заболеваниями, а представляют собой условно обратимые искривления позвоночника.  В дальнейшем эти отклонения от нормы...

Мастер – класс Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата (с использованием сухого бассейна)

Предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче, чем исправить ее. Приобретение правильной осанки - длительный процесс.  Основой профилактики и лечения нарушений осанки является ...

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у дошкольников

Основные аспекты формирования правильной осанки и рекомендации по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста...

"Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата Игры и упражнения в «сухом бассейне»

Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а такж...

Сценарий педагогического совета на тему: «Развитие опорно-двигательной системы организма и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности»

Сценарий педагогического совета на тему: «Развитие опорно-двигательной системы организма и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности» с интере...

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у дошкольников

Совершенствование физического воспитания в дошкольных учреждениях в настоящее время невозможно без упражнений на профилактику осанки и развитие нижних конечностей, направленных на улучшение физическог...

Статья "Формирование правильной осанки и развития психомоторных способностей дошкольников средствами ритмики и фитбол-гимнастики"

quot;Формирование правильной осанки и развития психомоторных способностей дошкольников средствами ритмики и фитбол-гимнастики"...