Игры с незначительной психофизической нагрузкой
картотека на тему

Бутова Юлия Викторовна

Подвижные игры

с незначительной психофизической нагрузкой (малоподвижные игры, динамические паузы)

 

Цель таких игр – снижение общефизиологической нагрузки на организм ребенка после проведения физкультурного занятия  или после игры с большой эмоциональной нагрузкой (т.е. после игры с тренирующей психофизической нагрузкой).

 Подвижные игры с незначительной психофизической нагрузкой помогают снизить общую нагрузку, успокоить детей или повысить их внимание, сосредоточить  его перед началом занятия.

            Игры, включающие различные задания для мышц челюстно–лицевой области, могут быть рекомендованы для детей любых групп здоровья. Для детей более ослабленных целесообразно начинать занятия с упражнений, направленных координацию движений.

            Исходное положение ребенка при занятиях этими играми – стоя, сидя на стуле, ходьба в медленном или среднем темпе.

            Продолжительность игр – 5 минут. Число повторений игры – 2- 4 раза подряд. Допускается проведение 2- 3 игр, несложных по сюжету.

            Амплитуда движений в этих играх небольшая: в работу в основном включаются мелкие и средние мышечные группы, для крупных мышечных групп даются лишь элементарные движения.

            Имея развлекательную форму, игры могут оказывать и специальное влияние, например, тренировать вестибулярный аппарат. Значение игр не ограничивается развлекательным и специальным воздействием: они развивают некоторые моральные качества и моторные навыки: внимание, быстроту реакции, четкость выполнения и координацию движений (особенно в мелких и средних мышечных группах).

            В данные игры вводятся различные движения для рук, ног, туловища. Полезно при их проведении использовать музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_neznachitelnoy_nagruzkoy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Игра с пальцами (2 – 3 года)

Дети сидят перед инструктором на стульях или скамейке. Инструктор внятно читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Дети подражают ему, а в дальнейшем самостоятельно двигают пальцами, обращаясь к мизинцу на левой руке:

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Правый же Большой плясал,

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так.

А Мизинец стал играть,

Братьев – слушать приглашать.

Раз – два – три – четыре - пять.

На этот счет дети разгибают пальцы и начинают новую игру или

2 – 3 раза повторяют эту.

Пальчик о пальчик

Дети сидят на стульях перед инструктором. Под песенку взрослого повторяют за ним движения:

        

        Пальчик о пальчик тук да тук                          Повторить 2 раза

        Хлопай, хлопай, хлопай!                                  Хлопают в ладоши

        Ножками топай, топай!                                     Повторить 2 раза

        Спрятались, спрятались.                                   Закрывают лицо руками

        Пальчик о пальчик тук да тук.                         Повторить 2 раза

На этот счет дети разгибают пальцы и начинают новую игру или

2 – 3 раза повторяют эту.

Филин (2 – 5 лет)

Дети сидят полукругом. По сигналу инструктора «День!» дети – «филины» поворачивают головы вправо – влево. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперед и взмахивают руками – «крыльями», опускаясь вниз, протяжно, без напряжения, произносят «у –у -  ф – ффф».

Повторяется игра 2 – 4 раза. Инструктор контролирует правильность осанки.

Шарик

 (дыхательное упражнение)

Дети стоят полукругом. «Надувают шары»: широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик – «Ф – Ф – Ф», медленно соединяют ладони под шариком. Вдруг шарик лопается. Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух, дети произносят «Ш – Ш – Ш», делают губы хоботком и складывают руки на коленях.

Повторяется упражнение 4 раза.

Передача мяча (3 – 5 лет)

Дети становятся или садятся в круг и передают по кругу два мяча – один навстречу другому. При встрече мячей дети говорят «Встретились!». Те, у кого мячи - идут в противоположном направлении друг от друга. Встретившись вновь, дети останавливаются, ударяя мячи друг о друга и отдают другим детям в кругу, сами встают вне круга. Когда в кругу остается только двое детей – игра повторяются и эти дети начинают игру.

Зайка серый умывается ( 3 – 5 лет)

Один из играющих назначается зайкой. Все остальные дети становятся в круг. «Зайка» занимает место в середине круга. Дети, стоящие в кругу, говорят вместе с инструктором:

        

        Зайка ходит в гости к людям.

        Мы с ним вместе мыться будем,

        Зайка вымыл рот и уши.

        Он хороший, он послушный.

        Он помоет также лапки,

        Оботрет их чистой тряпкой.

        Одевается скок, скок –

        В гости мчится со всех ног.

«Зайка» проделывает все движения, соответствующие тексту. Дети повторяют за ним. Тот к кому «Зайка пришел в гости», из стоящих в кругу, становится «Зайкой», и игра заканчивается, когда сменится 5 – 7 «зайчиков».

Чья лошадка быстрее (4 - 7 лет)

Трое детей (участников может быть и больше), стоя (можно сидя), держат в руках палочки длиной 20 см, к которым за веревку привязаны игрушечные лошадки на колесах. Дети находятся на расстоянии 15 – 20 шагов от лошадок (веревки натянуты). Кто из детей быстрее «прискачет», наматывая веревку на полочку – тот и выиграл скачки.

Вариант игры: Наматывая веревку на палочку, чтобы лошадка прискакала быстрее, ребенок подбадривает ее щелчками языка.

Зоопарк (5 – 7 лет)

Часть детей (одна подгруппа) выбирают роль животного. Для младших детей роли назначаются инструктором. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» - обруч, на стул, в круг нарисованный на земле (если игра проходит на воздухе). В «клетке» может быть и несколько «зверей». Не занятые в ролях дети (вторая подгруппа) встают за инструктором, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк ». Приехав и прогуливаясь по «зоопарку», инструктор с детьми спрашивают: «Какой зверь проживает в этой клетке?». Сидящие в «клетках» звери должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» отгадывают зверей. И так от «клетки» к «клетке».

Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей. Затем дети и бывшие «звери» изображают поезд и все «едут домой».

Слова для упражнения «едем на поезде»:

        Вот поезд наш едет,

        Гудит паровоз,

        Далеко, далеко

        Ребят он повез.

        У – у – у - у – у.       ( повторить 2 раза).

        

Стул есть – никак ни сесть (5 -7 лет)

Дети сидят на стульях. Перед сидящими детьми стоит один свободный стул. Каждый из игроков поочередно должен подойти к этому стулу и сесть на него. Затем играющий должен крепко закрыть глаза, встать со стула, пройти два шага вперед, повернуться вокруг себя кругом, с закрытыми глазами вернуться и сесть на стул. Следующий должен делать то же.

Правила игры: Нельзя открывать глаза и подсматривать, подсказывать, сбивать. Первый раз игра проводится с открытыми глазами. Выигрывает тот, кто сделал меньше ошибок.

Вариант игры: Игру можно усложнить: перед тем как вернуться обратно и сесть на стул сделать дополнительно один или два поворота, или проделать несколько дополнительных упражнений.

Найди и промолчи (4 -7 лет)

Дети сидят на корточках, повернувшись к стулу лицом, с закрытыми глазами и прикрытым ладонями лицом. Инструктор кладет предмет на заметное место. После слов «Раз, два, три – ищи!» дети открывают глаза, поднимаются и ходят по залу, разыскивая предмет. Первый увидевший его не должен показывать другим, что знает, где предмет, а молча подходит к инструктору,  на ухо говорит, где предмет, и садиться на стул.

Правила игры: Нельзя подсматривать, когда инструктор прячет предмет. Заранее оговаривается, куда предмет может быть спрятан, куда предмет прятаться не будет, чтобы избежать травматизма.

Чик – чирик (5 -7 лет)

Дети строятся в круг. Водящий выбирается считалкой, он стоит в центре круга с закрытыми глазами. Инструктор молча указывает на одного из игроков в кругу, ребенок выходит, кладет руку на плечо ведущему и произносит «Чик – чирик!». Ведущий не открывая глаз должен угадать голос игрока, назвать его имя.

Правила игры: Ведущий не должен подсматривать. Игроки не должны подсказывать ведущему кто его позвал.  

Вариант игры: Для усложнения игры можно использовать ходьбу по кругу, выбор игрока может делать сам ведущий вытянув руку вперед, игроки могут менять голос.

Цветок (4 -7 лет)

Дети сидят или лежат: голова и туловище прямо, шея вертикально, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки и прижаты друг к другу. Очень медленно попарно разгибать и отводить сначала большие пальцы, затем указательные и поочередно другие. Потом, прижав локти друг к другу, разводят обе ладони в стороны –«цветок» открывается. Таким же образом очень медленно и плавно «цветок» закрывается. Игра (упражнение игрового характера) повторяется 4 -6 раз.

Правила игры: При выполнении контролируется носовое дыхание при сомкнутых губах. Нельзя резко выполнять движения и пропускать элементы движений.

Хомячки (3 -7 лет)

Игровое упражнение проводиться во время круговой разминки. Слова:

Будем ходить 10 (в старших -15 шагов)

с толстыми щечками, как у хомячков.

Для этого надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом. Затем по сигналу инструктора хлопнуть по щекам кулачками –выпустить воздух изо рта, «щечки опять стали как у ребят», проходят 10 (старшие группы 15 минут) –стали «хомяками». Игровое упражнение повторяется 4 -6 раз.

Правила игры: Инструктор контролирует правильную осанку детей и четкость выполнения заданий.

Запрещенное движение (6 -7 лет)

Дети стоят в кругу, инструктор показывает разные гимнастические упражнения последовательно для рук, для ног, для туловища.

Правила игры: Дети повторяют все упражнения, кроме одного условленного заранее – «запрещенного».

 

Вариант игры: Игра может быть усложнена –вместо «запрещенного» движения, например, вытягивание рук вперед –дети должны хлопнуть в ладоши.

Четыре стихии:

земля, вода, воздух, огонь (6 -7 лет)

Играющие стоят в кругу. Инструктор договаривается с детьми, какие движения будут выполняться при командах игры «четыре стихии»:

Земля –       опускаются на корточки, руки вниз

Вода -          руками изображают волны, приседая на месте

Воздух -      кружатся медленно вокруг себя , руки в стороны

Огонь -        прыгать на месте, руки вверх

Кто из игроков неправильно выполняет упражнения, тот выбывает из игры. Игра проводится до выявления нескольких победителей.

Правила игры: Необходимо быстро и правильно выполнять все упражнения.

Ухо – нос (6 -7 лет)

Дети стоят в кругу (можно посадить детей на ковер). Играющие должны хлопнуть перед собой в ладоши, взявшись правой рукой за свое левое ухо, а левой за нос. Затем, хлопнув в ладоши, наоборот, взяться левой рукой за правое ухо и правой рукой взяться за нос.  Игровое упражнение повторяется несколько раз.

Правила игры: Кто меньше раз ошибется, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре.

Кулак – ладонь (6 -7 лет)

Дети стоят (можно посадить детей на ковер). Все должны сжать левую кисть руки в кулак, пальцы вверх. Вытянутые пальцы правой руки упираются в кулак левой руки. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой.

Правила игры: Движения должны быть быстрыми и точными. Выигрывает тот, кто точно и четко выполняет движения.

Динамическая пауза (4 -7 лет)

«Весна»

Солнце засветило                    - руки вверх

Сугробы растопило                 - руки вниз

Теплую погоду                        - руки в стороны, поворот вправо

Принесла весна                        - руки в стороны, поворот влево

Грачи к нам прилетели           - махи рук

И еж                                          - руки к груди, голову вниз, присели

С медведем                         - руки вверх, голову поднять, выпрямиться

Знают:                                       - указательный палец

Пора им просыпаться            - потянуться

Весною любоваться!                - посмотреть по сторонам

Динамическая пауза (4 -7 лет)

«Лето»

Летней жаркою порой                          - стоя на месте

Пойдем на речку мы с тобой!              - ходьба на месте

Будем плавать, загорать                       - имитация плавания

Землянику собирать.                             – имитация сбора ягод в ладони

Слушать, как поет соловей!                 - правая ладонь к правому уху

Как журчит прозрачный ручей!           - левая ладонь к левому уху

Наблюдать, как возле водицы              - присесть на корточки

Стрекоза со стрекозой резвиться!        - выпрямиться

Динамическая пауза (4 -7 лет)

«Осень»

Ораньжевый, желтый, красный     - махи руками вправо, вперед, влево

Листья осенние, как вы прекрасны!  - развести руки в стороны

Ветер вас в танце кружит.                – поднять руки и покружиться

Дождик с вами дружит.                      – пожать руки рядом стоящим

Жаль только,                                        - развести руки в стороны

Птицы на юг улетают!                        - махи руками вверх - вниз

И как красива осень,                           - развести руки в стороны

Грач с ласточкой не знают!                - покачать головой

Динамическая пауза (4 -7 лет)

«Зима»

На улице зима                                     -руки развести в стороны

И стало холоднее.                               –поглаживаем себя, «ежимся»

Теперь одежда нам нужна теплее.    –указательный палец

Чьи варежки?                                      -выставили руки вперед

Мои!                                                     -руки к себе

Чья шапочка?                                      -руки к голове

Моя!                                                     - руки к себе

Чей шарфик?                                       -руки к шее

Мой!                                                     -руки к себе

Пойдем гулять скорей с тобой!         -шаги на месте

Чтобы ножки не замерзли –               -руки на колени

Мы потопаем!                                      -шаги на месте

Чтобы ручки не замерзли –                -выставили руки вперед

Мы похлопаем!                                   -хлопки в ладоши

А чтобы было веселее –                     -руки в стороны

Мы снежки лепить начнем!               -«лепим снежки»

Будем весело играть –                        -«бросаем снежки»

Хорошо зимой гулять!                      

Динамическая пауза (4 -7 лет)

«Как у бабушки Наташи»

Как у бабушки Наташи             -имитация платочка

Ели вкусную мы кашу!                - держим тарелку

Каша пшенная с дымком,            - рисуем дымок

С хлебом,                                       - выставили правую руку

С маслом,                                       - выставили левую руку

С молоком!                                    - держим кружку

Взяли мы большие ложки         - «держим ложку»

Съели все до самой крошки!      

Вот какая каша                              жалеем живот

У бабушки Наташи!

Динамический этюд (4 -7 лет)

«Сороконожка»

Шла сороконожка                         - руки на плечи другого ребенка,

По сухой дорожке.                          шаг в шаг,

                                                          ритмичный шаг слегка пружиня

Вдруг закапал дождь: кап!           - останавливаются, слегка присели

Ой, промокнут сорок лап!            

Насморк мне не нужен                  - поднимают высоко колени,

Обойду я лужи!                               шагают через «лужи»

Грязи в дом не принесу                 - останавливаются,

Каждой лапкой потрясу                  трясут правой ногой, левой ногой

И потопаю потом,                          - топают ногами

Ой, какой от лапок гром!

Массаж для пальцев (5 -7 лет)

Раз, два, три, четыре, пять -       - пальцы левой руки к пальцам правой руки

Вышли пальцы погулять.          – хлопки в ладоши

Этот пальчик самый сильный,  - массаж правого большого пальца, левого

Самый толстый и большой.      

Этот пальчик для того               –массаж правого указательного пальца, левого

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный   -массаж правого среднего пальца, левого

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,        -массаж правого безымянного пальца, левого

Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал,             -массаж правого мизинца, левого

Очень ловок и удал.

Игровое упражнение на релаксацию (5 -7 лет)

« Опёнок »

Исходное положение – присесть на корточки.

Влез опёнок на пенёк,                -встать

Простоял один денек.              

На ветру качался,                       -руки на поясе , наклоны вправо -влево

Низко наклонялся.            

Тоненький, тоненький,              -руки на поясе, наклоны вперед -назад

Ножка, как соломинка.

А, потом, склонился -                -руки по швам, наклон прямо

И совсем свалился.                    –присесть на корточки      

Игровое упражнение (5 -7 лет)

«Самокат»

Самокат! Самокат!          -правая нога поднята –имитация отталкивания

Я самокату очень рад!

Сам качу! Сам качу!       -левая нога поднята –имитация отталкивания

Самокат, куда хочу!    

Игровое упражнение с мячом (5 -7 лет)

« Мячик »

Отбивание мяча о пол.

Бьют его, а он не злится,

Он все больше веселится!

Как ни странно,

Без битья, нет для мячика житья!

Выигрывает тот, у кого мяч самый послушный.

Пальчиковая гимнастика (6 -7 лет)

На базаре, спозаранок

Накупил баран баранок.

Для барашек, для овечек.

10 маковых колечек, 9 сушек, 8 плюшек, 7 лепешек, 6 ватрушек, 5 коржей, 4 пышки,  3 пирожных, 2 коврижки

И 1 калач купил –

Про себя не позабыл!

А для жёнушки –

Подсолнушки!

Массаж спины в колонне (5 -7 лет)

« Паровоз »

Чух – чу, Пыхчу, пыхчу!          - стучим по спине друг друга кулачками

Стоять на месте не хочу!

Чух – чу, Пыхчу, пыхчу!          - повернулись, тоже в другую сторону

Стоять на месте не хочу!

Стоять на месте не хочу,         - стучим раскрытыми ладонями по спине

Колесами стучу, стучу!

Стоять на месте не хочу,          - повернулись, тоже в другую сторону

Колесами стучу, стучу!

Колесами стучу, стучу,             - гладим спину ладонями

Садись скорее, прокачу!

Колесами стучу, стучу,             - повернулись, тоже в другую сторону

Садись скорее, прокачу!

Массаж спины и рук в колонне (6 -7 лет)

«Зайкин огород»

Был у зайки огород,                   - приставляем ладони к голове

Ровненьких две грядки,             – гладят ладонями по спине и рукам

Там играл зимой в снежки,       – легко стучат пальцами по спине и рукам      

Ну, а летом в прятки,                 - прячут ладони под лопатками          

А весною, в огород,                   - шаги на месте

Зайка с радостью идет.              – имитация по тексту

Но, с начало все вскопает,

А потом, все разровняет.

Семена просеет ловко.

И пойдет сажать морковку-

Ямка – семя, ямка – семя.

Закопает, разровняет,

И, глядишь, на грядках вновь-

Вырастут горох, морковь.

А, как осень подойдет-

Урожай свой соберет.

Все собрал, и как раз,

Здесь закончился рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Игры на регуляцию психофизического состояния"

Знакомство педагогов с играми на регуляцию психофизического состояния; повышение уровня эмоционального состояния, снижение мышечного тонуса, создание настроя на лиричный лад....

Игры с тонизирующей психофизической нагрузкой

Подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой (игры средней подвижности)             Цель таких игр – стимулировать двигатель...

Игры с тренирующей психофизической нагрузкой

Подвижные игры с тренирующей психофизической нагрузкой (игры большой подвижности)             Цель таких игр – стимулировать двигательн...

Игры с умеренной психофизической нагрузкой

Подвижные игры с умеренной психофизическойнагрузкой (малоподвижные игры) Цель таких игр – снижение общефизиологической нагрузки на организм ребенка после проведения физкультурного занятия...

Игры на регуляцию психофизического состояния

Игры на регуляцию психофизического состояния...

Игры на регуляцию психофизического состояния дошкольников

Представлены игры на регуляцию психофизического состояния дошкольников, снятие психоэмоционального напряжения...